Из чего получают шелк. Как делают шёлк? К чему приводят благие намерения

Шелком называют мягкую и прочную ткань с приятным глянцевым блеском. Технология изготовления нити уникальна – ее получают, разматывая миниатюрные коконы тутового шелкопряда. Секрет изготовления шелка долгое время был известен только в Китае. Несмотря на то, что сейчас благородную ткань изготавливают в Индии, Бразилии и других странах мира, Китай и по сей день остается крупнейшим производителем шелка.

Тафта

Главная особенность (или таффеты) – жесткость и формоустойчивость. Из этого материала шьют нижние юбки и подкладку. Словом «тафта» персы называли любой сотканный материал. Туго скрученные нити соединяются в надежном полотняном переплетении.

Характерные черты:

  • износостойкость;
  • долговечность;
  • приятный глянцевый блеск;
  • формоустойчивость;
  • отталкивание влаги.

Благодаря прочности ткани, из вощеной тафты изготавливали аэростаты и обтягивали ею крылья и оперение некоторых первых самолетов.

Тафта бывает одноцветной, набивной, жатой и гладкой, а также с крупным плетеным рисунком.

Туаль

Туаль начали изготавливать во Франции, чтобы заменить дорогую набивную индийскую ткань чинц. Главная особенность – отпечатанный поверх однотонного полотна цветной рисунок. Популярные сюжеты:

  • цветочные орнаменты;
  • изображения зверей;
  • пасторальные сцены.

Переплетение нитей основы и утка – полотняное. Также туаль изготавливают из натурального шелка. В отличие от хлопкового аналога, шелк более гладкий, блестящий, тонкий и праздничный. Этим материалом часто обивали стены в жилых комнатах.

Шифон

Шифон-шелк

Настоящий шелковый шифон – это дорогой, элитный материал. Очень легкая, слегка песочная на ощупь ткань. Нити для создания шифона плотно скручивают (впрочем, как и для изготовления других легких материй).

Основные свойства:

  • легкость;
  • цветоустойчивость;
  • прочность;
  • гипоаллергенность;
  • гигроскопичность;
  • антибактериальность.

Среди разновидностей шифона можно назвать перламутровый перлшифон, глянцевый атлас-шифон, шероховатый креп-шифон, шифон-жаккард и переливающуюся ткань с эффектом хамелеона.

Чесуча (дикий шелк)

Ткань состоит из полотняного переплетения неравномерных по толщине волокон. Этот материал производят либо из остатков шелковой пряжи и бракованных волокон, либо из коконов не тутового шелкопряда, а бабочки под названием Antheraea mylitta. Материал получается плотным, но легким. Необработанная чесуча имеет желто-коричневую окраску.

Достоинства:

  • доступная цена;
  • прочность;
  • гигроскопичность;
  • эстетичный матовый блеск.

Из чесучи шьют повседневную и верхнюю одежду для любого сезона и климата. В составе нитей сохраняются аминокислоты, оказывающие полезное воздействие на состояние кожи.

Фуляр

Платочная ткань фуляр

Этот тонкий шелковый материал называют платочной тканью. Фуляр появился в XVIII веке в Европе. В переводе с французского языка означает платок. Переплетение ткани очень простое и надежное – полотняное. Фуляр окрашивают в различные цвета, декорируют принтами.

Свойства ткани:

  • антибактериальность;
  • гипоаллергенность;
  • гигроскопичность;
  • драпируемость.

Фуляр нельзя назвать очень прочной тканью. Из этого материала изготавливают занавески, абажуры, шейные платки и палантины, а также аксессуары (искусственные цветы, броши).

Свойства и применение шелка

Рассмотрев различные виды тканей, можно сделать вывод, что главный отличительный признак натурального шелка – мягкий благородный блеск. Волокно имеет трехгранное сечение и преломляет свет, словно призма. Благодаря этому оптическому эффекту, шелковые вещи выглядят легко, изящно, напоминают гладкую поверхность воды.

Недостатки:

  • требуется деликатный уход и осторожная работа с утюгом;
  • шелк следует беречь от солнечных лучей;
  • высокая стоимость.

Из шелка шьют большое количество различных изделий:

  • женскую одежду (блузки, юбки, жакеты, брюки);
  • платья (свадебные, вечерние, коктейльные);
  • мужскую одежду (рубашки, галстуки);
  • белье (корсеты, трусы, бюстгальтеры);
  • домашнюю одежду (халаты, костюмы);
  • постельное белье (наволочки, простыни, пододеяльники, а также декоративные подушки);
  • шторы (ламбрекены, гардины, портьеры);
  • бытовой текстиль (салфетки, );
  • подкладку для верхней одежды (пальто, куртки, шубы);
  • мебельную обивку (кресла, диваны, пуфы);
  • декор и аксессуары (ленты, заколки для волос, шейные платки).

Интересный факт: шелковые нити применяют также в качестве хирургического шовного материала для обработки ран и разнообразных травм.

