Бсср-сша: дипломатия периода «холодной войны. Герои холодной войны Советского Союза, Соединенных Штатов Америки

XXXIII ХАРАКСКИЙ ФОРУМ «ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО И

СОЦИАЛЬНОЕ ВРЕМЯ: ДИАЛОГ ЭПОХ И ЦЕННОСТИ ПОКОЛЕНИЙ »

Докучаева С.В.

старший преподаватель кафедры Социологии и политологии, аспирант Исторического факультета ФГАОУВО «Южно- Уральский государственный университет»

[email protected]

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КУЛЬТУРНОЙ ДИПЛОМАТИИ СССР В ПЕРИОД ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ КАК СРЕДСТВА ПОЛИТИЧЕСКОГО МИФОДИЗАЙНА1

Аннотация: культурная дипломатия Советского Союза в Латинской Америке в период Холодной войны может быть рассмотрена через призму концепции политического мифодизайна. Культурная и политическая пропаганда служат формированию желаемого образа государства внутри собственной страны и на международной арене. Это целенаправленный процесс, имеющий общие черты с процессом конструирования политических мифов. Культурная дипломатия, по мнению автора, представляет собой совокупность политических мифов, формирующих особую реальность для тех, кто является ее реципиентами.

Ключевые слова: культурная дипломатия, Холодная война, Латинская Америка, политический миф, политический мифодизайн

Процессы коммуникации и воздействия на сознание людей являются базовыми в политической сфере общества. В разные периоды истории для достижения максимального эффекта в этих областях использовались различные техники и приемы, и чем больше знаний о природе и психике человека накапливала наука, тем серьезнее и изощреннее становились эти методы.

Далее мы рассмотрим такое явление как «культурная дипломатия» через призму воздействия на массовое сознание населения как внутри своей страны, так и за ее пределами. Объектом нашего исследования является культурная дипломатия СССР в странах Латинской Америки в период Холодной войны. Цель работы - проанализировать такой метод расширения государствами сфер своего влияния как культурная дипломатия с точки зрения политического мифодизайна.

Задачи исследования заключаются в следующем: определить понятие «культурная дипломатия», «политический миф» и «политический мифодизайн», и предпринять попытку определить культурную дипломатию СССР в странах Латинской Америки в период Холодной войны как элемент политического мифотворчества.

Культурная дипломатия является одним из основных способов распространения своего влияния ведущими игроками мировой политики на международной арене в условиях противостояния культур и идеологий.

Для решения поставленных исследовательских задач, мы используем следующую трактовку понятия «культурная дипломатия» - это способ представления государства на международной арене, канал формирования его позитивного репрезентативного имиджа, идентификации среди других культур. Инструментом достижения этой цели является пропаганда разной степени жесткости и агрессивности2.

Во время ведения идеологических войн усилия всех сторон направлены на обесценивание культуры противника и замену ее собственными культурными концептами.

1 Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда (проект № 16-18-10213).

2 Долинский А.В. Дискурс о публичной дипломатии// Международные процессы, 2011. № 25. С. 63-73.

При этом распространение собственной культуры на другие страны и народы требует четкой продуманной стратегии, включающей в себя ясное понимание целей, задач и методов их достижения. Использование культурной и политической пропаганды предполагает формирование желаемого образа носителя данной культуры в глазах реципиента коммуникативно-культурного послания. А это в свою очередь влечет за собой частичное или полное изменение картины мира реципиента.

Воздействие на сознание человека для решения политических задач в большинстве случаев осуществляется с помощью политического мифотворчества.

Миф по мнению ряда исследователей является источником идеологии, ее «первичным строительным материалом», и всякая идеология мифологична по своей природе, так как отражает отношение политических институтов общества к политическому процессу1.

Социально-политический миф можно определить, как форму политической творческой активности, содержанием которой является конструирование стереотипных представлений о политических реалиях прошлого и настоящего2.

Таким образом, культурная дипломатия как средство идеологической пропаганды Советского Союза, является процессом политического мифотворчества, то есть сознательного и целенаправленного конструирования политических мифов и трансляцию их на население своего государства, а также тех стран, которые были в сфере идеологических и геополитических интересов СССР.

В процессе реализации культурной дипломатии СССР в странах Латинской Америки основной акцент делался на противопоставлении образа советского государства империалистическому врагу - США. Необходимо было создать привлекательный образ свободной страны, с которой угнетаемые и бедные в большинстве своем страны Латинской Америки захотели бы устанавливать тесные культурные, экономические, научные, а затем и политические контакты, но главное, вышли бы из-под влияния Соединенных Штатов, что в рамках Холодной войны было одной из основных целей.

При этом стоит отметить важную особенность региона, влияющую на выбор Советским Союзом темпов и методов использования культурной дипломатии и различных пропагандистских инструментов, на которых она основывалась. Это - геополитическое положение Латинской Америки, и ее зависимость от Соединенных Штатов. Регион входил в зону влияния США и активное вмешательство СССР в дела его стран и проведение агрессивной политики «навязывания» своей культуры как противовеса культуре Штатов, могло привести к серьезным международным последствиям и спровоцировать Америку на ответные действия в странах, исторически входивших в зону влияния СССР.

Поэтому реализация культурной дипломатии Советского Союза в странах Латинской Америки велась осторожно и зависела от внутриполитической ситуации в регионе. Ключевыми вехами активизации советской культурной дипломатии в странах Латинской Америки были такие события как Кубинская революция 1959 г., Карибский кризис 1963 г., а также знаменательные юбилейный даты, к примеру юбилеи революции или 100-летний юбилей В.И. Ленина.

Именно после этих событий и в преддверии юбилеев СССР начинал активно распространять свое влияние в регионе с помощью инструментов культурной дипломатии, перед которой ставилось несколько целей.

Самой очевидной целью было усиление влияния СССР на международной арене и противостояние с США.

1 Цветкова Н. Публичная дипломатия США: от «мягкой силы» к «диалоговой пропаганде»// Международные процессы, Т. 13, № 3. С. 12 -133.

2 Цветкова Н. Публичная дипломатия США: от «мягкой силы» к «диалоговой пропаганде»// Международные процессы, Т. 13, № 3. С. 12 -133.

Активная работа в латиноамериканском регионе через Общества Дружбы и Отдел стран Латинской Америки в структуре ССОД была направлена на идеологическую пропаганду советской культуры и науки, особенно в период с 1956 по 1970 гг. Основной интерес вызывали представители творческой, научной, культурной интеллигенции, представителей которых приглашали в Советский Союз в составе тщательно отобранных делегаций. И во время визита в СССР происходило полное погружение в «сконструированную» реальность. После возвращения на родину, делегаты транслировали созданные для них образы и вели идеологическую работу в пользу приглашающей стороны. И это был процесс создания внешнего образа1.

Однако, мы пришли к выводу, что у процесса реализации культурной дипломатии СССР, были и менее очевидные, но не менее важные цели - установление дружеских связей и помощь странам Латинской Америки работало не только на внешнюю, но и на внутреннюю политику.

