Как создать египетский стиль в интерьере: советы дизайнеров и традиционные черты. Египетский стиль в интерьере — изысканный шарм дизайна (50 фото) Современный интерьер в египетском стиле

Оригинальный журнальный столик

Египетский стиль декора в интерьере, в основном, ассоциируется с бесподобной, изысканной и элегантной жизнью фараонов. В таком убранстве всегда используется насыщенная и выразительная палитра с тонами золотого, светло-коричневого и бронзового.


Также для оформления аксессуаров и текстиля специалисты подбирают сапфировый цвет, символизирующий реку Нил. Его можно великолепно объединять с оранжевыми и болотными тонами для формирования шикарной и завораживающей атмосферы.

Отделку настенной поверхности, как правило, осуществляют фактурной светлой штукатуркой.

Акцентировать внимание на определённых зонах помогут плитки мрамора, гранита и песчаника. Они придадут дизайну интерьера яркость и выразительность. При этом высокие потолки подчёркиваются изысканными бордюрами с узорами в виде полосок, пиктограмм, фресок и барельефов.

Потолочная поверхность окрашивается в светлые или насыщенные оттенки. Очень часто мастера воплощают в жизнь оформление в виде ясного неба, украшенного блестящим золотистыми звёздочкам и полумесяцем.

Декор вестибюля в коттедже с фигурами фараонов

Напольное покрытие в египетском стиле выполняется с помощью современных керамических и гранитных плит, придающих обстановке величественность, монументальность и изящество.

При этом для создания более уютных условий для жизни в них может быть установлена система подогрева.

Придать ещё большую утончённость и изысканность отделке пола помогут разнообразные пологи, тростниковые циновки, а также звериные шкуры и пёстрые ковры.

Для декора подойдёт натуральная стильная мебель, изготовленная с применением фактурной древесины и ротанга и покрытая лаковым составом шоколадного оттенка.

Кресла, диванчик и стулья украшаются элегантными узорами из костей слона и блестящей позолотой, а также интересной резьбой с изображениями экзотических животных.

В настоящее время в многочисленных магазинах вы найдёте большой ассортимент предметов гарнитура, выполненных в манере Древнего Египта. Для создания уютной и тёплой обстановки вы можете использовать мягкую меблировку, но в ограниченном количестве.

Для декора обивки применяются различные геометрические узоры – полоски и круги.

Для декорирования дома используются разнообразные архитектурные элементы и композиции: колонны, интересные арочные проёмы, ниши в стенах и оригинальные подиумы.

Комнаты акцентируются большим количеством кашпо, керамических статуэток и гипсовых фигур, которые отражают изумительную египетскую стилистику.

Остальные аксессуары должны быть выдержаны в единой стилистке: лампы, струящиеся портьеры, пледы и подушки.

Необычная статуэтка в декоре апартаментов

1. Если вы хотите преобразить свою квартиру в египетской стилистке, обязательно используйте роскошные и изысканные стройматериалы, которые могут воссоздать в пространстве обстановку резиденций фараонов. Замечательного эффекта вам поможет добиться золотой цвет в интерьере – символ шика и богатства. 2. Для того чтобы воплотить в жизнь подлинную атмосферу Древнего Египта, вам недостаточно купить несколько аксессуаров. Все предметы и украшения должны гармонировать друг с другом и окутывать членов семьи и гостей магнетизмом страны пирамид.

Оригинальный папирус

3. Покупая статуэтки и бумагу, обязательно узнайте об их символическом значении. Египтяне очень любят использовать тематику загробной жизни в убранстве собственных домов.

Принимайте во внимание эту особенность при декорировании своей квартиры, особенно, если вы суеверный человек.

4. Различные тумбы или шкафчики не характерны для этой стилистики. Поэтому отдавайте предпочтение дизайнерским столам и состаренным сундучкам.

Металлическая ваза

5. Существует две разновидности египетского дизайна. Первая из них старается воплотить в апартаментах аутентичный салон фараона, а второй вариант – это стилизация в комнате духа древности.

Эти вариации различаются в использовании оттеночной палитры. Для первого типа характерна выразительная и колоритная гамма, то для второго типична более приглушённая и нежная. Обе разновидности замечательно подойдут для оформления современной квартиры.

