Что является основными функциями политики. Ключевые функции политики в обществе. Основные направления внешней политики

Мобилизационная

Управленческая

Предотвращения и регулирования социальных конфликтов

Гуманитарная

Принципы международных отношений

Соблюдение суверенного равенства всех стран

Невмешательство во внутренние дела

Соблюдение территориальной целостности

Отказ от применения силы при решении межгосударственных споров

Сотрудничество

  1. Признаки монархии

Верховная власть не ограничена законом

Верховная власть сама является источником закона

Монарх обладает как законодательной так и распорядительной и судебной властью

2.1. В чем смысл проблемы легитимности государственной власти

Обоснование и оправдание права на власть

2.1.1. Факторы от которых зависит легитимизация власти

Готовность ее субъектов жить в соответствии с определенными законами правовыми нормами, господствующими в данном государстве

От уважения к власти и закону со стороны большинства граждан

Большая часть народа должна признавать существующую власть властью

2.2. Гражданское общество - самоорганизующаяся система естественно складывающихся отношений между индивидами, где каждый выступает как частное лицо, имеющее свои особенные жизненные цели

Принципы

- свобода

Частная собственность

Самоорганизация

  1. Правила предвыборной кампании

Кандидаты имеют равные условия доступа к СМИ

Одинаковое время для эфира

Средства на избирательную кампанию должны поступать в специальный фонд и быть прозрачными для общества и власти

3.1.Достоинства и недостатки мажоритарной системы

(+) простота определения результатов

Депутат будет представлять большинство избирателей

(-) не все политические силы могут быть представлены в парламенте, в итоге может быть потеряно до 49% голосов

3.1. Назвать этапы процесса выборов в Государственную Думу

Подготовительный

Этап выдвижения и регистрации кандидатов

Этап предвыборной агитации

Этап определения результатов выборов

3.2. Три фактора, оказывающие влияние на выбор избирателя во время голосования

- уровень дохода и образования избирателя

Влияние социальной среды и окружения

Позиция СМИ

Национальные, религиозные, культурные факторы

3.4. Причины низкой явки избирателей на выборах в ряде ведущих стран мира

Политическая стабильность, отсутствие интриги

Избиратели утратили веру в демократические институты, не доверяют властям

Люди заняты частной жизнью, бизнесом, нет интереса к политике

Кризисные явления в обществе, неспособность властей найти выход, неверие в перемены к лучшему

Низкая политическая культура

В программах кандидатов нет положений, удовлетворяющих требования избирателей

  1. Три условия регистрации политической партии

Членство в партии должно насчитывать не менее 50 тыс. членов, организация должна иметь отделения не менее чем в половине субъектов федерации

Программа партии не должна противоречить положениям Конституции и не содержать призыва к свержению существующего строя

Все руководящие органы организации должны находиться на территории РФ, должны быть зарегистрированы ее счета и имущество.

4.1. Функции политических партий

Выявление и обобщение разнообразных социальных интересов

Разработка вариантов политического курса

Выдвижение кандидатов на выборы

Представительство интересов отдельных блоков социальных сил в органах власти

Осуществление связи гражданского общества с государством

Пополнение рядов своих сторонников

Политическая социализация

Воспитание профессиональных политиков

Три функции политики в государстве

Обеспечение стабильности государства

Мобилизационная функция

Управленческая функция

Предотвращение регулирования социальных конфликтов

Гуманитарная функция

5.Пример участия граждан в политической жизни

Участие в выборах

Вступление в ряды политической партии

Участие в опросах общественного мнения

5.1.Назвать три основных проявления политического плюрализма в демократическом обществе

Различные политические идеологии(консерватизм, либерализм, радикализм)

Издание газет и журналов, отстаивающие разные позиции

Развитие многопартийности

Конкурирование на политической арене лидеров, выражающих разные политические интересы

Проведение выборов на альтернативной основе

6.Пример многопартийной политической системы в РФ

Разнообразие политических партий и движений (Единая Россия, КПРФ, ЛДПР, СПС

Государственная Дума избирается по пропорциональной системе по спискам политических партий, образуя затем парламентские фракции

Периодичность встреч Президента, Правительства с лидерами парламентских фракций, что свидетельствует о влиянии политических партий на власть и ее решения.

6.1. Назвать структурные компоненты политической системы

Организационный (государство, политические партии, общественные движения, СМИ)

Нормативный (политические, правовые, нравственные нормы и ценности, обычаи и обряды)

Культурный (политическая идеологи, политическая культура)

Коммуникативный (политические отношения)

7.Популизм – выдвижение нереалистичных, но популярных в конкретной ситуации лозунгов и обещаний для достижения определенных политических результатов. Сущность – использование в своих интересах взглядов и настроений людей. Популист – деятель, заигрывающий с массами

Популизм безнравственен - манипулирует доверием людей

Социально опасен – разрушает доверие к политику и политике, обесценивает идеи и ценности

8. Элементы политической культуры граждан

Научные знания

Ориентация на демократические ценности и нормы,

Модели поведения, согласованные с установленными демократическими правилами

9.Положение СМИ в демократическом обществе .

Характеризует степень демократизации общества

Реализует права граждан на информацию

Является гарантом исполнения прав и свобод человека и гражданина

СМИ в современных условиях отражает идеологию государства, легитимность власти и плюрализма

9. Бюрократия система административного управления с иерархией соподчиненности и ответственности, безличностью, четкостью выполняемых функций, с правилами

Влияние бюрократии на становление буржуазного государства

С помощью бюрократического аппарата преодолены негативные последствия сословного порядка и принципа наследственности передачи феодальной власти по наследству

Особенность государственного аппарата

Действует на постоянной основе

Служащие государственного аппарата не зависят от колебаний и перестановок в итоге избирательной борьбы

Слабые стороны демократии :

Принцип большинства(всегда есть опасность игнорирования или неучета мнения и интересов меньшинства)

Принцип представительства в современных представительных демократиях(есть опасность искажения воли народа избранными ими представителями)

Значение и роль политики как социального института обусловлены функциями, которые она выполняет в обществе. В современных обществах количество функций может быть различным. Как сфера руководства и управления общественными процессами политика может касаться различных областей деятельности человека.

В зависимости от того, в какой сфере общественной жизнедеятельности осуществляет политика свою регулятивную функцию, различают экономическую, социальную, демографическую, аграрную, культурную, техническую, военную, национальную и т.д. политику. Рассмотрим основные функции политики в современном обществе .