Это происходило за счет того, что внутренний образ, создаваемый с помощью приемов культурной дипломатии был средством достижения таких целей как: управления собственным населением, канализация и аккумулирование негативных и позитивных эмоций по отношению к «своим» - Мексика, Бразилия, Чили, Уругвай, а затем и Куба, и «чужим» - США, империалистические страны.

Кроме того, для населения создавались возможности участия в общественной и социальной жизни безопасным для государства образом, происходил процесс просвещения населения, ознакомление его с бытом и культурой стран, по уровню жизни стоящих ниже, то есть сравнение в любом случае было в пользу СССР. Также осуществлялось перенаправление негативных эмоций людей на конкретные объекты, находящиеся за пределами страны, и при этом граждане видели такой образ собственного государства: бескорыстно помогающее, дружелюбное к «своим», справедливое, готовое защищать слабых и бедных, щедрое, сильное.

Вследствие этого в сознании людей автоматически формировалась установка «если такой к другим, значит и к своим», и образ государства становился непогрешимым, а все проблемы и отклонения от описанной выше модели поведения, списывались на счет отдельных исполнителей, врагов народа, которые стремятся сознательно навредить советскому народу и государству, опорочить его образ.

Таким образом, можно сделать вывод, что культурная дипломатия действительно представляла собой процесс политического мифотворчества. В процессе ее реализации создавалась сложная система социально-политических мифов двойного вектора воздействия. Один вектор был направлен на реципиентов («получателей») продуктов культурной дипломатии - в нашем случае это жители стран Латинской Америки. Второй вектор был ориентирован на самих «носителей» транслируемой культуры, то есть население Советского Союза. Мы убеждены, что ресурсы культурной дипломатии как средства создания и трансляции политических мифов значительны, но мало изучены с данной точки зрения. Однако их изучение дает возможность расширить методологический инструментарий за счет методов политической психологии, помимо изучения сугубо исторического контекста и глубже понять особенности взаимодействия СССР с данной группой стран.

Литература

1. Долинский А.В. Дискурс о публичной дипломатии// Международные процессы, 2011. №№ 25. С. 63-73.

2. Клементьева Н.М. Развитие связей между СССР и рядом стран Латинской Америки в области культуры, 1965-1975. М.: ВГБИЛ, 1983. - 173 с.

1 Шестов Н.И. Политический миф теперь и прежде. М.: Олма-Пресс. 2005. С. 5.

3. Цветкова Н. Публичная дипломатия США: от «мягкой силы» к «диалоговой пропаганде»// Международные процессы, Т. 13, № 3. С. 12 -133.

4. Шестов Н.И. Политический миф теперь и прежде. М.: Олма-Пресс. 2005. - 416 с.

5. ГАРФ, Ф. Р-9576, оп. 8, д.3

6. ГАРФ, Ф. Р-9576, оп.8, д. 17

1. Dolinskiy A. (2011). Diskurs o publichnoy diplomatii . Mezhdunarodnye protsessy. Vol. 9. № 25. Р. 63-73.

2. Klementeva N.M. Razvitie svyazey megdy USSR i stranamy Latinskoy Ameriki v oblasty kultury, 1965-1975. M.: VGBIL, 1983. - 173 p.

3. Cvetkova N. Publichnaya diplomatiya USA: ot "soft power" k "dialogovoy propaganda"// Megdunarodnye process, T. 13, N. 3. P. 12-133.

4. Shestov N.I. Politicheskiy mif teper I pregde. M. Olma-Press. 2005. - 416 p.

5. GARF, P-9576, Op.8, D.3.

6. GARF, P-9576, Op.8, D.17.

USSR"S CULTURAL DIPLOMACY AS INSTRUMENT OF POLITICAL MYTH"S IN

COLD WAR"S PERIOD

lecturer, postgraduate student of the History Department of South Ural State University [email protected]

Abstract: Cultural diplomacy of the Soviet Union in Latin America during the Cold war can be analyzed through the prism ofpolitical myths" concept. Cultural and political propaganda serve the formation of a desired image of a state within their own country and in the international arena. This is a deliberate process, that has common features with the process of construction ofpolitical myths. Cultural diplomacy, according to the author, is a set ofpolitical myths, which forms a distinct reality for its recipients.

Key words: cultural diplomacy, Cold War, Latin America, political myth, political mythology design

Для цитирования: Докучаева С.В. Использование культурной дипломатии СССР в период Холодной войны как средства политического мифодизайна// Архонт, 2017. № 3. С. 47-50.

Вместо характерного для "европейского концерта" деидеологизированного

соревнования великих держав, между Советским Союзом и Соединенными Штатами развернулось противоборство под непримиримыми идеологическими лозунгами, причем на ход этого противоборства накладывало свой неизгладимый отпечаток наличие ядерного оружия.

Огромные изменения претерпела и дипломатия, утратив былую свободу рук. Вот что писал о дипломатии периода "холодной войны" Генри Киссинджер: "У биполярного мира не может быть каких-то оттенков; выигрыш для одной стороны представляется как абсолютная потеря для другой. Каждая проблема сводится к вопросу выживания. Дипломатия становится жесткой; международные отношения - неизменно осторожными" .

В самом деле, дипломатия не может не быть жесткой в условиях немыслимой в период "европейского концерта" прочности коалиций и союзов, объединяющих основных участников международных отношений (не так давно был торжественно отмечен 60-летний юбилей Организации Североатлантического договора - НАТО, да и Организация Варшавского Договора (ОВД) просуществовала 35 лет; ни один военный союз времен "европейского концерта" или в меж военный период не мог похвастаться таким долголетием).

В новых условиях не мог измениться и характер взаимоотношений между великими державами. На протяжении всей мировой истории конфликт (т.е. столкновение интересов) был неотъемлемой составной частью взаимоотношений между суверенными государствами на международной арене.

Но никогда еще (по крайней мере, в Новый период мировой истории) межгосударственный конфликт не был в такой степени идеологически обусловлен. Практически все исследователи, изучающие "холодную войну", указывают на тесную и нерасторжимую связь между военно-политическими и идеологическими соображениями участников "холодной войны". Во все времена великие державы стремились к расширению своих сфер влияния, но, пожалуй, впервые в истории международных отношений тенденция к территориальной экспансии была столь идеологически мотивированной. В отличие от великих держав - участниц "европейского концерта", лидеры биполярного мира нуждались в идеологическом обосновании для установления своего контроля над новыми территориями; при этом расширение советской (или американской) сфер влияния рассматривалось как подтверждение торжества марксизма-ленинизма (или либерального интервенционизма) в глобальной битве за умы и сердца людей.

В этих условиях конфликт между великими державами не мог нe приобретать характер затяжной конфронтации, из которой невозможно было найти выход с помощью традиционных методов классической дипломатии, таких, как разграничение сфер влияния, кондоминиумы, заключение новых союзных договоров и т.п. Именно наличие существенных идеологических противоречий (а в сфере идеологии компромиссов нет и быть не может) предопределило конфронтационный, непримиримый характер конфликта в период "холодной войны".

