Что такое исторический источник? Что такое исторические источники: примеры и виды источников Что обозначает понятие исторический источник

Книгу читал в электронном виде на киндле. Думаю, у вас не составит труда её скачать. Это уже третий роман Айн Рэнд, которую посчастливилось прочесть. До этого была книга “Мы живые” и легендарный роман “Атлант расправил плечи”. Так же как и “Атлант…” “Источник” – это длинный довольно сложный но весьма увлекательный роман. В нём две главные темы – индивидуализм, который показан как альтернатива коллективизму начала XX века, и значение архитектуры для нашего с вами мира. Роман написан хорошим языком и весьма интересен будет всем взрослым людям, которые ценят качественную литературу.

Роман начинается с того, что весной 1922 года студента-архитектора Говарда Рорка исключают из Стентонского технологического института за отказ придерживаться традиций и общепринятых методов в проектировании зданий. Он едет в Нью-Йорк и поступает на работу в бюро Генри Камерона, известного в прошлом архитектора, чьим творчеством Рорк восхищается, и чье нежелание пойти на поводу у вкусов публики стоило ему карьеры.

Однокурсник и приятель Рорка Питер Китинг успешно оканчивает институт, тоже приезжает в Нью-Йорк и устраивается на работу в престижную архитектурную фирму Франкона и Хейера. Карьера Китинга успешно развивается благодаря его умению льстить, угождать и удовлетворять клиентов, которые в свою очередь стремятся произвести впечатление на публику. Что касается воплощения замыслов, то за помощью Китингу приходится обращаться к Рорку.

Карьера Рорка складывается непросто: после закрытия бюро Генри Камерона он работает в нескольких компаниях (в том числе и у Китинга). В итоге из-за нежелания идти на компромисс и поступаться своими идеями, идя на поводу у желаний клиентов, Говард Рорк устраивается на работу каменотесом в гранитный карьер. Здесь он случайно знакомится с Доминик, красивой, темпераментной дочерью владельца карьера Гая Франкона. Возникает взаимное влечение, но отношения развиваются непросто - как столкновение двух сильных характеров, завершившееся грубым сексуальным актом. Вскоре после этого события Рорк возвращается в Нью-Йорк для работы на нового клиента, оставляя Доминик, которая так и не узнала имени своего возлюбленного.

Эллсворт Тухи - влиятельный автор популярной колонки об архитектуре в нью-йоркской газете «Знамя», решает уничтожить Говарда Рорка с помощью клеветнической кампании. Он убеждает бизнесмена Хоптона Стоддарда поручить Рорку строительство храма человеческого духа. Получив полную творческую свободу, Рорк создает необычное здание, одним из элементов которого стала обнаженная женская мраморная фигура (в качестве модели скульптору позировала Доминик Франкон). Храм так и не был открыт, а Тухи убедил заказчика подать на Рорка в суд, обвинив его в некомпетентности и мошенничестве. На процессе известные архитекторы (включая Китинга) свидетельствовали, что стиль Рорка не соответствует общепринятому и противозаконен. Доминик защищает Рорка, но он проигрывает дело и снова теряет свой бизнес.

Поняв после суда, что не может жить, разрываясь между существующим миром и Рорком, Доминик делает предложение Китингу, и они скоропалительно женятся. Доминик посвящает себя делам мужа, ради карьеры которого, в частности, соглашается переспать с Гейлом Винандом, владельцем и главным редактором «Знамени». Винанд влюбляется в Доминик и делает ей предложение. Они женятся. Китингу в качестве отступного достается крупный заказ, исполнение которого он передает своим коллегам. В то же время Рорк, несмотря на все трудности, продолжает привлекать небольшой, но стабильный поток клиентов, которые способны оценить его работы.

Винанд узнает, что все здания, которые ему нравятся, спроектированы Говардом Рорком. Он поручает Рорку построить дом для себя и Доминик. Дом построен, а Рорк и Винанд становятся близкими друзьями. Винанд не подозревает о том, что связывает Рорка и его жену.

Китинг хочет получить новый выгодный заказ - государственный проект жилой застройки Кортланд. Оказалось, что архитектора найти очень сложно, так как проект предполагает постройку домов с максимально низкой арендной платой и должен стать эталоном для всей страны. Понимая, что не может справиться с этой задачей самостоятельно, Китинг обращается к Говарду Рорку. Тот соглашается - проект ему интересен как профессионалу. Рорк берется за проект, не требуя ни оплаты, ни известности. Его условие - анонимность и возможность, как обычно, воплотить замысел без изменений - здания должны быть построены в точности по его проекту.

Разработав проект, Рорк отправляется в путешествие. Возвратившись, обнаруживает, что договоренность нарушена. Рорк идет на решительные меры: просит Доминик отвлечь ночного сторожа и взрывает построенное здание. Доминик попадает в больницу, а Рорк - под суд. Винанд в своей газете выступает в защиту Рорка. У него возникают проблемы и нужно принять решение: закрыть газету или принять требования профсоюза. Винанд сдается и публикует статью, обвиняющую Рорка. На суде Рорк произносит речь о ценности эго и потребности оставаться верным себе самому. Вердикт присяжных: «Невиновен». Рорк женится на Доминик. Винанд закрывает «Знамя» и просит Рорка спроектировать для него небоскреб: «Воздвигни его как памятник той духовной силе, которая есть у тебя… и которая могла быть у меня». Финал: Доминик, теперь миссис Рорк, и Говард Рорк встречаются на крыше этого здания.

