Каким православным святыням поклониться в казани. Этнографический интерес. Каких святых почитают татары и как родниковая вода помогает сдать ЕГЭ Мемориальный комплекс Габдулы Тукая

Самое старое место Казани. Предполагается, что первые стены появились здесь в начале Х века. Крепость представляет симбиоз исламской и православной культур. Храмы и здания в Кремле несут в своей архитектуре татарские и русские мотивы. Считается, что памятники истории здесь удачно сочетаются с новостройками, но это вопрос вкуса. Во всяком случае, ЮНЕСКО, не смутившись, включила Кремль в реестр объектов всемирного наследия. Самая большая новостройка - соборная мечеть Кул-Шариф. Ее возвели в начале нулевых по указу президента Шаймиева, для которого этот проект знаменовал восстановление исторической справедливости. Считается, что Соборную мечеть Кремля разрушили после падения Казанского ханства в 1552 году. Сегодня Кул-Шариф - самая большая мечеть Европы после «Сердца Чечни» в Грозном. В Кремле до сих пор проходят археологические раскопки. Благодаря им удалось найти установить дату основания Казани и раскрутить столицу Татарстана в качестве третьей столицы России.

2. Городище Булгар


Исток современной татарской нации - в Болгаре. Этот город тоже находится под охраной ЮНЕСКО. История Болгара насчитывает тысячу лет. Это место считается «Северной Меккой» для мусульман Поволжья. Он несколько раз разрушался и восстанавливался вновь. Его стены хранят наследие как волжско-булгарской, так и золотоордынской архитектуры. На его обширной территории сохранились уцелевшие останки ханских усыпальниц, мечетей, минаретов и мавзолеев. Самая загадочная постройка городища - Черная палата. С 2010 года по инициативе первого президента Татарстана Минтимера Шаймиева здесь началась активная реконструкция. Восстанавливаются старые строения и появляются новые. Впрочем, не все проекты соответствуют древнебулгарской истории. Достаточно вспомнить недавний скандал с установкой на территории Булгар скульптуры Даши Намдакова «Хранительница».

3. Раифский Богородицкий мужской монастырь


Православная жемчужина - Раифский монастырь - находится в Волжско-Камском заповеднике. Первое упоминание об обители относится к 1613 году. Монастырь очень популярен не только у православных. Почти всех туристов, включая высокопоставленных гостей Казани, привозят в Раифу. Около монастыря находятся озеро и сосновый лес. В озере водится много лягушек, которых никогда не слышно. По легенде, лягушачье кваканье мешало монахам, те взмолились, и вот уже несколько веков лягушки молчат. Главная достопримечательность обители, конечно же, церкви - Софийская, Святых отцов в Синае и Раифе избиенных, Троицкий собор. Реликвия монастыря - икона Грузинской Божией Матери. Перед ней, кстати, за несколько часов до войны в Осетии в августе 2008 года молился президент Медведев. Для удобства гостей рядом со стенами монастыря открыта мини-гостиница.

4. Остров-град Свияжск


Первоначальная функция острова Свияжск - плацдарм для захвата Казани. Остров использовал и заселил Иван Грозный в 1551 году. Крепость была собрана за 4 недели из бревен, заготовленных в районе Углича и спущенных по Волге. До наших дней даже сохранилась церковь 1552 года, построенная без единого гвоздя. Каменные монастыри и церкви тоже есть. Толщина их стен достигает трёх метров, поэтому в жаркую погоду там всегда холодно, а зимой - тепло. После революции 1917 года монастыри Свияжска использовались как колонии для несовершеннолетних. В 50-х здесь несколько десятилетий действовала психиатрическая больница.

Сохранившиеся монастырские фрески, архитектура в русском теремном стиле, деревянные скульптурные изображения Спасителя и апостолов до сих пор поражают. Наряду с Булгарами крепость подвергается постоянной реставрации, а также обрастает вновь отстроенными объектами. Работы проходят под контролем Минтимера Шаймиева.