Фактор ядерного оружия.

Но была и еще одна причина, которая предопределила сохранение военно-политического пата па всем протяжении "холодной войны", и эта причина - наличие ядерного оружия в арсеналах "супердержав". Ядерное оружие сделало устаревшей известную формулу Карла фон Клаузевица - "Война - продолжение политики иными средствами", а конфликт между "супердержавами", лишенными возможности развязать новую мировую войну - затяжным.

Выводы

Можно выделить следующие особенности "холодной войны":

  • 1) "холодная война" - это затяжной конфликт между двумя лидерами биполярного мира, СССР и США, который носит конфронтационный, непримиримый характер;
  • 2) специфичной особенностью этого конфликта было наличие идеологической борьбы между его участниками;
  • 3) в то же время фактор ядерного оружия исключал возможность широкомасштабного военного столкновения между "сверхдержавами", Советским Союзом и Соединенными Штатами.
  • Kissinger H. White House Years. Boston ; Toronto: Little, Brown and C°., 1979. P. 67.

1. Причины обострения противоречий между великими державами после окончания второй мировой войны.

2. Истоки «холодной войны».

3. Основные инструменты мировой дипломатии.

Появление у США и СССР ядерного оружия радикально изменило международные отношения на планете, вызвав к жизни принципиально новые методы дипломатии и обусловив состояние напряженности в рамках «холодной войны». Биполярный мир оказался буквально раздираемым противоречиями. Данное обстоятельство потребовало от «сильных мира» сего создания наднациональных и международных учреждений осуществляющих довольно жесткий контроль над глобальными и региональными политическими процессами. Запад в целом стремился во чтобы-то ни стало подчинить себе многие (если не все) стратегически военные и богатые природными ресурсами регионы земного шара, но ему активно противоречил Союз Советских Социалистических Республик.

Документ № 1

Конференция руководителей трех союзных держав –

Советского Союза, Соединенных Штатов Америки

И Великобритании в Крыму

[Извлечение]

[...] О результатах работы Крымской Конференции Президент США, Председатель Совета Народных Комиссаров Союза Советских Социалистических Республик и Премьер-Министр Великобритании сделали следующее заявление:

I. Разгром Германии

Мы рассмотрели и определили военные планы трех союзных держав в целях окончательного разгрома общего врага. Военные штабы трех союзных наций в продолжение всей конференции ежедневно встречались на совещаниях...

II. Оккупация Германии и контроль над ней

Нашей непреклонной целью является уничтожение германского милитаризма и нацизма и создание гарантий в том, что Германия никогда больше не будет в состоянии нарушить мир всего мира. Мы полны решимости разоружить и распустить все германские вооруженные силы, раз и навсегда уничтожить германский генеральный штаб, который неоднократно содействовал возрождению германского милитаризма, изъять или уничтожить все германское военное оборудование, ликвидировать или взять под контроль всю германскую промышленность, которая могла бы быть использована для военного производства; подвергнуть всех преступников войны справедливому и быстрому наказанию и взыскать в натуре возмещение убытков за разрушения, причиненные немцами; стереть с лица земли нацистскую партию, нацистские законы, организации и учреждения; устранить всякое нацистское и милитаристское влияние из общественных учреждений, из культурной и экономической жизни германского народа и принять совместно такие другие меры в Германии, которые могут оказаться необходимыми для будущего мира и безопасности всего мира. В наши цели не входит уничтожение германского народа. Только тогда, когда нацизм и милитаризм будут искоренены, будет надежда на достойное существование для германского народа и место для него в сообществе наций.



III. Репарации с Германии

Мы обсуждали вопрос об ущербе, причиненном в этой войне Германией союзными странами, и признали справедливым обязать Германию возместить этот ущерб в натуре в максимально возможной мере...

IV. Конференция Объединенных Наций

Мы решили в ближайшее время учредить совместно с нашими союзниками всеобщую международную организацию для поддержания мира и безопасности. Мы считаем, что это существенно как для предупреждения агрессии, так и для устранения политических, экономических и социальных причин войны путем тесного и постоянного сотрудничества всех миролюбивых народов...

Мы согласились на том, что 25 апреля 1945 г. в Сан-Франциско, в Соединенных Штатах, будет созвана конференция Объединенных Наций для того, чтобы подготовить Устав такой организации...

V. Декларация об освобожденной Европе

... «Премьер Союза Советских Социалистических Республик, Премьер-Министр Соединенного Королевства и Президент Соединенных Штатов Америки договорились между собой согласовывать в течение периода временной неустойчивости в освобожденной Европе политику своих трех «правительств в деле помощи народам, освобожденным от господства нацистской Германии, и народам бывших государств – сателлитов оси в Европе при разрешении ими демократическими способами их насущных политических и экономических проблем.

Установление порядка в Европе и переустройство национальной экономической жизни должно быть достигнуто таким путем, который позволит освобожденным народам уничтожить последние следы нацизма и фашизма и создать демократические учреждения по их собственному выбору...

Для улучшения условий, при которых освобожденные народы могли бы осуществлять эти права, Три Правительства будут совместно помогать народам в любом освобожденном европейском государстве или в бывшем государстве – сателлите оси в Европе, где, по их мнению, обстоятельства этого потребуют: а) создавать условия внутреннего мира; в) проводить несложные мероприятия по оказанию помощи нуждающимся народам; с) создавать временные правительственные власти, широко представляющие все демократические элементы населения и обязанные возможно скорее установить путем свободных выборов правительства, отвечающие воле народа, и д) способствовать, где это окажется необходимым, проведению таких выборов.

Три Правительства будут консультироваться с другими Объединенными Нациями и с временными властями или с другими правительствами в Европе, когда будут рассматриваться вопросы, в которых они прямо заинтересованы.

Когда, по мнению Трех Правительств, условия в любом европейском освобожденном государстве или в любом из бывших государств – сателлитов оси в Европе сделают такие действия необходимыми, они будут немедленно консультироваться между собой о необходимых мерах по осуществлению совместной ответственности, установленной в настоящей Декларации...»

VI. О Польше

Достигнуто следующее соглашение:

«Новое положение создалось в Польше в результате полного освобождения ее красной Армией. Это требует создания Временного Польского Правительства, которое имело бы более широкую базу, чем это было возможно раньше, до недавнего освобождения Западной части Польши. Действующее ныне в Польше Временное Правительство должно быть поэтому реорганизовано на более широкой демократической базе с включением демократических деятелей из самой Польши и поляков из-за границы. Это новое правительство должно затем называться Польским Временным Правительством Национального Единства...

Главы Трех Правительств считают, что Восточная граница Польши должна идти вдоль линии Керзона с отступлениями от нее в некоторых районах от пяти до восьми километров в пользу Польши. Главы Трех Правительств признают, что Польша должна получать существенные приращения территории на Севере и на Западе. Они считают, что по вопросу о размере этих приращений в надлежащее время будет опрошено мнение нового Польского Правительства Национального Единства и что вслед за тем окончательное определение Западной границы Польши будет отложено до мирной конференции».