Цитаты из романа “Источник”

Все на свете взаимосвязано. Нити от одного идут к чему-то другому. И мы все окружены этой сетью, она ждет нас, и любое наше желание затягивает нас в нее. Тебе чего-то хочется, и это что-то дорого для тебя. Но ты не знаешь, кто пытается вырвать самое дорогое у тебя из рук. Знать это невозможно, все может быть очень запутанно, очень далеко от тебя. Но ведь кто-то пытается сделать это, и ты начинаешь бояться всех. Ты начинаешь раболепствовать, пресмыкаться, клянчить, соглашаться - лишь бы тебе позволили сохранить самое дорогое. И только посмотри, с кем тогда придется соглашаться!

Так и есть…

Но я рад, что вам это безразлично, потому что предпочитаю не придерживаться определенного маршрута. Это судно служит не для прибытия куда-то, а наоборот, для ухода откуда-то. Я делаю стоянку в порту лишь для того, чтобы почувствовать еще большую радость ухода. Я всегда думал: вот еще одно место, которое не может удержать меня.
- Я привыкла путешествовать. И всегда испытывала те же чувства. Мне говорили, это оттого, что я ненавижу человечество.
- Вы же не так глупы, чтобы в это поверить?
- Не знаю.
- Нет, нет, вас этот бред определенно не собьет с толку. Я имею в виду тезис, что свинья - символ любви к человечеству, ибо она приемлет все. Честно говоря, человек, который любит всех и чувствует себя дома всюду, - настоящий человеконенавистник. Он ничего не ждет от людей, и никакое проявление порочности его не оскорбляет.

И про мыслящих людей:

Каждая этическая система, проповедующая жертвенность, вырастала в мировую и властвовала над миллионами людей. Конечно, следует подобрать соответствующую приправу. Надо говорить людям, что они достигнут высшего счастья, отказываясь от всего, что приносит радость. Не стоит выражаться ясно и определенно. Надо использовать слова с нечетким значением: всеобщая гармония, вечный дух, божественное предназначение, нирвана, рай, расовое превосходство, диктатура пролетариата. Разлагай изнутри, Питер. Это самый старый метод. Этот фарс продолжается столетиями, а люди все еще попадаются на удочку. Хотя проверка может быть очень простой: послушай любого пророка и, если он говорит о жертвенности, беги. Беги, как от чумы. Надо только понять, что там, где жертвуют, всегда есть кто-то, собирающий пожертвования. Где служба, там и ищи того, кого обслуживают. Человек, вещающий о жертвенности, говорит о рабах и хозяевах. И полагает, что сам будет хозяином. А если услышишь проповедь о том, что необходимо быть счастливым, что это твое естественное право, что твоя первая обязанность - ты сам, знай: этот человек не жаждет твоей души. Этот человек ничего не хочет от тебя. Но стоит ему прийти - и ты заорешь во все горло, что он эгоистичное чудовище. Так что метод доказал свою надежность в течение многих столетий. Но ты должен был заметить кое-что. Я сказал: «Надо только понять». Понимаешь? У людей есть оружие против тебя. Разум. Поэтому ты должен удостовериться, что отнял его у них. Выдерни из-под него то, на чем он держится. Но будь осторожен. Не отрицай напрямую, не раскрывай карты. Не говори, что разум - зло, хотя некоторые делали и это, и с потрясающим успехом. Просто скажи, что разум ограничен. Что есть нечто выше разума. Что? И здесь не стоит быть слишком ясным и четким… Здесь неисчерпаемые возможности. Инстинкт, чувство, откровение, божественная интуиция, диалектический материализм. Если тебя прихватят в самых критических местах и кто-то скажет, что твое учение не имеет смысла - ты уже готов к отпору. Ты говоришь, что есть нечто выше смысла. Что тут не надо задумываться, а надо чувствовать. Верить. Приостанови разум, и игра пойдет чертовски быстро. Все будет, как ты хочешь и когда ты хочешь. Он твой. Разве можно управлять мыслящим человеком? Нам не нужны мыслящие люди.

Год издания книги: 1943

Книга Айн Рэнд «Источник» — это произведение которое принесло известность одной из величайших американских писательниц 20-го века. Только англоязычных версий этого романа продано более 7 миллионов экземпляров. Буквально сразу после выхода книга «Источник» была экранизирована. И несмотря на то, что самой Айн Рэнд экранизация не пришлась по душе, фильм получил немало восторженных отзывов.

Книги «Источник» краткое содержание

В книге Айн Рэнд «Источник» читать можно о событиях, разворачивающихся вокруг Говарда Рорка. В 1922 году его исключают из Стентонского технологического института. Причиной этого является непринятие молодым человеком норм и принятых правил проектирования зданий. В попытке отыскать работу молодой Рорк устраивается в бюро Генри Камерона, который некогда славился своей решительностью и нежеланием отвечать вкусам толпы. Но вскоре бюро этого известного архитектора закрывается и Рорк вынужден искать другую работу.

В то же время другой главный герой книги «Источник» Айн Рэнд – Питер Китинг, успешно оканчивает Стентонский институт. Он тоже приезжает в Нью-Йорк и устраиваете в престижную архитектурную фирму. Благодаря своему умению льстить и угождать клиентам он достаточно быстро растет по карьерной лестнице. В то же время для решения технических вопросов он обращается к своему сокурснику Говарду Рорку.

