Артемида и зевс. Артемида - богиня древней греции

Артемида (Артемис), греч., лат. Диана - дочь Зевса и титаниды Лето; богиня охоты и зверей, владычица природы, а также богиня луны. На фото: картина Батони Помпео «Диана и Купидон», 1761 год, Метрополитен-музей в Нью-Йорке.

Была сестрой-близнецом бога света и солнца Аполлона и, согласно наиболее распространенному преданию, родилась на острове Делос (см. статью « »). Но по другой версии, Лето родила их в роще Ортигии под Эфесом; поблизости от этого места греки построили храм Артемиды, ставший одним из «семи чудес света».

Уильям Генри Райнхарт, «Латона и ее дети, Аполлон и Диана» (1871-74), Метрополитен-музей в Нью-Йорке

Однако где бы ни родилась Артемида, происхождение у нее явно малоазиатское; еще хетты поклонялись богине охоты Рутамиш (Ртемис), священными животными которой были олень и лань. В древнейшие времена ее культ распространился по всему греческому, а затем и римскому миру. Первоначально Артемида почиталась как повелительница природы; так как брат ее был богом солнца, Артемида, соответственно, стала богиней луны. Будучи богиней природы, она была одновременно и богиней ее плодовитости; под ее покровительством находились леса, рощи, луга, поля и, в конечном счете, все, что раньше называлось флорой, или растительным миром. Поскольку она была богиней плодовитости и плодородия, в ее компетенцию входили и роды: едва родившись, она уже помогала своей матери Лето (Латоне) родить брата Аполлона. Артемида ведала также целебными источниками; она могла наслать на людей безумие, паралич и внезапную смерть. Она ни разу не выходила замуж - так и осталась богиней-девственницей с рождения до угасания своего культа. Охота была самой сильной страстью Артемиды, поэтому художники изображали ее в виде охотницы с луком и стрелами, сопровождаемой различными животными (лебедем, львом, тигром или оленем). А поскольку охота и война когда-то были очень тесно связаны, в некоторых странах Артемида стала также и богиней войны. Как сообщали, в Спарте ей некогда приносили человеческие жертвоприношения, а позже заменили их другим обрядом: перед ее статуей бичевали спартанских юношей - это была своеобразная подготовка к мукам, которые ждали их в будущей солдатской жизни. Артемида, богиню луны, иногда путали с Селеной, так же как ее брата Аполлона - с богом солнца Гелиосом.

Купание Дианы, Франсуа Буше, 1742

Основным занятием Артемиды была охота; она охотилась в одиночку или в сопровождении дружины низших богинь и нимф. Наохотившись вволю, Артемида обычно отправлялась к своему брату в Дельфы и там развлекалась танцами в хороводе с харитами и пением с музами. Некоторые рассказы о ее вмешательстве в судьбы людей свидетельствуют о том, что она была скорее жестокосердной, чем женственно мягкой. Микенскому она не хотела простить, что он убил ее любимую лань, и поэтому собиралась сорвать ему поход на Трою; смягчилась она лишь после того, как он пожертвовал ей свою дочь Ифигению. Она жестоко , нечаянно подсмотревшего ее купание. Когда однажды калидонский царь Ойней забыл принести ей жертву, Артемида наслала на Калидон огромного вепря, разорявшего страну. Из ревности Артемида убила (или велела убить) прославленного охотника Ориона. За оскорбление своей матери Лето Артемида убила семерых дочерей Ниобы.

Сюжет «Артемида и Актеон» на античной вазе

Однако известны случаи, когда раскаяние и жертвы смягчали ее сердце. Так, например, сумел примириться с ней Геракл, хотя и поймал ее любимицу - керинейскую лань. Артемида , Ипполиту, Кефалу и другим своим почитателям и почитательницам.

