Обобщать и закреплять знания по теме;
- Развивать ассоциативную связь, используя компьютерные технологии.
- Формировать уверенность в образовании и употреблении родственных слов;
- Развивать связную речь, творческое воображение;
- Продолжать формировать умение выделять главное, скрытый смысл, делать умозаключения.
- Воспитывать бережное и заботливое отношение к животным и птицам,
- Учить проявлять его практически.
Оборудование: сюжетные и предметные картинки по теме, серия сюжетных картин «Кормушка».
Предварительная работа: изучение лексических тем: «Зима», «Зимующие птицы», «Дикие животные», «Домашние животные».
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Логопед читает стихотворение С. Маршака «Зима»:
Сыплет, сыплет снег охапками
На поля зима.
До бровей накрылись шапками
Во дворах дома.
Ночью вьюга куролесила,
Снег стучал в стекло.
А сейчас – гляди, как весело
И белым-бело.
Беседа о зиме:
Что такое зима?
- когда наступает она?
- какая зима?
- что вам нравится зимой?
- объяснить понятия: вьюга, куролесила, охапками.
2. Дети читают стихи, выученные заранее:
Всех сегодня удивила
И немного рассмешила,
Тихо-тихо к нам пришла,
Наша зимушка-зима!
Снег охапками бросала.
Окна всем разрисовала.
Куролесила до слёз,
Всюду стужа и мороз.
Все дворы запорошила
Детвору развеселила
Вот санки и снежки
Толстые снеговики!
Мерзнут бедные зверюшки,
И пернатые пичужки.
Заяц мчится от лисы.
Как дожить им до весны?
3. Компьютерная игра: «Кто, где зимует?», с использованием слайдов с изображением животных.
Логопед предлагает детям стать вокруг компьютера и помочь в рассказывании стихотворения, договаривая последние слова, на мониторе появляются соответствующие картинки животных. Последние две строчки картинками не животных, а их жилища. Затем на мониторе все жилища животных, а животные расположены внизу. Предлагается детям самим назвать, кто, где живет, перетаскивая мышкой животных в их жилище.
«Кто где живет?»
Медведь спит (в берлоге)
Воробей сидит (под крышей)
Лиса устроилась (в норе)
Жучка в теплой (конуре)
Белка спряталась (в дупле),
Ежик спит в сухой (траве).
В логове лежит (волчица),
Под кустом дрожит (зайчишка).
При необходимости давать подсказку. Повторяют еще раз, дети участвуют более активно.
4. Физ. минутка: « Про зиму»:
Вьюга злится, (руки перед собой, сжимать, разжимать кулачки)
Снег кружится, (волнообразные движения руками в стороны)
В конуре неважно спится. (дом руками над головой)
Даже смелый пес Трезор (пальчиками показать собаку, двумя руками)
Стал проситься в коридор. (средние пальчики открываются — закрываются)
5. Составление рассказа по серии сюжетных картин «Кормушка», Р. А. Васильева, Г. Ф. Суворова: «Альбом сюжетных картинок по развитию речи».
Даны три картинки. Их объединяет сюжет: забота о птицах. Составляя рассказ по этим картинкам, кроме задачи по развитию речи детей, развитию творческого воображения, ставится воспитательная задача: формировать заботливое и бережное отношение к братьям нашим меньшим.
Первая картинка: Заснеженный сквер. На одном из деревьев висит кормушка, она занесена снегом. На ветках сидят снегири, синички, ворона.
Вторая картинка: В сквер пришли дети. Они решили помочь птицам. Одни сметают снег с кормушки, другие насыпают корм, развешивают ягоды и кусочки сала.
Третья картинка: Дети отошли в сторонку, к скамейке. Они наблюдают за птицами и улыбаются. На кормушке «птичий обед».
Вводная беседа:
Каких зимующих птиц вы знаете?
- Почему зимой птицы жмутся к жилью?
- Чем можно помочь нашим пернатым друзьям?