Тем временем главный герой романа «Источник» в поисках работы устраивается обычным каменотесом. Здесь он знакомится с дочерью хозяина гранитного карьера – Доминик. Буквально с первого взгляда между ними возникает влечение. Тем временем один влиятельный журналист уговаривает бизнесмена Хоптона Стоддарда дать Говарду интересный заказ и предоставить полную свободу творчества. Но его цель не помочь Рорку, а уничтожить его. Главный герой с энтузиазмом берется за работу и одним из основных элементов его здания становится скульптура обнаженной женщины. В качестве модели он выбрал Доминик. Но еще до ввода здания в эксплуатацию заказчик подает на Рорка в суд, за отступление от общепринятых норм строительства зданий. Все известные архитекторы в том числе и Китинг выступают в суде против Рорка, и Говард вновь теряет свой бизнес.

Далее в кратком содержании книги «Источник» вы узнаете, как Доминик решает выйти замуж за Китинга. Она активно ему помогает в развитии его карьеры и даже соглашается переспать с владельцем газеты «Знамя» — Гейлом Винандом. В итоге, как в , главная героиня становится женой бизнесмена, а Китинг довольствуется крупным заказом. Тем временем Рорк продолжает работать и именно ему Гейл решает поручить строительство их нового дома с Доминик. В процессе строительства Винандом и Рорк становятся друзьями, причем бизнесмен не знает об отношениях, связывающих архитектора с его женой.

Тем временем Китинг получает очень интересный заказ. Выполнить его он просит Рорка. Для него этот проект интересен, и он решает сделать его совершенно бесплатно, но с требованием не вносить никаких изменений. Китинг соглашается. Но пока Рорк отдыхает он вносит изменения. Главный герой романа «Источник» решает взорвать здание. Помогает ему в этом Доминик. В итоге Рорк на скамье подсудимых, а Доминик в больнице. На суде все против него и даже Винандом под гнетом обстоятельств вынужден выпустить статью против Рорка. Но пламенная речь архитектора позволяет присяжных принять его сторону. В итоге Рорк получает от Винандома заказ, который может стать венцом его карьеры. А Доминик становится мисс Рорк.

Что касается по книге Айн Рэнд «Источник» отзывов, то они преимущественно носят положительный характер. Ведь в книге все начиная от языка повествования и заканчивая сюжетом сбалансировано и подогнано до идеала. Не даром Айн Рэнд работала над этим романом более семи лет. Все главные и даже второстепенные герои прописаны на отлично, в сюжете нет ляпов и недоговорок, а действия главных героев просты и понятны. Единственным недостатком, на который указывают многие читатели, это объем произведения. Но это с какой стороны посмотреть. Ведь если верить положительным отзывам по книге «Источник» Айн Рэнд такой объем произведения позволяет растянуть его на большее количество приятных вечеров. И важно отметить, что эффекта затянутости сюжета нет и он развивается достаточно динамично и без рывков.

Роман «Источник» на сайте Топ книг

В последнее время роман Айн Рэнд «Источник» читать становится все популярнее. Это позволило книге попасть в наш . И учитывая динамику произведения это далеко не предел. И уже в ближайшее время книга «Источник» может занять более высокие места.

Тема 5

ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ

План

    Виды исторических источников, их внешняя и внутренняя критика.

    Хронологическая классификация источников.

    Типологическая классификация источников.

    Виды исторических источников,

их внешняя и внутренняя критика

Изучение исторического процесса и реконструкция событий прошлого ведется путем исследования исторических источников. Для того, чтобы исследование было качественным и профессиональным, историк должен собрать информацию о предмете исследования из максимально возможного количества исторических источников.

Исторический источник – это любой материальный объект, являющийся результатом человеческой деятельности и содержащий в себе информацию о прошлом человеческого общества.

В настоящее время по форме материального носителя выделяются пять видов исторических источников: 1) вещественные, 2) письменные, 3) устные, 4) кино-, фото-, видео- и аудиоматериалы; 5) электронные источники.

К вещественным источникам относятся археологические источники, гербы, печати, монеты, бумажные деньги, флаги, ордена, медали и т.д. Основную массу вещественных источников изучают специальные вспомогательные исторические дисциплины, являющиеся специализированными отраслями источниковедения (геральдика, сфрагистика, нумизматика, фалеристика и другие). Вещественные источники являются главным и единственным видом источников для исследователей при изучении древнейших периодов в истории человечества, когда письменности еще не существовало.

К письменным источникам относятся все документы и тексты, существующие в письменной форме. Письменные источники имеют еще одно название – нарративные, от латинского "нарраре" – писать. С момента появления письменности нарративные источники становятся главным видом источников для исследователей, поскольку они содержат в себе наибольшее количество информации о прошлом человеческого общества.

К устным источникам относятся тексты, существующие в настоящее время в устной форме, либо возникшие и существовавшие в устной форме в течение долгого времени, а впоследствии записанные (например, некоторые былины, которые появились в Киевской Руси, а были записаны только в XIX веке). Основную часть устных источников составляют фольклорные источники – произведения устного народного творчества (народный эпос, народные песни, сказки, легенды, предания, сказания и т.д.).

К четвертому виду источников относятся источники новейшего времени – фотодокументы (с середины 19 века), кинодокументы (с конца 19 века), аудиоматериалы (с конца 19 века), видеоматериалы (с середины 20 века).

Для использования исторического источника в научном исследовании необходимо установить его достоверность. Достоверность источника определяется путем его внешней и внутренней критики.

Внешняя критика – это определение подлинности источника путем установления времени и места его возникновения, а также авторства. Установление времени, места и авторства называется атрибуцией источника (установить все это – значит атрибутировать источник).

Внутренняя критика – это определение достоверности информации в источнике путем сравнения его содержания с содержанием других источников по данному предмету исследования.

Чем древнее источник, тем сложнее провести его внутреннюю и внешнюю критику. Однако без этого ни один исторический источник не может быть использован в научном историческом исследовании. Следует отметить, что объем и сложность решаемых при этом задач могут быть настолько велики, что определение достоверности информации в источнике часто становится самостоятельной научной проблемой, то есть проблемой самостоятельного научного исследования.