Для греков Артемида была идеалом женской красоты. Ей даже незачем было участвовать в злополучном конкурсе красоты, ставшем причиной троянской войны. Правда, она не обладала красотой величавой дамы, как Гера, или красотой достойной и мудрой Афины, или чувственной красой Афродиты - но, как сказали бы мы сегодня, она была прекрасна как спортсменка, каких мы встречаем на спортплощадках и в плавательных бассейнах. Возможно, поэтому грекам, высоко ценившим спортивные и воинские занятия (у них это были близкие понятия), именно Артемида больше всего импонировала своей внешностью. А затем и римлянам, которые отождествили ее с древней италийской богиней Дианой.

На фото: развалины храма Артемиды в современной Турции. На заднем плане византийская крепость, церковь Св. Иоанна и мечеть XIV века.

Греки посвятили Артемиде ряд великолепных храмов и святилищ: в аттическом Бравроне, в Спарте, на Делосе, в Магнесии над Меандром, в лидийских Сардах и т. д.; священный участок был у нее и на афинском Акрополе. В Риме ей поставили храм на Авентине; из остальных ее храмов в Италии самым значительным был храм Дианы Неморенской в Ариции, куда в основном паломничали женщины. Но всех лучше был храм Артемиды в Эфесе (Ортигии) - первый храм в ионическом стиле. Его строительство началось в сер. 6 в. до н. э. и закончилось более чем сто лет спустя.

В 356 г. до н. э. его поджег Герострат, в 334 г. до н. э. храм был восстановлен по планам архитектора ДейнократАртемида Храм последовательно становился жертвой готов, землетрясений и эдикта императора Феодосия I против языческих храмов (383 н. э.). Остатки его развалин были обнаружены в 1869 г. британским археологом Д. Т. Вудом.

Знаменитая статуя «Диана Версальская» находится в Лувре

Первоначально греки изображали Артемиду в виде богини с месяцем, затем - с крыльями и в длинном облачении (и она походила на христианского ангела), иногда - как богиню плодородия - с множеством грудей, и наконец - в виде стройной девушки в простом, высоко подоткнутом и подпоясанном одеянии без рукавов, в охотничьих сандалиях и с короткой прической. Так выглядит, например, знаменитая «Артемида Версальская», римская копия оригинала Леохара (ок. 330 до н. э., Париж, Лувр) - пара к «Аполлону Бельведерскому». Из многочисленных статуй Артемидаы-охотницы отметим римскую копию эллинистического оригинала, хранящуюся в Национальном музее в Неаполе. Сохранилось несколько копий и имитаций архаических малоазиатских статуй, изображающих Артемиду - ортигийскую богиню плодородия (самые известные - в Национальном музее в Неаполе и в Эфесском музее в Сельчуке). В сер. 18 в. в Помпеях была обнаружена статуя Артемиды с волосами, имевшими покрытие из чистого золота, в голубом одеянии с красной каймой, с желтыми и розовыми ремешками на сандалиях, с карминовыми ногтями и с ярко-красным ртом. Эта важная археологическая находка послужила одним из первых доказательств, что греческие скульпторы колорировали свои произведения.

Телеведущая Мария Кравцова (Марика) в образе Артемиды в календаре Микеле Чеппи.

В античной вазописи насчитывается около 400 изображений Артемиды, одно из самых знаменитых - в Санкт-Петербурге, в Эрмитаже («Артемида с лебедем» работы так наз. «художника Пана», 5 в. до н. э.). Архаическая статуэтка Артемиды (ок. 650 г. до н. э.), найденная в 1878 г. на острове Делос, числится в Афинском национальном археологическом музее под инвентарным номером 1.