Тонкости ухода

Шелк – благородный и деликатный материал. Вещи следует беречь от затяжек, когтей животных, воздействия высоких температур. Шелк требует аккуратности и сноровки во время глажки. Для поддержания опрятного внешнего вида ткани следует придерживаться нескольких общих правил:

  • Шелк можно стирать руками, в теплой воде (30 градусов), избегая резкого выкручивания.
  • В стиральной машинке выбирают деликатный или бережный режим (в зависимости от модели техники они называются по-разному). Некоторые стиральные машины оснащены специальным режимом «шелк». Температурный режим соблюдается (30 градусов).
  • Выстиранную ткань следует прополоскать в теплой воде (25 градусов). Также можно добавить уксус (пять столовых ложек на десять литров воды) – этот прием поможет усилить яркость шелка.
  • Материал можно отжимать руками и в машине, только нужно убедиться, что процесс будет щадящим.
  • Шелк сушат в тени на улице либо в хорошо проветриваемом помещении - под воздействием ультрафиолета ткань может изменить цвет. Вещи хорошо расправляют либо вешают на плечики.
  • Ткань держат вдали от отопительных приборов.
  • Шелк гладят несильно нагретым утюгом. Существуют специальные одноименные автоматические режимы для глажки.

При покупке шелка следует опасаться подделок из вискозы либо синтетических нитей. Искусственная ткань блестит тускло, лицевая сторона может быть неравномерной. При сжатии ненатуральный шелк мнется и сохраняет форму заломов. Если поджечь синтетическую нить, она будет пахнуть пластиком, а вискозная – древесиной. Подожженная шелковая нить горит очень медленно, пахнет жжеными перьями, а на конце образуется серый шарик.

Несмотря на высокую стоимость ткани, натуральная шелковая одежда очень популярна. Она считается престижной и подходит как для повседневного ношения, работы в офисе, так и для различных торжественных мероприятий.


(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || ; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-143470-6", renderTo: "yandex_rtb_R-A-143470-6", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script"); s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");

Первые шелковые ткани были весьма редки и дорогостоящи, поэтому их носили только правители и члены их семьи. По всей вероятности, внутри дворца они облачались в белые одежды, а на торжественных выходах – в . С расширением производства шелк постепенно стал доступен двору, а затем и более широким слоям населения.

Постепенно в Китае зародился настоящий культ шелка. В старых китайских текстах упоминается о жертвоприношениях Богу шелкопряда, а также о священных тутовых рощах и почитании отдельных тутовых деревьев.

Уже в эпоху Сражающихся Царств (475-221 до н.э.) шелк и изделия из шелка повсеместно распространились в Китае практически во всех слоях населения. Мэн-цзы (372-289 до н. э.), «Второй совершенномудрый», предлагал по периметру «колодезных полей» высаживать тутовые деревья, чтобы стар и млад ходили в шелковых одеждах.

Шелк широко применялся в хозяйстве. Помимо использования в качестве ткани для одежды и вышивки, из него изготовляли струны для музыкальных инструментов, тетивы для луков, делали лески рыбной ловли и даже бумагу. Во времена правления династии Хань (206 до н.э. – 220 н.э.) шелк стал своего рода универсальным денежным эквивалентом: крестьяне платили налоги зерном и шелком, чиновникам государство платило также шелком.

Ценность шелка рассчитывалась исходя из его длины и была приравнена к золоту. Шелк стал, фактически, валютой, использовавшейся при расчетах с другими странами. О важной роли шелка в китайской культуре свидетельствует и тот факт, что из 5 тысяч наиболее употребительных около 230 имеют ключ «шелк».

Технологии шелководства, вышивки, окрашивания тканей быстро совершенствовались. Это продолжалось вплоть до периода правления династии Тан (618-907).

Объемы и качество шелковой продукции постепенно увеличивались. Яркость красок, богатство и совершенство вышивки поражали. Со II в. до н.э. была налажена внешняя торговля – знаменитый Шелковый Путь. Ключевую роль в этом процессе сыграл Чжан Цянь 张 骞 (?-114 до н.э.), китайский дипломат и путешественник, открывший для Китая и китайской торговли страны Центральной Азии. По караванным путям, часть которых существовала и прежде, на Запад отправились караваны, груженные китайскими товарами.

Впрочем, ряд исторических и археологических фактов свидетельствуют, что в других странах о китайском шелке узнали намного раньше. Так, в одной из египетских деревень недалеко от Фив и в Долине Царей были обнаружены женские мумии, обернутые в шелковые ткани, датируемые XI в. до н.э. Вероятно, это наиболее ранняя находка.

После воцарения династии Тан (618-907) были основаны специальные ткацкие мастерские, первоначально производившие церемониальные головные уборы, а позднее – разноцветные шелковые ткани. Ткани окрашивались растительными красителями: цветами, листьями, корой, корнями растений. Главные ткацкие центры располагались на территории современных провинций Хэнань, Хэбэй, Шаньдун и Сычуань. Танская эпоха – время интенсивной торговли шелком, он обнаружен на территории современного Синьцзяна, Турфана, Таджикистана и даже на Северном Кавказе.

