Евгений Минченко — о возможных изменениях в правительстве. Почему уходят губернаторы

Под критику попали: Антон Алиханов, Наталья Жданова, Марина Ковтун, Александр Козлов, Аман Тулеев.

3. Депутат амурского законодательного собрания Роман Кобызов высказал сомнения по поводу инициативы губернатора Амурской области Андрея Козлова по повышению явки на выборах, сообщает ИА Vostok today. Губернатор Александр Козлов предложил жителям обратиться к нему, написав свои пожелания, советы и напутствия на специальных бланках, и принести их на избирательные участки. «Насколько рациональна трата бюджетных денег на печать этих обращений? Учитывая, что во многих районах области я видел разбросанными эти бланки или они валяются на подоконниках в разных социальных учреждениях», - сообщил Кобызов ИА Vostok today .

4. Центризбирком России направил предупреждение губернатору Кемеровской области Аману Тулееву о недопустимости административного ресурса на выборах, сообщает «РБК ». «Кемеровская область требует наблюдения. Мы только сегодня дали телеграмму с предупреждением губернатору о недопущении административного ресурса», - заявила глава ЦИКа Элла Памфилова.

На этой неделе в отставку уйдут главы Нижегородской, Самарской областей и Красноярского края. Об этом 24 сентября источники «Газеты.Ru». По информации других изданий, в отставку уходят также губернаторы Ивановской, Мурманской, Новосибирской и Омской областей, Алтайского края и Ненецкого автономного округа. Могут также произойти кадровые перестановки в одном или двух регионах Северного Кавказа, пишет «Коммерсант» со ссылкой на источники в администрации президента.

Такой способ пакетной смены губернаторов стал уже привычным за последние пять лет. Впрочем, часто из предварительных списков исключаются один или два руководителя, которые продолжают работать на своей должности. По информации «Газеты.Ru», существует также расширенный список кандидатов на замену уходящим со своих постов. В нем более десяти фамилий. Окончательные кадровые решения, по всей видимости, принимает глава государства.

Если политический Олимп покинут сразу десять глава субъектов, это будет значительным обновлением губернаторского корпуса.

Последний раз такая масштабная ротация происходила во времена президентства Дмитрия Медведева, когда с должностей ушли десять глав регионов, включая таких тяжеловесов «ельцинского призыва», как Юрий Лужков, Эдуард Россель, Минтимер Шаймиев, Муртаза Рахимов, Егор Строев, Александра Филиппенко.

Вновь назначенные на их место люди будут работать с приставкой «врио» (временно исполняющие обязанности) и пойдут на выборы, которые состоятся одновременно с президентскими в марте 2018 года.

Не все губернаторы, «сидящие на чемоданах», имеют низкие рейтинги, однако даже у успешных из них — конфликты с элитами или городской властью,

Так, глава Мурманской области Марина Ковтун сумела увеличить свои рейтинги, но конфликтует с региональными элитами. Нижегородский губернатор Валерий Шанцев считается тяжеловесом, однако стал стороной затяжного конфликта с мэром Нижнего Новгорода. Алтайский руководитель Александр Карлин имеет относительно неплохие рейтинги, однако эксперты отмечают «относительно низкую популярность» и «подчеркнуто жесткий стиль управления».

Глава Новосибирской области Владимир Городецкий не имеет высоких рейтингов и конфликтует с мэром-коммунистом Анатолием Локтем. Губернатор Омской области Виктор Назаров смог усилить свои позиции, однако остается «аполитичной фигурой».

Виктор Толоконский, глава Красноярского края, возглавляет регион с 2014 года, а до этого долгое время был мэром Новосибирска и губернатором области. Как отмечается в последнем «Рейтинге выживаемости губернаторов» фондов «Петербургская Политика» и «Минченко консалтинг», он по-прежнему «слабо вписывается в местную ментальность».

Губернатор Ивановской области Павел Коньков также имеет низкие рейтинги в исследованиях рейтинга выживаемости, а область «является одним из рекордсменов по уголовным делам в отношении представителей управленческой элиты».