У художников нового времени Артемида (Диана) пользовалась не меньшим успехом, чем у античных. Из статуй назовем три «Дианы»: Гудона (1790, Лувр), Вассе (1760-1765, Потсдам, дворец Сан-Суси) и Ф. Щедрина (1798). Наиболее известные картины: «Актеон и Артемида» Д. Венециано (1445-1450), «Купание Дианы» Пальмы Старшего (нач. 16 в., Вена, Художественно-исторический музей), «Артемида и Актеон» и «Наказание Актеона» Тициана (1559 и 1560, Бриджуотер-хаус и Национальная галерея в Лондоне), «Артемида и Актеон» Брейгеля Старшего (Национальная галерея в Праге), «Диана и нимфы» Д. Доменичино (ок. 1610, Рим, Галерея Боргезе), «Возвращение Дианы с охоты» и «Диана и Каллисто» Рубенса (примерно 1615-1617, Дрезденская галерея и Прадо, Мадрид), «Диана с нимфами» Вермера (2-я пол. 17 в., Маурицхёйс, Гаага), «Отдых Дианы» Буше (ок. 1742, Лувр), «Купание Дианы» Коро (1873), «Диана» Ренуара (ок. 1900, Метрополитен-музей, Нью-Йорк), «Диана» - поэтичная работа чешского художника Зрзавого (1913). Известная картина П. Бордоне «Диана-охотница среди нимф» (ок. 1560) сгорела при бомбардировке Дрездена в феврале 1945 г.

Фэнтези «Артемида», Борислав Бакинский.

Кадры из сериала «Ксена. Принцесса-воин» (1995-2001 гг.). В роли Артемиды новозеландская актриса Жозефин Дэвисон.

Артемида – вечно юная богиня греческой мифологии, покровительница охоты, женского целомудрия, материнства. Традиционный образ богини - дева с луком, как правило, в сопровождении нимф и диких животных. В римской традиции известна как богиня Диана.



Классический образ богини


В греческой традиции Артемида считается дочерью Зевса и богини Лето, а также сестрой-близнецом бога Солнца Аполлона. Согласно преданию, Гера, законная жена Зевса, подвергла свою соперницу Лето жестоким преследованиям, в том числе затруднив ей роды.


Спасаясь от гнева Геры, местом для разрешения от бремени Лето выбрала пустынный остров Делос, где помочь роженице было некому. Первой из близнецов родилась Артемида. Роды Аполлона были трудными и долгими, и новорожденная богиня помогала матери родить своего брата. Потому Артемида считается покровительницей материнства.


В трехлетнем возрасте девочка была перенесена на Олимп и представлена своему отцу, Зевсу, который посулил своей маленькой дочке все, что она пожелает. Артемида попросила лук со стрелами, свиту из нимф и короткую тунику, чтоб ничто не затрудняло ее бега, а также власть над лесами и горами.


К этим дарам Зевс прибавил свободу воли и право на вечную девственность. Так Артемида стала покровительницей охоты, женского целомудрия и плодородия. В поздней традиции она также считается богиней Луны.




При всей своей кажущейся невинности, Артемида - далеко не самая безобидная из греческих богинь. Согласно Гомеру, в Троянской войне Артемида воевала на стороне троянцев вместе с Аполлоном. Список мифологических жертв Артемиды довольно внушителен.


Многие мифы свидетельствуют о том, что богиня жестоко расправлялась со своими врагами и не прощала провинностей, насылая на обидчиков напасти в виде диких животных, или поражала их своими стрелами. Известен миф об охотнике Актеоне, который застал купающуюся Артемиду обнаженной.


Разгневанная богиня превратила его в оленя, после чего он был растерзан собственными охотничьими собаками. Царь Агамемнон, убивший лань Артемиды, был также жестоко наказан богиней. Она потребовала от него человеческой жертвы, причем этой жертвой должна была стать дочь Агамемнона, Ифигения.




Архаические прототипы Артемиды


Этимология имени Артемида не установлена. На этот счет есть разные гипотезы. Некоторые историки считают, что имя ее значит «убийца», другие сходятся на том, что Артемида значит «богиня-медведица».


Согласно древнейшим мифам, богиня имела не только человеческий, но и звериный облик – чаще всего она изображалась в облике медведицы. Жрицы богини зачастую для совершения обрядов должны были облачиться в медвежьи шкуры.




Образ Артемиды вероятнее всего, восходит к древним богиням-покровительницам материнства, которые ассоциировались как с рождением, так и со смертью.


