Комплект колен автолестницы ал 30 состоит из. Тактико - техническая характеристика пожарных автомобилей. Общие элементы конструкций

Пожарная автолестница – пожарный автомобиль со стационарной механизированной выдвижной и поворотной лестницей.

Основными конструктивными элементами автолестницы являются:

  • базовое шасси с платформой и передней опорной стойкой;
  • силовая установка;
  • опорное основание;
  • подъемно-поворотное основание;
  • комплект колен (стрела);
  • механизмы поворота башни, подъема-спускания, выдвигания-сдвигания стрелы;
  • гидросистема;
  • электрооборудование.
  • пульт (или пульты) управления с механизмами управления и блокировки.

Все механизма и устройства автолестницы обеспечивают:

  • устойчивость, прочность и жесткость конструкции, допускающей надежную и безопасную работу на поверхности с уклоном до 60;
  • выравнивание подъемно-поворотного основания или комплекта колен;
  • подъем-опускание комплекта колен;
  • выдвигание-сдвигание комплекта колен;
  • поворот лестницы вокруг вертикальной оси.

Базовыми шасси для монтажа узлов и агрегатов автолестниц являются различные модификации автомобилей ЗИЛ, КамАЗ, МАЗ, Урал, МЗКТ, TATRA, которые выбираются в зависимости от необходимой грузоподъемности и проходимости.

Стрела (комплект колен) автолестницы по своему назначению является основным элементом конструкции, при помощи которого осуществляются все операции, предусмотренные техническими данными автолестницы. Стрела состоит из четырех, пяти, шести или семи секций (в зависимости от модели авто лестницы), телескопически соединенных между собой. В технической литературе такая конструкция называется открытым ферменным телескопом. Каждое колено изготавливается из высокопрочных легированных сталей, и состоит из двух боковых ферм, каждая из которых образуется профилированной тетивой (снизу) и верхним поясом, соединёнными между собой раскосами и стойками. Боковые фермы соединены между собой в горизонтальной плоскости ступенями.

Комплекты колен высотных автолестниц в обязательном порядке оснащаются лифтом, который служит для быстрой эвакуации людей или подъёма на высоту пожарных и специального оборудования. При помощи лебедки лифт перемещается на роликах по направляющим, приваренным к верхним поясам колен. Лифт снабжен системой торможения (ловителем). В случае обрыва троса лебедки автоматически срабатывает система торможения, и лифт останавливается.

На вершине первого колена авто лестницы может быть установлен съёмный лафетный ствол с ручным (канатным) или дистанционным (на основе электроприводов) управлением, либо неуправляемый коллектор (так называемая “гребёнка”) для пеногенераторов ГПС-600. В последнем случае автолестница может выполнять функции пеноподъёмника.

На всех современных моделях автолестниц предусматривается использование специальной площадки крепления эластичного секционного спасательного рукава РС-С, позволяющего производить быструю эвакуацию людей, в том числе не имеющих возможности передвигаться самостоятельно.

Ряд моделей автолестниц снабжается съёмной или постоянно закреплённой на вершине подвесной люлькой. Подвесная люлька (чаще всего двухместная) придаёт автолестнице дополнительные возможности, характерные для автоподъёмников. Если автолестница оснащена пропорциональной системой электрогидроуправления, то в люльке устанавливается дополнительный пульт, с которого оператор управляет всеми движениями стрелы.

Автолестница АЛ-30 модели ПМ-512Б смонтирована на шасси повышенной проходимости КамАЗ-43114. Лестница рассчитана на работу с вылетом до 24 метров, что обеспечивается большой массой машины и повышенной прочностью комплекта колен. Высота полностью выдвинутой лестницы составляет 33 метра. Автолестница оснащается съёмной люлькой грузоподъёмностью 200 кг с дополнительным пультом управления. На машине применена пропорциональная электрогидравлическая система управления, основанная на гидрораспределителях фирмы Danfoss.

Тактико-техническая характеристика автолестницы АЛ-30(43114)ПМ512Б

Наименование параметра Показатель
Базовое шасси КамАЗ-43114
Колесная формула
Полная масса 16960 кг

– ширина

– высота

Двигатель дизельный, с турбонаддувом и интеркулером, 240 л.с.
Число мест боевого расчёта 3 человека
Максимальная скорость 70 км/ч
Максимальная длина полностью выдвинутой лестницы при угле подъема 73 0 , не менее
Рабочая нагрузка на вершину неприслонённой лестницы: – при вылете 18 метров

– при вылете 24 метра

350 + 10 кг

100 + 10 кг

· с нагрузкой на вершине 350 кг

18 + 0,5 метров

24 + 0,5 метров

от – 4 0 до + 73 0

не ограничен

Грузоподъёмность при использовании в качестве крана (при сдвинутых коленах) при угле подъёма 30 … 73 0

2000 + 50 кг

Грузоподъёмность съёмной люльки (при неприслонённой вершине)

200 + 10 кг

Время манёвров лестницы при максимальной скорости движения с рабочей нагрузкой в люльке при:

· подъёме от 0 0 до 73 0

· опускании от 73 0 до 0 0

· повороте на 360 0 вправо и влево при сдвинутой лестнице, поднятой на 73 0

40 + 5 сек.

35 + 5 сек.

40 + 5 сек.

35 + 5 сек.

45 + 5 сек.

Рабочее давление в гидросистеме:

· верхний контур

· нижний контур

19 + 1 МПа (190 + 10 кгс /см 2)

17,5 + 1 МПа (175 + 10 кгс /см 2)

ЛС(Д)-С-20У (производства ЗАО «Инженерный центр робототехники г. Петрозаводск)
Наличие спасательного рукава имеется, длиной 32 метра

АКП-32 (43118) ПМ545

Пожарный коленчатый автоподъёмник – пожарный автомобиль со стационарной механизированной поворотной коленчатой, телескопической или коленчато- телескопической подъемной стрелой, последнее звено которой оснащено люлькой.