Выставляется сразу все три картинки. Детям предлагается рассмотреть их, разложить по порядку, а затем составить рассказ по каждой из картинок, по очереди. В ходе составления рассказа давать подсказки и помощь. Особо выделить описание зимней природы в начале рассказа. Можно опираться на личный опыт: а вы помните, когда проснулись утром, а на улице все белым-бело.
Когда рассказ будет составлен, предложить оценить поступок детей, подобрать слова, характеризующие детей, их действия. Затем дети озаглавливают каждую часть (картинку) рассказа, и рассказ в целом. Если дети хорошо справляются с заданиями, можно предложить озаглавить словами-действиями, словами-признаками. Например:
1. Снег. Засыпало. Помогите! Встревоженные, голодные.
2. Помощники. Выручают. Дружные.
3. Веселое щебетанье. Радуются. Веселые.
Подводится краткий итог составления рассказа. Выводы.
Игровая ситуация: Птицы просили помочь им, найти родственников зиме.
Вспомнить, что такое «родственные слова», подобрать такие слова к слову – зима: (зимушка, зимовать, перезимовать, зимовье, зимние, зимующие, и т. д.)
6. Итог занятия.
Циркунова Нина Ивановна,
учитель-логопед высшей
квалификационной категории
МБДОУ детский сад №10
г. Апшеронск, Краснодарского края
Вера Курбанова
Конспект подгруппового логопедического занятия в средней группе «Зима»
Конспект предназначен для детей средней логопедической группы . Материал будет полезен учителям-логопедам в ДОУ .
Задачи :
1. Уточнение и расширение словаря по теме (зима , мороз, снег, лёд, снеговик, дуть, холодно) .
2. Развитие физиологического дыхания.
3. Развитие фонематического восприятия.
4. Развитие артикуляционной и мелкой моторики.
5. Развитие связной речи.
Оборудование : Аппликации снеговика по количеству детей, снежинки на нитке или ватка, снежинки из картона с изображением признаков зимы, сюжетная картина с изображением зимы.
Ход занятия
1. Организационный момент. Логопед приглашает детей в кабинет, здоровается и раздает снежинки. Дети садятся на свои места и переворачивают картинки.
2. Логопед : Сегодня мы с вами поговорим о зиме и её признаках. У кого изображена картинка, связанная с зимой, тот поднимет руку и говорит, что на ней изображено.
Дети : У меня на картинки идёт снег, у меня дети лепят снеговика, а у меня дети катаются на санках.
3. Логопед : Молодцы! А теперь мы сделаем артикуляционную гимнастику перед зеркалом, чтобы научится красиво говорить. Выполняются упражнения «Улыбка» , «Трубочка» , «Лопатка» , «Иголочка» . После каждого упражнения дети отдыхают и проглатывают слюну. Вы хорошо выполнили гимнастику!
4. Логопед : Логопед приглашает детей к доске, на которой выставлена картинка с изображением зимы. Какое время года изображено на картинке?
Дети : На картинке нарисована зима .
Логопед : А по каким признакам вы догадались?
Дети : Вокруг лежит снег, всё белое, дети катаются на санках и коньках, лепят снежки.
Логопед : А давайте посмотрим внимательно, как одеты дети. Какая на них одежда?
Дети : Дети одеты тепло, потому что на улице холодно. Они в тёплых шубах, шапках, в перчатках и в зимних сапогах.
Логопед : А что делает мальчик в синей шапке?
Дети : Он кормят птиц хлебными крошками.
Логопед : А какой снег?
Дети : Белый, пушистый, холодный.
5. Логопед : Правильно! Вы все молодцы! На снежинки дует сильный ветер-это зимняя вьюга. Логопед дует на снежинку , которая прикреплена к нитке. Сделайте вдох и подуйте на снежинку, не раздувая щёк, а губы вытяните трубочкой. Снежинка должна быть расположена на уровне рта на расстоянии 10 см. Молодцы!
6. Логопед : К нам в гости пришёл снеговик (логопед достаёт изображение снеговика) . Но у него нет друзей, ему очень скучно. Давайте все вместе соберём ему друзей. Логопед раздаёт аппликации со снеговиками. Дети собирают поэтапно снеговиков. Замечательно!