Греки и римляне называли Китай «Страной шелка» – Серика. Среди знати шелк пользовался огромной популярностью. Он стоил чрезвычайно дорого, но, тем не менее, его охотно покупали. Цена могла доходить до 300 динариев – зарплаты римского легионера за целый год! Импорт шелка стал уже угрожать самой экономике Римской империи. В 380 году римский историк Аммиан Марцеллин (ок. 330-после 395) писал, что «использование шелка, которое когда-то было ограничено только знатными, сейчас распространилось на все классы без различия, даже на самые низшие» .

Варвары также были пленены этим удивительным материалом. Гот Аларик, захвативший Рим в 409 году, потребовал, среди всего прочего, 4000 шелковые туники.

Однако тайна изготовления шелка долгое время оставалась неразгаданной. Предлагалось множество фантастических объяснений. Так, Вергилий (I в. до н.э.), например, полагал, что шелк изготовлен из начеса с листьев. Греческий историк Дионисий (I в. до н.э.) считал, что шелк сделан из цветов. Высказывалось предположение, что блестящие шелковые нити растут на деревьях, или что его создавали огромные жуки, или он сделан из пуха птиц. Римский историк IV в. Аммиан Марцеллин представил такое объяснение: «Шелковые ткани сделаны из почвы. Китайская почва мягкая, как шерсть. После полива и особой обработки она может быть использована для формирования шелковых нитей» .

Китайцы рьяно оберегали секрет изготовления шелка. Любого, кто пытался перевести за границу яйца, личинки, коконы шелкопряда, казнили. Тем не менее, в Корее, а затем и в Японии узнали тайну производства шелка. Считается, что в Корею около II в. до н.э. его привезли сами китайцы, эмигрировавшие туда. На Японских островах шелк появился в III н.э. Затем, в IV веке, шелковое производство было налажено в Индии.

Существует несколько легенд, повествующих о том, как технология изготовления шелка стала известна в других странах. Согласна одной из них, китайская принцесса была помолвлена с принцем Хотана. Её жених пожелал, чтобы его невеста привезла с собой семена тутового дерева и личинки шелкопряда. По другой версии, сама принцесса захотела привезти их на свою новую родину. Она спрятала семена и личинки в своей пышной прическе и вывезла их за пределы Китая. Произошло это около 440 года. А оттуда уже секрет производства шелка распространился по всему миру.

Согласно другой полулегенде-полуистории, секрет разгласили два несторианских монаха. Около 550 года они тайно в своих полых бамбуковых посохах привезли яйца шелкопряда и семена тутовника византийскому императору Юстиниану I (483-565).

Тем самым Византия стала первой страной, входящей в западный мир, где появилось своё шелководство. Церковь и государство создавали свои шелковые мастерские, монополизировав производство и рьяно охраняя секрет его изготовления. В VI веке персы освоили искусство шелкоткачества и создали свои собственные шедевры.

Католические прелаты носили богатые шелковые одеяния, им украшали алтари. Постепенно мода на шелк распространилась среди знати. В VIII-IX веках шелк стали производить в Испании, а спустя четыре столетия шелк успешно производился городами Апеннинского полуострова, несколько городов которой дали свое имя тканям. Считается, что итальянский шелк берет свое начало от двух тысяч искусных мастериц, вывезенных в XIII веке в Италию из Константинополя.

Сегодня шелк производят во многих странах мира: в Китае, Италии, Индии, Испании, Франции. Но по-прежнему Китай – крупнейший на мировом рынке экспортер шелка-сырца и шелковой продукции.

Технология производства шелка

Веками шелк оставался для большинства стран мира роскошным товаром, за который отдавали последние деньги. Производство шелка - очень долгий и кропотливый процесс, который требует постоянного внимания. В настоящее время ряд процедур автоматизирован.

В течение столетий шелководство развивалось и совершенствовалось, превратившись в точную науку. Но даже сейчас технология получения шелка базируется на старых методах.

Шелк получают из коконов шелковой моли. Существует множество разновидностей дикой шелковой моли. Но только одна из них стала прародительницей знаменитой Bombyx mori — слепой, бескрылой моли, из которой получают лучший шелк. Предполагают, что она произошла от Bombyx mandarina mori — дикой шелковой моли, обитающей на белых тутовых деревьях только в Китае. В процессе селекции она потеряла свою способность к полету и может только есть, спариваться, производить потомство и вырабатывать шелковые волокна.

Помимо этого, существует в природе еще один вид моли – Antheraea mylitta , также производящий шелковое волокно, но более грубое. Получаемые из него нити называют тусса.

Самка Bombyx mori , вылупившись из кокона, спаривается с самцом. После этого в течении 4-6 дней она откладывает до 500 и более яиц, и вскоре после этого погибает. Для дальнейшего использования отбираются только здоровые яйца. Они сортируются и тестируются на инфекцию. Больные яйца сжигают. Яйца шелкопряда очень мелкие и легкие – вес сотни едва ли достигает 1 грамма. Они содержатся при температуре около 18 градусов по Цельсию, постепенно увеличивая её до 25 градусов Цельсия.

Приблизительно на седьмой день вылупляются маленькие червячки, размер которых не превышает 2 мм. Именно эта личиночная стадия моли и называется, собственно, шелкопрядом. Дальше на протяжении месяца шелкопряды постоянно едят, увеличивая свой вес и размер. Так, в возрасте 4-5 недель их длина достигает 3 см и более, а вес за это время увеличивается в тысячи раз!