VII. О Югославии

1) что Антифашистское Вече Национального Освобождения Югославии будет расширено за счет включения членов последней Югославской Скупщины, которые не скомпрометировали себя сотрудничеством с врагом, и, таким образом, будет создан орган, именуемый Временным Парламентом;

2) что законодательные акты, принятые Антифашистским Вече Национального Освобождения, будут подлежать последующему утверждению Учредительным Собранием.

Был также сделан общий обзор других балканских вопросов.

VIII. Совещания Министров Иностранных Дел

На Конференции было достигнуто соглашение о том, что должен быть создан постоянный механизм для регулярной консультации между тремя Министрами Иностранных Дел. Поэтому Министры Иностранных Дел будут встречаться так часто, как это потребуется, вероятно каждые 3 или 4 месяца. Эти совещания будут происходить поочередно в трех столицах, причем первое совещание должно состояться в Лондоне после Конференции Объединенных Наций по созданию Международной организации Безопасности.

IX. Единство в организации мира, как и в ведении войны

Только при продолжающемся и растущем сотрудничестве и взаимопонимании между нашими тремя странами и между всеми миролюбивыми народами может быть реализовано высшее стремление человечества – прочный и длительный мир, который должен, как говорится в Атлантической Хартии, «обеспечить такое положение, при котором все люди во всех странах могли бы жить всю свою жизнь, не зная ни страха, ни нужды»...

Уинстон С.Черчиль

Франклин Д.Рузвельт

Ялтинская конференция 1945. Уроки истории.

М., 1985. С.169-176.

войны: документы и материалы. М., 1991. С.4-7.

Документ № 4

Потсдамская конференция трех держав 1

[Извлечение]

О ГЕРМАНИИ

Политические и экономически принципы,

которыми необходимо руководствоваться

при обращении с Германией в начальный период

А. Политические принципы

1. В соответствии с соглашением о контрольном механизме в Германии верховная власть в Германии будет осуществляться главнокомандующими вооруженных сил Союза Советских Социалистических Республик, Соединенных Штатов Америки, Соединенного Королевства и Французской республики, каждым в совей зоне оккупации, по инструкциям своих соответствующих правительств, а также совместно по вопросам, затрагивающим Германию в целом, действующими в качестве членов Контрольного Совета.

2. Поскольку это практически осуществимо, должно быть одинаковое обращение с немецким населением по всей Германии.

3. Целями оккупации Германии, которыми должен руководствоваться Контрольный Совет, являются:

1) полное разоружение и демилитаризация Германии и ликвидация всей германской промышленности, которая может быть использована для военного производства, или контроль над ней. С этими целями:

а) все сухопутные, морские и воздушные вооруженные силы Германии, СС, СА, СД и гестапо со всеми их организациями, штабами и учреждениями, включая генеральный штаб, офицерский корпус, корпус резервистов, военные училища, организации ветеранов войны и все другие военные и полувоенные организации, вместе с их клубами и ассоциациями, служащими интересам поддержания военных традиций в Германии, будут полностью и окончательно упразднены, дабы навсегда предупредить возрождение или реорганизацию германского милитаризма и нацизма;

б) все вооружение, амуниция и орудия войны и все специальные средства для их производства должны находиться в распоряжении союзников или должны быть уничтожены. Поддержание и производство всех самолетов и всякого вооружения, амуниции и орудий войны будет предотвращено...

III) уничтожить национал-социалистическую партию и ее филиалы и подконтрольные организации, распустить все нацистские учреждения, обеспечить, чтобы они не возродились ни в какой форме, и предотвратить всякую нацистскую и милитаристскую деятельность или пропаганду...

4. Все нацистские законы, которые создали базис для гитлеровского режима, или которые установили дискриминацию на основе расы, религии или политических убеждений, должны быть отменены. Никакая такая дискриминация правовая, административная или иная, не будет терпима.

5. Военные преступники и те, кто участвовал в планировании или осуществлении нацистских мероприятий, влекущих за собой или имеющих своим результатом зверства или военные преступления, должны быть арестованы и преданы суду. Нацистские лидеры, влиятельные сторонники нацистов и руководящий состав нацистских учреждений и организации любые другие лица, опасные для оккупации и ее целей, должны быть арестованы и интернированы.

6. Все члены нацистской партии, которые были больше, чем номинальными участниками ее деятельности, и все другие лица, враждебные союзным целям, должны быть удалены с общественных или полуобщественных должностей и с ответственных постов в важных частных предприятиях. Такие лица должны быть заменены лицами, которые по своим политическим и моральным качествам считаются способными помочь в развитии подлинно демократических учреждений в Германии...

8. Судебная система будет реорганизована в соответствии с принципами демократии, правосудия на основе законности и равноправия всех граждан, без различия расы, национальности и религии.

9. Управление в Германии должно проводиться в направлении децентрализации политической структуры и развития на местах чувства ответственности. С этой целью:

II) во всей Германии должны разрешаться и поощряться все демократические политические партии с предоставлением им права созыва собраний и публичного обсуждения...

IV) пока что не будет учреждено никакого центрального германского правительства. Однако, несмотря на это, будут учреждены некоторые существенно важные центральные германские административные департаменты, возглавляемые государственными секретарями, в частности, в областях финансов, транспорта, коммуникаций, внешней торговли и промышленности. Эти департаменты будут действовать под руководством Контрольного Совета...

В. Экономические принципы

11. В целях уничтожения германского военного потенциала производство вооружения, военного снаряжения и орудия войны, а также производство всех типов самолетов и морских судов должно быть запрещено и предотвращено...

12. В практически кратчайший срок германская экономика должна быть децентрализована с целью уничтожения существующей чрезмерной концентрации экономической силы, представленной особенно в форме картелей, синдикатов, трестов и других монополистических соглашений.

13. При организации экономики Германии главное внимание должно быть обращено на развитие сельского хозяйства и мирной промышленности для внутреннего потребления.

14. В период оккупации Германия должна рассматриваться как единое экономическое целое...

15. Должен быть установлен союзный контроль над германской экономикой...

16. Для введения и поддержания экономического контроля, установленного Контрольным Советом, должен быть создан германский административный аппарат и германским властям должно быть предложено, в полном, практически возможном объеме заявить и принять на себя управление этим аппаратом...

РЕПАРАЦИИ С ГЕРМАНИИ

I. Репарационные претензии СССР будут удовлетворены путем изъятия из зоны Германии, оккупированной СССР, и из соответствующих германских вложений за границей.

2. СССР удовлетворит репарационные претензии Польши из своей доли репараций.

3. Репарационные претензии Соединенных Штатов, Соединенного Королевства и других стран, имеющих право на репарации, будут удовлетворены из западных зон и из соответствующих германских вложений за границей.

