Гайдар его команда краткое содержание. Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

Повесть «Тимур и его команда» до сих пор регулярно переиздается и входит в список ста книг, рекомен-дованных школьникам мини-стер-ством образова-ния для само-стоя-тельного чтения, хотя историче-ская ситуация, в которой созда-вался текст, давно ушла в прошлое. Это одна из самых попу--лярных и востре-бо-ванных книг советского детского канона. Повесть читали и в рам-ках школь-ной програм-мы, и совершенно доброволь-но; героям подражали, в течение мно-гих лет в честь Тимура называли маль-чи-ков, а в честь Жени — девочек. Тимур потес-нил в советском пантеоне главного героя 1930-х Пав-ли-ка Морозова и на-дол-го завоевал симпатии читателей. По мнению британ-ского антрополога и ис-то-рика культуры дет-ства Катрионы Келли, «даже те взрослые, которые кри-ти-ковали другие аспекты советской жизни, сохра-нили теплое чувство к это-му герою».

Тимур и тимуровцы

Обложка повести Аркадия Гайдара «Тимур и его команда». Горький, 1942 год «Детгиз»; Российская государственная детская библиотека

Не многие помнят, что повести «Тимур и его команда» предшествовал сцена-рий к одноименному кино-фильму. Фильм появился раньше книжки, и имен-но он сначала привлек внимание советских детей к истории мальчика Тимура и его друзей. Только полгода спустя после окончания работы над сценарием, когда фильм уже был запущен в производство, Гайдар стал перерабатывать его в повесть.

Сюжет ее таков. В подмосковном дачном поселке действует необычная коман-да — подростки тайно помогают семьям солдат и командиров Красной армии: носят из колодца воду, скла-дывают в поленницу дрова, ищут пропавших до-маш--них животных, защищают детей от жестокости со стороны взрослых. Па-рал-лельно ребята вступают в конфронтацию с местными хулиганами — разо-ри-телями садов и огородов — и одер-живают над ними убедительную мораль-ную победу.

Эта модель самоорганизации и соци-аль-ной активности немедленно нашла от-клик и стала образцом для подра-жания. Первые тимуровские команды появи-лись в СССР еще в 1940 году, сразу после выхода фильма на экраны. После нападения Германии на Совет-ский Союз тимуровские команды ста-ли активно распространяться: коли-чество участников в первые после-воен-ные годы исчи-слялось сотнями тысяч. Появилось даже выражение «тимуровское движе-ние» — по сути, так называли форму социального волонтерства, прочно завя-зан-ную на постулатах советской идеологии. Сегодня первоначальный кон-текст появления Тимура и тимуровцев мало понятен. Попробуем его вос-ста-новить.


«Союздетфильм»

Любой читатель повести, как и зри-тель фильма, не может не заметить, что огромное место в этих произве-де-ниях занимают описания перемеще-ний совет-ских войск и разного рода оружия Даже в дачном поселке у дяди Тимура оказы-вается пистолет, заряженный холостыми па-тронами, а у доктора Колоколь-чикова — охот-ничье ружье, и из обоих герои стреляют. . Слово «фронт» появляется уже во втором предложении повести, а слово «бронедивизион» — и вовсе в первом. Когда Ольга, сестра главной героини, отправляется на дачу, сидя на плетеном кресле в кузове грузо-вика с котенком и букетом васильков на коленях, ее нагоняет по-ходная армейская мотоколонна. В этом смы-сле «Тимур и его команда», пожа-луй, одно из самых тревожных произве-дений советской детской литературы.

Признаки надвигающейся войны станут понятнее, если обратить внимание на даты начала работы над сценарием, а затем и над повестью. Из дневников Гайдара следует, что за сценарий он сел в первых числах декабря 1939 года, то есть сразу же после начала Советско-финской войны Советско-финская война — война между СССР и Финляндией в период с 30 ноября 1939 года по 12 марта 1940 года. .

14 июня 1940 года Гайдар запишет в дневник, что принялся за «повесть о Дун-кане» (сначала он собирался так назвать Тимура), к концу августа он ее закан-чивает. Дата начала работы очень важна: именно 14 июня Совет-ский Союз предъявил ультиматум Литовской Республике, прежде чем ввести туда войска. На следую-щий день аналогичные ультиматумы были отправлены Латвии и Эсто-нии, а за ними последовала оккупация всех трех прибалтийских стран.

Язык газет


Кадр из фильма «Тимур и его команда», режиссер Александр Разумный. 1940 год «Союздетфильм»

Важное место в сюжете «Тимура» занимает эпизод с ультиматумом, который Тимур решает отправить шайке хулигана Квакина. Он есть и в повести, и в фи-льме. В сценарии эти сцены могли появиться и до соответствующих событий лета 1940-го: слово «ультиматум» было в ходу и в международной политике предшествующих 1938-1939 годов В 1938 году Гитлер посылал ультиматум пра-вительству Чехословакии перед оккупа-цией Судетской области, в марте 1939-го Германия выдвинула словесный ультиматум Литве, а 2 сен-тября 1939 года, после нападе-ния Гер-ма-нии на Польшу, Великобритания адре-со-вала свой ультиматум стране-агрессору. .