Пожарные коленчатые автоподъемники по конструкции напоминают автолестницы, т.к. их системы имеют много общего; опорный контур, поворотное устройство, гидропривод, системы блокировок и т.п. Существенно отличаются от автолестниц лишь их подъемное устройство, выполняемое в виде коленчатой, телескопической или коленчато-телескопической стрелы, оборудованное стационарной системой водопенных коммуникаций. Характерной особенностью управления движения стрелой подъемника является обязательное распо ложение пультов управления стрелой подъемника как на подъемно-поворотном основании, так и в люльке.

Коленчатые автоподъемники по сравнению с автолестницами имеют большую маневренность, но лишены такого важного преимущества лестницы, как возможности осуществления непрерывной эвакуации пострадавших без изменения положения стрелы. В то же время, АКП имеют более широкие по сравнению с автолестницами возможности по подаче воды на высоту.

В последние годы наметилась тенденция к оснащению коленчато-телескопических автоподъемников параллельным лестничным маршем, что позволяет совместить в одном изделии преимущества автоподъемника и автолестницы.

Наибольшее распространение имеют автоподъемники высотой 30 и 50 метров. В настоящее время создаются автоподъемники, рассчитанные и на большие высоты.

Главными механизмами и агрегатами автоподъемника являются:

  • базовое шасси;
  • платформа с опорными конструкциями для транспортного положения стрелы
  • силовая группа;
  • гидравлическая система;
  • опорное устройство, включающее раму, 4 выносные гидравлические опоры и систему блокировки рессор;
  • подъемно-поворотная часть, состоящая из вращающей башни, нижней, средней, малой стрел и люльки грузоподъемностью 350 кг;
  • встроенная водопенная коммуникация с осевым коллектором;
  • механизмы раскладки стрел, поворота башни и разворота люльки вокруг вертикальной оси;
  • электрооборудование с системой блокировок и сигнализации
  • органы управления.

Высота подъема люльки автоподъемника 30 метров, рабочая высота – 31,5 метров, наибольший конструктивно заданный боковой вылет люльки составляет 17 метров, максимальная нагрузка в люльке 350 кг.

Вдоль нижней, средней и малой стрел монтируется стояк водяной магистрали. В верхней части стояка на люльке устанавливается лафетный ствол (гидромонитор), Кроме того, в люльке смонтированы лебёдка для подъёма ПТВ или спуска пострадавших, обойма крепления секционного спасательного рукава, пульт управления с переговорным устройством.

Коленчатые подъёмники просты по конструкции и относительно дёшевы, но имеют очень большую транспортную длину (14-15 метров) и требуют большой свободной площадки для развёртывания. От этих недостатков свободны коленчато-телескопические подъёмники.

Коленчато-телескопический подъёмник АКП-32 модели ПМ-545 устанавливают на полноприводной КамАЗ-43118 (6×6).

Стрела 32-метрового автоподъемника АКП-32 модели ПМ-545 коленчато-телескопического типа, с 3-мя цельнометаллическими телескопическими коленами коробчатого профиля и дополнительной шарнирной секцией, на которой установлена поворотная люлька. Максимальный вылет стрелы достигает 17 метров, грузоподъемность люльки 350 кг. В транспортном положении верхняя и нижняя стрелы находятся рядом, а не одна под другой, что обеспечивает меньший вертикальный габарит машины. Раздельное управление каждой опорой позволяет выполнять работы при опорах, выдвинутых только с одной стороны.

Оборудована телескопическим водопенными коммуникациями. Люлька оборудована лафетным стволом (на стояке), пультом управления, откидной площадкой для крепления спасательного рукава РС-С и переговорным устройством.

Тактико-техническая характеристика АКП-32(43118)ПМ545

Наименование параметра Показатель
Базовое шасси КамАЗ-43118
Колесная формула 6 × 6 (блокировка межосевого и межколёсных дифференциалов)
Полная масса 20500 кг
Габаритные размеры в транспортном положении:
Двигатель:

· мощность

Число мест боевого расчёта 3 человека
Максимальная скорость 90 км/ч
Максимальная длина полностью выдвинутой стрелы при угле подъёма 85 0 , не менее

32 + 1 метров

Максимальная высота опускания колена стрелы вниз – 5 метров
Грузоподъёмность (максимальная рабочая нагрузка) люльки автоподъёмника
Максимальный вылет внешнего края люльки от оси вращения поворотного основания с максимальной рабочей нагрузкой в люльке
Диапазон угла подъёма стрелы от 0 0 до + 85 0
Угол поворота стрелы вправо и влево не ограничен
Время манёвров люльки автоподъёмника при максимальной скорости движения с рабочей нагрузкой в люльке при:

· подъёме на полную высоту

· опускании на землю

· повороте на 360 0

Время установки на выносные опоры на горизонтальной площадке, не более
Модель стационарного роботизированного лафетного ствола ЛС(Д)-С-20У (производства ЗАО «Инженерный центр робототехники «ЭФЭР» г.Петрозаводск»)
20 л/с
Возможность дистанционного управления водяным стационарным лафетным стволом в люльке
Угол поворота стационарного лафетного ствола:

· вправо (влево)

Наличие и тип пневматического прыжкового спасательного устройства
Наличие спасательного рукава имеется, длиной 32 метра

АЛ-50(65115).