4. В дополнение к репарациям, получаемым Советским Союзом из своей зоны оккупации, СССР получат дополнительно из западных зон: а) 15 % такого пригодного к использованию и комплексного промышленного капитального оборудования, в первую очередь, металлургической, химической и машиностроительной отраслей промышленности, которое не является необходимым для германского мирного хозяйства и должно быть изъято из западных зон Германии, в обмен на эквивалентную стоимость в продовольствии, угле, поташе, цинке, лесных материалах, глиняных изделиях, нефтяных продуктах и других видах материалов, о которых будет обусловлено договоренностью.

в) 10 % такого промышленного капитального оборудования, которое не является необходимым для германской мирной экономики и которое должно быть изъято из западных зон для передачи Советскому правительству в счет репараций без оплаты или возмещения любым образом...

5. Количество оборудования, подлежащего изъятию из западных зон в счет репараций, должно быть определено самое позднее в течение шести месяцев, начинающихся с настоящего времени.

6. Изъятие промышленного капитального оборудования начнутся так скоро, как это возможно, и будут закончены в течение двух лет после решения, указанного в параграфе 5-м. Поставки продуктов, обусловленных параграфом 4(а), начнутся так скоро, как это возможно, и будут произведены Советским Союзом партиями, обусловленными по договоренности, в течение 5 лет от упомянутой даты...

8. Советское правительство отказывается от всех претензий в отношении репараций на акции германских предприятий, находящихся в западных зонах оккупации Германии, а также на германские заграничные активы во всех странах, за исключением тех, которые указаны в п.9.

9. Правительство США и Соединенного Королевства отказываются от всех претензий в отношении репараций на акции германских предприятий, находящихся в восточной зоне оккупации Германии, а также на германские заграничные активы в Болгарии, Финляндии, Венгрии, Румынии и Восточной Австрии.

10. Советское правительство не имеет претензий на золото, захваченное союзными войсками в Германии...

ГОРОД КЕНИГСБЕРГ И ПРИЛЕГАЮЩИЙ К НЕМУ РАЙОН

Конференция согласилась в принципе с предложением Советского правительства о передаче Советскому Союзу города Кенигсберга и прилегающего к нему района... Однако точная граница подлежит исследованию экспертов...

О ВОЕННЫХ ПРЕСТУПНИКАХ

Три правительства отметили обсуждение, которое происходило за последние недели в Лондоне между британскими, американскими, советскими и французскими представителями, с целью достижения соглашения о методах суда над теми главными военными преступниками, чьи преступления по Московской декларации от октября 1943 года не относятся к определенному географическому месту. Три правительства подтверждают свои намерения предать этих преступников скорому и справедливому суду...

Главы трех правительств согласились, что до окончательного определения западной границы Польши бывшие германские территории к востоку от линии, проходящей от Балтийского моря чуть западнее Свинемюнде и оттуда по реке Одер до впадения реки Западная Нейсе и по Западной Нейсе до чехословацкой границы, включая ту часть Восточной Пруссии, которая в соответствии с решением Берлинской конференции не поставлена под управление Союза Советских Социалистических Республик. и включая территории бывшего свободного города Данциг, - должны находиться под управление Польского государства и в этом отношении они не должны рассматриваться как часть советской зоны оккупации в Германии.

О ЗАКЛЮЧЕНИИ МИРНЫХ ДОГОВОРОВ И О ДОПУЩЕНИИ

В ОРГАНИЗАЦИЮ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ

Со своей стороны три правительства включили подготовку мирного договора для Италии, как первоочередную задачу, в число срочных и важных задач, которые должны быть рассмотрены Советом министров иностранных дел...

Три правительства возлагают также на Совет министров иностранных дел задачу подготовки мирных договоров для Болгарии, Финляндии, Венгрии и Румынии. Заключение мирных договоров с признанными демократическими правительствами поддержать их просьбу о принятии в члены Организации Объединенных Наций...

Три правительства считают себя, однако, обязанными разъяснить, что они со своей стороны не будут поддерживать просьбу о принятии в члены, заявленную теперешним испанским правительством, которое, будучи создано при поддержке держав оси, не обладает, ввиду своего происхождения, своего характера, своей деятельности и своей тесной связи с государствами-агрессорами, качествами, необходимыми для такого членства.

1 В Потсдаме, во дворце Цицелиенгоф состоялась конференция руководителей СССР (И.В.Сталин), США (Г.Трумэн) и Великобритании (У.Черчилль, которого с 28 июля сменил новый премьер-министр К.Эттли).

Т.2.М., 1960. С. 130-135.

См.: Мировое сообщество после второй мировой

войны: документы и материалы. М., 1991. С.10-15.

Документ № 5

Политические планы американских государственных

и военных деятелей

«По моему мнению атомная бомба даст нам возможность диктовать условия мира по завершении войны». Президент США Г.Трумэн подвел итог совещанию: «Я намереваюсь быть твердым в моей политике к России».

Заместитель государственного секретаря Д.Грю писал в меморандуме правительству 18 мая 1945 г.

«Будущая война с Россией очевидна, как может быть что-нибудь еще очевиднее на нашей земле. Она может разразиться в ближайшие несколько лет. Нам следует поэтому поддерживать в готовности наши вооруженные силы... Мы должны настаивать на контроле над стратегическим вооружением и морскими базами».

В мае 1945 г. командующий ВВС США генерал Г.Арнольд заявил в беседе с британским главным маршалом авиации Ч.Порталом:

«Наш следующий враг Россия... Для успешного использования стратегической бомбардировочной авиации нам нужны базы, расположенные по всему миру так, чтобы мы могли с них достичь любого объекта в России, который нам прикажут поразить».

Хрестоматия по новейшей истории.

Т.2. М., 1960. С.552-553.

См.: Мировое сообщество после второй мировой

войны: документы и материалы. М., 1991. С.15-16.

Документ № 7

Устав Организации Объединенных Наций

[Извлечение]

ЦЕЛИ И ПРИНЦИПЫ

Организация Объединенных Наций преследует Цели:

1. Поддержать международный мир и безопасность и с этой целью принимать эффективные коллективные меры для предотвращения и устранения угрозы миру и подавления актов агрессии или других нарушений мира и проводить мирными средствами, в согласии с принципами справедливости и международного права, улаживание или разрешение международных споров или ситуаций, которые могут привести к нарушению мира;

2. Развивать дружественные отношения между нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов, а также принимать другие соответствующие меры для укрепления всеобщего мира;

3. Осуществлять международное сотрудничество в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера и в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии, и

4. Быть центром для согласования действий наций в достижении этих общих целей.