Однако именно летом 1940 года языком ультиматумов заговорило и советское правительство, и тон их был весьма жестким. В эти месяцы Гайдар включает в повесть детали, отсутствующие в фильме: мальчики спрашивают у дяди Ти-мура, как составляется ультиматум, а тот отвечает, что каждая страна делает это «на свой манер», но обязательно нужно закончить текст уверениями «в со-вер-шеннейшем к Вам почтении». Команда Тимура отказывается от дипло-ма-тического протокола и решает «отправить ультиматум попроще, на манер того послания запорожцев к турецкому султану, которое каждый видел на картине, когда читал о том, как смелые казаки боролись с турками, татарами и ляхами». Единственный мальчик из шайки Квакина, который знает, что такое ультима-тум, дает этому дипло-матическому жанру однозначное толкование: «Бить будут».

Упоминание о письме запорожцев здесь неслучайно, ведь оно, по легенде, было создано вскоре после присоединения Украины к России Считается, что в 1676 году казаки Правобе-режной Украины отправили письмо турецко-му султану, требовавшему прекратить на-беги на Оттоманскую Порту (Правобережная Украи-на принадлежала тогда Речи Посполи-той, ко-торая заключила с Турцией мирный договор). Текст был резок и полон руга-тельств. Сцена создания этого письма запе-чатлена в знаме-нитой картине Репина и ре-продуцировалась во всех советских школь-ных учебниках исто-рии. Украинцы вообще и запорожские казаки в частности были пред-ставлены как носители свободолюби-вого духа, который неминуемо отвращал их от Турции и Польши и побуждал просить по-мощи у России. Так подавалось советским школьникам решение Переяслав-ской рады 1654 года о присоединении Левобережной Украины к России, за которым по-следовала война Руси с Речью Посполи-той. Присоеди-нение Западной Украины и Западной Бело-руссии в 1939 году было частью очередно-го раздела Польши, осуществленного Герма-нией и СССР. . Таким обра-зом, язык ультиматумов подается здесь как язык «освобождения от ига вра-ждеб-ных наро--дов», но по- сути выступает как язык имперской экспансии.

Внутренняя хронология повести


Кадр из фильма «Тимур и его команда», режиссер Александр Разумный. 1940 год «Союздетфильм»

Действие фильма и повести разворачивается летом 1939 года. Датировку отдель-ных эпизодов можно вычислить буквально по календарю.​ ​Пове-ство-вание начинается с того, что полковник Александров, не при-ехав-ший с фронта в Москву ни весной, ни к началу лета, в середине лета при-слал телеграмму и предложил своим дочерям Жене и Оле переехать на да-чу.

Особой заботой компания Тимура окружает семью красноармейца Павлова, кото-рый недавно (то есть, видимо, в начале лета 1939-го) был убит «на грани-це». Мы знаем, что лейтенант Павлов был летчиком: именно на июнь 1939 года пришлись самые тяжелые авиационные бои на Халхин-Голе Бои на Халхин-Голе — вооруженный кон-фликт весны — осени 1939 года у реки Хал-хин-Гол на территории Монго-лии, где сра-жались с одной стороны совет-ские войска и армия Монгольской Народной Республики, а с дру-гой — армия Японской им-перии. Кон-фликт закончился победой со-ветско-мон-голь-ской группировки. .

Последний день действия опреде-ляется даже с большей точностью: приезду полковника в Москву и стре-мительному вояжу Жени и Тимура на мотоцикле предшествует праздник «в честь годовщины победы красных под Хасаном». Боевые действия на озере Хасан Хасанские бои — вооруженный кон-ф-ликт между Красной ар-мией и армией Японской империи, случив-шийся летом 1938 года из-за территории во-круг озера Хасан и реки Туман-ная. Верх одер-жала советская военная груп-пировка. закончились 11 авгу-ста 1938 года. Значит, последние сцены фильма и повести происходят в ночь с 11 на 12 августа 1939 года, за несколько дней до подписания пакта Молотова — Риббентропа и за три недели до начала Второй мировой войны.