6. Изюминкой убранства являются укромные завуалированные уголки с красивыми освещёнными арками, глубокими ниши и другими элементами.

Величественные колонны в пустыне

Историческая справка

Формирование египетской культуры и стилистики началось ещё в IV тысячелетии до н. э. во время становления цивилизации страны. Как раз в этот период пришли к власти первые фараоны.

В каменную эпоху египтяне создавали бесподобные сооружения и необычные дома на побережье реки Нила, а древние математики филигранно рассчитывали все их габариты.

Замечательным примером развитой культуры этой страны является Пирамида в городе Гизе, которая превосходно сохранилась до нашего тысячелетия.

Невероятным талантом обладали местные скульпторы и архитекторы. Даже в современные дни вы можете найти великолепные творческие шедевры, что смогут окутать любое помещение колоритом и теплотой.

Фасады здания египтяне всегда декорировали бесподобными фресками, а для убранства были характерны громоздкие струящиеся портьеры и шикарные паласы.

Как раз в этой стране конструкторы впервые разработали форму кровати, а также придумали простой и обыденный нынче предмет – необычный стул.

Загробная жизнь всегда была в центре внимания в доме египтян. Они придавали ей особенное значение при оформлении внутреннего убранства.

Пика развития Древний Египет достиг в период Нового царства. Впоследствии многие народы пытались захватить территорию страны, оказывая влияние на её культуру, творчество и науку. Именно поэтому современные местные жители сильно отличаются от своих предшественников.

Закат империи произошёл после поражения морского флота, смерти Марка Антония и обольстительницы Клеопатры, что превратило страну пирамид в древнеримскую колонию.

Как раз на особенностях древнеегипетской культуры зародилось современное направление в дизайне интерьера – арт-деко.

Древнейшая культура из всех известных – это египетская. Неудивительно, что первым возник именно египетский стиль в интерьере. Ему присуща роскошь и величие фараонов, богатство египетской культуры. До сих пор мы с восхищением и замиранием рассматриваем воссозданные интерьеры дворцов фараонов. Что уж говорить о шедеврах архитектуры – египетских пирамидах.

Как все началось

Египетская культура в 4-м веке до нашей эры уже существовала в своем великолепии, в то время как Африка, Америка и Европа все еще находились в каменном веке. Искусство Египта было настолько совершенно, что с течением времени оно не претерпело значительных изменений. Упор был на геометрические линии, лаконичные формы, сочетание контрастных цветов.

Вспомните пирамиды, имеющие идеальную форму конуса, дворцы и храмы, оформление которых считается культовым. Роскошные фрески, изображающие жизнь египтян – благодаря живописи мы узнали их историю. Внутренний интерьер гробниц, присутствующие предметы интерьера, обихода и мебели – так мы познакомились с бытом египтян.

Да, египтяне верили в то, что загробная жизнь существует, и готовились к жизни после жизни заранее: возводили усыпальницы, украшали их, добавляли предметы, которые, по их мнению, понадобятся им в загробной жизни. К слову, усыпальницы, пирамида оказались гораздо прочнее, нежели любые дворцы, башни и тем более современные дома, над ними не властно ни время, ни вражеские нашествия.

Египтяне в своих интерьерах сочетали роскошь и практичность. Арки и колонны соседствуют с подиумами и невысокими ложами, простые стены с потолками, украшенными сине-золотой росписью, практичная посуда с роскошными головными уборы.

Характеристика и цветовое решение

Стены в Египте за неимением обоев украшались иероглифами и орнаментами, потолок в помещении по всему периметру имел узор в виде листьев и цветов камыша, лотоса, пальм и папируса. Сам потолок зачастую был выполнен в синем цвете и украшен золотыми стрелами, символизирующими лучи солнца, или золотыми звездами.

Мебель была удобной и практичной. Лицевые фасады украшались резьбой, росписью, инкрустацией драгоценными камнями.

можно создать практически в любой квартире. Узнайте у нас, как именно этого добиться.