  • 1. Управленческая, регулятивная функция. Политика осуществляет управление социальными процессами общества, регулирует их, используя социальное принуждение и насилие. Политика не только выражает значимые интересы и потребности различных групп общества, но и обеспечивает их взаимодействие, оказывает на них влияние путем принятия политических решений.
  • 2. Функция обеспечения целостности и стабильности общества. Политика осуществляет эту функцию благодаря способности улавливать тенденции общественного прогресса и в русле этих тенденций формулировать общие цели, разрабатывать проекты будущего, определять социальные ориентиры, изыскивая для их осуществления необходимые ресурсы. Политика может предложить варианты желаемого будущего, в которых представлены политически значимые интересы групп, слоев, индивидов, государства, в том случае, если она способна интегрировать социально неоднородные группы.
  • 3. Функция политической социализации. Политика формирует политическое сознание индивидуума, включает личность в общественные отношения. Политика открывает широкие возможности реализации групповых и индивидуальных интересов, включает личность в социальные отношения, передавая ей опыт и навыки преобразовательной деятельности, эффективного выполнения социальных ролей и функций.
  • 4. Функция мобилизации и обеспечения эффективности общей деятельности. Политика систематизирует общественное взаимодействие, обеспечивая их реализацию путем создания мотивационного механизма, предоставляя индивиду эффективные возможности для удовлетворения его социальных потребностей, изменения социального статуса с помощью власти.
  • 5. Гуманитарная функция. Эта функция выражается в создании гарантий прав и свобод личности, обеспечении общественного порядка, гражданского мира и организованности.
  • 6 Рационализаторская функция. Представляя групповые и индивидуальные интересы, политика вырабатывает общие правила и механизмы их представительства и реализации. Тем самым политика рационализирует конфликты и противоречия, предупреждает их или цивилизованно разрешает.

Успешное выполнение политикой всех перечисленных функций гарантирует преемственность и поступательность в развитии общества. при этом, основные функции политики характеризуют важнейшие направления воздействия политики на общество, к которым относятся :

  • - поддержание и укрепление целостности общества как сложно дифференцированной социальной системы, обеспечение общественного порядка и организованности;
  • - разработка целей всего общества и составляющих его коллективных субъектов, организация масс и мобилизация ресурсов на их осуществление;
  • - авторитарное, обязательное для всех распределение дефицитных ценностей и благ;
  • - предотвращение и регулирование групповых конфликтов;
  • - конституирование сложных социальных субъектов (коммуникационная функция). Суть этой функции разъясняет английский политолог Р.Н. Берки: «Политика предполагает: выявление смысла существования общности; определение общих интересов всех субъектов политики, т.е. участников данной общности; выработку приемлемых для всех субъектов правил поведения; распределение функций и ролей между субъектами или выработку правил, по которым субъекты самостоятельно распределяют роли и политические функции; наконец, создание общепонятных для всех субъектов языков (вербального и символического), способных обеспечить эффективное взаимо-действие и взаимопонимание между всеми участниками данного сообщества».

Кроме этих, присущих в большей или меньшей степени любому обществу задач, политика выполняет и ряд специфических для определенных типов социальных систем функций, это:

  • - поддержание классового или социального господства;
  • - защита основополагающих прав человека;
  • - привлечение граждан к управлению государственными и общественными делами;
  • - обеспечение социальной справедливости и общего блага и др.

Конечно, это не все функции политики. Количество их нестабильно, они дополняются и уточняются в зависимости от ее вида. Многообразие функций политики свидетельствует о ее глубоком проникновении в общество, распространении на весьма различные социальные явления. Так, например, функции налоговой политики, как части финансовой, заключаются в централизации некоторой части ВВП в бюджете государства и во влиянии налогов на разные стороны деятельности их плательщиков.

При этом, чем многочисленнее функции политики в отдельно взятом обществе, тем меньше это общество развито. Социум представляет собой систему взаимодействия разных сфер человеческой жизнедеятельности. В идеале она внутренне согласована, сбалансирована.

Потребности по каждой сфере реализуются посредством методов, присущих только ей. Например, экономическая система, используя материальную заинтересованность производителя, удовлетворяет потребность населения в товарах широкого производства, в продуктах питания. Однако в обществах переходных или в традиционных все сферы подчиняются политической. Таким образом она компенсирует неразвитость остальных областей жизни.

власть партийный государство политика

Политика

Государство

С 26. Укажите три особенности государства как главного института политической системы .

Ответ:


1) верховная власть;

2) независимость (суверенитет);

3) исключительное право издавать законы;

4) осуществлять правосудие;

5) устанавливать и взимать налоги и сборы.


С 26. Приведите три примера выполнения государством своих внешнеполитических функций.

Ответ:

  1. Поддержание достаточного уровня обороноспособности страны;
  2. защита независимости и территориальной целостности государства;
  3. разработка военной доктрины и концепции национальной безопасности;
  4. участие в регулировании межнациональных и межэтнических конфликтов и др.

С 26. Назовите любые три направления современной государственной политики и проиллюстрируйте примером каждое из них.

Ответ:

Внешняя политика, межгосударственная (пример: деятельность в ООН); экономическая политика (пример: принятие антимонопольных законов); социальная политика (пример: проведение пенсионной реформы)

С 26. Назовите любые три функции государства и раскройте каждую из них на примере.

Ответ:

1) экономическая функция (принятие Государственной Думой государственного бюджета);

2) социальная функция (принятие закона о реформе пенсионной системы);

3) правовая функция (принятие Уголовного кодекса);

4) культурно-воспитательная функция (государственная поддержка народных музеев);

5) функция обороны страны (определение военно-политической доктрины);

6)функция защиты интересов страны на международной арене (участие в деятельности ООН).

С 6. На­зо­ви­те любые три функ­ции го­су­дар­ства в об­ла­сти об­ра­зо­ва­ния и куль­ту­ры и про­ил­лю­стри­руй­те при­ме­ром каж­дую из них.

Ответ:

1) Со­дей­ствие раз­ви­тию об­ра­зо­ва­ния (уча­стие в раз­ра­бот­ке новых учеб­ных про­грамм, новых стан­дар­тов сред­не­го об­ра­зо­ва­ния);

2) Кон­троль за ка­че­ством об­ра­зо­ва­ния (про­вер­ки школ, про­ве­де­ние еди­но­го го­су­дар­ствен­но­го об­ра­зо­ва­ния);

3) Ока­за­ние по­мо­щи учре­жде­ни­ям куль­ту­ры (фи­нан­си­ро­ва­ние двор­цов куль­ту­ры, биб­лио­тек и т.д.)

С 26. Назовите любые три функции политики в государстве.

Ответ:


Обеспечение стабильности государства;

Мобилизационная;

Управленческая;

Предотвращения и регулирования социальных конфликтов;

Гуманитарная


С 26. Ука­жи­те три осо­бен­но­сти го­су­дар­ства, ха­рак­те­ри­зу­ю­щие его как цен­траль­ный ин­сти­тут по­ли­ти­че­ской си­сте­мы, и кон­кре­ти­зи­руй­те каж­дую на­зван­ную осо­бен­ность.



Ответ:

1) Толь­ко го­су­дар­ство об­ла­да­ет ор­га­на­ми при­нуж­де­ния (армия, тюрь­ма и др.)