Для достижения целей, указанных в статье 1 Организации и ее Члены действуют в соответствии со следующими Принципами:

1. Организация основана на принципе суверенного равенства всех ее Членов;

2. Все Члены Организации Объединенных Наций добросовестно выполняют принятые на себя по настоящему Уставу обязательства, чтобы обеспечить им всем в совокупности права и преимущества, вытекающие из принадлежности к составу Членов Организации;

3. Все Члены Организации Объединенных Наций разрешают свои международные споры мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир и безопасность и справедливость;

4. Все Члены Организации Объединенных Наций воздерживаются в их международных отношениях от угрозы силой или ее применения как против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства, так и каким-либо другим образом, несовместимым с Целями Объединенных Наций;

5. Все Члены Организации Объединенных Наций оказывают ей всемирную помощь во всех действиях, предпринимаемых ею в соответствии с настоящим Уставом, и воздерживаются от оказания помощи любому государству, против которого Организация Объединенных Наций предпринимает действия превентивного или принудительного характера;

6. Организация обеспечивает, чтобы государства, которые не являются ее Членами, действовали в соответствии с этими Принципами, поскольку это может оказаться необходимым для поддержания международного мира и безопасности;

7. Настоящий Устав ни в какой мере не дает Организации Объединенных Наций права на вмешательство в дела, по существу входящие во внутреннюю компетенцию любого государства, и не требует от Членов Организации Объединенных Наций представлять такие дела на разрешение в порядке настоящего Устава; однако, этот принцип не затрагивает применения принудительных мер на основании Главы VII.

ЧЛЕНЫ ОРГАНИЗАЦИИ

Первоначальными Членами Организации Объединенных Наций являются государства, которые, приняв участие в Конференции в Сан-Франциско по созданию Международной Организации или ранее подписав Декларацию Объединенных Наций от 1-го января 1942 года, подписали и ратифицировали настоящий Устав в соответствии со статьей 110.

1. Прием в Члены Организации открыт для всех других миролюбивых государств, которые примут на себя содержащиеся в настоящем Уставе обязательства и которые, по суждению Организации, могут и желают эти обязательства выполнять.

2. Прием любого такого государства в Члены Организации производятся постановлением Генеральной Ассамблеи по рекомендации Совета Безопасности.

Если против какого-либо Члена Организации были предприняты Советом Безопасности действия превентивного или принудительного характера, Генеральная Ассамблея имеет право, по рекомендации Совета Безопасности, приостанавливать осуществление прав и привилегий, принадлежавших ему как Члену Организации. Осуществление этих прав и привилегий может быть восстановлено Советом Безопасности.

Член Организации, систематически нарушающий принципы, содержащиеся в настоящем Уставе, может быть исключен из Организации Генеральной Ассамблеей по рекомендации Совета Безопасности.

Дурденевский В.Н., Крылов С.Б. Организация Объединенных

Наций. Сборник документов, относящихся к созданию

и деятельности ООН. М., 1956. С.33-35.

См.: Мировое сообщество после второй мировой

войны: документы и материалы. М., 1991. С.19-21.

Перестройка американской экономики в послевоенные годы имела

серьезные последствия в социальной области. Расширение масштабов

промышленного производства, торговли, обслуживания вызвало быстрый

рост численности рабочей силы США: с 44 220 тыс. в марте 1938 г. до

59 957 тыс. человек в апреле 1950 г. Еще больше возросла численность

занятых в несельскохозяйственных сферах экономики: с 34 530 тыс.

в 1938 г. до 52 450 тыс. в 1950 г., т. е. более чем на 60%. Этому про-

цессу также способствовал рост численности населения США (даже в

годы второй мировой войны), увеличение продолжительности жизни.

Значительно изменилось число трудящихся женщин - с 25% в 1940 г.

до 28,5% всего состава рабочей силы в 1950 г.103

Концентрация производства в промышленности и сельском хозяйстве,

образование гигантских корпораций, усиление экономической роли госу-

дарства и рост государственного аппарата воздействовали на изменение

состава рабочего класса и социальной структуры американского общест-

ва, в частности на соотношение занятости в промышленности и сельском

хозяйстве. Так, в 1950 г. оно составило ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙенно 70 и 26% 104.

Число занятых в сельском хозяйстве с 1938 по 1950 г. уменьшилось на

Наибольшая часть трудящихся, как и прежде, была занята в фабрич-

но-заводской отрасли хозяйства, в производстве промышленных товаров.

одном уровне (с 1919 по 1938 г.), стала быстро увеличиваться (с 9253 тыс.

в 1938 г. до 14 967 тыс. в 1950 г.) Ускоренными темпами росла числен-

ность строительных рабочих, что было вызвано военным бумом и разма-

хом послевоенного строительства. Новым явлением в рассматриваемые

годы было увеличение занятости в таких отраслях экономики, как тор-

говля и сфера обслуживания, в государственном аппарате. Кстати, эта тенденция

наметилась еще в конце 40-х годов, а в послевоенные годы стала опре-

деляющей в структурных сдвигах в американском обществе. Число заня-

тых в торговле, например, возросло с 6453 тыс. (1938 г.) до 9645 тыс.

(1950 г.), в обслуживании - с 3196 тыс. до 5077 тыс., на государствен-

ной службе - с 3876 тыс. до 6026 тыс. человек.

Представление о занятости, численности и структуре рабочего класса

в США было бы неверным, если не принять во внимание такое явление,

как безработица, кᴏᴛᴏᴩая с окончанием войны стала расти, несмотря на

расширение масштабов производства. Уже в 1946 г. число безработных

составило 2,3 млн. (4% всей рабочей силы) В 1948 г., когда наметился

спад производства в ряде отраслей, безработица поднялась до 5,5%. Это

был наихудший показатель с 1941 г. Наметился рост средней продолжи-

тельности безработицы: с 8,6 недель в 1948 г. до 12,1 недели в 1950 г.

В указанный период из каждых 100 безработных 25-26 искали работу

по 15 и более недель 105. Ухудшение положения рабочего класса в целом

в связи с ростом безработицы осложнялось инфляцией и налоговой по-

литикой государства. Увеличение налогов и цен, а также внедрение по-

тогонной системы организации труда в значительной степени «съедали»

прибавки к заработной плате, полученные трудящимися в ходе упорной

борьбы с капиталом.

Профсоюзы сохраняли некᴏᴛᴏᴩое время после войны важные экономи-

ческие и политические позиции, завоеванные ими в годы «нового кур-

са» 106. Их численность с середины 30-х годов до 1960 г. более чем

утроилась (с 4 млн. в 1936 г. до 15 млн.) Создание массовых профес-

сиональных организаций в ряде отраслей позволило трудящимся более

успешно отстаивать ϲʙᴏи права. В наибольшей степени юнионизированными остава-

лись старые отрасли промышленности. К ним относились строительная

индустрия, транспорт, печатное дело, морской флот и портовые хозяйст-

ва. В данных отраслях были традиционно сильны профсоюзы АФТ, насчи-

тывавшие в 1946 г. 7152 тыс. членов. КПП, объединявший в 1946 г.

6 млн. рабочих по производственному признаку, располагал относитель-

но более прочными позициями в таких отраслях, как сталелитейная, ав-

томобильная, резиновая, электромашиностроение, авиационная107.

В 1946 г. в общей сложности около 20% всей рабочей силы США было

объединено в профсоюзы, что, как ожидалось, могло стать важной осно-

/images/6/957_ИСТОРИЯ%20США.%20Т.4_image020.gif">вой для дальнейшего повышения роли организованного рабочего движе-

ния в общественной жизни страны.