Как может быть оформлена кухня с балконом, чтобы пространство использовалось с пользой и толком — смотрите

В интерьере использовались цвета песка и солнца: цвет охры и слоновой кости, светло-желтый и бежевый. Разбавлялись теплые оттенки голубыми и синими тонами.

Обои в египетском стиле изображают или истории из жизни древних египтян, или же дренеегипетские иероглифы.

Искусственные красители египтянам были недоступны, поэтому они использовали природные цвета, которые наносили в чистом виде, не смешивая их для получения полутонов.

Сам интерьер был выполнен в сдержанных тонах. Цветовые акценты расставлялись на мебели и декоративных предметах: красный, черный, желтый, голубой, зеленый. Для придания интерьеру роскоши использовали золото.

Предметами интерьера в египетском стиле служили скульптуры, вазы, светильники с большими свечами, фигурки сфинксов, жуков-скарабеев, змеи-уреуса, ястреба.

Современный стиль в интерьере

Если вы любите комфорт и уют, сочетание холодных и теплых оттенков – египетский стиль в интерьере непременно понравится вам. Конечно, ложе ставить просто на земляном полу, украшать интерьер сфинксами и ястребами, пользоваться жестяной посудой и в качестве осветительных приборов свечи крайне неудобно и некомфортно, но взять из египетской культуры все самое красивое и роскошное можно.

Потолки, полы и стены

Полы у бедных египтян были земляные, у богатых фараонов, знати, жрецов они были из мрамора, натурального камня, использовались плиты из золота и серебра. В современном интерьере можно использовать напольную плитку, имитирующую египетскую роскошь. А чтобы было тепло – установить теплые полы с подогревом, постелить ковры с узором в египетском стиле или с иероглифами, циновки из тростника или ротанга, натуральные шкуры животных белого или коричневого цвета.

Стены лучше сделать однотонными приглушенных оттенков: песочного, бежевого, светло-желтого цвета. Углы на стыке стен стоит сгладить. А под потолком пустить бордюр с изображением сцен из жизни египтян в характерной для того времени манере: руки и тело стоят прямо, голова и ноги повернуты в сторону. Уместен также бордюр с растительным орнаментом, узором в виде лучей солнца или звезд.

Такие же золотистые звезды можно расположить на потолке, выкрашенном в синий или голубой цвет.

На стенах можно сделать имитацию колонн с верхушкой в виде лотоса или пальмы. Стены должны быть ничем не облицованы, но можно нанести штукатурку и расписать стену египетскими иероглифами.

Добавьте открытые ниши, которые могут служить полками для книг или подставками для статуэток.

Двери и окна

Для окон выбирайте шторы с египетскими узорами, иероглифами, которые вешаются на резные карнизы. Двери обычно массивные, выполнены из кедра, ореха или венге и богато украшены инкрустацией.

Форма самого дверного проема должна быть не прямой, а в виде арки. Такую же форму желательно повторить и на оконных рамах. Египет – страна солнца, поэтому из всех геометрических форм отдайте предпочтение полукруглым, овальным и круглым.

Мебель

Мебель для интерьера в египетском стиле должна быть, прежде всего, удобной. Массивные кровати, сундуки из черного дерева вместо платяных шкафов, низкие табуреты и банкетки на ножках в виде звериных лап, кресла и диваны с широкими подлокотниками, высоким изголовьем и прямой спинкой, шкафы и стеллажи простой формы.

Цвет мебели может быть и темным, и светлым. Все зависит от назначения комнаты и ее площади. Но она должна быть деревянной.

Украсить интерьер в египетском стиле могут фрески из разноцветного стекла, золотой потали, имитации драгоценных камней, картины с изображением жизни египтян, несколько статуэток черной кошки, высокие напольные вазы в сине-золотом цвете с стебли тростника и папируса, картины на папирусе. И не скупитесь на инкрустированные предметы интерьера.

Хочется сразу предостеречь от покупки дешевых подделок папирусов на египетских базарах. Продающиеся там товары не имеют исторической и дизайнерской ценности, они хороши лишь в качестве сувенира. А вот стилизованная посуда, небольшие египетские пирамиды, кальяны, фигурки животных, бюст царицы Нефертити впишутся в созданный интерьер.