К таким образам можно отнести фригийскую Кибелу, «мать богов», известную своим кровавым культом, а также аккадскую Иштар, которая была покровительницей материнства и в то же время богиней войны и распрей, также требующей человеческих жертв. Артемида, как и ее жестокие и кровожадные предшественницы, приносит естественную смерть женщинам (ее брат-близнец Аполлон несет смерть мужчинам).

Высоко на светлом Олимпе царит Зевс, окруженный сонмом богов. Здесь и супруга его Гера, и златокудрый Аполлон с сестрой своей Артемидой, и златая Афродита, и могучая дочь Зевса Афина, и много других богов...

  • Глубоко в пучине моря стоит чудесный дворец великого брата громовержца Зевса, колебателя земли Посейдона. Властвует над морями Посейдон, и волны моря послушны малейшему движению его руки, вооруженной грозным трезубцем...

  • Глубоко под землей царит неумолимый, мрачный братЗевса, Аид. Полно мрака и ужасов его царство. Никогда не проникают туда радостные лучи яркого солнца. Бездонные пропасти ведут с поверхности земли в печальное царство Аида. Мрачные реки текут в нем...

    Великая богиня Гера, жена эгидодержавного Зевса, покровительствует браку и охраняет святость и нерушимость брачных союзов. Она посылает супругам многочисленное потомство и благословляет мать во время рождения ребенка...

    Бог света, златокудрый Аполлон, родился на острове Делос. Мать его Латона, гонимая гневом богини Геры, нигде не могла найти себе приюта. Преследуемая посланным Герой драконом Пифоном, она скиталась по всему свету...

    Вечно юная, прекрасная богиня родилась на Делосе в одно время с братом своим, златокудрым Аполлоном. Они близнецы. Самая искренняя любовь, самая тесная дружба соединяют брата и сестру. Глубоко любят они и мать свою Латону...

    Самим Зевсом рождена была богиня Афина-Паллада. Зевс-громовержец знал, что у богини разума, Метис, будет двое детей: дочь Афина и сын необычайного ума и силы. Мойры, богини судьбы, открыли Зевсу тайну, что сын богини Метис свергнет его с престола...

    В гроте горы Киллены в Аркадии родился сын Зевса и Майи, бог Гермес, посланник богов. С быстротой мысли переносится он с Олимпа на самый дальний край света в своих крылатых сандалиях, с жезлом-кадуцеем в руках...

    Бог войны, неистовый Арес, - сын громовержца Зевса и Геры. Не любит его Зевс. Часто говорит он своему сыну, что он самый ненавистный ему среди богов Олимпа. Зевс не любит сына за его кровожадность...

    Не изнеженной, ветреной богине Афродите вмешиваться в кровавые битвы. Она будит в сердцах богов и смертных любовь. Благодаря этой власти она царит над всем миром. Только воительница Афина, Гестия и Артемида не подчинены ее могуществу...

    Гефест, сын Зевса и Геры, бог огня, бог-кузнец, с которым никто не может сравниться в искусстве ковать, родился на светлом Олимпе слабым и хромым ребенком. В гнев пришла великая Гера, когда показали ей некрасивого, хилого сына...

    Могущественна великая богиня Деметра. Она дает плодородие земле, и без ее благотворной силы ничто не произрастает ни в тенистых лесах, ни на лугах, ни на тучных пашнях. Была у великой богини Деметры юная прекрасная дочь Персефона...

    С незапамятных времен установился в мире такой порядок. Богиня ночи Никта проезжает по небосклону в колеснице, запряженной черными конями, и закрывает землю своим черным покрывалом. Вслед ей белые круторогие быки медленно влекут колесницу богини луны Селены...

    И родился у умирающей Семелы сын Дионис, слабый, неспособный жить ребенок. Казалось, он тоже обречен был на гибель в огне. Но разве мог погибнуть сын великого Зевса. Из земли со всех сторон, как по мановению волшебного жезла, вырос густой зеленый плющ. Он прикрыл от огня своей зеленью несчастного ребенка и спас его от смерти...