При этом вторая мировая война наложила глубокий отпечаток на дея-

тельность профсоюзов, усилив позиции соглашательского крыла. Чрез-

вычайные условия военного времени, необходимость сосредоточения уси-

лий на борьбе с фашизмом ставили на повестку дня вопросы националь-

ного единства, непрерывности военных усилий и военного производства.

Следствием ϶ᴛᴏго явился официальный отказ профсоюзов от забастовок

на период войны. Хотя национальное единство в годы войны было явле-

нием временным, оно породило - и не только в среде профсоюзных

руководителей - иллюзии о возможности установления «классового

мира», «добровольного сотрудничества бизнеса, рабочих и фермеров» под

эгидой государства 108.

Существенное значение в повой ситуации имела позиция капитала.

Его воздействие на профсоюзы по линии идеологической и политической

увеличилось многократно. Это было связано прежде всего с изменившей-

ся после войны международной обстановкой. Стоит сказать, для хозяев промышленно-

щихся осуществить ϲʙᴏи замыслы глобального экспансионизма, было

чрезвычайно важно отбросить профсоюзы к тому состоянию, кᴏᴛᴏᴩое су-

ществовало до образования могущественного КПП. Отметим, что тесный союз между

КПП и профсоюзами других стран мог стать препятствием для экспан-

сионистских целей финансовых кругов США. Чтобы ϶ᴛᴏго не произошло,

последние стремились подорвать единство в руководстве КПП, с помощью

репрессивных законов сковать деятельность профсоюзов и раздуть исте-

рию о „красной опасности"» 109.

Демобилизация из армии, возвращение домой миллионов бывших

солдат, нуждавшихся в работе, обусловили повышенное предложение

рабочей силы, кᴏᴛᴏᴩое наряду со стремлением бизнеса ограничить права

профсоюзов создало опасность профсоюзным гарантиям. И не случайно

на коллективных переговорах первых мирных лет профсоюзы придавали

такое значение соглашению о «закрытом цехе» 110. Важно заметить, что одной из главных

причин развернувшегося забастовочного движения в данные годы была так-

же резкая активизация антипрофсоюзной деятельности бизнеса.

Забастовки, кᴏᴛᴏᴩые в американской историографии получили назва-

ние «первой послевоенной стачечной войны», начались в феврале 1946 г.,

когда Национальное управление стабилизации заработной платы позво-

лило сталелитейным компаниям поднять цену на сталь. Рабочие стале-

литейной промышленности вскоре после ϶ᴛᴏго решения добились согла-

шения с предпринимателями об увеличении заработной платы1И. Но

почти одновременно с ϶ᴛᴏй акцией Национального управления стабили-

зации заработной платы был обнародован исполнительный приказ пре-

зидента Трумэна, разрешавший для устранения диспропорции повысить

цены и в других отраслях производства. Ответ профсоюзов последовал

Незамедлительно. Всего в 1946 г. произошло 4985 стачек, в кᴏᴛᴏᴩых

участвовало 4,6 млн. рабочих и было потеряно 116 млн. человеко-

дней 112. Это рекордные показатели за всю историю США. Стачки охва-

тили рабочих ведущих отраслей промышленности - металлургов, шахте-

ров, автомобилестроителей, железнодорожников, электриков, рабочих мяс-

ной промышленности и т. д. В ходе забастовочных боев трудящиеся до-

бились значительных прибавок к заработной плате 113.

Именно такая активность трудящихся в первые послевоенные годы создавала

благоприятную обстановку для роста профсоюзов. Вместе с тем многое

зависело от того, какие силы возобладают в профсоюзном движении, ка-

кими средствами профсоюзы будут решать стоявшие перед ними пробле-

мы. В профсоюзах шла острая борьба между сторонниками «делового»

юнионизма АФТ, в основе кᴏᴛᴏᴩого лежал все тот же гомперсизм, и но-

вого, более прогрессивного течения, возникшего в 30-е годы и воплотив-

шегося в деятельности КПП.

В атмосфере усиления реакции и обострения борьбы внутри «рабоче-

го дома» профсоюзы не смогли мобилизовать силы для отпора реакции.1

Более того, их позиции были ослаблены. «Холодная война» еще более

накалила борьбу между демократической и реакционной тенденциями в

профсоюзном движении. Уже в конце 1946 г. в профсоюзах началось

преследование прогрессивно настроенных активистов, особенно коммуни-

стов. По϶ᴛᴏму в ходе принятия законопроекта Тафта-Хартли профсою-

зы АФТ и КПП оказались не готовы к решительным действиям. «В таких

условиях, когда ведущие центры уклонились от прямых выступлений

против антирабочего законодательства, движение протеста не могло

стать организованным и общенациональным. Стоит заметить, что оно носило локальный и

разобщенный характер»114. Отрицательное воздействие нового законо-

дательства на рабочее движение США сказалось уже в первые годы его

осуществления.

Помимо негативных последствий репрессивного, антирабочего законо-

дательства важным фактором, затруднившим деятельность профсоюзов,

стало резкое увеличение дел о «нечестной трудовой практике» рабочих

организаций, приобретшее характер злонамеренной кампании, явно ин-

спирированной из одного центра. В 1948/49 финансовом году Нацио-

нальное управление по трудовым отношениям (НУТО) зарегистрировало

1160 подобных дел115, возбужденных предпринимателями. Важно знать, что большинство

из них обвиняло профсоюзы в «страшных грехах» - вторичных бойко-

тах, забастовках за право организации профсоюза, а также в том, что

тред-юнионы «вынуждают» предпринимателей проводить дискримина-

ционную политику найма и увольнения по отношению к нечленам проф-

союзов. Все говорило о начале массированного наступления, предприня-

того бизнесом на профсоюзные гарантии. Дорогу ϶ᴛᴏму наступлению

прокладывал закон Тафта-Хартли и проводимая на его основе прави-

тельственная политика вмешательства в трудовые отношения в интере-

сах капитала.

/images/6/157_ИСТОРИЯ%20США.%20Т.4_image017.gif">23 июня 1948 г., чуть менее чем через год после официального

вступления закона в силу, «Нью-Йорк тайме» поместила редакционную

статью, в кᴏᴛᴏᴩой давались оценки практики применения закона. Газета

подчеркивала, что уже за первые месяцы существования закона суды

использовали «чрезвычайные предписания» как минимум в 12 случаях.

Не стоит забывать, что важнейшими среди них были вынесение судебных постановлений против

профсоюза горняков, Международного союза типографских рабочих, ста-

чечников на предприятиях атомной промышленности. За тот же период

президент США 5 раз обращался к ϲʙᴏему праву использовать «чрезвы-

чайные полномочия». 80-дневное «замораживание» стачек провозглаша-

лось судами по просьбе президента в угольной промышленности, на пред-

приятиях телефонной, атомной, мясоконсервной промышленности, а так-

же во время стачек портовиков.