2. Хронологическая классификация исторических источников

В современном источниковедении существует сложная система классификации исторических источников, однако основными видами являются хронологическая и типологическая классификации.

Хронологическая классификация – это выделение групп источников по историческим эпохам в развитии общества. Данная классификация совпадает с общей периодизацией отечественной истории. В современной исторической науке принята следующая общая периодизация российской истории.

Общая периодизация отечественной истории

I. Первобытное общество на территории современной России – с 700 тыс. лет назад (проникновение древнейших людей на территорию Восточно-Европейской равнины) до VI в. н. э. (начало перехода к феодальному обществу).

II. Период перехода от первобытного феодальному обществу у восточных славян – с VI в. (возникновение крупных племенных союзов у восточных славян – Куява, Славия, Артания) до начала XII века (1132 г., распад раннефеодального государства Киевская Русь и начало феодальной раздробленности):

1) период разложения первобытного общества и формиро­вания предпосылок складывания государства у восточных славян – с VI в. до конца IX века (882 г.);

2) период раннефеодального государства Киевская Русь – с конца IX до начала XII вв. (1132 г.)

III. Период развитого феодализма в истории российского общества – с начала XII до середины XVIII века (1764 г., указ Екатерины Второй о запрещении лицам недворянского происхождения покупать крепостных для мануфактур, появление буржуазных мануфактур, начало перехода к капитализму).

IV. Период перехода от феодального общества к буржуазному – с середины XVIII в. до начала XX в. (социалистическая революция в октябре 1917 г.).

V. Период существования советского (бюрократического) общества в СССР – с 1917 г. (Октябрьская революция) до 1985 г. (начало политики перестройки, начало распада СССР и перехода к буржуазному обществу):

    период ликвидации буржуазных отношений, а также остатков фео­дальных отношений и формирования бюрократического (социалистического) об­щества – с 1917 г. до конца 1930-х гг.;

    период существования советского общества в сложив­шейся военизированно-бюрократической форме – с конца 30-х до середины 50-х гг. XX века;

    период перехода советского общества от военизирован­ной к административно-бюрократической форме – с середины 50-х до середины 60-х гг. XX века;

    период существования советского общества в развитой административно-бюрократической форме – с середины 60-х до середины 80-х гг. XX века.

VI. Период перехода России от бюрократического общества к буржуазному – с середины 80-х гг. XX века до настоящего времени.

В соответствии с общей периодизацией отечественной истории в современном источниковедении выделяется 5 видов источников:

1) письменные исторические источники периода разложения первобытного общества и перехода к феодализму (VI – начало XII вв.);

2) письменные исторические источники периода развитого феодализма (начало XII – середина XVIII вв.);

3) письменные исторические источники периода разложения феодализма и перехода к капитализму (середина XVIII – начало ХХ вв.);

4) письменные исторические источники советского общества (1917 – 1985 гг.);

    письменные исторические источники постсоветского (современного) периода – с 1985 г. по настоящее время.

Типологическая классификация исторических источников

Внутри каждой исторической эпохи письменные исторические источники делятся на типы.

Типы исторических источников – это совокупность источников одной исторической эпохи, выделенных по их происхождению и функциям в обществе.

Среди всего комплекса вещественных источников в настоящее время выделяются 21 вид, каждый из которых является предметом изучения самостоятельной специальной вспомогательной исторической дисциплины:

    Металлические деньги – монеты (изучаются нумизматикой).

    Бумажные деньги и ценные бумаги (изучаются бонистикой).

    Ордена, медали, наградные знаки (изучаются фалеристикой).

    Знамена, флаги, вымпелы (изучаются вексиллологией).

    Форменная одежда и военные мундиры (изучаются униформоведением).

    Печати (изучаются сфрагистикой).

    Гербы (изучаются геральдикой).

    Почтовые марки (изучаются филателией).

    Эмблемы (изучаются эмблематикой).

    Вещественные источники, извлеченные из земли (археология).

    Костные остатки людей и животных (остеология).

Палеографические источники

    Древние тексты (изучаются палеографией).

    Древние рукописные книги (изучаются кодикологией).

    Берестяные грамоты (изучаются берестологией).

    Юридические документы (изучаются дипломатикой).

    Филиграни – бумажные водяные знаки в древних текстах (изучаются филиграноведением).

Эпиграфические источники

    Надписи на твердом материале (изучаются эпиграфикой).

    Надгробные надписи (изучаются эпитафикой).

    Имена собственные (изучаются ономастикой).

    Географические названия (изучаются топонимикой).

    Родословные книги (генеалогия).

Палеографические и эпиграфические источники составляют особую группу вещественных источников, поскольку они являются одновременно вещественными памятниками и носителями текстов. К вещественным, а не письменным источникам они относятся потому, что в рамках указанных дисциплин они изучаются прежде всего не с точки зрения содержания текста, а с точки зрения внешних характеристик материального носителя (качество и техника изготовления бумаги, качество и техника письма и т.д).

В современном источниковедении выделяется 9 типов письменных исторических источников :

1) летописи;

2) законодательные источники;

3) актовые материалы;

4) делопроизводственная документация;

5) статистические источники;

6) документы личного происхождения (мемуары, дневники, письма);

7) литературные произведения;

8) публицистика;

9) научные труды.

Данные типы письменных источников возникли и существовали в различные периоды российской истории. По мере развития общества увеличивалось общее количество письменных источников, исчезали одни типы и возникали новые.