    Пан, хотя и являлся одним из древнейших богов Греции, имел в гомеровскую эпоху и позже, вплоть до II в. до н.э., мало значения. Уже то, что бог Пан изображался как получеловек - полукозел (пережиток тотемизма), указывает на древность этого бога...

    Жили однажды царь и царица и было у них три дочери. Красивыми уродились старшие дочери, но с младшей, по имени Психея, никто не мог сравниться красотой. Прекраснее всех иа земле была она, со всех стран стекались а город люди, чтобы полюбоваться на нее. Каждый восхищался ее очарованием и прелестью и находил ее похожей на Венеру...

    Сайт [ ex ulenspiegel.od.ua ] 2005-2015

    Вступая по следам Гомера и других греческих поэтов в созданный их воображением Олимп, мы сталкиваемся с богами, образы которых разительно отличаются от всего того, что входит в наше понятие "бог". Богам Олимпа не чуждо ничто человеческое...

    Николай Кун

    Вечно юная, прекрасная богиня родилась на Делосе в одно время с братом своим, златокудрым . Они близнецы. Самая искренняя любовь, самая тесная дружба соединяют брата и сестру. Глубоко любят они и мать свою Латону.

    Всем дает жизнь . Она заботится обо всем, что живет на земле и растет в лесу и в поле Заботится она о диких зверях, о стадах домашнего скота и о людях. Она вызывает рост трав, цветов и деревьев, она благословляет рождение, свадьбу и брак. Богатые жертвы приносят греческие женщины славной дочери Зевса Артемиде, благославляющей и дающей счастье в браке, исцеляющей и насылающей болезни.

    Вечно юная, прекрасная, как ясный день, богиня Артемида, с луком и колчаном за плечами, с копьем охотника в руках, весело охотится в тенистых лесах и залитых солнцем полях. Шумная толпа нимф сопровождает ее, а она, величественная, в короткой одежде охотницы, доходящей лишь до колен, быстро несется по лесистым склонам гор. Не спастись от ее не знающих промаха стрел ни пугливому оленю, ни робкой лани, ни разъяренному кабану, скрывающемуся в зарослях камыша. За Артемидой спешат ее спутницы-нимфы. Веселый смех, крики, лай своры собак далеко раздаются в горах, и отвечает им громко горное эхо. Когда же утомится богиня на охоте, то спешит она с нимфами в священные Дельфы, к любимому брату, стреловержцу Аполлону. Там отдыхает она. Под божественные звуки золотой кифары Аполлона водит она хороводы с музами и нимфами. Впереди всех идет в хороводе Артемида, стройная, прекрасная; она прекраснее всех нимф и муз и выше их на целую голову. Любит отдыхать Артемида и в дышащих прохладой, увитых зеленью гротах, вдали от взоров смертных. Горе тому, кто нарушает покой ее. Так погиб и юный Актеон, сын Автонои, дочери фиванского царя Кадма .

    Актеон

    Изложено по поэме Овидия "Метаморфозы"

    Однажды охотился Актеон со своими товарищами в лесах Киферона. Настал жаркий полдень. Утомленные охотники расположились на отдых в тени густого леса, а юный Актеон, отделившись от них, пошел искать прохлады в долинах Киферона. Вышел он на зеленую, цветущую долину Гаргафию , посвященную богине Артемиде. Пышно разрослись в долине платаны, мирты и пихты; как темные стрелы высились на ней стройные кипарисы, а зеленая трава пестрела цветами. Прозрачный ручей журчал в долине. Всюду царила тишина, покой и прохлада. В крутом склоне горы увидел Актеон прелестный грот, весь обвитый зеленью. Он пошел к этому гроту, не зная, что грот часто служит местом отдыха дочери Зевса, Артемиде.