Текстиль и освещение

Для интерьера в египетском стиле характерны натуральные ткани: хлопок, шерсть, лен. Поэтому покрывала, обивка мебели, шторы, подушки должны быть выполнены из этих тканей.

Повесьте льняные или хлопковые шторы шоколадного, молочного или бежевого цвета, украшенные по краям золотой вышивкой. Узор – растительный или геометрический. Над кроватью в спальне или детской установите балдахин.

Источников освещения должно быть несколько и они должны передавать и подчеркивать роскошь и сдержанность. Используйте потолочные люстры, настенные бра, настольные светильники с абажуром из разноцветного стекла.

Абажуры могут быть и текстильными, имитирующими папирус, и украшены сценами из жизни, иероглифами.

Итог

Египетский стиль в интерьере подойдет тем, кому удастся грамотно сочетать роскошь и комфорт, величие египетской культуры и современные реалии. Примечателен тот факт, что египетский стиль одинаково хорошо смотрится и в малогабаритных квартирах, и в просторных помещениях.

Что касается египетских сувениров, привезенных из туристической поездки, то лучше поставить в доме два-три предмета, в которых отражены история и культура Древнего Египта.

Гораздо хуже и безвкусней на каждой полке, в каждой нише расставить статуэтки черной кошки или египетской царицы, украсить стены и шторы иероглифами, не до конца понимая их значение, не уважая и не принимая величие древнего народа и его культуры.

Египетский — еще один исконный стиль интерьера, подаренный современной культуре Черным континентом. Великолепие египетских дворцов в эпоху, когда Европа еще жили в каменном веке, не могла не поражать современников. Поэтому культура государств, соседствующих с берегами Нила, имеет ярко выраженные черты. Египетский стиль по праву можно считать основоположником греческой культуры — родоначальницы таких разных стилей, как эпохи Возрождения, и, собственно, греческий.
Не следует путать египетский стиль с . Теплая бело – бежево – охристая гамма палящего солнца и песков пустыни, характерная для Африки в целом, в египетском варианте гармонично сочетается с изображениями пышных лотосов и папирусов, в изобилии окаймляющих берега Нила, изящных птиц и животных, ярким синим небом, темной древесиной мебели и домашней утвари. Могучие боги строго следят за порядком, а смертные заняты каждодневной работой.
Древние египтяне покрывали иероглифами и характерными фигурками, где голова и нижняя часть туловища – в профиль, а торс и руки человека – в анфас, практически всю поверхность стен и колонн. Однако расположение их не хаотично, подчинено строгим законам, основополагающий среди которых – симметрия, пропорциональность, канонизация, строгость и лаконичность линий. Этим же принципам подчинены и другие детали интерьера: колонны, мебель, вазы, чаши и светильники.
Еще одна характерная черта – приверженность к натуральным материалам: дереву, камню, золоту. В многочисленных мозаичных панно, украшавших стены и полы дворцов можно встретить как сцены из жизни, так и сложные многоцветные орнаменты в желто – оранжево – коричнево – землистой гамме.
Современный египетский стиль – один из самых дорогих и роскошных. Огромные помещения с уходящими к потолку колоннами, украшенными богатыми растительными капителями, натуральный камень и позолота, обильная лепнина, росписи и мозаики – все это подойдет скорее фешенебельному отелю, нежели квартире. Поэтому в этой статье мы рассмотрим более бюджетные имитации, актуальные для среднего россиянина.
Итак,

Египетский стиль в интерьере современной квартиры

Современный египетский интерьер сохраняет симметрию, африканскую гамму, обилие света и тепла. Однако используемые материалы в большинстве своем – современная имитация деревянных и каменных поверхностей: , и прочее.

Стены

Стены белые или светлых оттенков бежевого и слоновой кости. Чистый белый контрастен жгуче – палящей африканской гамме и вносит в интерьер ощущение свежести и прохлады. Традиционные египетские стены – беленая грубоватая штукатурка. Имитировать такую фактуру можно текстурированными . Однако более удачное решение – или . Поверхность будет более хаотичной и естественной.
Типичная черта – наличие множества стенных .
Современный стиль более сдержан в использовании барельефов, нежели его древний предшественник. Чтобы не перегружать интерьер, барельефы используют в виде бордюра в верхней части стен. Часто взамен выпуклых фигур наклеивают имитацию: плоские печатные изображения. Подходящие орнаменты: листья и цветы лотоса или папируса, стрелки солнечных лучей, чередующиеся стилизованные фигурки людей и богов. Акцентом интерьера может стать панно с изображением сцен из мифологии, жизни или быта египтян. А выполнить подобную роспись по силам даже непрофессиональному художнику.