Стоит отметить, что отставку губернатора Самарской области Николая Меркушкина прочили давно. Одиозная политическая фигура, он вызвал немало недовольства у жителей региона своими заявлениями «на грани фола», которыми настроил против себя различные группы населения. На последних выборах в Госдуму в этой области произошел ряд скандалов, которые вызвали недовольство центра.

Губернаторские выборы, отмененные в 2004 году, были вновь возрождены летом 2012 года. Однако был введен муниципальный фильтр, который усложнил для представителей оппозиции участие в выборах. В случае ухода губернатора в отставку его обязанности исполняет не местный руководитель, а назначенец Кремля.

https://www.сайт/2017-02-06/kak_snimayut_i_naznachayut_gubernatorov_v_2017_godu

«Тебе звонят и говорят: есть хороший карьерный вариант, подъезжай»

Как снимают и назначают губернаторов в 2017 году

Губернатор Пермского края ушел в отставку, и следом ожидаются другие замены губернаторов. сайт поговорил с экспертами и источниками, чтобы узнать: как сегодня принимаются и обставляются решения об увольнении одних глав регионов и назначении других. Это сложная процедура, полная формальных и неформальных согласований.

Как уходят губернаторы

Решение об отставке конкретного губернатора зреет постепенно — если, конечно, речь не идет об экстремальных случаях с арестом главы региона, рассказывают сайт политологи, бывшие сотрудники администрации президента и близкие к Кремлю собеседники.

«Учитывая, что у нас есть единый день голосования в сентябре, лучшее время для плановой отставки губернатора — февраль-март. У врио в таком случае оказывается достаточно времени, чтобы вникнуть в региональные расклады и подготовиться к выборам. Второе «окно» отставок — это октябрь-ноябрь, сразу после выборов. Этот период используется, если в регионе складывается ситуация, при которой новому губернатору нужно больше времени, чтобы освоиться. Но, конечно, бывают и экстремальные ситуации, когда губернатор приезжает на встречу в администрацию президента, и ему говорят: “Пишите заявление”», — рассказывает собеседник, близкий к администрации президента.

Сообщает губернатору об отставке обычно глава администрации или первый замглавы администрации, курирующий внутриполитический блок (сейчас это Антон Вайно и Сергей Кириенко). В редчайших случаях, как, к примеру, было с экс-главой Татарстана Минтимером Шаймиевым, отставника провожает лично президент (с ним встречались глава государства Дмитрий Медведев и премьер Владимир Путин).

Решение обычно готовится довольно долго, по отдельным сложным регионам это может занять до четырех месяцев. Иногда уходящий губернатор договаривается немного потянуть этот срок, и тогда в регионе наступает неформальный переходный период, рассказывает экс-сотрудник администрации президента.

«Последней инстанцией является президент. Перед тем, как он принимает решение об отставке, ему готовят аналитические записки, мониторинги, учитывается мнение элитных групп. Далее начинается поиск преемников, и, когда согласования заканчиваются, кто-то из руководства администрации встречается с уходящим губернатором и договаривается о написании заявления об уходе по собственному желанию и дате опубликования этой информации. На такой последней встрече можно что-то попросить и решить вопрос с будущим трудоустройством. Обычно уходящему губернатору идут навстречу», — говорит собеседник издания. Если губернатор уходит по состоянию здоровья, ему могут разрешить оставить преемника.

Вариантов ухода губернатора в отставку может быть много, и каждый раз техническая сторона вопроса будет отличаться, рассказывает другой источник, близкий к администрации.

«Когда губернаторов в последние годы стали избирать, а не назначать, при принятии решения стал учитываться фактор избираемости, — пояснил источник. — Однако он не является определяющим, так как при наличии у человека серьезной поддержки его все равно отправят на выборы и изберут. Но представим: допустим, у губернатора истекает срок полномочий. В администрации президента подводят итог: смотрят социально-экономические показатели, острые и хронические элитные конфликты, громкие скандалы и аварии, результаты выборов в регионе, все это учитывается. Параллельно интересанты отставки или сохранения губернатора ведут индивидуальную работу с самыми разными персонами — от президента до клерков в администрации. Выигрывает тот, кто оказывается сильнее и ловчее. Формальные бумаги не играют тут особой роли».