    Когда Актеон подошел к гроту, туда только что вошла Артемида. Она отдала лук и стрелы одной из нимф и готовилась к купанью. Нимфы сняли с богини сандалии, волосы завязали узлом, и уже хотели идти к ручью зачерпнуть студеной воды, как у входа в грот показался Актеон. Громко вскрикнули нимфы, увидав входящего Актеона. Они окружили Артемиду, они хотят скрыть ее от взора смертного. Подобно тому как пурпурным огнем зажигает облака восходящее солнце, так зарделось краской гнева лицо богини, гневом сверкнули ее очи, и еще прекраснее стала она. Разгневалась на то Артемида, что Актеон нарушил ее покой, в гневе Артемида превратила несчастного Актеона в стройного оленя.

    Ветвистые рога выросли на голове Актеона. Ноги и руки обратились в ноги оленя. Вытянулась его шея, заострились уши, пятнистая шерсть покрыла все тело. Пугливый олень обратился в поспешное бегство. Увидел Актеон свое отражение в ручье. Он хочет воскликнуть: "О, горе!" - но нет у него дара речи. Слезы покатились у него из глаз - но из глаз оленя. Лишь разум человека сохранился у него. Что делать ему? Куда бежать?

    Собаки Актеона почуяли след оленя; они не узнали своего хозяина и с яростным лаем бросились за ним.

    Через долины по ущельям Киферона, по стремнинам гор, через леса и поля, как ветер, несся прекрасный олень, закинув на спину ветвистые рога, а за ним мчались собаки. Все ближе и ближе собаки, вот они настигли его, и их острые зубы впились в тело несчастного Актеона-оленя. Хочет крикнуть Актеон: "О, пощадите! Ведь это я, Актеон, ваш хозяин!" - но только стон вырывается из груди оленя, и слышится в этом стоне звук голоса человека. Упал на колени олень-Актеон. Скорбь, ужас и мольба видны в его глазах. Неизбежна гибель, - рвут его тело на части рассвирепевшие псы.

    Подоспевшие товарищи Актеона жалели, что нет его с ними при таком счастливом лове. Дивного оленя затравили собаки. Не знали товарищи Актеона, кто этот олень. Так погиб Актеон, нарушивший покой богини Артемиды, единственный из смертных, видевший небесную красоту дочери громовержца Зевса и Латоны.

    Примечания:

    Артемида (у римлян Диана) - одна из древнейших богинь Греции. Как можно предполагать, Артемида - богиня-охотница - первоначально была покровительницей животных, как домашних, так и диких. Сама Артемида в древнейшее время изображалась иногда в виде животного, например, медведицы. Так изображалась Артемида брауронская в Аттике, недалеко от Афин. Затем Артемида становится богиней охранительницей матери во время рождения ребенка, дающей благополучные роды, Как сестра Аполлона, бога света, она считалась также богиней луны и отождествлялась с богиней Селеной. Культ Артемиды - один из распространенных в Греции. Знаменит был ее храм в городе Эфесе (Артемида эфесская).

    Долина в Беотии с одноименным родником, от которого через всю долину протекал ручей.

    Николай Кун. Легенды и мифы Древней Греции

    Добавлено ок. 2006-2007 гг.

    Дарья, 11 лет.

    Краснодарский край,Россия, Новороссийск

    #2237

    Мне в общем-то нравится сайт! Сайт хороший, но есть 1-но НО, на сайте иногда нет достающих материалов и Рисунков! Администрация я Вас очень прошу, выкладывайте больше материала и тогда сайт будет просто замечательным! Спасибо за внимание!! Благодарю!

    #1787

    Почему здесь не сказано какого цвета одежда Артемиды(((((((((((Пошла у учителя истории спрашивать

    Сказание.info

    Малиновые штаны. Она же богиня. Как можно не знать?

    из Москвы

    #1389

    Ну почему нет мифа об Артемиде? Ладно... пошла дальше мифы про неё искать(((

    10 марта 2019 г.