Эта датировка очевидно противоре-чит тому, что мы наблюдаем в книге и на экра-не. Двигающиеся на боевые позиции войска; призыв дяди Тимура, Георгия, в армию; полковник Александров, явно направляющийся туда же, куда и Георгий, — всё это реалии не августа, а сентября 1939 года, когда Германия вторглась на территорию Польши, а СССР начал оккупацию ее восточной части. О начале частичной мобилизации в СССР было объявлено не в августе, а в начале сентября. Тогда же теоретически должна была произойти передис-локация воинских соединений под командованием полковника Александрова: если весной и в начале лета он был «на фронте», то фронт может иметься в ви-ду только один — в Монголии. Бои на Халхин-Голе, как известно, продолжа-лись до самого конца августа 1939 года, а перемирие было подписано 15 сентя-бря.

Смещение исторической хронологии внутри хронологии художественной, ско-рее всего, понадобилось Гайдару для того, чтобы уложить всё действие повести в дачный сезон: в сентябре герои должны были сидеть за партами.

Дети-военные


Кадр из фильма «Тимур и его команда», режиссер Александр Разумный. 1940 год «Союздетфильм»

Устройство отряда Тимура — не про-сто игровое, но военное. Система связи и позывные сигналы, разведки и дозоры, пленные и парламентеры — всё это свидетельствует о войне, уже перешедшей в детский мир из взрослого. В пове-сти и фильме нет ни одной мирной песни. Любимая песня Ольги, которую она наигрывает на аккордеоне, содержит рефрен «Летчики-пилоты! Бомбы-пуле-меты!». Георгий представляет в театре старого партизана, который и через два-дцать лет после своих боевых подвигов готов ринуться в бой. В финале фильма весь отряд Тимура с Ольгой во главе поет песню на стихи Маяковского: «Возь-мем винтовки новые, /на штык флажки! / И с песнею / в стрелковые / пойдем кружки». Следующие строфы песни и стихотворения призывают советских школьников становиться санитарами и разведчиками.

В 1938-1941 годах Гайдар очень интересовался проблемами военного образо-вания школьников и обу-чаю-щих военных игр. Следы этих интересов отрази-лись в его дневнике и в повестях о Тимуре. Первая, «Тимур и его команда», — о детской организации военного типа, которая добровольно и тайно помогает семьям красноармейцев. Во второй, «Комендант снежной крепости» (написана зимой 1940-1941 годов), дети уже ведут реальную военную игру — с атаками, штурмами и даже применением детского оружия. Третья, «Клятва Тимура», созданная за несколько дней в конце июня 1941 года, рассказывает о том, что потребуется детской военизиро-ванной организации в условиях начавшейся войны (дежурство во время бомбежек и затемнения, бдительная охрана посел-ка от шпионов, прополка колхозных огородов и та же, что и раньше, помощь семьям красноармейцев).

Перспектива побега на фронт обсуждается еще в первой и главной повести цикла: Тимур однозначно заявляет своим компаньонам, что это ни при каких условиях невозможно, командиры получили приказ «гнать оттуда нашего бра-та в шею». Таким образом, всё, что остается храбрым и социально активным детям, — это стать опорой взрослым в тылу и готовиться к службе в армии, улучшая дисциплину, физическую выносливость и, наконец, специаль-ные военные навыки вроде стрельбы, незаметного передвижения в разведке или маршировки. Для Гайдара не было сомнений: до достижения призывного воз-раста подростки должны оставаться в тылу, но сама организация их тыловой работы будет военной.

Комиссары Гражданской войны


Кадр из фильма «Тимур и его команда», режиссер Александр Разумный. 1940 год «Союздетфильм»

Страна готовилась к сражению с внешним врагом: буржуазной Польшей, мили-таристской Японией или фашистской Германией. Однако у Гайдара дети ввя-зы-ваются в войну внутреннюю, показанную как аналог и продолжение Гра-ждан-ской. Анта-гонисты--- Тимур и Мишка Квакин называют друг друга комис-саром и атаманом, и эти прозвища отсы-лают к конфликтам конца 1910-х — начала 1920-х годов. За комиссарами, Красной армией и советской властью стоят идеи социальной справедли-вости, защиты обиженных и угнетенных, рыцарских чести и благородства; за атаманами (проще говоря, шайками улич-ных хулиганов) — полное пренебрежение к любым этическим нормам, униже-ние человеческого достоинства (даже в кругу своих), безразличие к жизни стра-ны и общества. Гайдар показы-вает, что многие деструктивные силы Гра-жданской войны по-прежнему сильны и новому поколению придется вступать в те же противостояния, что и их отцам.

Стремление Тимура самостоятельно наводить порядок, устанавливать социаль-ную справедливость и решать, кто из соседей требует помощи и защиты, уста-навливает важную параллель с легендой о Робин Гуде. Идея тайно совершать добрые дела, оставляя за собой разного рода письменные послания (записки Жене, плакат на месте заточения банды Квакина), отсылает к той же самой традиции. При этом Гайдар явно не хотел подчеркивать такое сходство, ведь главными врагами Робин Гуда были представители английского государства. Поэтому важно было показать: отряд Тимура делает именно то, что считают в данный момент важным партия и правительство.