Поражения некᴏᴛᴏᴩых крупных, известных боевыми традициями орга-

низаций рабочих в стачках 1948-1949 гг. со всей наглядностью проде-

монстрировали антипрофсоюзную направленность нового реакционного

законодательства. Вряд ли предприниматели выдержали бы мощный на-

тиск профсоюзов типографских рабочих, вряд ли шахтовладельцы устоя-

ли бы перед сплоченностью горняков, если бы не опирались на антира-

бочий закон Тафта - Хартли, а вместе с ним и на весь государственный

аппарат. Закон Тафта-Хартли в руках предпринимателей и буржуазно-

го государства оказался действенным орудием борьбы с забастовочным

движением. Напуганные угрозой правительственных санкщш, реформист-

ские профлидеры ради сохранения ϲʙᴏего благополучия сдавали одну по-

зицию за другой116, следствием чего становилось углубление раскола

между левым крылом профдвижения, с одной стороны, центристами и

правыми - с другой.

Антипрофсоюзной кампании крупного капитала и правительства в

первые послевоенные годы противостояла большая группа прогрессив-

ных профсоюзов, входивших в КПП. Отсюда понятно, почему монопо-

лии и правительство так яростно нападали на левые силы в профдви-

жении. Делалось все, ɥᴛᴏбы вызвать обострение внутренних трений в

КПП. В частности, с ϶ᴛᴏй целью была затеяна кампания в поддержку

внешнеполитического курса Не стоит забывать, что вашингтона. Трумэн использовал все ϲʙᴏе

влияние на руководство КПП, с тем ɥᴛᴏбы добиться безоговорочного

одобрения данным объединением политики «холодной войны» и антикомму-

низма. Стоит заметить, что он нашел сторонников в лице У. Рейтера, Э. Рива и некᴏᴛᴏᴩых

других лидеров КПП. Вопрас ими был поставлен так: либо прогрессив-

ные профсоюзы порывают с традицией интернационализма и междуна-

родной рабочей солидарности, либо будут исключены из объединения.

Давление извне и переход большинства в руководстве КПП на позиции

антикоммунизма привели к расколу ϶ᴛᴏй организации в 1949 г. Важно заметить, что одинна-

дцать профсоюзов были исключены и один (союз электриков) сам вышел

из состава КПП, что составляло треть всех членов объединения. Раскол

затронул многие отраслевые и местные отделения профсоюзов КПП и

Конфликт в профдвижении отнял у него много сил, ослабив рабочее

движение в условиях наступления реакции на права трудящихся117.

События показали, что высшее руководство КПП и его ведущих проф-

союзов круго изменило курс и повело дело к сближению с верхушкой

АФТ. Исходя из всего выше сказанного, мы приходим к выводу, что с конца 40-х годов в рабочем движении произошло

укрепление консервативного крыла и резкое ослабление левого, прогрес-

сивного крыла. Многие профсоюзы перешли на позиции «делового» юнио-

низма в его новой, модернизированной форме, отказавшись от линии на

наступательную борьбу с капиталом.

Дипломатия западных стран в борьбе за становление Версальско-Вашингтонской системы.

После первой мировой войны встала насущная необходимость сохранения мира, обеспечения безопасности и предотвращения повторения только что пережитой трагедии. Созыв Парижской мирной конференции, подведшей черту под военным катаклизмом 1914-1918 гг., стал результатом активной дипломатической деятельности западных стран. Еще в период войны лидеры западного мира (В.Вильсон, Л. Джордж) выступали с мирными программами, которые могли стать основой для разрешения назревших противоречий. Одна из таких программ – 14 пунктов В. Вильсона – стала фундаментом будущего мира, контуры которого создавались на Парижской, а потом и на Вашингтонской конференции. Для усвоения темы студенты должны

знать:

1. мирные программы западных стран, задачи, стоящие перед делегациями на конференциях в Париже и Вашингтоне, методы их решения;

2. общий ход переговоров, динамику изменения позиции делегаций по различным вопросам;

уметь:

1. анализировать позиции сторон в ходе переговорного процесса;

2. устанавливать причинно-следственные связи между событиями, идеями, процессами и т.п.

Основным критерием усвоения данной темы станет свободное владение и оперирование фактами, касающимися проблематики становления Версальско-Вашингтонской системы и способность оценить дипломатическую деятельность западных стран в контексте развития международных отношений в межвоенный период.

Дипломатия Третьего рейха (1933-1945 гг.)

Противоречивое развитие Версальско-Вашингтонской системы в межвоенный период, мировой экономический кризис привели к становлению в некогда побежденной Германии реваншистских настроений, результатом которых стал приход к власти нацистской партии и торжеству идей Третьего рейха. Для воплощения этих идей, первоначально сформулированных А. Гитлером в его книге «Моя борьба» («Mein Kampf»), было приложено немало усилий немецкой дипломатии. Одним из первых шагов на этом пути становится выход Германии из Лиги Наций: таким образом нацисты освобождали себя от обязательств, возложенных Уставом международной организации, и могли, используя все приемлемые средства, устанавливать немецкое господство в мире. Для освоения предложенного материала студенты должны

1. действия немецкой дипломатии в обеспечении решения задач установления мирового господства;

1. понимать фундаментальные детерминанты дипломатий стран Европы и Америки;

2. анализировать действия дипломатов западных стран в обеспечении интересов своих государств;

3. устанавливать причинно-следственные связи между различными событиями;

Результатом усвоения темы должно стать понимание студентами причин успехов немецкой дипломатии накануне войны (формирование блока агрессивных государств, бездействие западных демократий в деле обуздания агрессора, противоречивая позиция СССР), а также причины поражения Германии не только на фронтах второй мировой, но и в дипломатических кабинетах (секретные переговоры с западными союзниками).

Дипломатия СССР и США в период холодной войны.

Окончание второй мировой войны, к сожалению, не стало началом периода всеобщего мира и благоденствия. Еще в ее заключительный период между союзниками возникло немало противоречий, которые не могли не отразиться на послевоенном устройстве мира. Уже в 1946 г. в Фултоне Черчилль произносит знаковую речь о железном занавесе, который накрыл Европу. И, несмотря на то, что Черчилль выступал как частное лицо, а не как руководитель государства, речь, оказалась первым актом начавшейся «холодной войны». Студенты для освоения данной темы должны

1. интерпретацию термина, историографию «холодной войны», варианты периодизации, этапы «холодной войны»;

2. ключевые события, процессы, идеи, доктрины, связанные с противостоянием СССР и США;

3. ключевые фигуры идеологического и военного противостояния.

1. анализировать доктрины, процессы, события и их детерминанты;

2. характеризовать с научных позиций процессы и явления «холодной войны»;

3. понимать причины развития событий в различных регионах глобального противостояния СССР и США.

Главным показателем освоения студентами темы будет являться свободное ориентирование в материале, понимание причин и последствий «холодной войны» и способность не только разглядеть отголоски времен «холодной войны» в нынешних международных отношениях, но предложить собственный сценарий дальнейшего развития событий.