    прощёное воскресенье в православии

    1762 г. - в Тулузе подвергся колесованию протестант Жан Каллас, что послужило поводом для начала кампании Вольтера за религиозную терпимость

    1957 г. - родился Осама бен Ладен, саудовский шейх, лидер исламской террористической организации «Аль-Каида»

    1982 г. - «Парад планет», ожидался Конец Света

    Случайный Афоризм

    Ни у одного народа вера в бессмертие не была так сильна, как у кельтов; у них можно было занимать деньги, с тем что возвратишь их в ином мире. Богобоязненным христианским ростовщикам следовало бы взять с них пример.

    Случайный Анекдот

    Сидят два наркомана. Один из них читает вслух книгу и вычитывает фразу: «Ксендз вылез из ванной» Второй спрашивает: «А кто такой ксендз?» «Да это поп католический так называется» «А что такое ванна?» «Да откуда я знаю, я что католик что-ли?»Мир в году 920 после Сотворения

    Принимала сегодня Безумного Пророка. Он хороший человек, и, по-моему, его ум куда лучше своей репутации. Он получил это прозвище очень давно и совершенно незаслуженно, так как он просто составляет прогнозы, а не пророчествует. Он на это и не претендует. Свои прогнозы он составляет на основании истории и статистики...

    Первый день четвертого месяца года 747 от начала мира. Нынче исполнилось мне 60 лет, ибо родился я в году 687 от начала мира. Пришли ко мне мои родичи и упрашивали меня жениться, дабы не пресекся род наш. Я еще молод брать на себя такие заботы, хоть и ведомо мне, что отец мой Енох, и дед мой Иаред, и прадед мой Малелеил, и прапрадед Каинан, все вступали в брак в возрасте, коего достиг я в день сей...

    Еще одно открытие. Как-то я заметила, что Уильям Мак-Кинли выглядит совсем больным. Это-самый первый лев, и я с самого начала очень к нему привязалась. Я осмотрела беднягу, ища причину его недомогания, и обнаружила, что у него в глотке застрял непрожеванный кочан капусты. Вытащить его мне не удалось, так что я взяла палку от метлы и протолкнула его вовнутрь...

    …Любовь, покой, мир, бесконечная тихая радость – такой мы знали жизнь в райском саду. Жить было наслаждением. Пролетающее время не оставляло никаких следов – ни страданий, ни дряхлости; болезням, печалям, заботам не было места в Эдеме. Они таились за его оградой, но в него проникнуть не могли...

    Мне уже почти исполнился день. Я появилась вчера. Так, во всяком случае, мне кажется. И, вероятно, это именно так, потому что, если и было позавчера, меня тогда еще не существовало, иначе я бы это помнила. Возможно, впрочем, что я просто не заметила, когда было позавчера, хотя оно и было...

    Это новое существо с длинными волосами очень мне надоедает. Оно все время торчит перед глазами и ходит за мной по пятам. Мне это совсем не нравится: я не привык к обществу. Шло бы себе к другим животным…

    Дагестанцы - термин для обозначения народностей, исконно проживающих в Дагестане. В Дагестане насчитывается около 30 народов и этнографических групп. Кроме русских, азербайджанцев и чеченцев, составляющих немалую долю населения республики, это аварцы, даргинцы, кумьти, лезгины, лакцы, табасараны, ногайцы, рутульцы, агулы, таты и др.

    Черкесы (самоназв. - адыге) - народ в Карачаево–Черкесии. В Турции и др. странах Передней Азии черкесами называют также всех выходцев с Сев. Кавказа. Верующие - мусульмане–сунниты. Язык кабардино–черкесский, относится к кавказским (иберийско–кавказским) языкам (абхазско–адыгейская группа). Письменность на основе русского алфавита.

    [ глубже в историю ] [ последние добавления ]

    Покровительница охоты, растительного и животного плодородия, женского целомудрия, тесно связанная и с поклонением луне. (См. также её описание в статье Боги древней Греции .)

    Аполлон и Артемида. Античная краснофигурная чаша, ок. 470 г. до Р. Х.

    В культах Аполлона и Артемиды много общего, однако некоторые черты одной и той же мифологической сущности нашли себе более полное выражение в нём, а другие – в ней. Как и Аполлон, Артемида при помощи своих стрел может поражать внезапной смертью животных и людей, особенно женщин, но в то же время она богиня-защитница и спасительница.