5. Елабуга


Город основан в IX веке. Однако до нашего времени здесь сохранилось немногое - Елабужское «Чёртово» городище с остатками старинной крепости и следами древнего поселения. Центральная часть города представляет собой цельный район домов XVIII-XIX веков, сохранивших деревянную архитектуру того времени. Богатейшая история Елабуги знает имена многих великих творцов России и Татарстана: художника-живописца Шишкина, талантливой писательницы и легендарной «кавалерист-девицы» Надежды Дуровой, поэтессы Марины Цветаевой, а также известного советского невролога Владимира Бехтерева. Их дома-музеи - коридоры в прошлое.

6. Петропавловский собор


Храм находится в центре Казани, неподалеку от Кремля. Построенный на холме, он достигает в высоту 52 метра, что делает его самым высоким храмом во всём Поволжье. Собор был построен в честь императора Петра Великого. Петропавловский отличен эксклюзивностью цветного фасадного декора. Церковный комплекс включает в себя колокольню, дом причта и сам собор, выполненные в стиле русского барокко. Среди главных святынь, украшающих внутреннее убранство церкви, - чудотворная Седмиозёрная икона Божьей Матери, а также святые мощи Ионы и Нектария Казанских.

7. Лаишевский район


Лаишево прославил русский поэт Гавриил Державин. В честь писателя и государственного деятеля названы село, центральная площадь и Дом народного творчества. Существует несколько экскурсионных маршрутов по мемориальным местам, связанным с именем Державина, а также этнокультурными традициями местных жителей. На территории района до наших дней сохранилось около 30 памятников древней архитектуры. Среди них - собор святой Софии, церкви Казанской Божьей матери и Николая Чудотворца и другие.

8. Биляр


Столица древнего государства Волжской Булгарии. Сейчас Биляр - место археологических раскопок. Стоя на руинах белокаменной Соборной мечети, мавзолее булгарской знати, легко воспроизвести всё великолепие и мощь огромного города, развалившегося под напором татаро-монгольского нашествия в 1236 году. Неподалёку от Биляра основан музей знаменитых химиков Арбузовых и маленькая часовня-мавзолей с могилой великого русского химика Александра Бутлерова. Прогуливаясь по лесу северо-западной части Билярска, можно найти Святой ключ. Родник с чистейшей водой является символом объединения трёх религий: язычества, мусульманства и христианства.

9. Зилантов Свято-Успенский женский монастырь


Был основан Иваном Грозным в 1552 году после взятия Казани на месте, где был разбит лагерь царя. С этого места вся Казань видна как на ладони. Ансамбль монастыря сложился в XVII веке. До наших дней «дожили» лишь Всехсвятская церковь и Настоятельский корпус. Остальные строения были стерты с лица земли в 1928 году. Их отстроили вновь в конце 1990-х - начале 2000-х годов. Монастырь был возрожден как женский. Отдельного упоминания заслуживает убранство церкви Всех святых. Наряды стен храма богато украшены резным деревом. Ажурной резьбой украшен даже иконостас.

10. Голубые озера


Чистота и прозрачность голубой воды этих озёр будоражат в прямом смысле этого слова. Температура водоёмов всегда держится на одной отметке: +4 градуса Цельсия. Это происходит благодаря особому геологическому строению озёр. Сквозь трещины в карстовых породах на дне пробиваются воды артезианского источника. Зимой и летом памятник природы принимает любителей поплавать в ледяной воде. Зимой озера не замерзают, сохраняя температуру. Это привлекает любителей крещенских купаний. Впрочем, варварская активность отдыхающих подрывают экосистему озер. По прогнозам экспертов, водоемам грозит уничтожение.