Дети-взрослые


Кадр из фильма «Тимур и его команда», режиссер Александр Разумный. 1940 год «Союздетфильм»

Хотел ли Гайдар своими тимуровскими повестями создать альтернативу пио-нерской организации или только предлагал новые пути ее развития в воен-ное время — мы точно не знаем, как и то, был ли у команды Тимура реальный про-тотип: по одной из версий, Гайдар описал в повести опыт работы скаутских организаций в период Первой мировой войны. Так или иначе, «Тимур и его ко-манда» — книга о «самодисциплинирующемся» детском коллективе (термин филолога Евгения Добренко): все свои обязанности дети берут на себя и реша-ют всё сами, без помощи и контроля взрослых. Это означает, что они полно-стью усвоили социальные нормы и требования взрослого мира и способны ре-шать стоящие перед ними задачи без специального стимулирования и понука-ний — просто потому, что знают, что так надо. Если кто-то из них ошибется или осту-пится, не понадобится ни учитель, ни пионервожатый: помогут и скор------ректиру-ют другие.

Конечно, в реальности таких детских коллективов не существовало. Однако Гай-дар (как и до него писатель Антон Макаренко) придумал модель, которую очень удобно было насаждать в качестве примера для подражания. Если дети справляются с возложенными на них делами без помощи взрослых или при их минимальном посредничестве, то они не просто проявляют самостоя-тель--ность, но еще и экономят столь нужные государству кадровые (а значит, и материаль-ные) ресурсы. А если прибавить к этому саму возможность исполь-зо--вания этих команд в качестве бесплатной рабочей силы, выгода для госу-дарства, уже фак-тически вступившего в войну, была огромной. Именно эти моти-вы и обу-сло----вили, по-видимому, активное продвижение повести и фильма со стороны ЦК ВЛКСМ.

Аркадий Гайдар.

Тимур и его команда

Вот уже три месяца, как командир бронедивизиона полковник Александров не был дома. Вероятно, он был на фронте.

В середине лета он прислал телеграмму, в которой предложил своим дочерям Ольге и Жене остаток каникул провести под Москвой на даче.

Сдвинув на затылок цветную косынку и опираясь на палку щетки, насупившаяся Женя стояла перед Ольгой, а та ей говорила:

– Я поехала с вещами, а ты приберешь квартиру. Можешь бровями не дергать и губы не облизывать. Потом запри дверь. Книги отнеси в библиотеку. К подругам не заходи, а отправляйся прямо на вокзал. Оттуда пошли папе вот эту телеграмму. Затем садись в поезд и приезжай на дачу… Евгения, ты меня должна слушаться. Я твоя сестра…

– И я твоя тоже.

– Да… но я старше… и, в конце концов, так велел папа.

Когда во дворе зафырчала отъезжающая машина, Женя вздохнула и оглянулась. Кругом был разор и беспорядок. Она подошла к пыльному зеркалу, в котором отражался висевший на стене портрет отца.

Хорошо! Пусть Ольга старше и пока ее нужно слушаться. Но зато у нее, у Жени, такие же, как у отца, нос, рот, брови. И, вероятно, такой же, как у него, будет характер.

Она туже перевязала косынкой волосы. Сбросила сандалии. Взяла тряпку. Сдернула со стола скатерть, сунула под кран ведро и, схватив щетку, поволокла к порогу груду мусора.

Вскоре запыхтела керосинка и загудел примус.

Пол был залит водой. В бельевом цинковом корыте шипела и лопалась мыльная пена. А прохожие с улицы удивленно поглядывали на босоногую девчонку в красном сарафане, которая, стоя на подоконнике третьего этажа, смело протирала стекла распахнутых окон.

Грузовик мчался по широкой солнечной дороге. Поставив ноги на чемодан и опираясь на мягкий узел, Ольга сидела в плетеном кресле. На коленях у нее лежал рыжий котенок и теребил лапами букет васильков.

У тридцатого километра их нагнала походная красноармейская мотоколонна. Сидя на деревянных скамьях рядами, красноармейцы держали направленные дулом к небу винтовки и дружно пели.

При звуках этой песни шире распахивались окна и двери в избах. Из-за заборов, из калиток вылетали обрадованные ребятишки. Они махали руками, бросали красноармейцам еще недозрелые яблоки, кричали вдогонку «ура» и тут же затевали бои, сражения, врубаясь в полынь и крапиву стремительными кавалерийскими атаками.

Грузовик свернул в дачный поселок и остановился перед небольшой, укрытой плющом дачей.

Шофер с помощником откинули борта и взялись сгружать вещи, а Ольга открыла застекленную террасу.

Отсюда был виден большой запущенный сад. В глубине сада торчал неуклюжий двухэтажный сарай, и над крышею этого сарая развевался маленький красный флаг.