7. Логопед : А теперь внимательно послушайте ушками и хлопните в ладоши один раз, когда услышите звук [с]. Логопед перечисляет слова , а дети хлопают : Зима , санки, мороз, снеговик, синица, заяц, декабрь, слякоть, снегирь.
8. Окончание занятия : Логопед предлагает детям вспомнить, что мы сегодня делали, и что нового узнали, что больше всего понравилось. Логопед оценивает работу детей и хвалит их.
Публикации по теме:
Конспект фронтального подгруппового логопедического занятия в старшей группе «Звуки С, Сь». Конспект открытого подгруппового логопедического занятия в старшей группе. Тема «Звуки [с], [с‘]. Задачи. 1. Корекционно- образовательные:.
Конспект индивидуально-подгруппового логопедического занятия в соответствии с ФГОС Конспект индивидуально-подгруппового логопедического занятия. (в соответсвтвии с ФГОС) Вид занятия: тренировочное.
Конспект индивидуально-подгруппового логопедического занятия: «Звук [Л]» Конспект индивидуально-подгруппового логопедического занятия. Вид занятия: тренировочное.
Конспект логопедического подгруппового коррекционного занятия по автоматизации звука [с] Конспект логопедического подгруппового коррекционного занятия по автоматизации звука "С" Подготовила и провела: логопед Шульц Ольга Викторовна.
Конспект подгруппового логопедического занятия. Дифференциация звуков [л’] и [й] в слогах, словах, фразах Тема: Дифференциация звуков "Ль" и "Й". Цель: Коррекционно- образовательные: - Уточнить и закрепить артикуляционно-акустическую характеристику.
Тема: «Домашние животные» Коррекционно-развивающие задачи: 1. Систематизировать знания детей о домашних животных и их детенышах. 2. Развитие.
Конспект подгруппового логопедического занятия «В гости к Лунтику и его друзьям» Конспект подгруппового логопедического занятия «В гости к Лунтику и его друзьям.» Задачи Образовательные: 1. автоматизировать звуки Л, ЛЬ.
Людмила Вейнбергер
Конспект логопедического занятия «Зима»
Тема : Зима .
Коррекционно – образовательные задачи : формировать умение подбирать однокоренные слова; образовывать глаголы прошедшего времени; преобразовывать имена существительные единственного числа во множественное число.
Коррекционно – развивающие задачи : активизировать словарь по теме; развивать логическое мышление, внимание; развивать умение подбирать имена существительные к глаголам.
Коррекционно – воспитательные задачи : воспитывать у детей интерес к изменениям, происходящим в природе зимой.
Оборудование : предметные и сюжетные картинки по теме, «снежный ком» .
Ход занятия
I.Организационный момент.
Логопед : Ребята, отгадайте загадку.
Укрыла землю пуховым одеялом,
Сковала реки крепким льдом,
Узоры на окне нарисовала
Искристым белым серебром. (Зима )
II.Развитие лексико – грамматических категорий.
Логопед : Сегодня мы будем играть в игры и все они будут о зиме.
А помогать нам будет снежный комочек.
Покатился снежный ком,
Для себя нашел он дом.
В доме том игра – загадка.
Подберите к ней отгадку.
Игра с мячом «Назови признаки зимы» .
Логопед : Мяч скорее ты лови,
Полным предложением говори.
(Дети ловят мяч и называют признаки зимы) .
Для себя нашел он дом.
В доме том игра – загадка.
Подберите к ней отгадку.
Игра «Слова - родственники» .
Логопед : Ребята, чем покрыты земля зимой?
Дети : Снегом.
Логопед : У слова снег есть слова – родственники. А какие это слова сейчас
мы узнаем. Они похожи по своему звучанию.
(Логопед выставляет предметные картинки и проводит игру. Снег –
снежинка, снегири, снеговик, снегопад, снегоход, Снегурочка)
Логопед : Снежный комочек катится дальше и снова игра.
Игра «А что вчера» .
Логопед : Я много знаю о снеге и о том, что с ним может происходить. Я
Буду рассказывать, что происходит со снегом сейчас, а вы мне
должны ответить так, как будто это происходило вчера.