KazanWeek

Если вы обнаружили ошибку в тексте, то выделите часть текста и нажмите Ctrl+Enter

Сайт Russia Beyond The Headlines (международный издательский проект «Российской газеты», включающий ежемесячные информационные приложения о России на иностранных языках внутри ведущих мировых СМИ - прим. ) предоставил список мавзолеев, святых источников, древних захоронений, легендарных памятников и других мусульманских священных мест в России.

Наибольшая концентрация священных мусульманских мест России находится в Башкирии и Татарстане. Эти места имеют хорошо сохранившиеся реликвии средневековой Золотой Орды, которая распространила ислам среди местных жителей. Исламские республики Северного Кавказа также являются важными направлениями мусульманского паломничества.

Ингушетия. Мавзолей Борга-Каш времен Золотой Орды

Историки до сих пор расходятся во мнениях относительно того, как и почему был построен этот мавзолей. Некоторые ученые утверждают, что этот объект был возведен над могилой возлюбленного. Другие настаивают на том, что это место последнего упокоения арабского шейха. Легенда гласит, что, когда шейх почувствовал приближение своей смерти, он вышел в открытую степь на верблюде. Он освободил верблюда, а затем решил построить мавзолей на месте, где остановился верблюд. Современные исследователи считают, что мавзолей принадлежал местному правителю, который правил от имени тюркского хана Узбека.

600-летний мавзолей является важным местом национального наследия. До сих пор на здании мавзолея сохранились надписи на арабском языке. По некоторым данным, под каменным строением мавзолея есть несколько деревянных гробов, которые являются братской могилой.

Дагестан. Мавзолей Тути-бике

Дагестанский город Дербент считается одним из старейших населенных пунктов. В нем находятся два священных места, особенно почитаемы мусульманами на Северном Кавказе: мавзолей Tути-бике и Кырхляр. Мавзолей был возведен в 1787-1788 ханом Дербентом и Куба, Фет-Али-ханом в честь его жены и соправителя Дербента, Tути-бике. Легенда гласит, что Tути-бике была очень мудрым и мужественным правителем; благодаря ей, Дербент стал победителем после девятимесячной осады.

В непосредственной близости от мавзолея находится Kырхляр ("сорок" на тюркском). Это место захоронения исламских мучеников. Саркофаги над могилами высечены из цельных каменных блоков. Легенда гласит, что Kырхляр является местом последнего упокоения 40 арабских полководцев, которые погибли во время борьбы за усиление влияния ислама на Северном Кавказе.

Древняя крепость Кала курайшитов расположена на высоте 1000 метров над уровнем моря. Это была первая крепость, построенная в рамках распространения ислама на Кавказе. Полагается, что крепость была основана в 7 веке н.э. потомками племени курайшитов. Кала курайшитов иногда называют Дагестанским Мачу-Пикчу; поселение выглядит как каменный лабиринт на склонах высокой горы.

Крепость Кала курайшитов является одной из старейших мечетей в России, которая была построена в 9 веке. Также здесь расположены древняя усыпальница и музей.

Чечня. Зиярат Кунта-Хаджи Кишиевa

В Чечне есть 59 святых захоронения, называемых зиярат. Наиболее почитаемый из них находится в селе Хаджи. В 19 веке деревня была местом рождения суфийского шейха Кунта-Хаджи Кишиева, чеченского святого и миссионера, проповедовавшего зикр ("поминания Аллаха"). Рядом с местом, где стоял дом Кишиева, есть святой источник, вода из которого обладает лечебными свойствами. Желающие также могут посетить могилу матери Кишиева. Она расположена неподалеку на горе Эртина, которую чеченцы считают священным местом.

Башкирия. Мавзолей Хусейн-Бека

В 40 км от Уфы, столицы Башкирии, расположены два хорошо сохранившихся древних мавзолея, построенных еще в 12-м и 14-м веках. Один из них находится на кладбище Акзират. Легенда гласит, что мавзолей был построен в 14 веке для Хаджи-Хусейн-бека, первого имама на территории современной Башкирии. Приказ построить мавзолей был дан Тамерланом (Тимур), завоевателем Средней Азии и основатель великой империи Тимуридов, чья столица находилась в Самарканде.