Наименование параметра Показатель
Базовое шасси КамАЗ-65115 с низкой кабиной
Колёсная формула 6 × 4
Полная масса, не более 24450 кг
Габаритные размеры в транспортном положении:

· длина, не более

· ширина, не более

· высота, не более

Двигатель:

· мощность

дизельный, с турбонаддувом и интеркулером
Число мест боевого расчёта 3 человека
Максимальная скорость 80 км/ч
Максимальная высота полностью выдвинутой лестницы 50 метров
Рабочая нагрузка на вершину неприслонённой лестницы: – при вылете 16 метров

– при вылете 20 метров

Рабочий вылет вершины лестницы от оси вращения поворотного основания:

· с нагрузкой на вершине 300 кг

· с нагрузкой в люльке 200 кг

· с нагрузкой на вершине 100 кг

Диапазон угла подъёма комплекта колен от – 4 0 до + 73 0
Угол поворота лестницы вправо и влево (при угле подъёма не менее 10 0)

не ограничен

Грузоподъёмность лифта 200 кг
Грузоподъёмность съёмной люльки (при неприслонённой вершине лестницы)
Грузоподъёмность при использовании в качестве крана (при сдвинутых коленах)
Время манёвров лестницы при максимальной скорости движения с рабочей нагрузкой в люльке, не более, при:

· подъёме от 0 0 до 73 0

· опускании от 73 0 до 0 0

· выдвигании на полную длину при угле подъёма лестницы 73 0

· сдвигании (полном) при угле подъёма лестницы 73 0

· повороте на 360 0 вправо и влево при сдвинутой лестнице, поднятой на 73 0 , не более

· подъёме (опускании) люльки, лифта при угле подъёма лестницы 73 0

Время установки на выносные опоры на горизонтальной площадке, не более
Модель стационарного роботизированного лафетного ствола ЛС(Д)-С-20У (производства ЗАО «Инженерный центр робототехники)
Подача стационарного лафетного ствола 20 л/с
Возможность дистанционного управления водяным стационарным лафетным стволом
Наличие и тип пневматического прыжкового спасательного устройства
Наличие спасательного рукава имеется, длиной 49 метров

АБР-РОБОТ (4326)

Автомобиль быстрого реагирования для проведения аварийно-спасательных работ и пожаротушения в условиях повышенной опасности с использованием мобильного робототехнического комплекса лёгкого класса МРК-РП собран на шасси КАМАЗ-4326. АБР-РОБОТ предназначен для:

  • доставки мобильного робототехнического комплекса (МРК) и дополнительного оборудования к месту проведения аварийно-спасательных работ и пожаротушения;
  • доставки персонала, способного обслуживать и управлять робото-техническим средством;
  • доставки к месту выполнения работ боевого расчёта, пожарного инструмента и аварийно-спасательного оборудования, запаса огнетушащих веществ.

Тактико-техническая характеристика АБР-РОБОТ(4326) с функциями аварийно-спасательного автомобиля (АСА)

Наименование параметра Показатель
Базовое шасси КамАЗ-4326
Колёсная формула 4 × 4 (имеется функция блокировки межосевого и межколёсного дифференциалов)
Колёсная база 4200 мм
Полная масса 11600 кг
Распределение нагрузки:

· на переднюю ось

· на заднюю ось

Габаритные размеры:
Двигатель:

· мощность

дизельный, с турбонаддувом и интеркулером

Число мест боевого расчёта 5 человек (2 + 3)
Максимальная скорость 90 км/ч
Ёмкость цистерны для воды, не менее 500 литров
Переносной электрогенератор «BOSCH»:

· привод генератора

· номинальное напряжение

· номинальная частота

· максимальная мощность

(перенос с АСА РВ-2)

от ДВС (бензиновый)

Комплект гидравлического аварийно-спасательного оборудования «ПРОСТОР» 1 комплект (насосная станция, ножницы, кусачки, разжим, домкраты)
Электрогенератор «ВЕПРЬ» 1 шт. (N = 2,2 кВт)

(не используется,

находится на хранении)

Установка пожаротушения тонко-распылённой водой УПТВ-300 с катушкой навесной и с рукавом высокого давления диаметром 17,4 мм на 50 метров 1 комплект

(не используется,

находится на хранении)

Время подготовки к работе:

Состав АБР-РОБОТ(4326) с функциями АСА

№ п.п. Наименование Кол-во Примеча-ние
1. Комплекс мобильный робототехнический лёгкого класса МРК-РП 2 шт.
2. Установка пожаротушения тонкораспылённой водой УПТВ-300 с катушкой навесной и с рукавом высокого давления диаметром 17,4 мм на 50 метров 1 компл. не исп-ся
3. Комплект дополнительного оборудования к МРК-РП в составе: 1 компл.
– модуль порошкового пожаротушения вместимостью 50 л. 2 шт.
– модуль водопенного пожаротушения вместимостью 50 л. 2 шт. не исп-ся
– измеритель мощности дозы ИМД-21Б 1 шт. Установлен