По словам рассказчика, главное событие процесса — это встреча президента с главой администрации или профильным первым заместителем, на которой принимается решение.

«Бывает, что решение по сменщику принято заранее и принято лично президентом, к примеру, так решился вопрос о замене губернатора Тульской области Владимира Груздева на Алексея Дюмина, — говорит собеседник. — Тогда администрация выступает просто исполнителем воли первого лица. Если губернатор уходит на повышение, как, к примеру, Александр Хлопонин из Красноярского края, ему тоже могут разрешить поставить преемника, в данном случае — Льва Кузнецова. Если же губернатора убирают против его воли, преемничество не дозволяется», — говорит источник.

«Президент получает информацию от самых разных групп лиц, — говорит политолог Дмитрий Гусев. — Есть политический блок администрации президента, который курирует Кириенко. Они подводят итоги работы губернаторов на их постах и предлагают решения. Вторая группа — блок администрации, отвечающий за взаимодействие с силовиками. Они готовят для президента справки по губернаторам по своему направлению. Третий блок — правительство, у которого свои параметры оценки работы губернаторов. Также есть и иные группы влияния, в том числе корпоративные, которые тем или иным образом доносят до президента свое мнение. Когда решение об отставке принято, начинается процесс технического исполнения», — говорит Гусев.

«Губернаторы уходят по-разному, — делится глава Центра политической социологии Вячеслав Смирнов. — В исключительных случаях об отставке узнают из прессы. Кто-то знает, что уйдет, но не знает дату ухода. С кем-то еще при назначении оговаривается, что оно — на один срок. Умный губернатор начинает просить об отставке сам и загодя, потому что лучше честно говорить окружению, что, мол, «на новый срок не иду, нашлось новое хорошее место работы», чем потом выглядеть выгнанным с работы. Есть, впрочем, примета. Если подходит срок переназначения, а тебя вызывают не к президенту, а к главе администрации — вероятно, речь пойдет об отставке». В элитах считается, что встреча лично с президентом незадолго до окончания срока полномочий — напротив, свидетельствует о хороших позициях губернатора.

Политолог Леонид Давыдов считает, что частота встреч с первым лицом не влияет на срок выживаемости губернатора.

«Говорят, в последние годы происходит так. Вы губернатор, по поводу которого принято решение об отставке, — рассказывает он. — Сперва вас пригласит на беседу чиновник средне-высокого звена, например, начальник управления внутренней политики или даже его зам, они прозондируют почву в разговоре. Потом вас вызовет куратор внутриполитического блока — он вам скажет, что есть мнение, что вам надо уходить, что с вами будет говорить еще более высокий начальник, и учтите, что, вероятно, такая позиция будет озвучена. Более высокий начальник — это глава администрации или, в случаях отставки исключительного тяжеловеса, это будет первое лицо страны. Вы, вероятно, ответите, что согласитесь».

«Решение принимается на основе комплекса факторов, — продолжает Давыдов. — Например, есть регулярные аналитические записки, в которые человек может попадать. Есть оценка по параметрам — например, параметру избираемости, который учитывает нынешнее руководство администрации, занятое, прежде всего, подготовкой мартовской кампании», — рассказал Давыдов.

Как приходят губернаторы

Когда президент принимает решение, что тот или иной губернатор покидает свой пост, начинается процесс подбора преемника. Он может занять от пары недель до пары месяцев, за исключением случаев, когда президент принимает решение единолично.