Недалеко от мавзолея есть несколько надгробий с надписями на арабском языке. Считается, что так были отмечены полководцы Тамерлана. Мавзолей Хусейн-Бека считается одним из самых священных мусульманских мест в России. Всего в 10 км от этого места находится еще один древний мавзолей - могила Турухана. По мнению некоторых историков, он был потомком великого Чингисхана, основателя и правителя Монгольской империи. По мнению историков, Турухан, как Хусейн-бек, был просвещенным мусульманский правителем.

Еще одним важным местом для посещения в Башкирии является источник Аулия ("святой" с башкирского). Он расположен на горе Aуштау на Южном Урале. Считается, что источник, обладает целебными свойствами, течет чуть более 30 дней в конце мая и начале июня, собирая десятки тысяч людей каждый год. Люди купаются в нем весной и пьют священную воду, которая, по их мнению, может избавить от камней в почках, а также лечить респираторные болезни и заболеваниях желудка. Весной вода источника, как говорят, приобретает свои целебные свойства только после 15 мая.

Поднятие на гору Ауштау состоит из двух этапов: первый заключается в достижении священного источника, второй - поднятие на вершину горы. На вершине горы находятся три могилы, в которых по легенде, хранятся останки трех исламских миссионеров из города Ош, убитых в 13-м веке местными жителями. После покаяния эти же местные жители похоронили шейха Мухаммада Рамазан аль-Уш и его спутников на вершине горы, на склонах которой появился священный источник.

Татарстан. Великий Булгар

На берегах реки Волги, около в 140 км от столицы Татарстана Казани, находятся развалины легендарного древнего города Великого Булгара. Булгар был одним из величайших городов средневековья. Сейчас он является важным местом поклонения мусульман России. Помимо древних руин, от Великой Булгарии осталось село Болгары и стены большой мечети с минаретом 13-го века. Через дорогу от входа в мечеть расположен хорошо сохранившийся Северный Мавзолей. К востоку от мечети находится Восточный мавзолей.

Белая мечеть расположена недалеко от въезда в Болгар, у Южных ворот болгарского музея-заповедника. Образцом для строительства мечети послужили лучшие произведения мировой исламской архитектуры. Архитектурный комплекс представляет собой здание самой мечети, резиденции муфтия и медресе и окружающие молельную площадь. В дальнейшем мечеть предполагается окружить фруктовым садом с цветниками и озером.

Что Вы думаете об этом?

Оставьте свой комментарий.

«Святой ключ» находится к северу-западу от села Билярска в Алексеевском районе Республики Татарстан, в лесу у подножия горы Худжалар тавы. Название «Святой ключ» можно отнести, как к почитаемому природному источнику воды, так и к самому урочищу, в котором он расположен. Кроме источника, почитаемыми являются священные деревья и сама гора Худжалар тавы. К востоку от урочища находится остатки древнего города Биляр. В русских исторических хрониках этот город начинает упоминаться с 1164 г. (Лаврентьевская летопись) под названием Великий город. В XII-XIII вв. Биляр являлся столицей Волжской Булгарии. Он был окружен тремя концентрическими валами: первый, около р. Билярки, имеет до 12 км в окружности; около второго видны развалины древних зданий; посреди третьего находилась высокая кирпичная башня. Последнее упоминание о Великом городе относится к 1236 г., когда во время монгольского нашествия город был разграблен и сожжён. Судя по преданиям, урочище «Святой ключ» почиталось как священное место ещё во время существования города Биляр. На горе Худжалар тавы находилось языческое святилище, где древние булгары приносили жертвы языческому Богу – Тенгре. В одной из легенд об источнике рассказывается правителе Биляра Тырышмал Ходже и его 40 дочерях, которые мужественно защищали город от, напавших на него врагов, были пленены и приговорены к смерти. Но в последний момент девушки обратились в звезды, а их отец Тырышмал Ходжа превратился в журчащий ручей, который и по сей день почитается как святой.