на МРК-РП

– газосигнализатор ГСА-3 (ГСА-АИГ) 1 шт. Установлен

на МРК-РП

4. ЗИП к МРК-РП в соответствии с ведомостью ЗИП 1 компл.
5. Автомобильная УКВ радиостанция 1 компл.
6. Носимая УКВ радиостанция 2 шт.
7. Сигнальная громкоговорящая система 1 шт.
8. Осветительный комплект 1 шт.
9. ФОС с АЗУ 1 шт.
10. Комплект гидравлического аварийно-спасательного оборудования «ПРОСТОР», принятого в системе МЧС России, в составе:
– кусачки КГС-80 1 шт.
– ножницы комбинированные НКГС-80; 1 шт.
– расширитель средний РСГС-80; 1 шт.
– насосная станция СГС-1-80ДХМ; 1 шт.
– цилиндр двойного действия двухсторонний ЦГС-2/80; 1 шт.
– насос ручной НРС-2/80; 1 шт.
– катушка-удлинитель однорядная КУС-1/15 1 шт.
Средства пожаротушения
11. Пеногенератор ГПВК 1 шт.
12. Мотопомпа с возможностью водозабора от внешнего источника Q = 600 л/мин. 1 шт.
13. Огнетушитель ОУ-5 1 шт.
№ п.п. Наименование Кол-во Примеча-ние
14. Огнетушитель ОП-5 2 шт.
15. Рукав пожарный напорный D у =51 мм, L = 20 м 5 шт.
16. Ствол ручной универсальный комбинированный РСКУ-50А 1 шт.
17. Колонка пожарная КПА 1 шт.
Специальное снаряжение
18. Теплоотражательный костюм ТК-800 3 шт.
19. Специальный костюм «РЗК» 3 шт.
20. Дыхательный аппарат АП «Омега» 3 шт.
Средства для оказания первой доврачебной помощи
21. Медицинская аптечка автомобильная 1 шт.
22. Медицинская укладка 1 шт.
23. Санитарные носилки облегчённые 1 шт.
Оборудование и инструмент
24. Знак аварийной остановки 1 шт. ЗИП шасси
25. Противооткатные упоры 2 шт. ЗИП шасси
26. Лопата штыковая 1 шт.
27. Кувалда 1 шт.
28. Крюк для открывания люков 1 шт.
29. Верёвка 1 шт.
30. Топор 1 шт.
31. Лом пожарный с шаровой головкой 1 шт.
32. Лом пожарный универсальный 1 шт.
33. Трос буксировочный из стального каната грузоподъёмностью 8-10 т. 1 шт. На крыше надстройки
34. Канистра для бензина 5 л. 1 шт. В кабине
35. Ножницы диэлектрические 1 шт.
36. Перчатки диэлектрические 1 пара
37. Боты диэлектрические 1 пара
38. Коврик диэлектрический 1 шт.
39. Зажим 80 1 шт.
40. ГП 50х70 1 шт.
41. ГП 50х80 1 шт.
42. ГП 70х80 1 шт.
43. Ключ К-80 1 шт.
44. Ключ К-150 1 шт.
45. Комплект шоферского инструмента 1 компл. ЗИП шасси

Мобильный робототехнический комплекс разведки и пожаротушения НТ598.00.00.000 (далее – МРК-РП) предназначен для применения при ликвидации последствий аварий, отягощённых химическим и радиационным загрязнением, сопряжённых с рисками гибели и травматизма личного состава.

Технические характеристики МРК-РП

Масса снаряжённого МР, не более, кг 190
Максимальная скорость передвижения МР, не менее, км/ч 3,0
Высота преодолеваемого МР порогового препятствия, м 0,25
Допустимый угол крена, дифферента МР, не более, градус 35
Глубина преодолеваемой МР водной преграды, не более, м 0,1
Глубина преодолеваемого МР снежного покрова, не более, м 0,1
Номинальная грузоподъёмность манипулятора, кг 30
Предельно допустимая грузоподъёмность манипулятора, кг 50
Управление МР с ПУ на расстоянии:

– по кабелю, м, до

– по радио на открытой местности, м, до

Габаритные размеры МР, не более, м
длина 1,35
ширина 0,65
высота 0,7
Время непрерывной работы, ч, не менее 4

АГ-20-0,3 NATISK (433362)

ПОЖАРНЫЕ АВТОМОБИЛИ ГАЗОДЫМОЗАЩИТНОЙ СЛУЖБЫ предназначены для:

  • доставки к месту пожара (аварии) личного состава газодымозащитной службы, средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения, пожарно-технического вооружения;
  • развертывания на пожаре (аварии) контрольного поста (поста безопасности) ГДЗС;
  • освещения места пожара (аварии);
  • обеспечения электроэнергией на пожаре (аварии) вывозимого электрооборудования, электроинструмента, дымососов, прожекторов и пр.

Автомобили АГ состоят из следующих основных частей:

  • базового шасси с дополнительной трансмиссией для привода электросиловой установки;
  • салона для расчета и отсеков для ПТВ;
  • электросиловой установки;
  • системы дополнительного электрооборудования;
  • стационарной осветительной мачты.

В качестве основных источников питания электросиловых установок должны применяться генераторы трехфазного тока мощностью 8, 16, 20, 30 кВт с частотой тока 50 и 400 Гц и выходным напряжением 230 или 400 В.

На автомобиле установлен стационарный приводной генератор трехфазного переменного тока ГС-250-20/4, мощностью 20 кВт, частотой тока 50 Гц и выходным напряжением 400 В.

Автомобиль оснащен 6-метровой телескопической мачтой с 2 стационарными прожекторами.

Автомобиль комплектуется гидравлическим аварийно-спасательным инструментом, механизированным инструментом с бензо- и с электроприводом, пожарными дымососами ПДЭ-7, выносными прожекторами, катушками с электрическим кабелем, электрическими разветвлениями и другим пожарно-техническим вооружением и оборудованием, необходимым для работы звеньев ГДЗС при тушении пожаров и выполнении аварийно-спасательных работ.