«Администрация президента формирует шорт-лист предложений по персоналиям, обычно в нем остается две-три кандидатуры. Президент же может выбрать, а может отвергнуть все предложенные. Может предложить кого-то сам, может предложить просто еще подумать. У первого лица много каналов коммуникаций, и после того, как администрация представляет ему свои предложения, он может запросить по кандидатам из шорт-листа характеристики от других людей, которые поддержат одну из кандидатур или предложат свою. Идут собеседования, встречи с кандидатами. Это сложный процесс, и все-таки так, чтобы у человека раздался звонок и его оповестили, что он сейчас будет назначен губернатором, — так не бывает», — говорит источник сайт, близкий к администрации президента.

Другой собеседник издания, также близкий к Кремлю, говорит, что сценарий подбора нового губернатора почти всегда выглядит по-разному.

«Если сменщик заранее подобран или если губернатору разрешили выбрать преемника, то процесс уже носит технический характер, — говорит он. — В других случаях запускают процесс подбора кандидатов. В нем участвуют полпредство, управления администрации президента по внутренней политике, разные группы и структуры, включая госкорпорации и бизнес. Они все дают предложения. Далее их сперва фильтруют на уровне УВП, потом на уровне руководства АП, а потом выносят на суд президента. При этом кандидатура может быть переиграна в последний момент. В этой ситуации, если вдруг группам влияния удается вычеркнуть из списка приоритетного кандидата, выбирают из оставшихся людей в шорт-листе. Например, так произошло с назначением губернатором Волгоградской области Анатолия Бровко. Приоритетным кандидатом был Валерий Язев, но в последний момент назначение отменили под влиянием «Лукойла» и Дмитрия Медведева», — утверждает источник издания.

Экс-сотрудник администрации президента говорит, что бывают и сложные случаи, когда приоритетный кандидат отказывается, а второй по значимости претендент имеет проблемы или слишком молод. Так, к примеру, случилось в Калининградской области, где вместо Николая Цуканова врио сперва стал выходец из ФСБ Евгений Зиничев, однако через два месяца он отказался от публичного поста. Тогда вместо него главой Калининградской области стал 30-летний Антон Алиханов.

«Иногда в сложных случаях ясно, что в регион надо подбирать кандидата извне, и из шорт-листа вычеркивают всех региональных претендентов. Чаще всего кандидатов со стороны предлагают бизнес-группы или политические кланы, курирующие регион. Также кандидата в таком случае может предложить глава администрации, члены Совбеза, спикер Госдумы при личной встрече с президентом. Спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко в этом плане неактивна. Бывают и вовсе любопытные случаи. К примеру, Никиту Белых президенту рекомендовал на пост губернатора Анатолий Чубайс», — рассказывает собеседник издания.

Он отмечает, что не стоит преувеличивать значимость аналитических записок, которые пишут политологи для администрации, особенно — региональные политологи. Собеседник издания говорит, что не знает ни единого случая, когда губернатором становился бы кто-то, кого рекомендовали политологи из региона. Мнение федеральных политологов, работающих с регионом, учитывается на уровне управления внутренней политики, добавляет он.

«Бывает, что как в «Дне выборов»: человек еще вчера не знал, что сегодня станет губернатором, — говорит Леонид Давыдов. — Более штатная ситуация, когда человеку звонит его покровитель из структур, которые могут пролоббировать своего кандидата. Поступает такой звонок: мол, есть для тебя вариант один карьерный, подъезжай. В редких внештатных ситуациях может быть и иначе: звонок идет из администрации президента, спрашивают, где, мол, находитесь, за вами сейчас приедет машина. Поедете вы, скорее всего, к начальнику УВП и потом сразу к куратору политического блока. Параллельно будет запущен процесс спецпроверки вас силовиками. А потом — встреча под телекамеры с первым лицом, но она носит ритуальный характер. Или встречи вообще может не быть. Иногда, если в процессе составления шорт-листа возможных преемников, остается пара кандидатур, то принимается во внимание, за какой группой влияния, в том числе, корпоративной, закреплен регион. Есть много примеров, когда нельзя стать губернатором некоего региона, не примыкая к некоему подклану.

И даже на последней стадии назначения нового губернатора первое лицо может посовещаться с кем-то из окружения и отменить решение о назначении и выбрать иного кандидата», — рассказывает Давыдов.