В урочище находится православная святыня – родник, святой источник иконы Живоносный источник Матери Божией. Этот источник, находится в 30-40 метрах от Святого ключа. Оба источника питаются из одной и той же водоносной жилы. Православные христиане связывают с источником следующее предание. Однажды из здешнего храма пропала икона. Вскоре татарская девушка, проходившая по берегу озера увидела плавающую икону, и икона сама подплыла к ней. Ее вернули на место, но ночью она опять пропала, и снова та девушка увидела ее посреди озера. Но в это раз икона не далась ей в руки, и услышала она голос: «Если желаешь меня поймать, прими христианство. Тогда я сама приду к тебе в руки и больше из храма не исчезну». Девушка приняла христианство и до самой смерти почиталась местным населением как святая. Похоронили ее на склоне горы, из-под которой забил ключ. Над святым ключом была устроена деревянная часовня, вмещавшая в себе три резервуара для воды. В ней, по окончании общего молебна, по чину церковному освящалась родниковая вода, и затем, пелись по традиции молебны Спасителю, архистратигу Божию Михаилу, а также преимущественно иконе Божией Матери «Живоносный Источник».

Урочище «Святой ключ» является местночтимым святым местом, и паломники стекаются к нему со всего Татарстана. Ежегодно к «Святому ключу» прибывают тысячи паломников самого разного вероисповедания. Святой источник особенно почитается паломниками трех религий: мусульманами, православными и язычниками. Последователи язычества поклоняются верховному божеству древних булгар Тенгре, вешают на ветви священных деревьев челомы, ленты из ткани. Мусульмане возносят молитвы Аллаху и приносят жертвы. Православные молятся и просят о помощи Пресвятую Богородицу. На основании постановления Правительства Республики Татарстан от 14.08.1992 г. был создан Билярский государственный историко-археологический и природный музей-заповедник. Архитектурно-религиозный комплекс «Святой ключ» стал его частью. В 1997 г. здесь были проведены работы по реконструкции и благоустройству древнейшего места паломничества в Татарстане, построены дороги. Рядом с источником были воздвигнуты павильоны для отдыха паломников, а также обустроены и оборудованы места для жертвоприношений, где мусульманские паломники приносят в жертву баранов. Все объекты комплекса соединены между собой асфальтированными дорожками.

21 июля мусульмане Татарстана и России по традиции собрались на исторической земле Булгар – здесь прошел ежегодный съезд «Изге Болгар жыены». Снова, как и в предыдущие годы, здесь можно было наблюдать, как некоторые совершают обряды у древних камней – обходят по кругу, прикладывают руки и осыпают их монетами.

Имеют ли такие действия отношение к исламу, должен ли мусульманин их совершать? Как относиться к такому поведению людей? Имам-мухтасиб Приволжского и Вахитовского районов Казани, имам-хатыб Закабанной мечети Юсуф хазрат Давлетшин разъяснил для «Татар-информ» ситуацию с обрядами.

Юсуф хазрат назвал поднятую тему очень важной:

Земли Булгар – действительно, места, дорогие сердцу татарина, мусульманина, потому что это наша история. Именно здесь наши предки и наш народ, выбравшись из мрака язычества, вернулись к истинной вере. Слава Всевышнему, наши предки приняли ислам без принуждения, войн и кровопролития. В начале 90-х, когда к нам в Татарстан стали приезжать арабские и турецкие миссионеры, кое-кто из татар призывал отказаться от «этой арабо-турецкой религии». Но ислам сопровождает наш народ уже более тысячи лет, никакая советская идеология, никакие вожди не смогли заменить религию Всевышнего Аллаха. Все дела они совершали именем Аллаха, не оставляли пятикратный намаз. Поэтому, что касается традиций, обычаев, уклада жизни, то для нашего народа не может быть более древней и обоснованной традиции, чем учение религии ислам.