Тактико-техническая характеристика АГ-20-0.3- NATISK (433362)

Наименование параметра Показатель
Базовое шасси ЗИЛ-433362
Колесная формула 4 × 2
Полная масса 10500 кг
Габаритные размеры:
Двигатель:

· мощность

карбюраторный

Число мест боевого расчёта 9 человек
Максимальная скорость 80 км/ч
Встроенный электрогенератор:

· расположение

Привод генератора от двигателя шасси
Номинальное напряжение 400/230 В
Номинальная частота 50 Гц
Максимальная мощность 20 кВт
Высота подъёма осветительной мачты 6 м
Привод подъёмника пневматический
Количество/мощность прожекторов 2 шт./1,0 кВт
Управление прожекторами ручное
Средства защиты органов дыхания:

· количество

дыхательный аппарат со сжатым воздухе с ВЗД 1 час
Защитные костюмы:

– теплоотражательные

– защитные КИХ-5

Катушки кабельные:

– стационарные

– переносные

Специальное аварийно-спасательное оборудование и инструмент:

· комплект аварийно-спасательного инстру-мента:

– электропила

– электродолбёжник

· Оборудование для дымоудаления:

– дымосос электрический ДПЭ-7

– рукав напорный

– рукав всасывающий

1 комплект

Тактико-техническая характеристика

мобильной установки пожаротушения « NATISK -300 M BL »

Модель NATISK-300M BL
Габаритные размеры, д×ш×в

(горизонтальное исполнение)

1350 × 1200 × 800 мм
Масса в снаряжённом состоянии 450 кг
Ёмкость для воды 300 литров
Дозирование пенообразователя 0,6 %
Тип пенообразователя углеводородный синтетический 1 %, производство РФ
Объём пенообразователя 1,8 литра
Кратность пены 5 – 20
Объём производимой пены, кратность

от 1:5 (мокрая пена) до 1:20 (сухая пена)

1500 – 6000 литров
Расход раствора 0,6 – 1,8 л/с
Расход готовой пены 15 л/с
Время работы установки до 15 минут
Метод подачи прерывистый
Дальность подачи пенной струи до 25 метров
Баллон воздушный 2 шт. × 50 л. (Р = 200 кгс/см 2)
Рабочее давление в установке 5 – 7 кгс/см 2
Рукавная линия диаметром 51 мм c ГР-50
Длина рукавной линии 100 метров (5 рукавов по 20 м)
Ствол ручной пенный пистолетного типа «DELTA» 1 шт.

Общие сведения

На современном этапе промышленностью освоен выпуск множества моделей высотной спасательной техники (пожарные автолестницы и автоподъемники).

Вместе с тем, в настоящее время АЛ-30(131)ПМ-506Д постепенно вытесняется более современными моделями пожарных автолетниц. Связано это в первую очередь со снижением объемов производства грузовых автомобилей ЗИЛ-131 (а т.ж. "Амур") и внедрением новых шасси.

Модернизация проведена с целью повышения технических показателей автолестницы.

Модель АЛ-30(131)ПМ-506В отличается от АЛ-30(131)Л21 немного увеличенной высотой подъёма - каждому из колен автолестницы добавили 30 см.

Модель АЛ-30(131)ПМ-506Д отличается от АЛ-30(131)ПМ-506В основательно переработанной поворотной частью. Заменена гидравлика и органы управления.

Механизм блокировки рессор

Механизм блокировки рессор предназначен для повышения устойчивости автолестницы при работе. Механизм состоит из гидроцилиндра блокировки рессор, закрепленного на задней рессоре и каната, который перекинут через шток и концами соединен с балками среднего и заднего мостов.

При выдвигании передних опор рабочая жидкость одновременно подается в поршневую полость гидроцилиндра блокировки рессор. Шток выдвигается, натягивает канат и блокирует рессору, не позволяет ей распрямляться. При сдвигании опор рабочая жидкость подается в штоковую полость, шток вдвигается, канат ослабляется, рессора разблокируется. Фиксация штока осуществляется запиранием полостей гидроцилиндра блокировки рессор гидрозамком.

Меры безопасности

Запрещается эксплуатации автолестницы не прошедшей технического освидетельствования.
При эксплуатации автолестницы ЗАПРЕЩАЕТСЯ:
  • допуск к управлению автолестницы лиц, не имеющих специального удостоверения;
  • пребывание посторонних лиц на автолестнице во время ее работы;
  • находиться под поднятыми коленами;
  • производить подъем лестницы, пока люди не будут находиться на безопасном для них расстояний;
  • работать под линиями электропередач и ближе 30 м от них;
  • нахождение на лестнице и перемещение по ней людей сверх нормы, указанной в п. 10.6.1 инструкции по эксплуатации;
  • работать при неисправной гидросистеме;
  • работать на поверхности с уклоном более 6°;
  • работать с поднятыми опорами;
  • работать, не убедившись в правильной установке тарелок на грунт и в надежной твердости грунта;
  • работать при незаблокированных рессорах;
  • оставлять без надзора с земли автолестницу с поднятыми коленами;
  • работать без растяжных веревок при скорости ветра более 10 м/с;
  • работать при обнаружении неисправностей гидрозамков, элементов крепления, возникновении опасных колебаний колен и до устранения обнаруженных дефектов;
  • работать в ночное время на неосвещенной площадке и без освещения обслуживаемого объекта;
  • работать без колодок под передним правым или левым колесами;
  • работать при отказе системы блокировки поля движения;
  • работать с отключенной автоматикой боковою выравнивания;
  • проведение маневров лестницы при наличии на ней людей;
  • регулировка предохранительного клапана при выполнении движений;
  • работать при отсутствии питания в системе электрооборудования, так как в это время автоматика и блокировка не действует;
  • выполнение операций при нагреве рабочей жидкости в системе свыше допустимой температуры;
  • поднимать груз с оттяжкой его в сторону;
  • поднимать груз примерзший, заваленный другими предметами и привинченный;
  • работа ручным стволом с неопёртой вершиной лестницы;
  • смазывать беговые дорожки, по которым движутся задние ролики.
Поле движения - зона, находясь в которой вершина лестницы может быть натужена полностью на величину, указанную в технической характеристике.

Устойчивость автолестницы при работе зависит от опрокидывающею момента, действующего на лестницу, который не может превышать определенной расчетной величины. Поэтому вылет лестницы не может быть больше указанного на и ограничивается при работе автоматикой.

При выполнении выдвигания и опускания надо быть особенно внимательным, так как эти два движения ведут к увеличению вылета лестницы и опрокидывающего момента.