«Единого алгоритма нет, — согласен Вячеслав Смирнов. — Бывает, что с фамилией нового губернатора определяется именно первое лицо, которому кто-то мог человека рекомендовать, или же может сыграть роль личное знакомство с президентом. В таком случае люди, исполняющие это решение, могут не знать, кто или что на него повлияло. С другой стороны, например, при президентстве Дмитрия Медведева была система, когда в администрации на совещании с ее главой и заместителями фамилии тех, кто будет рекомендован президенту в шорт-листе, обсуждались под протокол, с аргументами, почему стоит включить в список того или иного человека. Как проходят такие совещания сейчас, не знаю», — рассказал он.

Дмитрий Гусев отмечает, что нельзя недооценивать мнение силовиков, которое доносится до президента на этапе спецпроверки.

«Сперва кандидаты из шорт-листа проходят собеседование в администрации, а потом силовики оценивают кандидатов. Также нельзя забывать, что ключей от кабинета губернатора на самом деле не один, а два: один — у президента, второй — у жителей региона», — добавляет Гусев.

Конечно, решение все равно в итоге принимает президент, резюмирует глава Центра политического анализа Павел Данилин. «В подготовке процедуры назначения нового главы региона ключевую роль играет администрация президента. Именно она отвечает за подготовку шорт-листа кандидатов. Еще с тех пор, как президент предлагал сам кандидатов на пост губернаторов, подготовкой занималась администрация, и эта традиция сейчас несколько модифицирована, но в целом сохранилась», — говорит Данилин.

Политологи вычислили факторы, влияющие на отставки губернаторов в регионах России. Правда, говорят они, работают эти законы не всегда, иногда назначения не поддаются никакой логике.

Алексей Куденко/Коммерсантъ

Президент России Владимир Путин подписал указ об отставке по собственному желанию губернатора Красноярского края Виктора Толоконского. Срок его полномочий истекал в 2019 году, уже экс-губернатору 64 года. Толоконский стал четвертым губернатором, которого Путин отправил в отставку за пять дней, с 25 сентября. О предстоящем сложении полномочий также объявил глава Дагестана Рамазан Абдулатипов. Последний в разговоре с журналистами объяснил свой уход «озеленением кадров». С чем еще связана осенняя волна отставок глав регионов, выясняла «Фонтанка».

По разным оценкам, в ближайшие дни свои посты должны покинуть еще 7-10 губернаторов. Это будет уже вторая волна отставок. Первая состоялась минувшей зимой и весной. Тогда были назначены новые врио губернаторов в семи регионах - Пермском крае, Новгородской и Рязанской областях, Бурятии, Республике Марий Эл, Карелии и Удмуртии. Все новички победили в первом туре на выборах в единый день голосования в 2017 году. Сразу после этого в Кремле решились на осеннюю волну перестановок: с 25 сентября помимо Красноярского края сменились главы в Самарской и Нижегородской областях, Ненецком автономном округе и Дагестане, хотя последняя отставка официально еще не оформлена.

Как говорит руководитель региональных программ Фонда развития информационной политики Александр Кынев, все ушедшие губернаторы (кроме главы Ненецкого автономного округа) – проблемные: у них низкие рейтинги и скандальная политическая повестка. На их место приходят «молодые технократы». «Это – политика молодых технократов. Иллюзий у населений сейчас нет, ситуация в стране стабильно плохая, вот и пытаются вместо смены идей организовать смену лиц», – объяснил политолог волну губернаторских отставок.

По словам Кынева, несмотря на наметившиеся тренды, они не всегда работают: так, хотя большинство уходящих губернаторов имеют пенсионный возраст, 73-летнему и часто болеющему главе Кузбасса Аману Тулееву отставка не грозит. «Он – символ для региона, у него есть политическая сила и рейтинг, что нужно для предстоящих президентских выборов», – добавил Кынев.