2) Власть го­су­дар­ства обя­за­тель­на для всех на­хо­дя­щих­ся на его тер­ри­то­рии. (Все люди на­хо­дя­щи­е­ся на тер­ри­то­рии РФ обя­за­ны со­блю­дать за­ко­ны РФ.)

3) Го­су­дар­ство об­ла­да­ет мо­но­по­ли­ей на право­твор­че­ство (из­да­ние за­ко­нов)

С 26. Одна из функций политики в странах современного мира заключается в сохранении целостности и устойчивости общества. Приведите любые три примера проявления этой функции.

Ответ:

1) государство гарантирует минимальный размер заработной платы для смягчения социальной напряженности;

2) гражданские институты аккумулируют и представляют общественные интересы, вступают в диалог с государством, добиваясь принятия компромиссных решений, смягчения конфликтов;

3) государство участвует в создании системы социального партнерства, призванной регулировать конфликты между работодателями и работниками.

27. Эффективность воздействия власти на общество определяется не степенью принуждения, а уровнем легитимности режима. Сформулируйте три причины убеждения граждан в правомерности власти принимать решения, которые граждане должны выполнять.

Правовое государство

С 27. Случайно ли у разных народов появились различные формы правления и территориально-государственного устройства? Какие факторы способствуют формированию определенной формы государства? Приведите не менее трех факторов.



Ответ:


1. Исторические традиции;

2. культура народа, его цивилизованность;

3. религия;

4. социальный и национальный состав населения;

5. географические и природно-климатические условия;

6. экономические потребности и др.


Политический режим

С 26. Перечислите любые три функции государственной власти, характерные только для демократического государства .

Ответ:


1) обеспечение прав и свобод граждан;

2) развитие парламентаризма;

3) согласование интересов социальных групп.


С 26. Подтвердите тремя конкретными примерами наличие в современной России политического плюрализма .

Ответ:

Согласно Конституции в РФ действуют различные политические партии и объединения; многопартийность – один из важнейших элементов плюрализма; в стране отсутствует единая государственная идеология, ведутся дискуссии, разрабатываются политические программы, основанные на разных идеологических принципах; наличие независимых СМИ, выражающих различные взгляды на происходящие в обществе события.

С 27. Английский писатель Дж. Оруэлл обратил внимание на то, что заповеди старых деспотий начинались словами: «Не смей». В отличие от деспотий, тоталитарные режимы говорят человеку: «Ты должен». Что общего в этих требованиях деспотий и тоталитарных режимов? Почему с позиций теории ценностей они не могут быть отнесены к явлениям культуры?

Ответ:

Общее в требованиях деспотий и тоталитарных режимов состоит в том, что они принудительно навязывают человеку внешнюю волю (государства, партии, группы лиц, других людей). Между тем ценности, как и культура, не могут быть внешними и принудительными: они – дело внутренней свободы человеческого самоопределения.

С 27. Прокомментируйте высказывание короля Генриха V из одной шекспировской пьес: «Обязанности каждого подданного – это обязанности короля, но душа каждого подданного – это его личная собственность». Сущность какого политического режима выражена данным высказыванием? Почему? Приведите не мете четырех признаков этого политического режима.

Ответ:

Ø Концентрация власти в руках политического лидера или определенной группы

Ø Наличие у государства лишь ключевых и решающих рычагов воздействия на общественную жизнь

Ø Отказ от вмешательства в частную жизнь

Ø Отсутствие всепроникающего характера государственного воздействия на общество

Ø Большая автономия политической системы по отношению к экономической

Ø Главный аргумент политической власти – авторитет, а не сила.

С 27. Оценивая возможности развития информационного общества, академик Н.Н.Моисеев отмечал, что это будет «тотальный порядок, но он будет поддерживаться не штыками и даже без применения современного сверхточного оружия, а средствами массовой информацию. Я не думаю, что подобный порядок в состоянии долго просуществовать на планете. Более того, режим «тотального демократизма» будет естественным шагом к концу истории…концом истории биологического вида «homo sapiens». Объясните представленную академиком Н.Н.Моисеевым взаимосвязь информационного общества и его тоталитарности. Почему, по мысли ученого, «тотальный демократизм» связывается с гибелью вида «homo sapiens»?

Ответ:

Академик Н.Н.Моисеев предупреждает о той опасной силе, которая сосредоточилась практически бесконтрольно в сфере так называемой «четвертой власти» - средств массовой информации. Человек разумный начинает теряться в потоке информации, перестает ее осмысливать, творчески перерабатывать, потребляя ее в готовом виде, становится легко управляемым.

С 27. Известный американский политолог 3. Бжезинский утверждал: «Демократия, быть может, главное завоевание Запада. Но демократия - это лишь сосуд, ко­торый еще должен быть наполнен содержанием... Демократия сама по себе еще не дает ответа на дилеммы общественного бытия и в особенности не определяет «ка­чества жизни...».

Почему, по вашему мнению, автор называет демокра­тию «главным завоеванием»? Можно ли согласиться с позицией автора, что демократия не влияет на «качество жизни», а следовательно, является привилегией богатых стран? Свой ответ аргументируйте.

Ответ:

Автор называет демократию главным за­воеванием Запада, поскольку ее становле­ние прошло через длительный этап борьбы: от эпохи Просвещения и идей естествен­ного права через революции и граждан­ские войны, тоталитарные режимы и вой­ны мирового масштаба шло становление демократических институтов стран Евро­пы и Америки.

Само по себе провозглашение демократии не изменит качество жизни, будь то в политической, экономической или социальной областях. Необходимо длительное станов­ление демократических институтов, кото­рые во многом должны опираться на де­мократические традиции страны. При этом ее богатство отнюдь не означает автоматического приближения к демократическим нормам. В то же самое время укрепление демократии напрямую зависит от полити­ки государства по преодолению бедности населения.

С 27. Французский просветитель, правовед и философ Ш. Монтескье в своем труде «О духе законов» (1748) пи­сал: «Для того чтобы предупредить... злоупотребление властью, необходимо, как это вытекает из самой приро­ды вещей, чтобы одна власть сдерживала другую. Когда законодательная и исполнительная власти объединяют­ся в одном и том же органе... не может быть свободы. С другой стороны, не может быть свободы, если судебная власть не отделена от законодательной и исполнитель­ной... И наступит конец всему, если одно и то же лицо или орган, дворянский или народный по своему характе­ру, станет осуществлять все три вида власти».

Основоположником какой теории в политологии стал Ш. Монтескье? В чем заключается ее сущность? Приведите три примера, подтверждающих вывод автора о том, что всему наступит конец, «если одно и то же лицо или орган, дворянский или народный по своему характе­ру, станет осуществлять все три вида власти».

Ответ:

Монтескье является одним из разработ­чиков теории разделения властей как необ­ходимого условия поступательного разви­тия государственной власти. Принцип раз­деления властей означает распределение функций государственной власти между различными институтами и организациями как по вертикали, так и по горизонтали. Равенство законодательной, исполнитель­ной и судебной властей проявляется в том, что ни одна из них не может принимать решения, ущемляющие права другой.