В данной статье мы коснемся творчества Алисы Зиновьевны Розенбаум, выехавшей по визе в 1925 году на учебу в США и получившей здесь гражданство. Дочь фармацевта, приложив немало усилий, "сделала себя сама" на американской земле, превратившись в признанного литературного классика и философа Айн Рэнд.

"Источник" - роман, написанный ею в 1943 году. Сначала он был неблагожелательно воспринят критикой, однако уже через пару лет это произведение, превратившись в бестселлер, заняло видное место в американской литературной классике. Что подтолкнуло Айн Рэнд к написанию романа? Идея ценности человеческого гения, человеческого эго для всего общества, индивидуализм, противостоящий серости, протест против расстрела в 1937 г. в далекой России Льва Беккермана, который был первой любовью Алисы?

Главный герой и героиня

Главным героем романа Айн Рэнд "Источник" является человек творческой Говард Рорк. Этот неординарный образ отражает философские взгляды писательницы, которые предельно кратко можно охарактеризовать как рациональный индивидуализм. Наш архитектор считает смешным советоваться с другими, ведь человек должен четко представлять, чего он хочет добиться в жизни. В противовес "командному", "муравьиному" коллективизму Рорк ощущает глубокую личную потребность творить и изменять мир. Он харизматичен, принципиален и последователен в отстаивании своих взглядов на потребность обладать необходимой степенью свободы.

Непростой центральный женский образ представляет книга "Источник". Айн Рэнд изображает деловую молодую женщину Доминик Франкон, которая также не изменяет своему "я". Перед обретением семейного счастья в браке с Говардом Рорком она дважды побывала замужем - за Питером Китингом и Гейлом Винандом.

Ближний круг общения

Человеком, неспособным выбрать путь главного героя, является его друг и сокурсник Питер Китинг. Он, к сожалению, желает следовать только внешней стороне успеха, не имея для этого внутреннего стержня. На его примере показывает историю большинства профессионалов со сломанными судьбами Айн Рэнд. "Источник" раскрывает причину его жизненного поражения - отказ от своего "я" в угоду интересам "нужных людей". Писательница рельефно осветила причину его кризиса - жизненную дезориентацию, подмену реального желания стать великим желанием того, чтобы его таковым считали другие люди.

Гейл Винанд, владелец газеты "Знамя", - человек более цельный. Однако, обладая качествами организатора и лидера, он постепенно ослабляет, нивелирует свой потенциал, следуя мнению представителей влиятельных слоев общества. В прошлом, при построении карьеры, он был индивидуалистом. Вспоминая начало своей карьеры, крутой редактор шутил, что очевидный минус (тогда ему никто не помогал) породил и плюс (зато никто не мешал). Впрочем, в конце романа, потеряв свое эго в угоду окружения, Винанд также терпит фиаско.

Айн Рэнд изображает в романе и открытого идейного оппонента Говарда, критика и журналиста Эллсворта Тухи - коллективиста по своим убеждениям, действующего нечистоплотными методами. Это низкий и подлый человек.

Неоконченный институт, неперспективное место работы

Говард Рорк с юности бескомпромиссно идет своим жизненным путем. Воспринимая архитектуру как дело всей своей жизни, он отказывается от классических методов проектирования зданий, вступая в конфликт с преподавателями Стентонского технологического института. Он предпочитает быть исключенным, но оставаться верным своим идеалам. Молодой идеалист находит в Нью-Йорке малоизвестного, но самодостаточного и креативного архитектора Генри Камерона, творчество которого считает достойным и перспективным. Впрочем, это бюро вскоре становится банкротом. Говард меняет несколько мест работы в разных компаниях. Не уступая попыткам коллег повлиять на свое видение архитектуры, он предпочитает бросить ее и устроиться работать каменотесом.

Личность Питера Китинга

Книга "Источник" показывает и другое, прагматичное начало жизненного пути. Питер Китинг, в отличие от него, идет проторенным путем. Он оканчивает институт и идет работать в топовое архитектурное агентство. Молодой карьерист не чувствует душевного дискомфорта, угождая клиентам. В то же время его отношение к искусству архитектуры формально. Свои душевные силы он тратит на достижение внешнего лоска в работе. Сталкиваясь же с проблемой, Питер знает, что подсказка Говарда Рорка ему наверняка поможет.

Начало знакомства Говарда и Доминик

Тема любви - изюминка многих романов, не исключение и книга "Источник" Айн Рэнд. Отзывы свидетельствуют, что человеческие отношения в ней изображены мастерски. Доминик, дочь Гая Франкона, владельца карьера, где работает Говард Рорк, симпатизирует ему. Однако общение этих двух молодых людей с сильным эго заходит в тупик, закончившись грубым сексом. Девушка даже не узнала имени сумасбродного каменотеса.

Ловушка для индивидуалиста

Рорк же возвращается в Нью Йорк для работы по специальности. Наконец его творчество замечают. Однако Эллсворд Тухи, ведомый неприятием личности главного героя, решает уничтожить его газетной клеветой. Его расчет верен. Сначала журналист провоцирует Рорка на нестандартное архитектурное творчество. Для этого он уговаривает заказчика Хоптона Стоддарда поручить Говарду строительство храма человеческого духа. Тот создает действительно оригинальный проект, причем в нем предусмотрена фигура обнаженной женщины как архитектурный элемент. (Они опять встретились в Нью-Йорке с Доминик, и та ему позировала для создания скульптуры.)

Эллсворд убеждает Хоптона в некомпетентности исполнителя, и тот инициирует суд. "Традиционные" архитекторы, недолюбливающие "белую ворону" Рорка, свидетельствуют против него. Заступническое выступление на суде Доминик не помогло. Говарда осудили. Кстати, против обвиняемого свидетельствовал и его бывший однокурсник Питер Китинг. Эллсворд торжествует.