Действие автоматики, следящей за вылетом лестницы, необходимо контролировать по световым сигналам и по указателю длины выдвижения на пульте управления.

После окончания работы автолестницы коробка отбора мощности должна быть отключена. Передвижение автомобиля с включенной коробкой отбора мощности ЗАПРЕЩАЕТСЯ .

При подготовке к работе, техническом обслуживании и ремонте необходимо соблюдать правила техники безопасности, принятые для автомобильного транспорта и грузоподъемных машин.

Для обеспечения безопасности необходимо один раз в месяц, но не реже чем через 50 часов работы автолестницы:

Подготовка к работе

"Боевая" работа автолестницы

Выдвижная лестница с гидравлическим приводом – незаменимое устройство, которое в обязательном порядке входит в комплектацию большинства пожарных машин. Основное предназначение данной конструкции заключается в спасении людей при возникновении огневой опасности в высотных многоэтажных домах. Наиболее распространенными моделями этого устройства являются автолестницы типа АЛ 30 и АЛ 50. Об их конструктивных особенностях, а также о правилах эксплуатации, согласно инструкции, и пойдет речь в этой статье, иллюстрированной большим количеством фото и видео.

Гидравлическая выдвижная лестница для пожарной машины - незаменимая техника, помогающая спасать людей

Пожарная автолестница – описание устройства

Пожарная автолестница – это особый вид спасательной техники, который представляет из себя раздвижную поворотную конструкцию с подъемным приводом на гидравлике. Системы модификаций АЛ 30 и АЛ 50 крепятся на шасси специализированных грузовых транспортных средств – чаще всего на автомобилях, выезжающих на место возгораний.

Автолестница АЛ 50 в раздвижном виде способна достать даже до самых верхних этажей

Предназначение автолестниц АЛ 30 и АЛ 50

Автолестницы данного типа используется:

  • при тушении пожаров;
  • в аварийно-восстановительных работах;
  • для проведения спасательных операций по эвакуации людей.

Ни одно подразделение пожарников не может обойтись без этого надежного технологического устройства

Пожарные лестницы обеспечивают доступ команды спасателей в труднодоступные места на высотных зданиях. Также с их поддержкой осуществляется доставка спецсредств тушения пожара и специального оборудования на требуемую высоту.


Конструкция позволяет поднимать на этажи высоток, как пожарных, так и необходимое для ликвидации огня оборудование

Часто с помощью конструкций АЛ 30 и АЛ 50 осуществляется эвакуации потерпевших с верхних этажей строения и материальных ценностей.

Условия эксплуатации

Пожарная техника АЛ 30 и АЛ 50 имеет целый ряд конструктивных особенностей (о них читайте далее), что позволяет ее эксплуатировать в различных климатических условиях, в том числе и при больших перепадах температур.


Данные системы способны бесперебойно работать и в жару и в сильных холод, выдерживая температурные нагрузки от -35 до +35 градусов

Данная система с легкостью выдерживает температурную нагрузку от – 35 до +35 градусов по Цельсию. А при соблюдении конкретных инструкций, такие системы могут применяться и при более невысоких температурах.


На фото представлен пожарный автомобиль, оснащенный автолестницей модификации АЛ 30

Классификация пожарных автолестниц

Пожарные конструкции типа АЛ 30 и АЛ 50 классифицируют по таким параметрам:

  • длине системы в разложенном виде;
  • количеству колен;
  • типу привода.

Данные конструкторские системы классифицируются в зависимости от их длины, числа узлов и типа привода

Длина

По данному показателю автолестницы бывают:

  • легкого типа – длина составляет до 20 метров;
  • среднего – от 20 до 30 метров;
  • тяжелого – длина превышает 30 метров.

Автолестница пожарная в раздвижном виде может достигать длины 50 метров

Число колен

По количеству колен системы классифицируются на:

  • трехколенные;
  • четырехколенные;
  • шестиколенные.

При повышении длины конструкции, возрастает и число колен.


Данная система обладает повышенной прочностью и имеет надежные узлы

Типы приводов

Что касается типов приводов, то лестницы пожарные подразделяются на:

Самое большее применение нашли автоприспособления на гидравлике (см. фото).


Наиболее распространенной в применении считается конструкция с гидравлическим механизмом

Как расшифровать маркировку автолестниц

Маркировка пожарных конструкций осуществляется знаками и цифрами. Рассмотрим ее более детально на примере автолестниц АЛ 30.


Маркировка пожарной авто лестницы расшифровывается довольно просто: АЛ 30 - автомобильная лестница длинной 30 метров

Итак, данная маркировка расшифровывается следующим образом:

  • А-автомобиль;
  • Л-лестница;
  • 30 – цифра, обозначающая длину устройства в разложенном виде, этот показатель представлен в метрах.
На фото схематически представлена пожарная конструкция типа АЛ-50

Инструкция по эксплуатации

К данному высокотехнологичному инженерному устройству была разработана специальная инструкция по эксплуатации системы. Данный акт обязателен для ознакомления всех членов пожарных расчетов.


Очень важно. чтобы после выполнения учений либо пожарных работ, лестница правильно была обслужена и находилась в боевой готовности

Сам документ состоит из таких основных пунктов, обязательных для выполнения:

  • С целью обеспечения работоспособности пожарной гидравлической конструкции, ее необходимо хранить в отапливаемом гараже, при температуре не иже 5 градусов по Цельсию. Но при этом система обязана всегда оставаться в боевой готовности – быть должным образом укомплектованной оборудованием и заправленной ГСМ.