Председатель правления Центра политических технологий Борис Макаренко считает, что следующим, кто покинет губернаторское кресло, может быть … кто угодно. «Вроде есть закон о том, что губернаторов выбирает народ, а значит они должны досидеть до конца своего срока, а на самом деле губернаторы работают до тех пор, пока они угодны президенту», – утверждает он. По его словам, логика отставок сложно вычисляема, так как для каждого из кажущихся таковыми правил (возраст, срок правления, экономическая стабильность региона) есть исключения.

Еще один критерий для смены власти в субъекте называет политический консультант Петр Быстров: это – конфликты с элитами. «У абсолютного большинства нынешних отставников сложились конфликты с элитой региона, а значит они не могли гарантировать высокий уровень поддержки при голосовании на президентских выборах», – объясняет он. По словам Быстрова, логика в ходе осенней волны отставок есть, точнее то, что ее кто-то не понимает, вовсе не означает, что ее нет.

Более масштабную аналитику составили специалисты из холдинга «Минченко и консалтинг». Они вычленили 9 критериев, которые влияют на возможные отставки и на выживаемость. Первый – поддержка так называемого Политбюро 2.0 (лидеры крупных российских элитных групп), больше всего баллов по этому критерию может получить тот, кто имеет прямой контакт с главой государства. Второй и третий критерий – наличие большого проекта в городе под управлением губернатора и экономическая привлекательность региона, чем она ниже, тем меньше групп влияния будут претендовать на руководство регионом и, соответственно, больший балл в рейтинг выживаемости получает губернатор по этой статье. Еще один критерий – окончание полномочий: чем ближе следующий электоральный цикл, тем менее прочными оказываются позиции губернатора. Также оцениваются наличие у губернатора уникального позиционирования, качество политического менеджмента. Последние три критерия связаны с конфликтами губернатора на федеральном и региональном уровне, а также уголовные преследования членов команды губернатора.

Таким образом группа специалистов под руководством Евгения Минченко определила 16 губернаторов в группу риска. Все пятеро уже заявивших об отставке оказались там. По версии авторов исследования, следующими главами регионов, которые будут отставлены, могут оказаться главы Калмыкии, Северной Осетии, Алтая, Новосибирской, Мурманской, Омской, Владимирской, Ивановской областей, а также главы Алтайского и Приморского краев. Кроме того, согласно Минченко, перешел красную отметку и губернатор Петербурга Георгий Полтавченко. По информации же «Фонтанки», он не входит в список губернаторов нынешнего отзыва. Вероятно, он мог получить низкий балл по критериям Минченко из-за оценки экономической привлекательности региона, вызывающей у многих интересантов желание побороться за влияние на него.

К слову, проанализировали эксперты и тех, кто приходит на места уволенных и ушедших. Как утверждается в докладе, после назначений определенные бонусы в качестве лояльности новых врио губернаторов получили Аркадий Ротенберг, Геннадий Тимченко, Николай Патрушев, Сергей Кириенко, Алексей Белоусов, Алишер Усманов, Алексей Миллер и другие представители элиты. Что же касается самого отбора кандидатов, то им занималась команда администрации президента под руководством куратора внутреннего политического блока – Сергея Кириенко.

Как замечает «Минченко и консалтинг», многие представители «молодой поросли», пришедшей на смену прежним руководителям регионов, познакомились с Владимиром Путиным в непростой период его нахождения на посту председателя Правительства РФ и существования так называемого «властного тандема».

Ксения Клочкова, «Фонтанка.ру»

P. S.: согласно опросу «Фонтанки», "губернаторопад" – это к чему? 58.25 % ответили, что к выборам по весне, 21.62 % считают, что чего-то не знают, 7.14 % уверены – чтоб в регионах Москву не забывали, 7.00 % не видят смысла в этом вопросе, 5.99 % согласились с высказыванием Абдулатипова про озеленение. В голосовании приняли участие 1485 человек.

Перестановки в правительстве могут стать сюрпризом

Почти сразу после того, как стало понятно, что Владимир Путин выиграл президентские выборы, снова заговорили о смене премьера. Мы собрали предположения экспертов о том, кто может занять должность председателя правительства и в ближайшие шесть лет будет управлять экономикой, образованием, здравоохранением, в общем - уровнем благополучия страны.