Ольга вернулась к машине. Здесь к ней подскочила бойкая старая женщина – это была соседка, молочница. Она вызвалась прибрать дачу, вымыть окна, полы и стены.

Пока соседка разбирала тазы и тряпки, Ольга взяла котенка и прошла в сад.

На стволах обклеванных воробьями вишен блестела горячая смола. Крепко пахло смородиной, ромашкой и полынью. Замшелая крыша сарая была в дырах, и из этих дыр тянулись поверху и исчезали в листве деревьев какие-то тонкие веревочные провода.

Ольга пробралась через орешник и смахнула с лица паутину.

Что такое? Красного флага над крышей уже не было, и там торчала только палка.

Тут Ольга услышала быстрый, тревожный шепот. И вдруг, ломая сухие ветви, тяжелая лестница – та, что была приставлена к окну чердака сарая, – с треском полетела вдоль стены и, подминая лопухи, гулко брякнулась о землю.

Веревочные провода над крышей задрожали. Царапнув руки, котенок кувыркнулся в крапиву. Недоумевая, Ольга остановилась, осмотрелась, прислушалась. Но ни среди зелени, ни за чужим забором, ни в черном квадрате окна сарая никого не было ни видно, ни слышно.

Она вернулась к крыльцу.

– Это ребятишки по чужим садам озоруют, – объяснила Ольге молочница.

– Вчера у соседей две яблони обтрясли, сломали грушу. Такой народ пошел… хулиганы. Я, дорогая, сына в Красную Армию служить проводила. И как пошел, вина не пил. «Прощай, – говорит, – мама». И пошел и засвистел, милый. Ну, к вечеру, как положено, взгрустнулось, всплакнула. А ночью просыпаюсь, и чудится мне, что по двору шныряет кто-то, шмыгает. Ну, думаю, человек я теперь одинокий, заступиться некому… А много ли мне, старой, надо? Кирпичом по голове стукни – вот я и готова. Однако бог миловал – ничего не украли. Пошмыгали, пошмыгали и ушли. Кадка у меня во дворе стояла – дубовая, вдвоем не своротишь, – так ее шагов на двадцать к воротам подкатили. Вот и все. А что был за народ, что за люди – дело темное.

В сумерки, когда уборка была закончена, Ольга вышла на крыльцо. Тут из кожаного футляра бережно достала она белый, сверкающий перламутром аккордеон – подарок отца, который он прислал ей ко дню рождения.

Она положила аккордеон на колени, перекинула ремень через плечо и стала подбирать музыку к словам недавно услышанной ею песенки:

Ах, если б только раз

Мне вас еще увидеть,

Ах, если б только раз

И два, и три

А вы и не поймете

На быстром самолете,

Как вас ожидала я до утренней зари

Летчики-пилоты! Бомбы-пулеметы!

Вот и улетели в дальний путь.

Вы когда вернетесь?

Я не знаю, скоро ли,

Только возвращайтесь… хоть когда-нибудь.

Еще в то время, когда Ольга напевала эту песенку, несколько раз бросала она короткие настороженные взгляды в сторону темного куста, который рос во дворе у забора. Закончив играть, она быстро поднялась и, повернувшись к кусту, громко спросила:

– Послушайте! Зачем вы прячетесь и что вам здесь надо?

Из-за куста вышел человек в обыкновенном белом костюме. Он наклонил голову и вежливо ей ответил:

– Я не прячусь. Я сам немного артист. Я не хотел вам мешать. И вот я стоял и слушал.

– Да, но вы могли стоять и слушать с улицы. Вы же для чего-то перелезли через забор.

– Я?.. Через забор?.. – обиделся человек. – Извините, я не кошка. Там, в углу забора, выломаны доски, и я с улицы проник через это отверстие.

– Понятно! – усмехнулась Ольга. – Но вот калитка. И будьте добры проникнуть через нее обратно на улицу.

Человек был послушен. Не говоря ни слова, он прошел через калитку, запер за собой задвижку, и это Ольге понравилось.

– Погодите! – спускаясь со ступени, остановила его она. – Вы кто? Артист?

– Нет, – ответил человек. – Я инженер-механик, но в свободное время я играю и пою в нашей заводской опере.

– Послушайте, – неожиданно просто предложила ему Ольга. – Проводите меня до вокзала. Я жду младшую сестренку. Уже темно, поздно, а ее все нет и нет. Помните, я никого не боюсь, но я еще не знаю здешних улиц. Однако постойте, зачем же вы открываете калитку? Вы можете подождать меня и у забора.

Она отнесла аккордеон, накинула на плечи платок и вышла на темную, пахнувшую росой и цветами улицу.

Ольга была сердита на Женю и поэтому со своим спутником по дороге говорила мало. Он же сказал ей, что его зовут Георгий, фамилия его Гараев и он работает инженером-механиком на автомобильном заводе.