Личная жизнь Доминик

После суда Доминик Франкон, пытаясь разобраться в своих чувствах к Рорку, решает прекратить отношения. Она выходит замуж за Питера Китинга. Она изо всех сил помогает ему делать карьеру в архитектурной компании. И это заходит настолько далеко, что женщина по уговору с мужем отдается редактору известной газеты Гейлу Винанду. Тот влюбляется в молодую женщину и, в свою очередь, делает ей предложение. Доминик, разочарованная в Питере, соглашается. Бывший муж в качестве компенсации моральных издержек получает дорогой заказ.

Однако, несмотря на состоявшийся суд, к Рорку обращаются клиенты. Судьба часто иронична. Волей случая происходит одна из ее мистификаций. Для строительства своего нового семейного гнездышка преуспевающий редактор Винанд по своей воле выбирает архитектора, чьи здания ему неизменно нравятся, а именно Говарда Рорка. Они становятся друзьями. Бизнесмен не знает, что его супруга и архитектор ранее имели отношения.

Питер использует Рорка

В это время карьеристу Китингу удается получить задание на разработку государственного перспективного и сложного проекта - застройки района Кортланд. Дома эконом-класса должны впоследствии стать стандартом для подобного строительства в различных регионах. Питер обращается за помощью к Рорку. Тот, будучи заинтересованным в подобной работе как профессионал, соглашается анонимно и бесплатно сделать ее. Уговор прост: Китинг должен построить здание, строго соответствующее разработанному проекту.

Однако Говард, возвратившись из отпуска, обнаружил, что договоренность нарушена. Его эго оскорблено. Он в гневе уничтожает построенное здание, взорвав его. При этом Доминик отвлекает сторожа. Газета Винанда сначала выступает в поддержку Рорка, а затем, под давлением профсоюза - против.

Хэппи-энд

Развязка романа подтверждает мысль о том, что талантливый человек талантлив не только в своей профессиональной сфере. Блестящая речь обвиняемого в защиту самого себя убеждает судей в его невиновности. Рорк убедительно рассказывает о роли эго и индивидуализма в настоящем творчестве. Доминик и Говард женятся. Подтверждается цитата Айн Рэнд о том, что только человек, который любит себя, может в полной мере понять и полюбить другого.

Газета Винанда закрывается из-за проблем. Богач просит Рорка спроектировать для себя небоскреб как памятник духовной силе, которая могла бы быть у него самого, при этом бывший редактор признает, что Говард обладает ею.

Роман заканчивается сценой встречи супругов Рорков и Гейла Винанда на крыше уже построенного здания.

Главная идея романа

Единственный критерий ценности окружающих людей, который Говард Рорк признает, - это их личная независимость. Эту краеугольную идею преподносит своим читателям Айн Рэнд. "Источник" - это книга о человеческом достоинстве, о его первичном значении для любого человека. И единственный критерий, лакмусовая бумага, определяющая, обладает ли им человек в действительности, - это степень его независимости.

Вывод

Счастливую судьбу имеет роман "Источник" Айн Рэнд. Отзывы о нем многочисленны, имеется внушительная фильмография, тираж книги превышает 7 миллионов экземпляров. Случайно ли это? В значительной мере для читателей притягателен заложенный в романе интеллектуальный потенциал. Философия объективизма красной нитью проходит сквозь цитаты Айн Рэнд. "Источник" - тот роман, который стоит прочитать каждому. Это поможет осознать очевидную истину, что индивидуализм действительно является одним из двигателей прогресса. Ведь эго движет учеными, людьми творческих профессий, спортсменами, искусными мастерами.


Внимание, только СЕГОДНЯ!
  • Теория Раскольникова в романе "Преступление и наказание" и ее развенчание

Исторические источники как таковые имеют весьма и весьма неоднородную природу. Поэтому в источниковедении давно фигурируют самые разнообразные системы классификации исторических источников. Безусловно, все они связаны с определениями исторического источника и во многом зависят от последних. В целом можно выделить несколько типов классификации Никулин П.Ф. Учебное пособие «Теория и методика источниковедения в отечественной истории X - начала ХХ вв.» М., 2004. с. 48:

1. Классификация по цели создания. Предложена немецким ученым И. Дройзеном. В соответствии с ней источники делились на: ненамеренные (остатки, отражающие факты непосредственно), намеренные (свидетельства) и смешанные (памятники).

2. Классификация по степени близости источника к историческому факту, введена Э. Бернгеймом в 1889 году. Исторические источники разделяются на остатки и традицию. Это разделение источников, а соответственно и источниковедческого анализа (для традиции необходимы и внешняя, и внутренняя критики, для остатков -- достаточно внешней), было весьма широко распространено в источниковедении.

3. Классификация источников по носителю известна по трудам Э. Фримена, который разделил источники на: вещественные (памятники), письменные (документы) и словесные (повествования). В несколько видоизмененном виде эта система вошла в практику источниковедения в советский период, здесь источники были классифицированы в соответствии со способом кодирования и хранения информации на семь типов.

4. Смешанная классификация по цели создания и носителю (А. Ксенополь): вещественные (памятники), ненамеренные и осознанные (документы).

5. Классификация К. Эрслева по способу отражения источником исторического факта: остатки (людей и природные), изделия, произведенные людьми, факты современной жизни, дающие представление о событиях прошлого.