За два дня до выборов Путин поручил до 15 апреля разработать проект указа о «национальных целях» на следующие шесть лет. Озвученные президентом требования по мотивам его недавнего послания к Федеральному собранию касаются экономики и социальной сферы, причем выглядят более чем амбициозно. Среди них - вхождение в пятерку крупнейших экономик мира, рост доходов населения и пенсий, снижение уровня бедности, повышение продолжительности жизни до 78 лет, увеличение «народонаселения» страны, улучшение жилищных условий семей. Результаты выполнения такого «домашнего задания» для правительства могут стать определяющими при выборе нового премьера, поскольку они определят повестку на ближайшую шестилетку, которую придется воплощать в жизнь главе кабмина.

«Основные решения будут приниматься после того, как будут выполнены поручения о «национальных целях»: тогда станет видно, как цели будут ранжированы, какие приоритеты расставятся», - полагает руководитель направления «финансы и экономика» Института современного развития Никита Масленников. По его мнению, премьер-2018–2024 должен понимать структурную повестку, уметь работать в обозначенных направлениях, обладать серьезными знаниями в области финансов и денежно-кредитной политики, пользоваться уважением в экспертном сообществе и бизнес-кругах, уметь дискутировать, аргументировать свою точку зрения и вести диалог, потому что возможные в будущем структурные реформы потребуют постоянного поиска компромиссов, умения идти «под парусами против ветра, а иногда и без парусов».

«В шорт-листе кандидатур на эту должность люди, которые в той или иной степени всеми этими качествами обладают. В кресле вполне может остаться Дмитрий Медведев. Претендует на пост нынешний первый вице-премьер Игорь Шувалов, который активно себя проявляет в последнее время. Вполне достойна должности председатель Центробанка Эльвира Набиуллина: действия ЦБ задают логику работы правительства на ближайшую перспективу, а создание низкой инфляционной среды определяет возможность и необходимость структурных реформ. Еще один фигурант «листа ожидания» - глава Счетной палаты РФ Татьяна Голикова, как человек очень опытный с точки зрения финансовой дисциплины: она сумеет эффективно и рачительно расходовать средства страны, что сейчас крайне важно. Вполне логично смотрится в этом списке Алексей Кудрин, поскольку знает, как действовать в направлении преодоления ограничений для экономического роста. Последним в этот перечень я бы добавил помощника президента Андрея Белоусова, который тоже сложился как опытный управленец со стратегическим мышлением» - такие предположения озвучил эксперт.

«В нынешней системе координат гораздо важнее политическая воля президента, а руководители второго-третьего уровня не имеют кардинального значения и выполняют номинальную функцию, даже председатель правительства, - высказал альтернативную точку зрения директор Института актуальной экономики Никита Исаев. - Правительство в период 2012–2018 годов было лишь неким громоотводом для поддержания положительного имиджа главы государства. В этой связи самые высокие перспективы стать премьером у Дмитрия Медведева. Однако от Владимира Путина можно ждать любых сюрпризов - это визитная карточка президента. Сюрпризом в 2004 году был Михаил Фрадков, а в 2007-м - Виктор Зубков. Такие люди могут быть внесены в расклад, чтобы оказаться над схваткой различных групп влияния, которые будут бороться уже не за статус премьера, а за статус преемника», - убежден экономист.

С ним не согласен Никита Масленников. «Сейчас сюрпризы неуместны, а время технических премьеров закончилось: функционал правительства меняется и требует от главы правительства политического веса. Думаю, мы увидим много нового в качестве управления, но не в его структуре: едва ли в правительство придут новые люди, скорее будут лишь рокировки», - заметил эксперт. На пост председателя правительства прочат и других чиновников - министра обороны Сергея Шойгу, министра экономического развития Максима Орешкина, мэра Москвы Сергея Собянина. В любом случае пока президент взял паузу для размышлений и до мая даст возможность кандидатам проявить себя.