Сегодня снег блестит, а вчера …
Сегодня снег падает, а вчера…
Сегодня снег сверкает, а вчера…
Сегодня снег тает, а вчера…
Сегодня снег хрустит, а вчера…
Сегодня снег идет, а вчера…
Для себя нашел он дом.
В доме том игра – загадка.
Подберите к ней отгадку.
Игра «Подбери признак»
Логопед : Ребята, подберите нужные слова. Снег какой?
Дети : Белый, легкий, блестящий…
Логопед : Снежинка какая?
Дети : Легкая, красивая, воздушная.
Логопед : Зима какая ?
Дети : Морозная, холодная, снежная…
И опять нашел он дом.
В доме том игра – загадка.
Подберите к ней отгадку.
Игра «Подарки снеговикам»
Логопед : Дети, отгадайте загадку.
Мы его слепили сами :
Разукрасили углями,
Сделали ему животик,
Улыбающийся ротик,
Нос – морковка, глазки- льдинки…
На протоптанной тропинке
Из снежинок он возник
Симпатичный. (Снеговик!
(На доске снеговик и снеговичок)
Логопед : Ребята, что мы подарим снеговику, а что снеговичку?
Дети : Снеговику подарим снежинку, а снеговичку – снежиночку.
Снеговику подарим сосульку, а снеговичку – сосулечку.
Снеговику подарим санки, а снеговичку – саночки.
Снеговику подарим шарф, а снеговичку – шарфик.
Снеговику подарим елку, а снеговичку – елочку.
Физминутка «Снеговик»
Давай, дружок, Дети идут по кругу друг за другом, изображая,
Смелей, дружок, что катят перед собой снежок.
Кати по снегу свой снежок.
Он превратится в толстый ком, Останавливаются, «рисуют» двумя руками ком.
И станет ком снеговиком. «Рисуют» снеговика из трех кругов разного раз-
Его улыбка так светла! Показывают руками на лице улыбку.
Два глаза, шляпа, нос, метла. Показывают глаза, прикрывают голову ладош-
кой, показывают нос, встают прямо, держат
воображаемую метлу.
Логопед : Ребята, катится снежный ком и снова игра.
Игра «Сосчитай»
Логопед : Какое время года изображено на картине?
Дети : Зима .
Логопед : Сколько снежинок на картине?
Дети : Одна снежинка, две снежинки, три снежинки, четыре снежинки, пять
Снежинок
Логопед : Сколько снеговиков на картине?
Дети : Один снеговик, два снеговика, три снеговика, четыре снеговика, пять
снеговиков.
Логопед : Сколько на картине елочек?
Дети : Одна елочка, две елочки, три елочки, четыре елочки, пять елочек.
Логопед : Сколько на картине синичек?
Дети : Одна синичка, две синички, три синички, четыре синички, пять
Логопед : Молодцы, ребята!
Какая же игра ждет нас сейчас?
Покатился снежный ком
И нашел последний дом.
В доме том живет загадка.
И какая к ней отгадка?
Игра «Четвертый лишний»
Логопед : Дети, у вас на столах картинки. Одна из них лишняя. Найдите ее.
Дети : Лишняя ласточка, потому что ласточка – это перелетная птица, а
синица, снегирь, клест – зимующие птицы.
(Шуба, плащ, дубленка, пальто
Санки, клюшка, велосипед, коньки)
Итог занятия
Логопед : О каком времени года мы говорили на занятии ?
В какие игры играли?
Публикации по теме:
Логопедическое занятие на тему "Времена года" проводится в подготовительной группе. В ходе занятия используется авторское наглядное пособие.
Цель: продолжение знакомства со звуком и буквой Ч. Задачи: Коррекционно-образовательные: учить правильно произносить звук Ч, совершенствовать.
КОНСПЕКТ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ НА ТЕМУ «АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА Л В СЛОГАХ, СЛОВАХ» Цель: автоматизация звука Л в слогах,.
Цели: Обучающие: 1. Восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи: развитие фонематических процессов; формирование навыков анализа.