Питаются они исключительно листьями тутового дерева, которые для них собирают и отбирают вручную, а затем размельчают. Кормление происходит регулярно, день и ночь. В это время тысячи кормящихся червяков содержатся в специальных поддонах, которые ставятся один на другой.

В помещении, где содержатся червяки, поддерживается постоянный температурный режим и влажность. Они должны быть защищены от любых колебаний внешней среды, как: громких звуков, сквозняков, сильных запахов продуктов и даже пота. От тысяч челюстей, перемалывающих листья тутовника, стоит постоянный гул, напоминающий звук сильного дождя, барабанящий по крыше. За это время червяки несколько раз линяют, постепенно меняя свой цвет с серого на бледно-розовый.

Наконец, приходит время свивать кокон. Шелкопряд начинает волноваться, трясти головой вперед-назад. Гусениц помещают в отдельные отсеки. С помощью двух специальных желез – фильер, — червяки начинают производить студенистую субстанцию, которая затвердевает при контакте с воздухом. Вещество, которое вырабатывают шелкопряды, включает в себя два основных компонента. Первый – фиброин, нерастворимое протеиновое волокно, составляющее 75-90% выработки. Второй – серицин, клейкое вещество, предназначенное для скрепление волокон кокона. Помимо них присутствуют также жиры, соли, воск.

За три-четыре дня шелкопряды свивают вокруг себя кокон, помещая себя внутри его. Они становятся похожи на белые пушистые вытянутые клубки. В это время коконы сортируют по цвету, размеру, форме и др.

Затем проходит еще 8-9 дней, и коконы готовы к раскручиванию. Если упустить время, то куколка превратится в моль и прорвет кокон, повредив целостность нити. Поэтому куколку сначала надо умертвить. Для этого её подвергают тепловому воздействию, после чего кокон опускают в горячую воду, чтобы растворить клейкое вещество серицин, скрепляющее нити. В этот момент удаляется только незначительная его часть, около 1%, но этого достаточно для того, чтобы можно было размотать нить.

После этого находят конец нити, проводят ее через фарфоровый глазок и осторожно начинают раскручивать, наматывая на шпульку. Каждый кокон производит нить длиной, в среднем, от 600 до 900 метров, а отдельные особи – до 1000 и более метров!

Затем вместе скручивают 5-8 нитей, чтобы получить из них одну нить. Когда какая-то из нитей заканчивается, к ней скручивается новая, и таким образом формируется очень длинная нить. Серицин способствует прилипанию одной нити к другой. Полученный продукт – шелк-сырец, сматывается в мотки пряжи. В настоящее время этот процесс автоматизирован.

Мотки пряжи шелка-сырца сортируют по цвету, размеру и другим характеристикам. Затем шелковые нити снова крутят для достижения ими однородной структуры и плотности. На этой стадии можно скручивать и разные пряжи, чтобы получить затем разные текстуры ткани. Далее нити пропускают через специальные ролики. После этого пряжа поступает на ткацкую фабрику.

Здесь пряжу снова замачивают в теплой мыльной воде. Происходит рафинирование, в результате чего вес пряжи уменьшается приблизительно на 25%. После этого пряжа приобретает сливочно-белый цвет и далее может быть окрашена и подвергнута дополнительным процессам обработки. Только после этого можно приступать к изготовлению ткани.

Шелковые волокна, которые не пошли на прядение нитей, например, от разрушенных коконов, порванные концы и др., можно также скручивать в нити, наподобие тех, что получают из хлопка или льна. Качество этого шелка ниже, он имеет тенденцию к слабости и нечеткости. Его можно пустить, например, на изготовление шелкового одеяла.

Интересная статистика: на шелк для мужского галстука требуется, в среднем, 111 коконов, а на шелк для пошива женской блузки - 630!

Несмотря на то, что сейчас появилось множество искусственных волокон – полиэстер, нейлон и др., ни одно из них не может сравниться по качеству с настоящим шелком. Шелковые ткани согревают в прохладную погоду и холодят в жару, они приятны на ощупь и приятны глазу. Кроме того, шелковая нить более прочная, чем стальная нить равного диаметра!

В заключение — небольшое стихотворение о трудностях разведения тутового шелкопряда:

养蚕词
Yăng cán cí
Песня-цы о вскармливании шелкопряда

作者:缪嗣寅
Zuòzhě: Miào Sìyín

蚕初生,
Cán chū shēng
[Когда] шелкопряд родится,

采桑陌上提筐行;
Cǎi sāng mò shàng tí kuāng xíng
Собираю тутовые листья, по меже с корзиной иду;

蚕欲老,
Cán yù lǎo
[Когда] гусеница шелкопряда готовится созреть,

夜半不眠常起早。
Yèbàn bù mián cháng qǐ zǎo
Глубокой ночью не сплю и часто встаю спозаранку.

衣不暇浣发不簪,
Yī bù xiá huàn fà bù zān
Одежду нет времени постирать и волосы не укладываю,

还恐天阴坏我蚕。
Hái kǒng tiān yīn huài wǒ cán
А еще боюсь, что дождливая погода попортит моих шелковичных червей.