6. Классификация А. С. Лаппо-Данилевского: источники, изображающие историческое явление, и источники, отображающие явление». Благодаря первым возможно непосредственное восприятие события, данные вторых требуют «расшифровки».

7. В советском источниковедении утвердилась классификация источников по т. н. «социально-экономическим формациям» в соответствии с марксистско-ленинской схемой исторического развития.

8. Источники могут быть разделены также по видам: летописи, акты, мемуары, периодическая печать и т. д.

Последняя система классификации, безусловно, имеет смысл, однако, она не является глобальной, а затрагивает лишь конкретику источниковедения, и по сути своей остается частной классификацией. То же можно сказать и о выделении более общих видов: источники личного происхождения, массовые источники и т. д. Если же брать другую систему координат источниковедческого обобщения, то здесь весьма полезным может оказаться опыт источниковедения конца XIX -- начала XX вв. С другой стороны, встает вопрос, можно ли вообще предложить какую-то глобальную классификацию исторических источников, или же их комплекс представляет собой хаотичное нагромождение различных вещей и явлений. В этой связи наиболее актуальным становится определение исторического источника. Если исходить из того, что источник есть все, что может «источать информацию», и в этом случае под это понятие попадают и природные явления, то тогда существование обобщающей классификации действительно окажется абсолютно бессмысленным. Если же мы обратимся к определению более суженному, но более точному, то тогда существование единой классификации источников будет оправданным.

Например, по определению А. С. Лаппо-Данилевского: «источник -- всякий реализованный продукт человеческой психики, пригодный для изучения фактов с историческим значением» Лаппо-Данилевский А. С. Методология истории. М., 1996. с. 29 или по исходящему из него определению О.М. Медушевской: «источник -- продукт целенаправленной человеческой деятельности, используемый для получения данных о социальных явлениях и процессах» Медушевская О.М. Источниковедение. М., 2007. с. 24.

В современном источниковедении принято классифицировать исторические источники на три большие группы Бородкин Л.И. Многомерный статистический анализ в исторических исследованиях. М., 2006. с. 19:

Первый, самый многочисленный тип представляют письменные исторические источники, которые, в свою очередь, подразделяются на следующие основные виды:

1) законодательные источники, включающие памятники древнерусского права, светского права и прочие законодательные памятники;

2) актовый материал;

3) делопроизводственные текущие документы;

4) статистические документы, а также документы экономического и географического порядка;

5) документы личного происхождения (мемуары, дневники, переписка);

6) периодическая печать;

7) публицистика и литературные памятники.

Ко второму типу следует относить материальные (вещественные) памятники. К материальным реликтам, к примеру, относятся архитектурные ансамбли, остатки жилищных комплексов, другие предметы ремесленного производства, произведения искусства, машинная и боевая техника и проч. Весьма многие материальные по-прежнему сокрыты под земным покровом. Их извлечением занимается археология - наука, изучающая, главным образом путем раскопок, материальные памятники древней и средневековой истории. Роль археологических изысканий первостепенна в тех случаях, когда производится историческая реконструкция древних эпох и народов, не имевших письменности. Поэтому специфика работы археолога заключена в том, что он часто прибегает к применению достижений вспомогательных исторических дисциплин, естествознания и даже точных наук.

Третий тип исторических источников представляют этнографические памятники, содержащие те или иные сведения о различных народах, их названиях, ареалах расселения, специфике их культурной жизни, а также об особенностях их религиозных верований, обрядов и обычаев.

Совершенно очевидна полная несостоятельность попыток разделения источников по социально-экономическим формациям. Эта классификация абсолютно не соотносится с понятием исторического источника. Заслуженный скепсис вызывает и деление источников на «остатки» и «традицию», поскольку всякая традиция есть в то же время и остаток своего времени, своей эпохи. Классификация источников по носителю, т.е. по способу кодирования и хранения информации, в целом неплохо отражает онтологическую сторону определения, но все-таки гносеологическая его сторона остается во многом в тени.

Среди разнообразия этнографических источников особую ценность имеют древнейшие письменные документы - папирусы, клинописи, летописи, хроники: в этих источниках содержится комплексный и разнохарактерный этнографический материал. Также ценную группу этнографических памятников составляют изобразительные памятники - рисунки, орнаменты, скульптура и проч. Например, народные орнаменты отражают сюжеты и эпизоды древней мифологии, а также специфику религиозных верований и символов языческих культов. Изучением материальной и духовной культуры занимается отдельная наука - этнография, специфическая область исторического знания. При изучении той или иной стороны жизни народа этнография широко привлекает данные других наук, чьи предметы изучения соприкасаются с ее предметом: фольклор, традиционная история, археология, география, психология, религиоведение. Особенно тесное предметное взаимодействие существует между этнографией и археологией. Это и понятно, ведь у этих наук сходные источники, находящиеся в коллективном пользовании. В известном советском учебнике «Этнография» под редакцией Ю.В. Бромлея и Г.Е. Маркова сказано: «Органична связь этнографии с археологией. При изучении многих тем (история хозяйства, жилища и др.) очень сложно провести границу между источниками этих наук, т.к. этнографические материалы позволяют лучше понять археологические и, наоборот, без археологических данных невозможно изучать этническую историю» Бромлеь Ю.В., Марков Г.Е.. Этнография. М., 1984. с. 59.

Четвертый тип источников представлен фольклором - устным народным творчеством различных цивилизаций и эпох. К фольклорным источникам относятся: легенда - народное предание о жизни какого-либо лица или о каком-либо событии; эпос - героические сказания, былина; предание - переходящий из поколения в поколение рассказ о былом; сказка - народно-поэтическое повествовательное произведение о вымышленных лицах и событиях с участием волшебных, фантастических сил, и прочие источники. Фольклорные источники, как и данные археологии, приобретают ценность при реконструкции древнейших исторических эпох.