Поджидая Женю, они пропустили уже два поезда, наконец прошел и третий, последний.

– С этой негодной девчонкой хлебнешь горя! – огорченно воскликнула Ольга. – Ну, если бы еще мне было лет сорок или хотя бы тридцать. А то ей тринадцать, мне – восемнадцать, и поэтому она меня совсем не слушается.

– Сорок не надо! – решительно отказался Георгий. – Восемнадцать куда как лучше! Да вы зря не беспокойтесь. Ваша сестра приедет рано утром.

Уже около трех месяцев на фронте воюет полковник по фамилии Александров. Он шлет своим дочкам, которые живут в Москве, телеграмму, в которой предлагает им пожить конец лета на даче.
Старшая дочь Ольга, которой восемнадцать лет, едет с вещами туда, оставляя Женю, которой тринадцать лет, чтобы та убрала квартиру. Ольга учится и хочет стать инженером, увлекается музыкой, поёт. Она довольно таки строгая и серьёзная девушка. На даче она познакомилась с юным инженером, которого зовут Георгий Гараев. Ольга до позднего вечера ожидает Женю, но сестра все не приезжает.


А в то же самое время Женя, приехав в посёлок дачников, желая найти почту, чтобы послать отцу телеграмму, неожиданно заходит на чью-то пустынную дачу, и собака назад ее не отпускает. Женя заснула. А когда проснулась утром, то увидела, что рядом нет собаки, но лежит подбадривающая записка от незнакомого Тимура. Найдя ненастоящий револьвер, Женя начинает с ним играть. Но пустой выстрел, который разбил зеркало, испугал её, она убегает, забывая при этом ключ от квартиры в Москве и телеграмму. Женя находит сестру и предчувствует её разгневанное состояние. Но, неожиданно, какая-то девочка приносит ей забытые ею ключ и квитанцию от телеграммы. А также передает записку от Тимура.


Женя заходит в старый сарай, который находится в дальнем углу сада. Там она нашла штурвал и начала его крутить. А от штурвала тянутся какие-то провода из верёвок. Женя, ничего не подозревая, кому-то передала сигнал! Сарай наполнился толпой мальчиков. Они хотели побить Женю за то, что бес всяких церемоний вторглась в их «штаб». Но командир их остановил. Это был все тот же Тимур. Он приходится племянником Георгия Гараева. Он пригласил Женю, чтобы она осталась и послушала, чем занимаются мальчишки. Оказалось, что они оказывают помощь людям, особенно семьям солдат, являющихся красноармейцами. Но они это делают тайно от взрослых. Мальчики хотят «особенно взяться» за Мишку Квакина и его шайку, потому что они лазают по всем садам и воруют яблоки.


Ольга считает, что Тимур - самый настоящий хулиган, поэтому запретила Жене общаться с ним. А Женя не может ей ничего рассказать, так как это было бы разглашением тайны.
Рано утром мальчишки из команды Тимура наполнили водой бочку у бабушки-молочницы. Затем сложили дрова в поленницу для другой бабушки у шустрой девочки Нюрки, нашли ее потерянную козу. А в это время Женя играла с маленькой дочерью лейтенанта Павлова, которого совсем недавно убили на фронте.
Тимуровцы составили ультиматум для Мишки Квакина. Они приказали ему придти вместе с его помощником, Фигурой, и передать им список ребят из их шайки. Гейка и Коля Колокольчиков отнесли ему ультиматум. Но, когда пришли за ответом, то члены команды Квакина заперли их в полуразрушенной часовне.


Георгий Гараев катал Ольгу на мотоцикле. Он так же, как и Ольга, увлекается пением, в опере играя старика партизана. Его «угрюмый и страшный» грим кого угодно напугает, и шуточник Георгий часто этим пользуется. Именно ему принадлежит ненастоящий револьвер.
Тимуровцы легко освобождают Гейку и Колю и закрывают вместо них Фигуру. Устраивая засаду шайке Квакина, они запирают их всех в будке на рыночной площади и повесили на будке плакат, что « эти пленники» - воришки яблок.
В парке проходит бурный праздник. Георгия просят спеть. Ольга согласилась ему подыграть на аккордеоне. После их выступления Ольга столкнулась с Тимуром и Женей, которые гуляли в парке. Разгневавшись, Ольга приписывает вину Тимуру в том, что он против неё настраивает Женю. Она рассердилась и на Георгия за то, что он раньше не рассказал ей, что Тимур приходится ему племянником. Георгий также запрещает Тимуру общение с Женей.