回头吩咐小儿女,
Huítóu fēnfù xiǎo nǚ’er
Оглянувшись, поучаю маленькую дочь,

蚕欲上山莫言语。
Cán yù shàng shān mò yányŭ
[Когда] гусеницы шелкопряда собираются подняться [чтобы выделить шелк], не смей разговаривать!

© Сайт , 2009-2020. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта сайт в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.

Недавно купила себе в коллекцию шелковые шарфы, выполненные узбекскими мастерами в старинной технике «ИКАТ». Техника невероятно трудоемкая, потому что ручная… всё-всё вручную, начиная от срезания веток тутовника (шелковицы) на корм гусеницам тутового шелкопряда…

Фото арбузов к шелкопряду не относится, но относится к дальнейшему разговору. У всех фотографий есть подписи, если что-то не понятно.

Женщина, продающая арбузы на базаре в Андижане, Узбекистан

Но в начале разговора я покажу свои покупки. Я не то что бы хвастаюсь… сейчас такие вещи доступны в для покупки через интернет и стоят вполне вменяемые деньги, учитывая трудоемкость процессов — так почти даром, я считаю. Я, скорее, восхищаюсь этими изделиями и мне приятно просто ими обладать. Я рада, что они у меня есть, как маленькие крупинки мира моего детства, частицы моей Родины… я писала раньше, что родилась в Средней Азии и с рождения видела этот разноцветный мир. Мы ходили на базар, а там продавали ткани, и были горы арбузов и дынь, специи, спелые помидоры, а яблоки и вишня росли на деревьях просто так… Странный мир


Так продают лук на базаре в Фергане, да и по всей Средней Азии

Итак, покупки. Два шарфа, сине-желтый и красно-зеленый. , длина около 170 см, ширина 49 см. Шарфы такие узкие, потому что ткутся вручную на узких станках. В Узбекистане так принято, что все икаты (ткань, выполненная в технике ИКАТ, ещё называется «узбекский рисунок», на фото ниже) ткутся узкими, потому что такая ширина удобна для ручной работы.


Шелковый шарф икат шойи, Узбекистан
Второй
Мой шелковый шарф икат шойи, Узбекистан
Мой шелковый шарф икат шойи, Узбекистан

Эти шарфы сделаны из 100% натурального шелка. Это можно проверить таким способом: поджечь небольшой кусочек материала, достаточно поджечь даже 1 ниточку, что я и сделала.


Натуральный шелк, сгорая, быстро образует черный комочек, и пахнет этот комочек горелым рогом или пером (что химически одно и то же, кератин), который, легко растирается в руках (см. фото) в пыль.


Ненатуральный материал будет плавится и комочек на конце сгоревшей нити будет…. как бы поточнее сказать… как лава, сгусток такой… и он не растирается пальцами в пыль. Вискоза, сгорая, пахнет жженой бумагой (бумагой она, по сути, и является, так как делается из целлюлозы), а полиэстр — вообще синтетика, будет плавясь, сгорать без остатка.

Два шарфа, сине-желтый и красно-зеленый… нитки окрашены натуральными красителями, но о технологии производства иката я расскажу в следующей статье, а сейчас — немного о производстве шелка вообще.

Шелк химически представляет собой протеин (белок), так они и называются: «протеины шелка» и представляют собой длинно-длинноцепочечный полимер, точнее, «пучок» этих полимеров. Производит внутри себя (как микрофабрика!) и выделяет из себя этот полимер (который есть шелк) гусеница тутового шелкопряда в определенном возрасте. Эти шелкопряды были одомашнены в Китае 5000 лет назад, но что значит «одомашнены»? В данном случае это значит, что их отбирают для получения более качественного продукта, спаривают с тем, с кем надо (хотя самки могут откладывать яйца и без спариваниия) для увеличения размера кокона и толщины и длины нити в нем, темпа роста и эффективности его (кокона) вываривания, их (гусениц) сопротивляемости болезням. Таким же образом изменяли терпимость к человеческому присутствию и проживанию «друг на друге», (см. фото ниже, в природе такого не). Все эти модификации сделали домашнего шелкопряда полностью зависящим от людей… для его выживания


Разведение шелкопряда в Таиланде, завершающая стадия, коконы перед вываркой

Шелкопряд же, как мушка дрозофила, размножается и растет быстро, так что на нем легко отслеживать разные генные модификации. Я прочитала такую фразу: «Тутовый шелкопряд — одно из наиболее генетически эксплуатируемых животных». За 5000 лет одомашненного существования шелковая производительность разновидностей шелкопряда увеличилась почти десятикратно относительно его диких предков (впереди шелкопряда по этому параметру — только кукуруза…). Так же ученые стараются генетически влиять на продолжительности различных стадий жизни личинки и гусеницы шелкопряда, а от них, в свою очередь, зависит здоровье, урожайность, качество шелка, резистентность к различным болезнетворным микроорганизмам… много разного всего.

Коконы тутового шелкопряда на шелковой фабрике. Вроде это Китай.

Кратенько опишу процесс добывания шелка.