В советское время немало действительно заслуженных мэтров историографии придавали должное внимание фольклорным источникам. Известно, что такой признанный авторитет по истории Древней Руси, как академик Б.А. Рыбаков, упорно придерживался мысли о том, что древнерусские былины - суть разновидность устных источников, в которых нашли свое отражение события далекой древнерусской старины. В 70-80-е годы ХХ века в связи с пробуждением интереса к фольклору в отечественной исторической науке стала употребляться новая терминология - «устная история» как специфическая разновидность исторического фольклорного источника. Е.М. Жуков дает следующее определение термину «устная история»: «Под этим понимается использование устных свидетельств участников тех или иных событий, которые не зафиксированы в документальных материалах. Однако данные устной истории, как правило, трансформируются в разновидность документальных источников, поскольку для фиксации устных свидетельств или интервью непосредственных участников изучаемых событий широко применяется стенографирование или звукозаписывающая техника» Жуков Е.М. Очерки методологии истории. - М.: Наука, 1987. с. 146. При этом Е.М. Жуков резонно отмечает, что «устная история» имеет особое значение для народов, не имеющих своей письменности, «бесписьменных народов» Там же. С. 147.

То, что древние предания и легенды отражают в себе реальные исторические события, уходящие корнями в доисторические эоны, является очевидным фактом для некоторых духовных вождей ХХ века. Примером может служит творчество и историография Николая Рериха, провозвестника Новой космической эры, Нового Золотого века. В работе «Семь великих тайн космоса» создатель «Агни-йоги» пишет: «Да, легенды не отвлеченность, но сама реальность… Неверно думать, что легенда принадлежит призрачной древности. Непредубежденный ум отличит легенду, творимую во все дни Вселенной. Каждое народное достижение, каждый вождь, каждое открытие, каждое бедствие, каждый подвиг облекаются в крылатую легенду. Поэтому не будем презирать легенды истины, но посмотрим зорко и позаботимся о словах действительности» Самородов Д.П. Введение в историю и в основы научно-исторической методологии. М., 2005. с. 94.

О необходимости более внимательного, вдумчивого и доверительного создания отношения к легендам и другим разновидностям фольклорных источников ратуют современные представители теоретической истории. Недоброжелатель официальной историографии А.А. Вотяков (с гордостью признающий себя дилетантом) в своей «Теоретической истории» утверждает: «Свой фундамент Теоретическая История должна строить в основном на легендах…» Вотяков А.А. Теоретическая история. - М.: «София», 1999. с. 65

Многим ортодоксально ориентированным историкам по-прежнему трудно рассмотреть в историческом фольклоре оттиск невымышленной исторической реальности. Причиной такого положения дел является, во-первых приверженность догмам научного материализма, во-вторых - упорная верность официальной (скалигеровской) модели исторической хронологии. современные историки, отдающие свое предпочтение «удлиненной» модели хронологии и признающие факт существования доисторических цивилизаций, а также роль «космического» фактора во всемирной истории, напротив, осознают огромную источниковую ценность фольклора и учатся за тенетой аллегории и мифологической завуалированности увидеть то, что действительно когда-то происходило.

Еще один, пятый тип исторических источников представлен данными лингвистики - наукой о языкознании. Особую роль для историка в воссоздании картины древней истории имеет также топонимика, раздел языкознания, изучающий собственные географические названия в их совокупности.

С начала ХХ века в связи с быстрым развитием индустриальных технологий возникла еще один специфический тип исторических источников - фото и кинохроника, запечатлевшие новейшую историю в динамичной ретроспективе. К этому же типу источников примыкают и такие своеобразные источники, как фондодокументы.

Вывод по §2. Исторические источники как таковые имеют весьма и весьма неоднородную природу. В источниковедении давно фигурируют самые разнообразные системы классификации исторических источников: по цели создания, по степени близости источника к историческому факту, по носителю, по цели создания и носителю, по способу отражения источником исторического факта, по социально-экономическим формациям, по видам.

В современном источниковедении принято классифицировать исторические источники на три большие группы: письменные исторические источники, материальные (вещественные) памятники и этнографические памятники, содержащие те или иные сведения о различных народах, их названиях, ареалах расселения, специфике их культурной жизни, а также об особенностях их религиозных верований, обрядов и обычаев.

Вывод по главе 1. К историческим источникам в современном источниковедении принято относить весь комплекс документов и предметов материальной культуры, непосредственно отразивших исторический процесс и запечатлевших отдельные факты, и свершившиеся события, на основании которых воссоздается представление о той или иной исторической эпохе, выдвигаются гипотезы о причинах или последствиях, повлекших за собой те или иные исторические события. При этом любой исторический источник является продуктом социальной деятельности людей.

Необходимо отметить, что изучение любого исторического источника представляет собой сложную научную задачу, предполагающую не пассивное следование за ним, но активное и пристрастное «вторжение», «вживание» в его структуру, смысл, специфику формы, содержание, язык, стиль. Каждый источник нуждается в глубоком индивидуальном изучении, учитывающем при этом необходимость комплексного исследования всех сохранившихся свидетельств о прошлом человеческого обществе.

В связи с тем, что исторические источники имеют весьма неоднородную природу, различные авторы предлагают самые разнообразные системы их классификации: по цели создания, по степени близости источника к историческому факту, по цели создания и носителю, по способу отражения источником исторического факта и по другим критериям.

В современном источниковедении принято классифицировать исторические источники на три большие группы: письменные источники, материальные памятники и этнографические памятники.