Колонны

Обязательный атрибут египетского стиля – колонны. К сожалению, чаще всего наши квартиры лишены и необходимого пространства, и высоты помещений. Поэтому колонны заменяют имитацией из полиуретана, либо просто рисуют на стенах.

Потолки

Традиционное решение сочленения стены и потолков – плавное, без выраженного угла.
Еще одна особенность – цвет потолков зачастую ярко синий. Египтяне любили лицезреть звездное небо, даже находясь в помещении.

Современный интерьер часто отходит от этих типичных черт в угоду привычным светлым потолкам, визуально увеличивающим высоту помещения.

Полы

В бедных египетских домах полы были земляными, богатые – выкладывали их натуральным мрамором. Современный вариант – разнообразная керамическая плитка натуральных оттенков в сочетании с « », чтобы ногам было комфортно, как в Африке.

Проемы

Традиционная форма и для окон и для дверных проемов – . Однако сложно найти такую в современных квартирах. Для имитации используются конструкции из гипсокартона, мебельные вставки или текстиль.

Мебель

Для интерьера в египетском стиле подойдет немного грубоватая черная мебель. В современном варианте – покрытая черным шпоном. Основная ее черта – удобство. Характерные «египетские» элементы – инкрустация светлыми прожилками «слоновой кости», ножки, выполненные в виде лап зверей или побегов папируса, типичные орнаменты.Именно оригинальный стол или диван может стать краеугольным камнем интерьера. Наличие специфических этно черт в современных мебельных представителях довольно редко. Поэтому, если Вы – счастливый обладатель чего – то подобного, смело выбирайте египетский стиль: весь интерьер с легкостью выстроится вокруг центрального акцента.

Текстиль

Египетский стиль богат текстилем. Это и шторы и занавеси, отгораживающие помещение от палящего солнца, и тонкие коврики и циновки, расстеленные на полу. В современном интерьере присутствуют декоративные подушки, покрывала. Египетский текстиль – полотно из натуральным материалов: хлопка, шерсти, льна — светлый холст натурального цвета, украшенный геометрическими и растительными орнаментами, характерными изображениями людей, животных. Холст с росписью может украшать интерьер в качестве картины. Орнаменты выполнялись натуральными красителями, которые египтяне никогда не смешивали. Традиционная цветовая гамма – красные, черные, коричневые, голубые и зеленые оттенки.
Силуэт текстильных элементов лишен излишеств в виде помпезных сборок и складок. Шторы – ровные статичные прямоугольники ткани, утяжеленные по низу специальными планками. В интерьере на фото выше подобные элементы оригинально скрывают вещевой шкаф.

Предметы интерьера

Самобытность египетского интерьера подчеркнут чаши, огромные напольные вазы, статуэтки. Кошка – священное животное Египта. Неудивительно, что ее изображению отведена особая роль. Многочисленные статуэтки кошек и свинксов (существо с головой женщины – фараона и телом льва или кошки) – характерная черта египетских интерьеров. Их можно установить в стеновых нишах или украсить, например, журнальный столик. Все это выполняется из камня, золотого металла или их имитаций.
Египетский стиль – самобытный и оригинальный. Он привносит в интерьер одновременно и теплоту африканской пустыни, и прохладу речной воды Нила, пение птиц и цветение лотоса, роскошь и размеренность. Этот стиль подойдет Вам, если:
Вы любите роскошь и монументализм, желаете почувствовать себя величественным фараоном
Вы умеете сочетать роскошь и комфорт с реалиями современности
Вы цените сочетание простоты и торжественности
Вы хотите скрыть дефекты стен и потолка: египетский стиль нетребователен к исходным поверхностям