Летом бабочки тутового шелкопряда (после спаривания с самцом шелкопряда) откладывают яйца: эти яйца называются «грена». Эта грена помещается в холодильник до весны, то есть до нового сезона. Следующей весной при постепенном искусственном повышении температуры от 18 до 25 градусов и определенной влажности грена пробуждается, её проверяют на наличие больной и дефектной (как это делают — я не знаю, по цвету кладки видимо…. что-то в памяти всплыло), потом из грены вылупляются червячки размером 2 мм (личинки шелкопряда). Эти червячки день и ночь едят измельченные листья тутовника, жрут их и растут, жрут и растут (и в течении месяца увеличиваются в размере до 3-4 см.)… Это время роста и набора массы — достаточно сложное для обслуживающего персонала гренажной фабрики (так называются фабрики, где выращивают гусениц шелкопряда из их яиц. Такая фабрика была в г. ОШ, где я родилась): гусеницы находятся в больших поддонах с листьями тутовника и весьма чувствительны к звукам, запахам, перепадам температуры, влажности, давлению (это гусеницы не простые, а одомашненные аж в древности и сортовые, высокопроизводительные, не такие, какие в простой природе. Ну как дикий апельсин и культурный… я выше писала про это).


поддоны с гусеницами тутового шелкопряда и измельченными листьями тутовника

Если не соблюдать правила, то гусеница просто-напросто помрет и весь труд окажется напрасным…

Гусеницы шелкопряда во время роста 4 раза линяют (они же растут и их шкурка становится им мала), при этом их аппетит растет чуть ли не в геометрической прогрессии.. Цвет и вид гусениц от линьки к линьке сильно меняется, на нижнем фото эти белые гусеницы с рогом, судя по описанию, находятся в 5 возрастной стадии (незадолго до окукливания).


Гусениц так много и они так громко едят листья, что это слышно… А потом приходит время метаморфозы в куколку… шкурка гусениц становится более крепкой и желтой и шелководы переносят этих гусениц на специальные веточки или сеточки (типа как на фото), к которым гусеницы прикрепляются и начинают формировать шелковый кокон.


Сформировавшиеся коконы тутового шелкопряда

Для формирования кокона гусеницы из специальных желез начинают выделять некую субстанцию, которая затвердевает на воздухе. Эта субстанция — смесь белка фиброина и серицина (и ещё кое-что по-мелочи), «сырой шелк» называется, она нитевидная и ее гусеница наматывает на себя, образуя вокруг себя кокон. Сначала гусеница формирует наружный пушок (см. на фото, мохнатый такой), а потом внутри этого пушка наматывает на себя основную массу шелковой нити.


Традиционный тайский тутовый шелк — из этих желтых коконов, которые производятся тутовым шелкопрядом Bombix Mori

Эти коконы срочно собирают и везут на шелкопрядильные фабрики, что бы успеть до момента метаморфозы куколки в бабочку… дело в том, что когда в коконе куколка превратится в бабочку (у бабочки нет ротового аппарата), она выделяет протеолитический фермент (разрушающий шелковую оболочку кокона фермент, протеаза называется), чтобы выбраться наружу и улететь спариваться. Но кокон представляет собой НЕПРЕРЫВНУЮ длиннющую нить шелка (от 300 до 900 метров), которую бабочка намотала на себя, а если продырявить кокон — то получится не непрерывная нить, а короткие огрызки… Эти огрызки тоже пускают в дело, но это не будет качественная шелковая нить, это будет уже совсем другой продукт…

Итак, коконы везут на шелкопрядильную фабрику для добывания из них шелка. Сейчас вместо большой фабрики остались маленькие кустарные мастерские, однако сути процесса это не изменило, а качество изделий осталось великолепным.


Так распаривают шелковые коконы и расплетают их на нити, Маргилан, Узбекистан

Сначала коконы сортируют по размеру и цвету. Потом, что бы убить недобабочку внутри кокона, эти коконы распаривают в горячей воде (кипятят, короче). Коконы разбухают, часть шелковой протеиновой смеси, из которой гусеница сделала кокон, растворяется в воде (эта та субстанция, я про нее выше писала; гусеница выделяет не чисто протеины шелка, а смесь разных протеинов; некоторые из них есть собственно протеины шелка (фиброин), а другие как бы клей для склеивания шелковых нитей между собой для образования кокона (серицин + смолы и что-то ещё), сам кокон на ощупь плотный, типа тонкого войлока такой…). Так вот этот как бы клей и растворяется в воде, высвобождая нити шелка. Теперь надо коконы размотать, но это не просто.