В качестве примеров опасного сосредото­чения власти в руках одного органа или од­ного человека могут быть приведены: Узур­пация власти Наполеоном I во Франции привела к забвению демократических задач, обозначенных революцией, и гибели импе­рии. До этого безраздельная власть якобин­цев поставила Францию на грань нацио­нальной катастрофы. В XX веке диктатура пролетариата в СССР привела к деспотиз­му власти и трагедии миллионов людей.

С 27. Кардинал Ришелье (1585-1642) - всесильный пер­вый министр Франции, является автором небольшого трактата - «Политическое завещание». В нем он поды­тоживает свой опыт в управлении делами государства и, в частности, приходит к таким выводам:

«Все политики согласны с тем, что если бы народ слишком благоденствовал, его нельзя было бы удержать в границах его обязанностей.

Разум не позволяет освободить его от каких бы то ни было тягот, ибо, теряя в таком случае знак своего подчи­нения, народ забыл бы о своей участи и, будучи освобож­ден от податей, вообразил бы, что он свободен и от повин­ностей...

Я знаю, кроме того, что многие государи потеряли свои государства и своих подданных потому, что они не держали войск, необходимых для их сохранения, из боязни излишне обременить налогами своих подданных и что некоторые подданные попали в рабство к врагам по­тому, что излишне желали свободы под властью их при­рожденного монарха».

Согласны ли вы с точкой зрения кардинала Ришелье на проблему управления государством? Свой ответ аргу­ментируйте. Может ли государство, управляемое так, как советует Ришелье, выполнять все свои функции? Свое мнение обоснуйте.

ОТВЕТ:

Ришелье яро отстаивает тоталитарный режим, как эффективный способ манипуляции населением, способ мобилизации при решении государственных проблем, источник пополнения казны. Форму правления, которую отстаивает Ришелье – абсолютная монархия. Данная форма правления имеет свою многовековую историю, но не способна выполнить такие функции государства как: социальную –защиту интересов всех слоев населения; правовую – законы ориентируются только на правящий класс; внешнеполитическую – преследуются цели на международной арене правящего класса.

С 27. В стра­не Z су­ще­ству­ет един­ствен­ная по­ли­ти­че­ская пар­тия, ко­то­рую на­зы­ва­ют «го­су­дар­ствен­ной», ибо она дей­ству­ет как ин­стру­мент для все­о­хва­ты­ва­ю­ще­го кон­тро­ля вла­сти над об­ще­ством, по­ве­де­ни­ем граж­дан. К ка­ко­му типу от­но­сит­ся по­ли­ти­че­ская си­сте­ма стра­ны Z? При­ве­ди­те два ар­гу­мен­та в обос­но­ва­ние сво­е­го от­ве­та.

Ответ:

тип по­ли­ти­че­ской си­сте­мы - то­та­ли­тар­ная.

ар­гу­мен­ты:

В стра­не дей­ству­ет толь­ко одна по­ли­ти­че­ская пар­тия;

Пар­тия кон­тро­ли­ру­ет го­су­дар­ствен­ную власть:

Го­су­дар­ство кон­тро­ли­ру­ет все сферы об­ще­ства.

Формы правления

С 26. Проиллюстрируйте тремя примерами отличия в системе управления парламентской и президентской республик.

Ответ:

В президентской республике президент получает полномочия непосредственно от избирателей, в парламентской республике президент обычно избирается законодательным собранием;

В президентской республике членов правительства назначат президент, в парламентской – лидер партии парламентского большинства;

В президентских республиках президент свободен в выборе кандидатур на правительственные посты, в парламентских республиках назначение в правительство получают только депутаты партии, располагающей большинством мест в законодательном собрании.

С 27. Французский просветитель XVIII в. Ш. Монтескье положительно оценивал республику и монархию, противопоставляя их деспотии. Одновременно мыслитель не закрывал глаза на пороки данных форм правления. Укажите, какие положительные и какие отрицательные черты содержат монархическая и республиканская формы правления?

Ответ:

В качестве положительных черт монархической формы правления могут быть указаны: стабильность, уважение к власти; в качестве отрицательных – концентрация власти в одних руках; отсутствие общественного контроля над властью.

В качестве положительных черт республиканской формы правления могут быть указаны: наличие общественного контроля за властью, разделение властей; в качестве отрицательных – столкновение интересов социальных групп, порождающие конфликты.

С 27. Статья № 47 Основных государственных законов Российской империи (1906г) гласила: «Российская империя управляется на твердом основании законов, уставов и учреждений, от смодержавной власти исходящих». Какая форма правления закреплена в приведенном фрагменте законов? Приведите два характерных признака этой формы правления.

Ответ:

Форма правления, в приведенном фрагменте законов: абсолютная (неограниченная) монархия.

Признаки:

ü верховная власть не ограничена законом;

ü Верховная власть сама является источником закона;

ü Монарх обладает всей полнотой как законодательной, так и распределительной и судебной власти.

Власть

С 27. Эффективность воздействия власти на общество определяется не степенью принуждения, а уровнем легитимности режима. Сформулируйте три причины убеждения граждан в правомерности власти принимать решения, которые граждане должны выполнять.

ОТВЕТ:

  1. решения, которые граждане должны выполнять, формируются через соответствие этих решений ценностям, которые разделяет большинство общества;
  2. убеждённость в необходимости выполнять решения зависит от политического режима в государстве (для авторитарных и тоталитарных режимов проблема легитимности не является актуальной);
  3. признание власти гражданами основывается на традиционной легитимации, граждане привыкают к методам власти и содержанию её деятельности на протяжении длительного времени.

Идеологии

С 5. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «политическая идеология»? Привлекая знания обществоведческого курса, составь­те два предложения, содержащие информацию о политической идеологии .

Ответ:

Политическая идеология - это определенная сово­купность взглядов и идей, отражающих понимание вла­сти, государственного устройства, способов управления обществом»;

- «Основными политическими идеологиями выступают кон­серватизм, либерализм, социал-демократия и коммунизм».

- «В политической идеологии отображены интересы опреде­ленных групп населения».

С 6. Американский ученый Ф. Фукуяма в работе «Конец истории» (1992 г.) выдвинул тезис о том, что история человечества окончилась триумфом либеральной демократии и рыночной экономики в плане­тарном масштабе: «У либерализма не осталось никаких жизнеспособ­ных альтернатив». Выразите свое отношение к данному тезису и обос­нуйте его тремя аргументами с опорой на факты общественной жиз­ни и знания обществоведческого курса.

Ответ:

2) три аргумента: - в современном мире сосуществуют как общества с рыноч­ной экономикой, так и общества с традиционной и смешан­ной экономическими системами; - применимость модели либеральной демократии в конкрет­ной стране ограничивается, например, менталитетом нации; - в современном мире существуют как общества, основан­ные на ценностях либеральной демократии, так и авторитарные, тоталитарные общества.