    После возвращения машины с задания, необходимо проверить все детали пожарной лестницы, а также очистить их, протереть и смазать

  • После каждого выезда на пожар либо проведения учебного (тренировочного) занятия автолестницу необходимо очистить, протереть и смазать согласно с картой смазки. Также необходимо проверить конструкцию на исправность замыкателей, узлов и гидравлической системы. В случае обнаружении на тросах обрыва, их необходимо срочно заменить.


    В период стоянки в гараже конструкция должна храниться в идеальном состоянии

  • Подъезд автолестницы к объекту следует осуществлять так, чтобы систему можно было беспрепятственно разложить. При этом, чем выше нужно поднять лестницу, тем она поближе обязана находится к обслуживаемому объекту.
  • Не допускается работа на конструкции, если ее платформа имеет угол наклона к горизонту более чем 6 градусов. При данном нужно наблюдать, чтобы задние колеса транспортного средства не оказались на крышке шахт, пожарных колодцев, в траншеях, зыбкой почве и так далее (см. фото).


    Перед тем, как начать поднятие устройства, водитель должен убедиться, что машина надежно и устойчиво зафиксирована на месте

  • Перед подготовкой к работе нужно затянуть ручной тормоз пожарной машины и опустить опорные щеки. Управление конструкцией следует производить с помощью рукояток и маховичков на пульте.
  • Первым маневром лестницы считается ее рост, поскольку в автотранспортном положении все оставшиеся перемещения заблокированы.


    Пожарный автомобиль, укомплектованный лестничной гидравлической системой, должен всегда находится в исправном состоянии

  • Самым серьезным перемещением конструкции считается выдвижение коленьев до нужной высоты. Расклад первого колена следует исполнять на небольшой скорости. После того, как вершина лестницы достигнет максимальной отметки, коленья нужно поставить на замыкатели, а двигатель автомобиля заглушить.

    Перед тем, как начинать подъем и спуск по лестнице, пожарные должны убедиться, что она устойчиво зафиксирована по отношению к стене

    Заключение

    Таким образом, пожарные автолестницы типа АЛ 30 и АЛ 50 являются незаменимыми конструкциями для обеспечения безопасности людей, проживающих в городах и других населенных пунктах, где есть высотные дома. Данные конструкции позволяют оперативно и своевременно добраться до места проведения спасательных операций и спасти жизни людей.


    Автолестницы пожарные спасли жизни большому количеству пострадавших и продолжают служить на благо людей

    Видео

    Вашему вниманию предлагается интересное видео о работе пожарный расчетов при помощи лестничной конструкции АЛ 30 (АЛ 50).

Очередная сборка модели из серии пожарных автомобилей, но на этот раз, это автолестница АЛ-30 на базе ЗИЛ-131. Модель должна получиться довольно интересной, ибо при желании, есть возможность собрать лестницу поворотной и раскладывающейся, да и опорные лапы тоже можно сделать складывающимися. Теперь немного о грустном, с этим набором АВД переплюнул сам себя, в плане наплевательского отношения к нам, то есть к своим клиентам. Собрал уже несколько моделей из серии "Автомобиль в деталях" и чуть ли не через раз попадаются наборы с недостачей. То железные оси не докладывают, то лесенки потеряют, но как правило, теряют или не докладывают мелкие детали.

Здесь же умудрились не доложить аж три детали, две из них далеко не со спичечную головку. Вначале подумал что это я такой счастливчик, но как оказалось, даже на популярных интернет-магазинах, в обзорах содержимого данного конструктора выложены фотки литников с такими же недостачами. Странно что железную кабину положили в набор, хотя АВД ещё есть к чему стремиться, так что возможно скоро по полнабора будут выпускать или вообще пустые коробки:-) Что-то я сильно сомневаюсь что Tamiya или Revell так же часто косячат, хотя не берусь судить, ибо давно уже не собираю конструкторы этих фирм. В общем берите на заметку, ибо если надумаете покупать такой набор с лестницей АЛ-30, то прежде чем выбросить кассовый чек и начать склеивать модель, стоит проверить содержимое набора, и если что, нести его обратно в магазин и качать свои права:-)

Собственно на фото ниже, пометил каких деталей не хватает в данном наборе. На верхней же фотке, сами кастрированные литники. Подозреваю что по каким то причинам, партию литников ссыпали в дальний угол производства. Но со временем всё же подмели с пола веником, расфасовали и разложили по коробкам, ибо при распечатывании этого конструктора, некоторые рамки были покрыты толстым слоем пыли (не алмазной).

Начинаем потихоньку собирать модель, обклеивая раму машины разнообразными деталями.

Так как сиденье оператора автолестницы мне не доложили, решил приспособить сидушку из остатков предыдущих наборов АВД (фото ниже).

Недостающие детали под номером 14 и 15, в основном прикрывают днище машины. Поэтому пришлось из огрызков пластика, частично восстанавить его (фото ниже).

Второй фрагмент направляющего короба для выдвижных опор, который должен был быть на недостающей детали под номером №14, решил отлить из смолы. Так как его конструкция довольно сложна для ручного изготовления, и в то же время примитивна для отливки, так как имеет конусовидную форму (фото ниже). Благо эта деталь в наборе повторяется (№17) и поэтому есть с чего делать копию.

Чтобы опорные лапы не выдвигались под собственным весом, вклеил полоски картона внутрь направляющего короба (фото ниже). Хотя лучше было бы вклеить полоски ткани, она лучше подошла бы на роль уплотнителя.

После сборки лестницы, решил немного сточить пластика со всех направляющих, так как все эти фрагменты довольно плотно собираются воедино и соответственно туго выдвигаются. А учитывая что ещё будет слой алюминиевой краски, то есть вероятность что из-за такой плотной сборки, тяжело будет разложить лесенку или же краска очень быстро слезет с направляющих. В общем с направляющих шипов, лишний пластик снял стамеской (фото выше), ибо этот способ быстр и лёгок. А из пазов выбрал его с помощью абразива (фото ниже), который соскрёб с наждачной бумаги. То есть тупо использовал песок вместо смазки, чтобы при складывании и раскладывании секций лестницы, он сжирал лишний пластик с направляющих. После того как ход лестниц стал более-менее лёгким и свободным, помыл их и окрасил эмалью.