Коконы шелкопряда в руке, Маргилан, Узбекистан. Начинают разматывать коконы на нити

На больших шелкопрядильных фабриках процесс размотки коконов механизирован, но в маленьких хозяйствах он осуществляется вручную..Далее точно не скажу как, но ухватывают нити (на фото смотрите) и начинают их тянуть, по сути разматывать коконы…. Что следует далее — это тонкости процесса: нить шелка-сырца формируется из 3-10 нитей от коконов, если одна из нитей обрывается или заканчивается, то присоеденяют новую нить, просто приклеивают: остатки клейкого серицина как раз и соединяют все тонюсенькие ниточки воедино. Но я лучше скажу, что свареные куколки тутового шелкопряда (из кокона которая) часто используются в пищу. На фото коконы и их содержимое, то есть куколки тутового шелкопряда


Белые коконы и куколки шелкопряда. Вареные куколки едят в Корее

Южной Корее например, они являются лакомством (сама видела, как их продают на улицах и едят, бррррр.. эта популярная закуска называется 번데기 или Beondegi, на мой взгляд они так характерно и мерзко пахнут…)


Silkworm snack вареные куколки тутового шелкопряда

Шелк-сырец (который тянут от коконов) сматывают в пасмы. В левом углу фотографии видна пасма (такой пучок, висящий на палочке) шелка, а нить наматывают на «барабан».


Сматывание и прядение шелка, Маргилан, Узбекистан

А ниже на фото женщина прядет шелковую нить (то есть скручивает ее)


Просто интересно: жизненный цикл тутового шелкопряда

В написании статьи пользовалась информацией и из моей памяти, и кое-что взяла из статей мастера Ксения Семенча и вот здесь http://www.suekayton.com/silk.htm, а шарфики купила у Анастасии Булавка. Часть фото с сайта http://www.projectbly.com/, часть https://www.flickr.com/photos/adam_jones/

1 В Далате мы с мамой ездили на шелковую фабрику. Вообще их три вида: шелковая ферма, где выращивают личинок тутового шелкопряда; фабрика, где вытягивают нити из коконов и немного ткут шелк; фабрика, где вышивают шелком картины и прочие изделия. Последняя - самое раскрученное место, фирма XQ (у которой даже сайт на русском языке есть), которая башляет гидам и те пачками возят туда туристов. Мы туда тоже хотели попасть, но не успели, зато решили любым способом добраться до фабрики, где вытягивают нити. Туда тоже возят экскурсии, но мало и в основном иностранцев. Мы туда поехали на такси, а оказалось до туда 30 км (хотя таксист сказал, что 20). И вот мы едем все дальше и дальше и злимся, что вот так попали, не возвращаться же, но после посещения фабрики успокоились и поняли, что оно того стоило. Было очень интересно! Далее очень подробный отчет)

2 Вот так хрянятся готовые окуклившиеся личинки.

3 На таких вот плоских плетеных корзинках.

4 Кура желает полакомиться личинкой-другой, но ее гоняют)

6 Когда мы приехали был обеденный перерыв, девочки кушали, а мы походили по пустому помещению, посовали всюду свой нос, пристрелялись. Там полумрак и у меня упорно не получались резкие кадры и я уж было расстроилась, что все пропало, но я сняла полярик, задрала чувствительность и вроде более-менее все получилось, ура!

7 Сначала была абсолютная тишина и все стояло и мы не могли никак понять, что к чему. Но вдруг все вокруг зашумело, затрещало, задвигалось, завертелось и девочки встали к станкам.

8 Они палочками берут комок коконов и сначала кладут в кастрюльку с кипящей водой, чтобы личинки сварились и умерли. Запах там стоит немного тошнотворный, запах похожий на вареное мясо, только специфичнее. Позже когда мы купили шарфики, они были пропитаны этим запахом и даже после того как я его постирала, все равно немного осталось, буэээ.

9 Вот в такой кастрюльке варятся коконы.

10 Вареные и намокшие коконы.

12 Я раньше думала, что ищут обязательно самый кончик нитки в коконе, чтобы его размотать. На деле я поняла, что это конечно бред, просто стягивают с поверхности паутинку. Вот тут видно как идет нить от каждого кокона.

14 И вот второй миф. Я думала, что нить из кокона - это и есть конечная нить. Это не так. Шелковая нить скручивается из нескольких микро-нитей. Кол-во этих нитей определяет тольшину готовой нитки и соответственно толщину будущей ткани. Видите ряд "душиков"? Так вот, это не душики, а нити от коконов. Девочка пальцем подводит пучок нитей к этим быстро крутящимся пимпочкам и нити как бы засасываются туда и скручиваются.

19 Готовые мотки с шелковой нитью.

27 Баррригадир))

28 Размотанные коконы выглядят так.

29 Это фото я сделала еще в прошлом году в COOP-маркете. Тогда я и не подозревала, что это "шелковые" личинки. Я не уверена на 100 проц., но очень похожи и по логике подходит. Иначе куда им еще девать личинки отработанные?)

30 Еще тут есть несколько ткацких станков, где ткут простую ткань. Наверху левее станка видно висящую стопку перфокарт.

31 Это карточки, в которых закодирован узор ткани. Через каждую дырочку пропускается нить и потом на станке они хитро сдвигаются и волшебным образом получается узор.

36 А на этом станке делаю грубую шелковую мешковину. Для чего мы не поняли, может чисто в декоративных целях.

37 А на этом единственном станке делают нити по такому же принципу как и остальные, но только толстые и с узлами, буклированные нити.

39 Из этих нитей потом вот такие шарфики получаются. Мы с мамой купили таких как раз по 6 баксов, разных цветов. Это они воняли вареными личинками)

40 Во дворе сушатся покрашенные ткани.