С6. Раскройте на трех примерах особенности правления партии консервативного толка.

Ответ:

Ø Консервативное правительство стремится сохранить существующее положение в политической сфере

(форму гос. правления, административный аппарат, судебную систему, существующие полит. партии);

Ø консервативная власть часто ограничивает свободу действий политиков-реформаторов;

Ø сужается свобода низовых структур путем передачи части их функций вышестоящим органам власти.

С7. Оплотом и визитной карточкой этого идеологического течения является Великобритания с её бережным отношением к традициям, чопорностью и джентльменством, согласно которым каждый «лорд Баскервиль и слуга Беримор» - в первую очередь представители своих фамилий, веками живущих под крышей одного дома. О каком идеологическом течении идёт речь? Укажите четыре признака, по которым вы это определили.

Ответ:

Речь идет об идеологическом течении консерватизма. В качестве признаков консерватизма могут быть указаны: бережное отношение к традициям (традиционализм), чопорность и джентльменство (аристократизм), веками живущие под крышей одного дома (преемственность), «лорд Баскервиль и слуга Беримор» (иерархичность)

С 7. Сущность какого идеологического направления раскрывает следующее утверждение: «Человек – единственное существо Вселенной, способное осознавать свою свободу, поэтому только он может её измерить и оценить»? Свою точку зрения аргументируйте. Приведите четыре характерные черты данного идеологического направления.

Ответ:

Приведенное утверждение раскрывает сущность либерализма, поскольку корень его воззрений заложен в представлениях о самодостаточности личности, естественно присущей ей свободе как качеству бытия. Свобода в рамках либеральной идеи – категория безусловная, являющаяся исходной ценностью сама по себе. В качестве характерных черт данного идеологического направления могут быть приведены: приверженность парламентскому строю; негативное отношение к разросшимся экономическим и социальным функциям государства; необходимость разделения властей, политический плюрализм и верховенство закона; обеспечение основных политических прав и свобод граждан, уважение достоинства человеческой личности; компромисс, консенсус в решении важнейших политических проблем и др.

Партии.

В государстве Z была зарегистрирована новая политическая партия. Она имеет центральный офис и региональные отделения. Партия выступает за сохранение традиционных ценностей, отстаивает необходимость приспособления любых изменений в обществе к традиционным институтам. Политическая партия во время выборов набрала необходимое количество голосов и получила места в парламенте.

Определите тип политической партии в зависимости от её идеологической принадлежности. Приведите факт, который позволил Вам сделать такой вывод. Назовите любые два других типа партий, выделяемых по данному критерию, и кратко охарактеризуйте один любой из них.

ОТВЕТ:

1) тип - консервативная:

2) Факт - партия выступает за сохранение традиционных ценностей, отстаивает необходимость приспособления любых изменений в обществе к традиционным институтам;

3) другие типы партий:

Либеральные (провозглашают священность и неотчуждаемость естественных прав личности,их приоритет над интересами общества и государства);

Социалистические (выступают за функционирование государства и общества в интересах наёмных работников; реализацию принципов свободы, равноправия, социальной справедливости);

Коммунистические (провозглашают общественную собственность на средства производства; ликвидацию всех форм социального неравенства) и др.

С 27. Познакомитесь с описанием партии: «партия возникла в процессе эволюции с середины XIX в. из парламентской группы. Она немногочисленна по своему составу, в который входят профессиональные политики». О каком виде партии идет речь? Приведите не менее трех характерных черт (в дополнение к указанным) данной партии? Какая партия является антиподом рассматриваемому виду?

Ответ:

Речь идет о кадровой партии.

Черты данной партии: имеет свободное членство; функционирует исключительно для целей избирательных компаний; отсутствует процедура вступления в партию; не является централизованной; опирается на финансовую поддержку привилегированных слоев общества.

Антиподом рассматриваемому виду является массовая партия.

С 25. Назовите основные особенности политической систе­мы современного российского общества.

Ответ:

В качестве основных особенностей поли­тической системы современного россий­ского общества могут быть названы: Рос­сийская Федерация - демократическое федеративное правовое государство с рес­публиканской формой правления; наличие трех ветвей власти; наличие у Президента РФ большого количества полномочий; на­чальный этап формирования гражданско­го общества и становления партий; недоста­точно высокая политическая активность граждан и др.

С 26. Политические партии играют важную роль в общественной жизни демократического общества. Назовите любые три функции политической партии в политической системе общества и проиллюстрируйте каждую из них конкретным примером .

Ответ:

1)выражение властно значимых интересов отдельных социальных групп (парламентская фракция политической партии представляет интересы среднего класса, деятельность среднего и малого бизнеса, и налоговых льгот для этих видов бизнеса);

2)разработка политических программ (политическая партия представила свою программу развития институтов гражданского общества);

3)политическая социализация граждан и привлечение их к участию в политической жизни (политическая партия провела серию массовых митингов в поддержку демократических реформ, привлекая молодеежь к участию в них приглашением известных поп-исполнителей).

С 27. Раскройте на примере(-ах) общественной жизни современной России любые три функции политических партий в политической системе общества.

Ответ:

1) политические партии современной России проводят активные кампании по выборам Президента, депутатов Государственной Думы, в результате чего по итогам подсчета голосов формируются партийные фракции (это является примером воплощения притязаний политических партий на власть);

2) лидеры политических партий через СМИ регулярно обращаются к потенциальным избирателям, проводят встречи с населением, разъясняя свои подходы к решению насущных социальных проблем (мобилизуют определенный сектор электората);

3) участвуя в деятельности партий, граждане выражают свое отношение к существующему политическому строю, проводимой государством политике (партии осуществляют посредническую функцию);

4) многие партии создают молодежные организации, пополняя ряды своих сторонников, приобщая молодежь к политике (осуществляют политическую социализацию молодежи).

Выборы

С 26. Во многих государствах введен возрастной ценз для осуществления гражданином права избирать и быть избранным в органы государственной власти. Соответствует ли этот ценз ценностям демократического общества? Приведите три обоснования своего мнения.

Ответ:

1. возрастной ценз не противоречит ценностями демократического общества;

2. :-возрастной ценз распространяется на всех граждан соответствующего возраста, т.е, принцип равноправия не нарушается;

Возрастной ценз не исключает других возможностей подростков и молодежи участвовать в политической жизни общества;

Возрастной ценз не нарушает принципа периодической выборности органов государственной власти;

Возрастной ценз целесообразен в силу сроков политической социализации подростков и молодежи.