Конспект логопедического занятия на тему: «ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ» (подготовительная группа) Автор: учитель-логопед КОЗИНОВА Л. В. (г. Санкт-Петербург).
Светлана Иванова
Конспект логопедического занятия «Зимушка-зима»
Цель : формирование лексико-грамматических средств языка.
Коррекционно – образовательная задача : закрепление представлений о зиме и ее приметах. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Зима» (зима, снег, снежинка, хлопья, крупка, метель, вьюга, поземка, снегопад, гололед, сугроб, узор; холодный, белый, пушистый, снежный, морозный, сильный, голодный", замерзать, покрывать, выпадать, завывать, заметать, кормить, сыпать). Закреплять умения подбирать однородные определения, грамматически правильно строить предложения, образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами в единственном числе.
Коррекционно – развивающая задача : развитие слухового и зрительного внимания, мышления, речевого дыхания, тонкой и общей моторики, творческого воображения, координации речи с движением, диалогической речи.
Коррекционно – воспитательная задача : формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.
Оборудование. Игрушка Снеговик, письмо, сюжетные картинки по теме «Зима» , магнитофон, кассета с записью пьесы П. И. Чайковского «Зимнее утро» , индивидуальные цветные листы, белая гуашь, краски, елка, бумажные снежинки.
Предварительная работа. Прогулка в парк, наблюдение за зимними изменениями в природе. Разучивание стихотворений о зиме. Знакомство детей с пословицами и поговорками о зиме. Лепка и украшение снеговика на участке.
воспитывать любовь к поэтическому слову, к природе.
Ход занятия
1. Организационный момент. Звучит аудиозапись «Зимнее утро» . Приходит в гости Снеговик и приносит письмо.
Логопед : Ребята, давайте откроем письмо и прочитаем. В письме загадки.
Сядет тот, кто отгадает мои загадки :
Странная звездочка Что за нелепый человек
С неба упала Пробрался в 21 век?
Мне на ладошку Морковка – нос, в руке – метла,
Легла и пропала. Боится солнца и тепла.
(снежинка) (снеговик)
Художник-невидимка Прозрачен, как стекло,
По городу идет : Да не вставишь его в окно.
Всем щеки нарумянит, (лед)
Всех ущипнет за нос.
(мороз)
Наступили холода, Он летает белой стаей,
Обернулась в лед вода, И сверкает на лету.
Длинноухий зайка серый Он звездой прохладной тает
Обернулся зайкой белым. На ладони и во рту.
Перестал медведь реветь – (снег)
В спячку впал в бору медведь.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает?
(зимой)
Логопед . Ребята, какое сейчас время года?
Дети. Зима.
2. Сообщение темы занятия .
Логопед . Как вы думаете, ребята, о чём мы будем говорить на занятии ?
Дети. Сегодня на занятии мы будем говорить о зиме.
Логопед . Что лежит кругом?
Дети. Кругом лежит снег.
Логопед . Что на реке?
Дети. На реке лёд.
Логопед . Что на улице? Почему холодно?
Дети. На улице мороз.
3. Мимические упражнения
Выразить свое состояние и настроение в разное время зим мы радуемся первому снегу, ежимся от холодного ветра, нас пробирает дрожь до самых костей в морозную, студеную погоду. Передать гневную интонацию деда Мороза.
Дед Мороз проспал в постели,
Встал, сосульками звеня : -
Где вы, вьюги и метели?
Что не будите меня?
Выразить мимикой, жестами и движением настроение и действия Зимы.
Вот Зима-волшебница нарядила деревья и кусты в белые одежды, усыпала блестками и серебром землю.
А вот сердитая Зима-старуха, заморозила птиц, людей и зверей, сковала реки льдами и т. д.
Упражнения для щек и губ
Снеговики радуются снегу и морозу. Надуть щеки. Веселое выражение глаз.
Грустные снеговики весной. Опустить уголки губ вниз. Передать печальный взгляд.
Упражнения для языка
Сосулька. Высунуть «острый» язык как можно дальше изо рта и удерживать его в таком положении (под счет до «шести - восьми» ).
Санки-ледянки. Сделать язык «чашечкой» .