История. Египетское искусство. Мы мало что знаем о народном искусстве в Египте. Поддаными царя были рабы, отбывавшие ему тягло , то есть отбывали разного рода повинности деньгами и натурой . Именно потому он и мог возводить огромные здания, заставить служить им все искусства, но, за исключением построек малочисленной знати, постройки царя были единственными художественными произведениями в стране. Здания эти, отвечая мировоззрению египтян, служили почти исключительно религиозным целям: культу богов и культу мертвых. Даже от дворцов царя сохранилось нам немногое. Храм и гробница были главными созданиями архитектуры. Долгое время оцепенелость этих построек исключала всякую возможность личного отношения к ним; о них говорили с крайним изумлением, как о загадочных созданиях, но без внутреннего понимания их чуждых форм. И только нашему времени удается понемногу выработать историческое представление об египетском искусстве.

В культовых храмах, главным образом в гробницах, объединены все искусства страны. Статуи, рельефы, каждое украшение обусловлены религией и подчинены по содержанию и по форме всецело архитектуре. Так возникло единство стиля, нетерпящее никаких отклонении и заключенное в совершеннейшую форму.

История. Египетское искусство

Основой художественного впечатления была в данном случае простота линий и форм, которая доходит до монументальности благодаря тому, что эти линии и формы вырастают до огромных размеров. Но именно эта простота и служила помехой историческому пониманию искусства Египта, так как простейшие формы считались вместе с тем и самыми ранними. Первобытный человек, дикарь, обладает такой свежестью глаза, таким непосредственным отношением к природе, что его пещерные рисунки каменного периода являются чисто импрессионистскими; это непосредственно воспринятые и непосредственно переданные впечатления природы.

Понятие о «примитивности», как о беспомощности всякого начала в искусстве, безусловно неверно. Так же и на Востоке, в Месопотамии, о стиле искусства которого мы не имеем ясного представления, раннее искусство в сравнении с периодом расцвета менее ограничено. Так же и постройки Древнего царства Египта (3-е тысячелетие до н. в.) стоят уже не только в техническом, но и в художественном отношении на высокой ступени развития; их корни выходят за пределы исторических времен. Первоначально погребальная камера и место, предназначенное для культа, помещались под одной кровлей. По египетским воззрениям, после смерти человека остается духовная его часть, которая ведет свободное существование на земле, пока останки остаются нетронутыми; об удобстве и питании ее заботились, заготовляли для нее или просто рисовали различную пищу и утварь.

Этим определялось все необходимое для египетской могилы: она должна была иметь собственно погребальную камеру, в которой помещается мумия, и кладовые с заготовленными жертвенными припасами. Позже, для нужд культа, потребовалось особенное маленькое жертвенное место в виде ниши перед ложной дверью, которая на Востоке символизирует переход в загробный мир. Такие ниши помешались в той же могиле, и эта могила устраивалась наподобие жилого дома. Постепенно ниши разрослись в молитвенный вал, вал в храм; помещение, предназначенное для культа, отделилось от надгробной постройки, и такая надгробная постройка, до позднего времени сохранившая на могилах знатных форму кургана, на могиле царя становится памятником и обращается, в конце концов, в пирамиду.

История. Египетское искусство

От ворот, которые лежат в долине у Нила, идет, подымаясь, крытый переход к храму; его составляют обнесенный колоннами двор, вал с колоннами и святилище, расположенные друг за другом к храму примыкает пирамида. Целое представляет собою архитектурный план вавершенного единства: каждое от- дельное вдание имеет художественную ценность и само по себе и как гармоническая часть архитектурного целого. Реконструкции надгробного памятника Не-узер-ре (5-я династия), сделанные Борхардом, совершенно ясно говорят нам о наличности в данном случае определенного художественного замысла. Для нас, воспринимавших египетскую архитектуру как массовую, такие тонко расчлененные планы явились полной неожиданностью.