Как обычно грунтуем всё это дело. После просушки грунта, покрыл красной эмалью KUDO (KU-4090) В моём случае, это опять таки автоаэрозоль, которая плоха тем, что очень жидкая и соответственно плохо укрывает поверхность. Особенно хорошо это заметно на всевозможных швах и углах модели, ибо просвечивается светлая или тёмная основа, приходится на некоторые детали наносить второй слой эмали. Поэтому советую использовать вам специальные краски для моделизма, минус которых - цена, объём, возня с аэрографом.

Лестницы не грунтовал, чтобы не наращивать слои краски на направляющих. Окрашивал же их в два слоя, алюминиевой эмалью KUDO (KU-1025). Перед этим испробовал её на пустых рамках литника, как оказалось, да же без грунтовки держится на голом пластике эта эмаль довольно крепко, ногтем соскребается очень и очень плохо.

После того как хорошо просушили все фрагменты лестницы, собираем её воедино.

Слегка поспешил и установил стёкла на кабину, хотя сперва нужно было бы нанести белые полосы и окрасить двери, так как скотч может испачкать клеем пластиковые стёкла, а все эти лишние протирания могут оставлять микро-царапины на пластиковом глянце.

После нанесения белых полос и окраски дверей, собираем и устанавливаем кабину на раму модели.

Наклеиваем на модель декали, зеркала, фонари и прочие элементы отделки. После чего, в зависимости от назначения, окрашиваем все эти прозрачные фонари цветными лаками (фото ниже).

На завершающем этапе, устанавливаем кассету с фрагментами лестницы на своё место, после чего, делаем небольшой фотоотчёт (фотки ниже) и ставим модель пылиться на полку:-)

В целом модель практически всем устраивает, разве что, отверстие на бампере немного напрягало. А так как недавно начал собирать вот эту техничку , с которой в комплекте как раз таки идёт эта лебёдка, то решил кое-как скопировать её, сделав слепок в желатине и отлить с его помощью копию этой детали из смолы (фото выше). Конечно эта машина больше заточена для рассекания по многоэтажным бетонным джунглям, а не для того чтобы топиться в болоте по самые зеркала. Но уж очень просилась эта лебёдка на своё место, тем более, думаю её можно использовать для оттаскивания всяких машин мешающих проезду.

Автолестница на шасси автомобиля ЗиЛ-131 относиться к специальным и предназначена для доставки пожарного расчёта к месту пожара и выполнения следующих работ на пожаре:

  • подъёма пожарных на верхние этажи здания для организации эвакуации людей или тушения пожара;
  • эвакуация людей в случае невозможности использования стационарных эвакуационных путей или других средств;
  • подачи огнетушащих средств на высоты;
  • как наблюдательный пункт при штабе пожаротушения;
  • для закрепления прожекторов и освещения места пожара;
  • для подъёма и перемещени ягрузов при разборке конструкций.

Конструкция

На шасси автомобиля установлено опорное основание, состоящее из рамы, 4 выдвижных опор и механизма выключения рессор. Опорная рама состоит из 2 боковых листов, которые заклёпками крепятся к лонжеронам автомобиля.

Боковые листы соединены между собой поперечинами, к которым приварено поворотное кольцо. На повортоном кольце установлена подъёмно-поворотная рама, которая служит для размещения на ней комплекта колен лестницы и обеспечивает поворот на 360°, подъём и опускание колен. Подьёмная рама имеет сварную конструкцию, состоит из 2 боковых опор, поперечин, передних и задних опорных дуг для выравнивания комплекта колен. Комплект колен крепится к подъёмной раме шкворнем. Летница состоит из 4 колен, соединённых между собой телескопически.

При увеличении длины лестницы колена перемещаются на роликах. Колена летсницы выполнены в виде пространственной решётки и изготовлены из низколегированной стали 10 ХСНД. Выдвигание комплекта колен осуществляется с помощью системы стальных канатов и блоков. Подъём и опускание лёстницы осуществляется при помощи 2 гидроцилиндров. Фиксация штоков осуществляется при помощи гидрозамков и фрикционных захватов.

Приводы лебёдки выдвигания и поворота — от гидромоторов. Рабочая жидкость (масло) в гидросистему подаётся из бака гидронасосом. Гидронасос имеет привод от двигателя автомобиля через коробку отбора мощности. В случае отказа основного гидронасоса имеется аварийный с приводом от электродвигателя постоянного тока, который позволяет опустить лестницу в транспортное положение. Автолестница оснащена системой сигнализации и блокировок.

Разработка и производство

Автолестница модели ПМ-506 разработана на Торжокском заводе противопожарного оборудования для замены автолестницы модели Л21. Серийное производство организовано в 1984 году.

Тактико-техническая характеристика

АЛ-30(131)ПМ506Д

Наименование параметра Показатель
Базовое шасси ЗиЛ-131Н
Колесная формула 6 × 6
Полная масса 10185 кг
Габаритные размеры: 11000 мм
Двигатель:

· мощность

карбюраторный
Число мест боевого расчёта 3 человека
Максимальная скорость 80 км/ч
Максимальная длина полностью выдвинутой лестницы 30 метров (или на крышу 10-ти этажного здания)
Максимальный вылет с рабочей нагрузкой 16 метров
160 кг
Диапазон угла подъёма комплекта колен от 0 0 до 75 0
Грузоподъёмность при использовании в качестве крана (при сдвинутых коленах) 1000 кг

Порядок работы на АЛ-30