С26. Назовите три способа политического участия граждан и проиллюстрируйте каждый из них конкретным примером

Ответ:

1. Участие в выборах (пример: гражданин может участвовать в выборах в качестве избирателя, используя свое активное избирательное право, гражданин может избираться в органы власти, на выборные должности в качестве кандидата);

2. обращение с предложениями в органы власти (пример: гражданин может принять участие в обсуждении новых законодательных инициатив, направив свои предложения парламентариям, может обратиться с письмом или предложением в правительство);

3. членство в политических организациях (пример: гражданин может быть членом политической партии, может входить в общественные движения или политические клубы)

С26. Известно, что многие демократические страны столкнулись с проблемой низкой явки избирателей на выбор. Некоторые страны вводят специальные санкции (например: штрафы) в отношении таких избирателей, другие считают явку на выборы правом избирателя, которым он может и не пользоваться. Предположите, какими могут быть причины низкой явки избирателей на выборы? Назовите три причины.

Ответ:

1)Низкая активность может быть связана с политической стабильностью.

2)Избиратели утратили веру в демократические институты, не доверяют властям.

3)Люди заняты частной жизнью и бизнесом, нет интереса к политике.

4) Кризисные явления в обществе, неспособность властей найти выход, неверие в перемены к лучшему.

С 7. Общество и государство заинтересованы в активности индивида, которая «является важным условием развития демократического общества». Опираясь на знание обществоведческого курса и свой жизненный опыт, приведите три аргумента, подтверждающих правоту автора .

Ответ:

1)важным условием развития демократии являются выборы в органы власти. От активного участия граждан в избирательном процессе зависит то, насколько полно избранные депутаты будут отражать интересы общества;

2)активность граждан, их участие в общественных объединениях позволяют создать контроль за властью, уберечь общество от личного своеволия, деспотизма политиков, пришедших во власти;

3)активность граждан есть условие, обеспечивающее самостоятельность в вопросах местного самоуправления.

С27. На выборах депутатов в представительный орган власти в одном из избирательных округов велась борьба между тремя кандидатами. Один из них набрал 42% голосов избирателей и стал победителем. По какой избирательной системе осуществлялись выборы? Приведи­те два аргумента .

Ответ:

1) выборы осуществлялись по мажоритарной системе относи­тельного большинства ;

2) два аргумента: 1) выборы по избирательным округам относятся к мажори­тарной избирательной системе;

2) при мажоритарной системе относительного большинства победу может одержать кандидат, завоевавший менее половины голосов избирателей, но больше, чем каждый из его со­перников. Могут быть приведены другие аргументы.

С 27. Ваш знакомый баллотируется по одномандатному округу в депутаты Государственной Думы. За него проголосовало 48% избирателей данного избирательного округа, а его конкуренты получили соответственно 31% и 21% голосов. Можете ли вы поздравить своего знакомого с избранием? Приведите два аргумента .

Ответ:

1) Дан правильный ответ: указано, что кандидат победил на выборах, т.е. его можно поздравить с избранием;

2) приведены следующие аргументы:

Сказано, что победил в одномандатном округе;

Выборы осуществлялись по мажоритарной системе, системе относительного большинства.

С 27. В государстве Н. представительные органы власти создаются в соответствии с правилом: «Победитель получает все». Для избрания кандидату требуется набрать абсолютное большинство поданных по округу голосов избирателей. К какому типу можно отнести избирательную систему государства Н.? По какому признаку вы это определили? Назовите достоинства и недостатки избирательной системы данного типа.

Ответ:

Тип избирательной системы государства Н.: мажоритарная система (абсолютного большинства).

Отличительный признак при мажоритарной системе (один депутат – один округ) победителем на выборах считается тот, кто завоевал 50% + 1 голос.

С 27. В ходе кампании по выборам главы областной администрации один из кандидатов, зарегистрированный избирательной комиссией, был снят с предвыборной гонки. Суд оставил решение Избиркома в силе. Какими законными основаниями могла руководствоваться Избирательная комиссия при отстранении кандидата? Укажите три основания

Ответ:

1) избирком выяснил в ходе проверки, что кандидат представил фальсифицированные списки с подписями

2) кандидат мог неверно указать сведения о своих доходах и имуществе

3) кандидат мог нарушить выборное законодательство во время проведения своей избирательной кампании, использовать недозволенные средства, административный ресурс

С 27. В день выборов депутатов Государственной думы у избирательных участков производилась раздача листовок в пользу одного из кандидатов. Как вы оцениваете приведённый пример с точки зрения российского законодательства о выборах? По каким правилам (укажите три) должна вестись предвыборная кампания кандидатов в депутаты?

Ответ

1) дана оценка, например: подобный факт противоречит нормам избирательного права, за день до выборов агитация за кандидата должна быть прекращена, любое давление на выбор избирателя в день выборов противозаконно;

2) приведены правила, например:

Все кандидаты должны иметь равные условия доступа к средствам массовой информации;

Одинаковое время в эфире для своих предвыборных выступлений,

Средства на избирательную кампанию должны поступать в специальный фонд, расходование их должно быть прозрачно для общества и власти.

С 27. В области прошли выборы главы администрации. Во втором туре около трети голосов принявших участие в голосовании избирателей было подано против обоих кандидатов. Назовите любые три причины протестного голосования в этой области.

Ответ:

1) положение в данной области, вероятно, тяжелое, и люди не доверяют властям;

2) многие люди не нашли в программах обоих кандидатов тех позиций, которые бы их заинтересовали;

3) кандидаты не учли интересы избирателей;

4) люди не верят в возможность позитивных изменений в обществе.

С 7. Страна Н. – демократическое государство с динамично развивающейся рыночной экономикой и высоким уровнем жизни большинства граждан. Однако, с каждым годом в стране Н. растет число граждан, уклоняющихся от участия в выборах разных уровней. Укажите три возможные причины уклонения граждан этой страны от исполнения своего гражданского долга в качестве избирателя.

Ответ:

1) люди привыкли к стабильной и богатой жизни и не видят различий между политическими лидерами и партиями, которые находятся у власти;

2) у людей этой страны преобладает частный интерес, они поглощены своей частной жизнью и не интересуются

общественными проблемами, в том числе и политической борьбой;

3) на политической арене данной страны нет ярких политических личностей, которые могли бы привлечь к себе интересы граждан, повысить их включенность в политическую жизнь;

видят тех сил на политической арене, которые помогут им улучшить свое положение.

Одеваться, двигаться. Поясните можно ли назвать подобных лидеров «открытыми, публичными политиками»? Приведите одно объяснение того, как рядовой гражданин, избиратель может распознать истинный облик политика, чтобы убедиться в правильности своего выбора?

С 27. В современной политологии СМИ характеризуют такими пышными титулами, как «великий арбитр», «четвертая ветвь власти» (наряду с законодательной, исполнительной и судебной) и т. д. Вера во всемогущество телевидения настолько велика, что иные политические деятели считают: тот, кто контролирует телевидение, контролирует всю страну. Чем обусловлено превращение СМИ в один из важнейших инструментов реализации политического процесса? Приведите четыре со

Под термином «политика» принять понимать руководство, помогающее принимать решения и осуществлять действия, облегчающие путь к достижению намеченной цели. При этом у лиц, осуществляющих ее, остается неограниченная свобода действий.