Горка для спуска. Открыть рот, опустить язык за нижние зубы выгнуть спинку языка «горочкой» .
Саночки. Рот открыт, губы в улыбке. Боковые края языка плотно прижать к верхним коренным зубам, спинку прогнуть вниз кончик свободен. Движения вперед-назад, боковые края языка должны скользить по коренным зубам. Следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась, губы не касались зубов.
Ураганный ветер открывает и закрывает форточку. Рот оп крыт. Язык высунут изо рта. Поднимать и опускать кончик языка.
Вьюга. Старая, седая, с ледяной клюкой, Вьюга ковыляет Бабой Ягой. Воет вьюга : «З-з-з-з-з-з» . (С усилением звука.) Застонал лес от вьюги : «М-м-м-м-м-м» . (Тихо, высоким голосом.) Тяжело стону дубы : «М-м-м-м-м-м» . (Громко, низким голосом.) Стонут березы «М-м-м-м-м-м» . (Тихо, высоким голосом.) Шумят ели : «Ш-ш-п : Ш-HI-HI» . Стихает вьюга : «С-с-с-с-с-с» .
5. Дидактическая игра «Назови как можно больше красивых слов» .
Дети отвечают на вопросы : какой, какая?какое?
Погода какая? – снежная, холодная, морозная.
Снег какой? – пушистый, белый, лёгкий, мягкий, серебристый, липкий.
Небо какое? – пасмурное, серое, голубое.
День какой? – морозный, короткий, зимний, холодный.
Ветер какой? – сильный, холодный, колючий.
6. Пальчиковая гимнастика «Мы во двор пошли гулять» .
Раз, два, три, четыре, пять, Загибают пальчики по одному.
Мы во двор пошли гулять. Идут по столу указат. и средн. пальч.
Бабу снежную лепили, «Лепят» комочек двумя ладонями.
Птичек крошками кормили, «Крошат» хлеб всеми пальчиками.
С горки мы потом катались, Ведут указ. пальцем по ладони.
А еще в снегу валялись. Ладошки кладут на стол одной и др. стор.
Все в снегу домой пришли. Отряхивают ладошки.
Съели суп и спать легли. «Едят ложкой» суп.
7. Дидактическая игра «Чем отличаются снеговики?»
Логопед . Что можно слепить из снега?
Дети. Снежную бабу, снеговика.
Логопед . На доске картинки, где нарисованы два снеговика.
Чем отличаются эти снеговики?
Дети называют отличия.
8. Дидактическое упражнение «Закончи предложение» .
Мы решили слепить снеговика.
Мы приделали нос-морковку нашему (снеговику) .
Мы показали соседям нашего (снеговика) .
Мы играли со (снеговиком) .
Мы рассказали о (снеговике) .
9. Игра «Назови ласково» со снежком.
Пришло время поиграть в снежки. Я буду называть слово, а вы будете говорить о нем ласково.
Снег-снежок Сосулька - сосулечка
Мороз- морозец Дерево- деревце
Ветер- ветерок Горка - горочка
Лёд- ледок, льдинка Санки- саночки
Холод- холодок
Зима- зимушка
10. Физминутка (сопровождение речи с движениями) .
«Как на горке снег, снег»
(Поднять руки вверх, на слова «снег» , «снег» ,
И под горкой – снег, снег,
(Опустить руки вниз.)
И на ёлке – снег, снег.
(Соединить ладони над головой «домиком» )
И под ёлкой – снег, снег.
(Опустить руки вниз.)
11. Дидактическая игра «Волшебные снежинки» .
Логопед . Ребята, посмотрите, на елке висят снежинки. Вам нужно каждому выбрать понравившуюся снежинку и посмотреть, сколько на ней точек. Сколько точек, на снежинке, столько и слов будет в вашем предложении.
Логопед предлагает детям выбрать по одной снежинке.
Логопед . Сколько слов будет в предложении?
Дети. Два слова.
Логопед . Составьте предложение из двух слов, используя слово снег.
Дети. Снег идёт.
Логопед : «А у тебя сколько точек?» .
Дети. Три точки.
Логопед . А сколько сейчас слов будет в предложении?