41 Выбор тканей тут совсем небольшой.

43 Вот тут подшивают шарфики и делают бахрому.

44 А здесь делают вышивку. Но только тоже простенькую совсем. Безумной красоты тут нет. Все красота на фабрике XQ.

Шёлк получают из коконов тутового шелкопряда , но получение волокна для его производства довольно продолжительный процесс, который нуждается в заботе, скрупулёзности и внимании.

Чтобы получить шёлк высокого качества, требуется соблюдение двух условий:

  1. вовремя понять, что пришло время подвергнуть кокон обработке;
  2. точно следовать установленной системе питания шелковичных червей.

Из всех видов тутовых шелкопрядов, наиболее ценным является Bombyx mori, которые изготавливают шелковое волокно Mulberry самого высокого качества. Этот вид шелкопряда выращен искусственно, то есть его не бывает в дикой природе. Бабочки шелкопряда специально выведены для единственной цели - откладывание яиц для разведения гусениц и производства шелка, поэтому они практически не могут летать и у них даже отсутствует зрение. Продолжительность их жизни составляет несколько дней, которые они проживают в поиске партнёра, после чего она откладывает до 500 яиц в течение 5 дней на листья тутового дерева.

Яйца шелкопряда имеют небольшой размер, 500 штук яиц имеют вес всего лишь в 5 грамм. Гусеницы вылупляются из кокона на 10–12 день. Необходимо 6 тыс. гусениц, чтобы произвести 1 килограмм шелкового волокна. Для превращения гусениц в «куколку», а затем в бабочку, шелкопряды наедаются вдоволь, они без остановки и день и ночь поедают листья тутового дерева, которые выращиваются именно для этой цели и экологически чистые.

Цикл развития от гусеницы к кокону длится около месяца. Шелковая масса для кокона формируется из слюнной железы гусеницы, которая составляет 40% от её веса. Сформировавшаяся шёлковая масса имеет светло-жёлтый цвет, который имеет глянцевый оттенок, эта образовавшаяся, в железах масса имеет сложный состав из фиброина и серицина, и ещё 18 элементов.

Когда наступает время превращения в кокон, гусеница прекращает безостановочно поедать листья и начинает прясть вокруг себя крепкую нить. Кокон формируется в течение трёх дней. В итоге мы получаем 950–1450 метров нераздельной нити, но развернув, кокон остаётся всего лишь 500–800 метров, так как нет возможности развернуть внешний и внутренний слои, которые являются защитными. Когда образовавшиеся коконы уже готовы, их собирают, подвергают термообработке горячим паром, увлажняют, на специализированном станке часть нитей между собой. Они очень тонкие, и сколько нитей будет объединено, зависит от того какой вид материала, в последующем из неё получится и желаемая структура шелка.

Последующая обработка шелковых тканей, чтобы придать им нужные свойства, состоит из нескольких этапов:

  1. Отваривание
    В этом этапе ткань варят в мыльном растворе около трёх часов. Это делают для обесклеивания, то есть для окончательного удаления серицина. Благодаря этому шёлк становится нежным и его легко красить.
  2. Окрашивание
    Структура шелкового волокна позволяет глубоко пропитывать ткань, в следствии долго сохраняется цвет. Нити можно окрашивать в мотках, до того как они попадут на ткацкий станок либо можно окрашивать непосредственно саму ткань.
  3. Оживление
    Обработка эссенцией уксусной кислоты, для получения блеска и насыщенного цвета.
  4. Декатировка
    Ткань подвергается воздействию горячего пара под высоким давлением для снятия напряжения внутреннего состава, структуры волокон.

Шёлк - мягкая ткань из волокна, который производится из кокона гусениц тутового шелкопряда. Его производство, зародившееся в Китае, до нынешнего времени почти не изменилось, этот процесс остался сложным и трудоёмкий, вследствие чего цена на натуральный шёлк велика.

Волокно, из которого впоследствии будет изготовлена нить, состоит из фиброина (75%) и серицина (25%), и в небольших количествах в состав входят жиры, воск и минеральные вещества. Если говорить о размерах шелковой нити, то она значительно тоньше человеческого волоса, а в длину может протянуться в среднем на полтора километра. Такое волокно довольно прочное и водоотталкивающее, ведь его назначение - защита гусениц от внешних угроз.

История

В древние времена шёлк зародился и добывался только в Китае. Техника производства находилась в строгом секрете, а за разглашение тайны виновный подвергался самому серьёзному наказанию за предательство - смерти. Таким образом, Китай являлся монополистом по изготовлению шелковых тканей, по этой причине стоимость шелка была очень большой, её ценность сравнивалась с золотом, то есть за него платили таким количеством золота, какой массы была сама ткань.

Спустя время, Персия овладела всей торговлей китайским шёлком, но цена все так же оставалась высокой. В таком случае Византийский император Юстиниан решил выкрасть секрет производства ценной ткани. Предположительно в 550 году н. э. император отправил двух монахов в Китай с целью раскрытия тайны. Через два года монахи вернулись в Византию, привезя с собой яйца гусениц шелкопрядов. В итоге долго хранящаяся в секрете технология была раскрыта и получила распространение.