Сущность политики

Философ Платон первым определил суть политического искусства. Он рассматривал его как навык составлять из индивидуальностей единое государственное целое.

Сущность политики заключается в формировании сферы общих интересов и социального блага. Она реализует интегративную функцию и выступает в роли искусства приведения интересов различных групп к единому целому.

Практикующие политики занимаются поиском временных решений, но это не значит, что данная сфера деятельности не берет в учет вечные законы науки и философии - они также значимы. Именно базовые модели и понятия служат границей, за которые дипломатические решения не должны выходить, вписываясь в моральные принципы. Высшая сущность политики заключается в реализации смысла человеческой жизни.

Функции в государстве и обществе

Роль и значение политики в качестве социального института обуславливается обязанностями, выполняемыми в общественной среде. Функции политики и их количество зависят от условий развития конкретного общества.

В идеале социум – это сбалансированная система, согласованная внутри, которая соединяет различные сферы человеческой жизни. Каждая отрасль помогает индивидууму реализовать его потребности с использованием специфических для нее методов. Но очень часто члены переходных или традиционных обществ незрелость некоторых отраслей компенсируют большим влиянием политики. В таких ситуациях она начинает выполнять не свои функции и постепенно вмешивается во все сферы гражданской жизнедеятельности. А это провоцирует резкое уменьшение шансов для индивидуумов на самореализацию личности.

Социум, которые развивается с использованием политико-идеологических методов, несколько ограничен в развивающих ресурсах, но все же имеет шансы достичь больших успехов. Такие общества, как правило, идут не от развития внутренней мотивации - взамен они используют внешнюю, то есть насилие и страх. Ниже рассмотрим, какие существуют функции государственной политики.

Ключевое предназначение политики

Современное общество формирует основные функции политики, без которых оно просто не может нормально развиваться.

Рассмотрим их перечень:

  1. Функция обеспечения эффективности деятельности и мобилизации. Формулируя цели, имеющие большое значение, политика реализует их, создавая усовершенствованный механизм мотивации. Также она предоставляет человеку эффективный способ удовлетворить социальные потребности и даже поменять социальный статус.
  2. Функция обеспечения стабильности социума и его целостности. Реализуется благодаря способности политики определять ориентиры проектов будущего, их социальную направленность и обеспечивать необходимыми ресурсами.
  3. Регулятивная и управленческая функции политики. Благодаря выражению значимых интересов и потребностей небольших скоплений людей в обществе удается обеспечить взаимодействие этих сфер жизнедеятельности, влияя на них через принятия решений политической направленности. Именно воздействие на прямые интересы социальных групп помогает политике регулировать и управлять процессами в обществе через насилие и принуждение.
  4. Функция политической социализации. Включение личности в социальные отношения предоставляет шанс реализовать индивидуальные либо групповые интересы. Со временем индивидуум накапливает опыт и навыки преобразования, которые помогают эффективно выполнять необходимую роль.
  5. Гуманитарная функция. Используется для обеспечения свобод и прав индивидуумов, организованности, мира между гражданами.
  6. Функция рационализации. Заключается в выработке политикой общих механизмов и правил для реализации интересов - как индивидуальных, так и общественных.

Вышеописанные функции политики помогают рационализировать конфликтные ситуации и улаживать их цивилизованным путем.

Заключение

Политика – это явление, которое может иметь в своем потенциале явные и латентные функции, способные видоизменяться в зависимости от взаимодействующих субъектов деятельности.

Значение и роль политики как социального института обусловлены функциями, которые она выполняет в обществе. Количество функций может быть различным. Чем многочисленнее функции политики в конкретном обществе, тем менее развито общество.

Но в любом обществе политика выполняет ряд наиболее значимых функций, без которых оно не может нормально развиваться.

1. Функция обеспечения целостности и стабильности общества . Политика информирована о тенденциях общественного прогресса. В русле этих тенденций она формулирует общие цели; разрабатывает проекты на будущее; определяет социальные ориентиры; изыскивает для их осуществления необходимые ресурсы.

2. Управленческая и регулятивная функции политики . Путем принятия политических решений оказывается воздействие на интересы социальных групп. И таким образом политика управляет социальными процессами и регулирует их, используя при этом социальное принуждение и насилие.

3. Функция рационализации . Представляя групповые и индивидуальные интересы, политика вырабатывает общие правила их представительства и реализации. Тем самым политика предотвращает конфликты или же регулирует и цивилизованно их разрешает.

4. Функция политической социализации . Политика включает личность в социальные отношения, передает ей опыт и навыки деятельности. Через политику человек приобретает качества, необходимые ему для реалистического восприятия действительности, а в случае необходимости – и для ее преобразования.

5. Гуманитарная функция. Выражается в создании гарантий прав и свобод личности, обеспечении общественного порядка.

Успешное выполнение политикой всех этих функций гарантирует преемственность и поступательность в развитии общества.

4.3. Взаимосвязь политики с экономикой, моралью, правом, религией

Границы политики в обществе есть, но они всегда подвижны. На протяжении человеческой истории они то расширялись, (причем до такой степени, что иногда политика охватывала все общество), то сужались.

Почти любая общественная проблема может стать политической в том случае, если, по мнению политических лидеров она затрагивает интересы всего общества и требует обязательных для всех граждан решений. Она распространяется на многие экономические, культурные и другие общественные явления, причем порою, казалось бы, даже на сугубо личные интимные области. Так, например, в начале 90-х годов в Польше, ФРГ и некоторых других странах острые политические дискуссии и противостояние вызвал вопрос по поводу запрета абортов.

Наряду с политикой механизмами регулирования общественной жизни являются экономика, мораль, право, религия.

Особо тесно политика переплетается с экономикой.



Взаимодействие политики и экономики играет решающую роль в развитии общества.

Политическая деятельность в конечном счете определяется характером и направленностью развития экономических отношений, оказывая в свою очередь активное воздействие на экономике.

Политическая власть имеет фундаментальный характер и может контролировать экономическую мощь. Благодаря ей можно:

· разработать различные экономические программы (приоритетного развития отдельных регионов или отраслей и т.п.);

· создать законы, предоставляющие льготы отдельным социальным группам, предприятиям или регионам и т.п.;

· застраховать рабочих на случай потери трудоспособности, безработицы, старости и т.д.

Политика может прямо или косвенно воздействовать на рынок, систему ценообразования. В то же время действие объективных экономических законов заставляет политиков разрабатывать научно-обоснованные программы экономического развития.

Таким образом, политика и экономика находятся в диалектическом единстве.

Политическая деятельность определяется характером и направленностью экономических отношений. Экономика под воздействием политических решений развивается более эффективно или находится в состоянии упадка.