Дети. Три слова.
Логопед . Составьте предложение из трёх слов, используя слово снежинка.
Дети придумывают предложение.
Логопед . Сколько сейчас слов будет в предложении?
Дети. В предложении будет четыре слова.
Логопед . Составьте предложение из четырёх слов, используя слово горка.
Дети придумывают предложения.
Дети катаются с горки.
И т. д. меняя слова.
12. Дидактическая игра «Нарисуем и раскрасим снеговика» .
Логопед . Детям каждому дают цветные альбомные листы и белую гуашь. Самостоятельно рисуют и раскрашивают своего снеговика.
13. Итог занятия . Оценка деятельности детей.
О каком времени года мы говорили на занятии ?
Дети. Мы говорили о зиме.
Логопед . Что вам понравилось на занятии ?
Индивидуальные ответы детей.
Через речевые и музыкально-двигательные упражнения и игры.
1. Развивать умение выразительно и ритмично двигаться в соответствии с характером музыки.
2. Формировать слоговую структуру слова (отхлопыванием ритмических рисунков слова)
3. Укреплять артикуляционную моторику (артикуляционные упражнения).
4. Подбирать прилагательные к слову зима, снежинки; образовывать Родительный падеж имен существительных.
5. Развивать просодическую сторону речи (дыхательные и голосовые упражнения); развивать фантазию, творческую инициативу.
6. Формировать связную речь через игры-диалоги, подвижные игры.
7. Воспитывать умение воздействовать на биологически активные точки, для профилактики простудных заболеваний, умение слушать педагога.
1. Организационный момент
Снег, снег кружится,
Белая вся улица.
Собрались мы в кружок,
Завертелись, как снежок.
(А. Барто)
Дети становятся в круг, кружатся на месте под музыку.
2. «Приветствие». Диалог музыкального руководителя и детей. Проговаривание текста с прохлопыванием ритмослогов.
Муз. рук. Здравствуйте, ребята!
Дети. Здравствуйте!
Муз. рук. Будем заниматься?
Дети. Да, да, да!
Логопед. Вот и наступила зимушка-зима. Посмотрите на нее (Слайд№1).
Отличается зима от весны и лета, очень снежная она.
Логопед: Дети, так чего много зимой?
Дети. Снега.
Логопед. Зима, какая?
Дети. Снежная, красивая, сказочная, чудесная, блестящая, холодная.
Логопед. Зима хочет рассказать о путешествии снежинок и поиграет с вами.
3. Ритмическая разминка.
Дружно, четко мы шагаем,
Зиму весело встречаем. (Ходьба-марш по кругу)
Надо нам лопатки взять,
Снег с дорожек убирать. (Скользящий приставной шаг)
Ну а снег метет, метет,
Отдохнуть нам не дает. (Ходьба по кругу с покачиванием рук вправо-влево перед собой)
А деревья за окном
Спят волшебным тихим сном.(Остановиться, руки в стороны-вверх, закрыть глаза)
Зайчик скачет на опушке,
Чтобы не замерзли ушки. (Прыжки на носках друг за другом)
А медведь в берлоге спит,
Сладко мишенька сопит. (Присесть, сложенные ладони поднести к уху)
Чтоб в мороз не замерзать,
Птичкам надо полетать. (Бег на месте на носках, взмахи руками в стороны)
Логопед. А теперь мы дружно сядем, а зимушка–зима загадает загадку.
Что за звездочки сквозные.
Все сквозные, вырезные,
А возьмешь вода в руке?
Дети. Снежинки.
Логопед. Посмотрите, на снежинки, какие они? (Слайд № 2)
Дети. Красивые, ажурные, хрупкие.
4. Фонопедическое упражнение «Снежинки» (пропевают с музыкальным руководителем гласные звуки).
Снежинки жили в большой снеговой туче.
Туча мягко покачивалась, баюкала снежинок (пропевают звук «а» от самого верхнего звука до самого нижнего).
Налетел ветер и стал качать тучу по небу (пропевают звук «у» от самого нижнего звука до самого верхнего).