В эстетическом впечатлении, которое мы получаем от ворот у Нила, главным является не стена, как это бывали впоследствии в подобных случаях, но самый входный вал, портик с его тонко и логично расчлененными колоннами, что вполне отвечает назначению здания. Храм мертвых и пирамида также превосходно согласованы между собою. В этом и состоит эстетический закон: изящное становится еще утонченнее наряду с тяжеловесным, а массивное проявляется еще энергичнее по контрасту с изящным, потому что одно становится для глаза мерилом другого. Все части строения согласуются с целым. Вся постройка исключительно тектоническая, и как целое подчиненно культовым целям, так каждая отдельная часть на своем месте обусловлена функциональным назначением.

Египетская пирамида, бесспорно, самое монументальное создание архитектуры вообще. Сущность монументального и лежит в том, что его формы просты и не требуют для своего понимания тонкой восприимчивости, что они захватывают с первого взгляда и говорят своей простотой тем убедительнее, чем огромнее размеры. Особенностью является то, что в Египте эта монументальность стала художественным принципом в такое раннее время. Пирамида строилась для защиты останков царя. Потаенная комната хранила их в этой каменной массе; к ней вел узкий ход, черед который пронесли гроб, Который потом заложили камнями и заделали облицовкой так, что его нельзя было найти. Но эти постройки говорят, вместе с тем, о монументальном чувстве уже развитого в художественном отношении времени.

Характерным доказательствам служит то обстоятельство, что цари, которые, как и прочие смертные, заботились еще при жизни о своих гробницах, строили сначала маленькое здание; оно разрасталось в своем плане и устройстве, пока они жили, и тем больше, чем дольше они жили. Следовательно, религиозным целям удовлетворял маленьким памятник, а то, что по окончании постройки тотчас же продолжали строить дальше, служит уже доказательством стремления к более высокой художественной выразительности.

История. Египетское искусство

Дальнейшее развитие продолжается уже за пределами эпохи Древнего царства. До сих пор мы следили за его ходом по надгробным постройкам, с этого времени дальнейший его путь показывают нам постройки храмовые. Техника стройки пирамид ухудшается уже в Среднем царстве, которое следует отнести к 200 году; фараон царствует не так абсолютно, не так неограниченно повелевает своим народом. Новое царство, наполняющее собой 2-ю половину II тысячелетия до н.э., уже совсем не знает пирамид. Центральным пунктом архитектонического интереса становится храм. Три главные части храма — двор, обнесенный колоннами, большой зал и святилище позади него — были уже в храме мертвых Древнего царства, но художественная обработка их становится теперь совершенно иной.

Различие эпох делается тотчас же ясным, если сравнить, например, утонченную расчлененность ворот Древнего царства с фасадом храма в Луксоре, который, вероятно, построен незадолго до начала Нового царства. Вместо искусства, действующего целесообразной расчлененностью, появляется энергичная выразительность. Необычайная мощность этих построек заключается в том, что характер их противоречит характеру почвы, на которой они выросли. Типичным примером является Луксор, где фасад воспринимается всецело, как масса; стена, затканная плоскими, подобными ковру, рядами изображений из жизни царей и мифов о богах, говорит только как плоскость; она должна быть ограничена как можно резче, должна бить энергично замкнута, потому что все здание определяется контуром.

Именно такое впечатление и получается в данном случае, потому что ограничивающие стену линии, подымаясь кверху, сближаются все теснее, все сильнее сжимают ее в своих тисках; горизонтальная линия далеко выступающего карниза энергично ограничивает здание от воздушного пространства сверху. Карниз является важнейшей частью египетской архитектуры, потому что на его долю приходится самая существенная функция в этом ограничении здания. Эпохи с развитым чувством декоративности неизменно пытались при помощи ваз, статуй и других декоративных элементов архитектуры, которые они располагали на верхнем карнизе, сделать в здании переход к воздушному пространству постепенным и подчеркивали главный портал тем, что крышу над ним подымали как можно выше.

Египтянин поступает как раз обратно: он замыкает здание строго горизонтальной линией и выделяет портал тем, что опускает в этом месте стену. Благодаря этой выемке, вход можно заметить только вблизи. Спокойная плоскость стены должна оставаться доминирующей, и портал не должен служить ей помехой. Портал, поскольку это возможно, лишается того значения, которое имел, например, портик с колоннами у ворот эпохи Древнего царства: он не должен служить перерывом, расчленяющим стенную плоскость.

Продолжение следует…

История. Египетское искусство