Ольга для того, чтобы наказать Женю, едет в Москву. Там она получила телеграмму о том, что ночью отец приедет в Москву. Он всего лишь на три часа приезжает, чтобы увидеться с дочерьми.
А на даче к Жене приходит вдова лейтенанта Павлова. Ей необходимо срочно поехать в Москву, чтобы встретить мать, поэтому она свою маленькую дочь оставляет ночевать у Жени. Девочка заснула, а Женя ушла гулять в волейбол. В это время приходят телеграммы от Ольги и от отца. Женя заметила телеграммы только поздним вечером. Но ей не на кого оставить девочку, да и последняя электричка уже давно ушла. Поэтому Женя отправляет сигнал Тимуру и сообщает ему про свою беду. Тимур поручил Коле Колокольчикову охранять спящую девочку. Ему приходится все сказать дедушке Коли. Тот одобрил действия мальчишек. Тимур сам отвез Женю в город на мотоцикле. Ему не у кого было спросить разрешения, потому что дядя был в Москве.


Отец огорчился, что ему не удастся повидаться с Женей. Но, когда время приближалось к трём часам, неожиданно появились Женя и Тимур. Минуты пролетели быстро, и полковнику Александрову необходимо было уезжать на фронт.
Георгий не нашел ни племянника, ни мотоцикла на даче и решил послать Тимура назад к матери, но тут появился Тимур вместе с Женя и Ольгой, которые все ему объяснили.
Георгию пришла повестка в армию. Одетый в форму капитана танковых войск, он пришел к Ольге попрощаться. Женя передала «общий позывной сигнал», сбежались все мальчишки из команды Тимура. Все вместе идут пошли проводить Георгия. Ольга сыграла на аккордеоне. Георгий уехал. Ольга сказала Тимуру, который стал грустным: «Ты всегда думал о людях, и они заплатят тебе той же монетой».

Краткое содержание повести «Тимур и его команда» пересказала Осипова А. С.

Обращаем ваше внимание, что это только краткое содержание литературного произведения «Тимур и его команда». В данном кратком содержании упущены многие важные моменты и цитаты.


Жанр - рассказ-повесть

страниц 112

1985 год.

(ничем не примечателен)

Аркадий Гайдар жил в Российской Империи, в городе Львов.


Главные герои:

Тимур

Женя

Ольга (сестра Жени)

доктор Колокольчиков

молочница

Мишка Квакин

Симаков

Гейка

Георгий Гараев (дядя Тимура)

Александров (отец Жени и Ольги)

План:

1)Встреча Тимура и Квакина
2)Заезды на воротах
3)Сцены с поленницей
4)Вручение ультиматума
5)Получение ответа на ультиматум
6)Пленение шайки
7)Арест шайки
8)Разговор Тимура, Фигуры и Квакина

Сюжет:

Главными действующими лицами повести Гайдара «Тимур и его команда" являются группа мальчишек и 2 дочери советского военачальника, Женя и Ольга. Они переезжают в дачный поселок, где младшая Женя обнаруживает, что на их участке в заброшенном сарае находится место встречи мальчишек поселка, деятельность которых хорошо организована вожаком Тимуром Гараевым. Оказалось, что они заняты не обычными для мальчишек развлечениями, хулиганством, а помогают родственникам тех, кто был призван в Красную Армию.
Женя втягивается в деятельность «организации». Ее старшая сестра Ольга считает, что она связалась с хулиганами и всячески запрещает Жене общаться с Тимуром и его командой. Ольга между тем начинает дружить с «инженером» Георгием, который на деле оказался танкистом и дядей Тимура.
Тимуровцы оказывают помощь родственникам ушедших в армию, защищая их сады от воришек, нося воду, разыскивая пропавших домашних животных. Они решают дать решающее сражение банде хулиганов, которые обворовывают сады жителей.Попытки решить вопрос миром не увенчались успехом и тимуровцы победили хулиганов в рукопашной схватке. Хулиганы были пленены и заперты в будке на центральной площади поселка.
Повесть "Тимур и его команда" заканчивается тем, как Тимур везет Женю навстречу к отцу на дядином мотоцикле. Ольга понимает, что Тимур вовсе не хулиган, а Женя тоже занимается полезными делами.

В повести Аркадия Гайдара «Тимур и его команда» основными действующими лицами являются команда мальчишек и две дочери полковника Александрова – старшая Ольга и младшая Женя.

Ольга с Женей приезжают на дачу

Сестры получили с фронта от отца телеграмму. Он предлагает детям провести остаток лета на даче. Первой на дачу уехала Ольга. Она попросила Женю сначала сделать дома уборку, а потом тоже приехать. Женя вынуждена слушаться Ольгу, поскольку та старше.

На даче Ольга замечает, что на крыше старенького сарая развевается красный флажок, который вскоре исчезает. Она слышит приглушенный шепот, шум. Соседка подсказывает, что возможно мальчишки проникли в сад за яблоками.

Ольга знакомится с молодым инженером-механиком Георгием Гараевым, который пробирается на участок послушать ее пение. Женя приехала к сестре на следующий день. Она искала почту и случайно забрела на чужую дачу. Девочка вынуждена была там переночевать, поскольку испугалась собаки.