Наряду с политикой механизмом регуляции общественной жизни выступает и мораль. Мораль и политика имеют и сходные черты, и отличия. Обе эти сферы вырастают из единого источника – противоречия между индивидуальностью и уникальностью человека – с одной стороны, и его коллективной природой, "обреченностью" жить в обществе, невозможностью быть счастливым и даже просто существовать, быть человеком без других людей – со стороны другой.

Рост разнообразных потребностей, опережающий возможности их удовлетворения, порождает у человека целый ряд искушений – получать блага за счет других людей и природы, создавая тем самым угрозу как отдельным личностям, так и всему обществу.

Мораль удерживает человека от опасных для него искушений. На заре цивилизации небольшие человеческие коллективы (род, племя) могли обойтись без политики, регулируя взаимодействия людей и обеспечивая общественный порядок с помощью обычаев, традиций, а также таких институтов контроля как семья и община.

С возникновением сложных социальных общностей традиционные нравственные формы регулирования поведения людей оказались недостаточными. Развитие производства, обострение социальных конфликтов, усложнение общества – все это привело к возникновению политики как особого института и вида деятельности, регулирующего поведение людей с помощью специального аппарата ограничения и принуждения.

Таким образом, главные общественные функции политики и морали совпадают: политика, как и мораль, имеет основание претендовать на защиту общего блага и социальной справедливости (хотя очень часто она далека от выполнения этих гуманных задач).

Политика возникает вследствие регулятивной недостаточности морали, но имеет и принципиальные отличия от морали.

Различия между моралью и политикой:

1. Конфликтность политики . Политика представляет собой деятельность, направленную на разрешение групповых социальных конфликтов, затрагивающих все общество и требующих применения власти.

Мораль характеризует повседневные индивидуальные отношения между людьми, частным случаем которых являются конфликты, обычно не достигающие политической остроты. Политика опирается на силу, мораль осуждает насилие и опирается главным образом на "санкции совести".

2. Нормы морали устанавливаются традициями, общественным мнением. Они носят характер идеалов. Их нарушение , как правило, не влечет за собой наказания .

Отступление от морали – общераспространенное явление. "Кто из вас без греха, первый брось в нее камень!" – обратился Христос к толпе, пытавшейся строго судить блудницу, и никто из людей не поднял руку, не считая себя безгрешным.

Требования политики конкретны и обычно облечены в форму законов, нарушение которых влечет за собой реальные наказания.

3. Мораль всегда индивидуальна , ее субъект и ответчик – отдельный человек, делающий свой нравственный выбор.

Политика носит групповой, коллективный характер. В ней человек выступает как часть или представитель класса, партии, нации и т.д. Его личная ответственность как бы растворяется в коллективных решениях и действиях.

Политика неотделима от права , нормы которого регулируют политические отношения. Правовые нормы как бы устанавливают правила "политической игры". Основная правовая норма – это Конституция, где четко выписаны основные политические роли.

Само же право является порождением существующей в том или ином обществе культуры, религии, традиций, интересов правящей элиты, влияния мирового общества и т.д. Нормы права утверждает законодательная власть, т.е. политики.

Политика и право оказывают противоречивое влияние друг на друга. Так, право сужает поле политики, накладывая ограничения на деятельность политических субъектов: запрещает партии, ориентированные на антиконституционные способы захвата власти; ограничивает или запрещает деятельность экстремальных организаций, определяет границы власти и процедуры ее осуществления, определяет условия проведения акций протеста и т.д. В свою очередь, политика и политическая активность стимулируют изменения законодательства и правовых норм, вступающих в противоречие с тенденциями общественного развития, правящие круги стремятся активно использовать право для борьбы с политическими противниками.

Регулятором общественной жизни наряду с политикой выступает и религия. Взаимодействие политики и религии обусловлено общностью многих сторон их существования и функционирования. Политика и религия имеют дело с большими массами людей; направлены на все общество, все социальные общности.

Различия между политикой и религией проявляются, прежде всего, в следующем:

· политика, как правило, наиболее близка к экономическому базису; религия наиболее отдалена от материальной жизни;

· политика явление классовое и в каждой ситуации отражает интересы определенной социальной общности; религия – явление общечеловеческое, но в тех или иных социальных условиях может выражать интересы различных социальных общностей, на вооружении которых она находится;

· в отличие от религии, политика занимает доминирующее место в общественной структуре. От политики зависит положение религии и церкви в обществе, возможности осуществления ею своей роли как формы общественного сознания. Религия, в зависимости от исторических условий, отвлекает верующих от борьбы за улучшение жизни либо активизирует их в такой борьбе, т.е. играет прогрессивную или негативную роль, опираясь на свои социальные принципы и нравственные нормы.

Современная социально-политическая жизнь свидетельствует о параллельном существовании двух процессов:

1) религизации политики;

2) политизации религии.

Религизация политики означает следующее:

· политика учитывает состояние религиозности в обществе и отношение к религии разных общественных групп;

· религиозность все чаще используется для достижения политических целей;

· церковь использует государственные средства массовой информации для пропаганды своего вероучения;

· государственные и партийные лидеры налаживают общение с церковными деятелями, заручаются их поддержкой;

· создаются возможности для религиозного воспитания в учебных и воспитательных учреждениях.

Политизация религии состоит в следующем:

· служители культа, религиозных организаций включаются в политическую деятельность;

· отдельные политические партии и религиозные организации включаются в политическую деятельность;

· церковь привлекается к урегулированию политических и общественных конфликтов.

Таким образом, политика – это явление, не изолированное от других сторон жизни общества. Она теснейшим образом связана с различными сферами общественной деятельности. Политика, испытывая влияние экономики, морали, права, религии и других сторон жизнедеятельности общества, сама, в свою очередь, оказывает на них определенное воздействие, обретая при этом новые свойства и качества.

Вопросы и задания

1. Каковы причины возникновения политики как самостоятельной сферы жизнедеятельности человека и общества?

2. Дайте общую характеристику мира политического.

3. Какова структура политики?

4. Назовите уровни политики. Какой из них занимает центральное место и характеризует суть политики?

5. Какие функции выполняет политика в обществе?

6. В чем суть диалектического единства политики и экономики?

7. Что общего и в чем различия между политикой и моралью?

8. Чем обусловлено взаимодействие политики и религии?

Литература

1. Лузан А.О. Політика і суспільство // Політологічні читання. – 1993. – № 1.

2. Піча В.М., Хома Н.М. Політологія. – К., 2001.

3. Політологія. / За ред.. О.В. Бабкіної, В.П. Горбатенка. – К., 2001.

4. Рябов С. Політика як соціальне явище // Політологічні читання. – 1994. – № 2.

5. Соловьев А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии. – М., 2000.

6. Шматко Н.А. Феномен публичной политики // Социс. – 2001. – № 3.

Тема 5. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ

1. Определение власти и особенности политической власти.

2. Структура политической власти.

З. Проблемы легитимности власти.