Да, земли Булгар – это наши корни, истоки. И хотя для каждого дороги те земли, где жили его предки, его родное село, большая ошибка – пытаться эти земли канонизировать, придать им некую сакральность. Ведь некоторые даже приравнивают посещение земли Булгар к совершению хаджа, придумывают отдельные обряды для этих земель. Это в корне неправильно. Потому что в исламе святыми могут быть только те вещи (места), назначенные самим Всевышним Аллахом. Конечно, естественное желание людей, чтобы его местность, село чем-то выделялись, были выше других. Приятно думать, что эти места священны. Вот и появляются «святые источники» близ деревень, места поклонения на могилах известных мусульманских религиозных деятелей. Тут же этим спешат воспользоваться местные руководители, коммерсанты.

Любой источник, вода, поступающая из недр земли – это щедрый дар Всевышнего Аллаха. Как-то Пророк под дождем оголил одно плечо и сказал: «Эти капли нам посылает наш Господь». Но это не стало поводом, чтобы назвать эту воду «святой» и придать ей качества, которые не даны ей Всевышним. И вода Зам-Зам, вытекающая из-под Каабы со времен пророка Ибрагима, не считалась бы святой, если бы о ее святости не упоминалось в Коране и хадисах.

Если бы сам Пророк не сказал, что «в воде Зам-Зам есть исцеление от болезней», было бы неправильно искать исцеление в этой воде. Умар ибн-Хаттаб, целуя Черный камень, говорил: «Если бы тебя не целовал Посланник Аллаха, я бы тоже не целовал. Потому что ты все равно всего лишь камень».

Поэтому не нужно искать счастья в камнях на земле Булгар. Ты кружишься вокруг этих камней, читаешь молитвы, гладишь их, засовываешь в разные щели монеты, а потом будешь ждать исцеления от болезней, спасения от бед – так ты впадаешь в большой грех, упаси Господь.

Мусульмане не должны забывать – именно на этих землях наши предки, освободившись от таких суеверий, как поклонение огню, солнцу, камням, вернулись на путь служения одному Всевышнему Аллаху. И мы не должны допустить, чтобы эти земли вновь стали местом возвращения к язычеству.

Булгар – дорогие душе татар и мусульман земли. Но истинные мусульмане не приемлют превращения их в места поклонения, приравнивания их хаджу. Это вызывает отторжение у правоверных мусульман, они начинают избегать эти земли. Именно по этой причине многие молодые мусульмане не желают сюда приезжать.

Так давайте уважать Булгар как наши исторические земли. Наш долг – оберегать эти места от совершения чуждых нашей религии поступков, различных бидаа – нововведений, языческих обычаев. Эта задача, в первую очередь, возлагается на организаторов этих мероприятий и представителей духовенства.


Ведь это неправильно, когда люди, вместо того, чтобы просить помощи у Всевышнего Аллаха, почему-то просят ее у каких-то камней, деревьев, которые и себя-то защитить не могут. Они забывают о Всевышнем Аллахе – Всеслышащем, Всевидящем, Всесильном – и говорят с неслышащими, невидящими и немощными камнями и деревьями.

Это же в уме не укладывается: сотни хомо сапиенс, собравшись на одной площади, пригласив телевидение, прессу, выводят не имеющих разума кроликов, свиней, черепах, осьминогов, и верят, что они предсказывают будущее. Потом через телевидение, интернет миллионы людей с благоговением смотрят на это. Воистину, если бы у этих животных был разум, и они поняли, по какой причине вокруг них собралось столько людей, они громко рассмеялись бы, или увидев, до чего опустились «разумные» существа, умерли бы со стыда.


Обсудить ()