Проснувшись, снежинки прыгали с тучи и летели на землю (пропевают короткими звуками «а», «о», «у»)
5.Артикуляционная гимнастика.
Логопед. Снежинки попали нам на губки. Дотронемся до них язычком – «чашечкой», но сначала сделаем «лопаточку», расслабим язычок, а потом загибаем края языка и «чашечкой» дотрагиваемся до верхней губы.
6. Двигательное упражнение «Снежинки»
Превращаемся в снежинки.
Заметем мы все тропинки.
Дети надевают полоски-маски снежинок.
Вьюга вьюжит, вьюга вьюжит
И снежинки в танце кружат.
Играет быстрая музыка, «снежинки летают» (дети врассыпную бегают по залу).
И вот - тихий-тихий снег идет.
«Дети-Снежинки» на носках бесшумно и медленно передвигаются по залу под спокойную музыку.
Логопед. Наши снежинки попали в лес. Интересно им узнать, что в зимнем лесу происходит. А узнают они из песенки.
7. Песня о зиме. Слова и музыка Б. Ябко. «Зимние картинки»
Музыкальный руководитель поет с детьми песню.
Ветер злюка дует,
Кружатся снежинки.
И зима рисует -
чудные картинки.
Под окном березку,
Снегом пеленает.
Ивушке прическу
Пухом украшает.
Побелила шубки
Зайчикам трусливым.
И сковала слезки
Капелькам плаксивым.
8. Логопед. Снежинки нам устроили снегопад. (Дети по слогам отхлопывают слово сне-го-пад Слайд №3)
А из снега я слепила?
Дети. Снежный комочек
«Пляска со снежками» музыкальный руководитель поет, а дети выполняют со снежным комочком движения по тексту.
Мы снежочки в руки взяли
По дорожке побежали.
Мы снежочек поднимаем
И над головой качаем.
Покачайся надо мной
Мой снежочек озорной.
Потанцуй — ка ты, снежок,
Снежный маленький дружок,
Потанцуй, не зевай
И за нами повторяй!
Мы снежочки не покажем,
Где их спрячем – не расскажем.
Все снежочки у ребят
За спиною тихо спят.
Мы положим все снежочки.
Отдохни-ка ты чуток,
Ты лежи и не вставай,
Баю-баю, баю-бай.
9. Игра «Снежки»
Дети стоят двумя шеренгами напротив друг друга. Возле ног у них лежат снежки из ваты.
Мы в снежки играем смело.
Ах, какое это дело!
Хлоп! Хлоп! Не зевай! (Лепить воображаемый снежок)
А теперь в меня бросай! (Руки вытянуть вперед; прижать ладони к груди)
Музыка продолжает звучать, дети бросают ватные снежки друг в друга.
После игры дети садятся на стульчики.
10. Логопед. Налетел холодный ветер и понес наши снежинки, смотрят они и видят (показ слайда № 3)
Дети: Снеговика
Массаж « Снеговик»
Раз-рука, два — рука, (дети вытягивают одну руку, затем другую)
Лепим мы снеговика. (имитируют лепку снежков)
Мы скатаем снежный ком — (ладонями делают круговые движения по бедрам)
Вот такой, (разводят руки в стороны, показывая какой большой)
А потом поменьше ком — (растирают ладонями грудь)
Вот такой. (показывают величину кома меньше)
А наверх поставим мы, (поглаживают руками щеки)
Маленький комок. (соединяют пальцы рук вместе, показывают маленький ком)
Вот и вышел снеговик-Снеговичок (ставят руки в бока, повороты влево — вправо)
Очень милый толстячок!
11. Игра «Собери снеговика»
12. Релаксация.
Логопед. Снежинки устали. Они хотят отдохнуть, и дети отдыхают вместе с ними. (Дети ложатся на ковер под расслабляющую музыку). Музыка затихает, дети встают в круг.
«Прощание». Диалог музыкального руководителя и детей с отхлопыванием ритмослогов.
Муз. рук. Вот и всё, ребята! До свидания!
Дети. До свидания!
Муз. рук. Вы позанимались?
Дети. Да, да, да!
Логопед: Что вам понравилось на занятии?