Гуляя по дачному участку, Женя запускает в небо из рогатки картонного человечка. Порывом ветра человечка заносит в окно старого, заброшенного сарая. Девочка забирается в сарай и обнаруживает там штурвал. К нему привязано множество проводов-веревок, которые расходятся в разные стороны.

Женя попадает в секретный штаб мальчишек

Женя с азартом крутит штурвальное колесо, представляя себя на судне. Она даже не подозревает, что попала в секретный штаб. Мальчишки никому не рассказывают о существовании их команды, штаба. Крутя штурвал, девочка нечаянно подает сигнал для сбора ребят.

Мальчики очень недовольны, что в их штаб проникла незнакомая девочка. Они пытаются ее прогнать. Вскоре приходит Тимур. Он разрешает девочке остаться. Из разговоров ребят Женя узнает, что мальчишки создали команду для помощи нуждающимся людям. Тимур – племянник Георгия Гараева.

Добрые дела Тимура и его команды

Ребята помогают пожилым людям, семьям красноармейцев. Мальчики не хотят, чтобы взрослые знали, что это они оказывают помощь. Мальчишки принимают решение самим разобраться с Мишкой Квакиным и его шайкой, поскольку те воруют яблоки и груши в чужих садах.

У мальчиков есть карта поселка. На домах жителей, кому нужна помощь, они рисуют звезды. Ребята стараются заглянуть в каждый двор, оказать всем посильную помощь. Они помогли семье красноармейца Павла Гурьева отыскать пропавшую козу. Складывают дрова во дворе старушки, понимая, что самой ей это делать тяжело.

Пожилой молочнице набирают в дубовую кадку воду. Мальчишки стараются все сделать ранним утром, пока старенькая женщина еще спит. Мальчикам приходится рано вставать, носить тяжелые ведра. Холодная вода течет по одежде, обжигает руки и ноги.

Тимур учит ребят делать добро, не быть равнодушными к попавшим в беду людям. Он считает, что всю работу нужно выполнять тщательно, с усердием. Делает замечание Колокольчикову, увидев, что тот криво нарисовал луч звезды. Вечером, взяв тюбик с краской, Тимур подправляет неудачную звезду.

Ему очень приятно видеть радость на лицах людей, которым они помогают. Мальчики гордятся, что их труд полезен. Стараются во всем брать пример с Тимура.

Ольга считает Тимура хулиганом, запрещает Жене общаться с ним. Женя не может рассказать сестре всю правду, чем занимаются ребята. Девочка, как может, помогает тимуровцам. Так, она проводит время с маленькой дочкой погибшего на фронте лейтенанта Павлова.

Между Ольгой и Георгием Гараевым завязываются теплые отношения. У них много общих интересов. Георгий, как и Ольга, любит петь. Он добрый, много шутит, рассказывает смешные истории. Георгий играет в заводской опере. Ольге нравится кататься с Георгием на мотоцикле.

Вскоре Ольга узнает, что Тимур его племянник. Женя продолжает дружить с Тимуром, хотя Ольге об этом не рассказывает. Ольга сердится и уезжает в Москву, оставив сестру на даче одну. В Москве она получает телеграмму от отца.

Встреча Ольги и Жени с отцом в Москве

Отец сообщает, что будет в Москве всего три часа. Он очень хочет повидать своих дочерей. Ольга дает телеграмму Жене, чтобы сестра срочно ехала домой. Женя в растерянности. Ее попросила присмотреть за маленьким ребенком вдова лейтенанта Павлова. Ей срочно нужно было уехать в столицу встретиться с матерью.

Жене не с кем оставить маленькую девочку, последняя электричка уже уехала. Она обращается за помощью к Тимуру. Мальчик быстро все обдумывает, решает возникшую проблему. Коля Колокольчиков получает от него поручение присмотреть за спящей девочкой. Тимур отвозит на мотоцикле Женю в Москву.

В Москве Ольга и Женя встретились с отцом, который очень соскучился по ним. Девочки гордятся, что их отец командир. Тимур рад, что смог помочь Жене увидеть отца. В дачный поселок сестры возвращаются вместе с Тимуром. Они обо всем рассказывают Гараеву, который обеспокоен пропажей Тимура.

Вскоре Георгий Гараев получает повестку на фронт. Он приходит проститься с Ольгой, просит ее спеть. Все ребята провожают Георгия, желают доброго пути. Тимур волнуется, но старается не выдавать свих чувств. Он грустит, что остается один. Завтра должна приехать к нему мама.

Женя подбадривает своего друга. Рядом с ним будет она, вся их дружная команда. Ольга говорит мальчику, что его добрые дела всегда будут помнить люди, обязательно помогут ему.