    Артемида ближе стоит к природе, чем ее брат, который действует более в области духа. Она дает свет и жизнь, она богиня родов и богиня-кормилица, она охраняет стада и дичь. Она любит лесных животных, но и преследует их. Сопровождаемая лесными нимфами , Артемида охотится по лесам и горам.

    Жизнь среди свободной природы – ее наслаждение; она никогда не подчинялась силе любви и, как Аполлон, не знает уз брака. Эта идея девственной охотницы особенно развита в представлениях об Артемиде, между тем как подобная же черта в характере Аполлона совершенно отступает на задний план. Напротив, другие качества, свойственные Аполлону, к примеру, отношение к музыке и дару пророчества, выражены в сказаниях о его сестре лишь слабыми намеками.

    С именем Артемиды связаны многочисленные мифы, например: 1) миф о чудесном рождение Артемиды и Аполлона на острове Делос; 2) миф об убийстве Артемидой и Аполлоном великана Тития, пытавшегося обесчестить их мать Латону; 3) миф об истребление ими же детей Ниобы ; 4) миф о превращении Актеона в оленя; 5) миф о чудесном спасении приносимой в жертву Ифигении ; 6) миф об убийстве Ориона – и другие.

    В мифологии Артемида – целомудренная богиня-дева. Лишь одна легенда говорит о любви Артемиды к прекрасному юноше Эндимиону (впрочем, он чаще связывается с богиней Селеной ). Разнообразие мифов об Артемиде и большое число прозвищ богини (Артемида Ортия, Артемида Браврония, Артемида Тавропола, Артемида Кинтия (Цинтия), Артемида Ифигения) заставляет полагать, что в её образе объединились несколько местных божеств.

    Великие боги Греции (Греческая мифология)

    На древность почитания Артемиды указывают следы человеческих жертвоприношений, сохранившиеся в ее культе, например, древний обычай надрезания кожи на горле у мужчины в день праздника Артемиды Таврополы. Полагают, что миф об Ифигении в Тавриде и о попытке принести в жертву Ореста был создан только в классическое время для объяснения этого обычая. Созвучие прозвища Тавропола, внешне связанного с тем, что Артемида была владычицей зверей (таврос – бык), с древним названием Крыма (Таврида) породило легенду о том, что культ Артемиды был перенесен в Грецию из Крыма. Однако происхождение культа богини с территории самой Эллады (или, по взгляду ряда учёных, из ближайших к ней областей Малой Азии) подтверждается тем, что имя Артемиды засвидетельствовано в надписях микенского времени – эпохи, когда у греков не было никаких связей с Крымом.

    Восходящий к микенской Греции культ Артемиды – владычицы зверей показывает, что первоначально круг животных, связанных с этой богиней, был весьма широк. В позднейшее время культовыми животными Артемиды становятся главным образом лань и медведица. В Аттике жрицы Артемиды Бравронии надевали медвежьи шкуры и исполняли культовую пляску медведей.

    Также к глубокой древности восходит культ Артемиды как богини деревьев и растительности. Об этом свидетельствуют некоторые её изображения и прозвище Ортия (Прямостоящая). Как богиня растительности Артемида была также божеством плодородия. Эта сторона её культа была особенно развита в Эфесе , где существовал знаменитый храм Артемиды, сожженный в 356 г. до н. э. Геростратом . Богиня плодородия, почитавшаяся здесь под именем Артемиды, изображалась матерью-кормилицей со множеством сосцов.

    В античном искусстве Артемида изображалась юной охотницей, в коротком хитоне, с колчаном за спиной; рядом с ней обычно – посвященное ей животное – лань. Как богиню Луны её представляли с полумесяцем на голове и факелами в руках, в длинной одежде. Наиболее известна луврская статуя Артемиды. Ряд бюстов этой богини находится в Эрмитаже. Один из них, возможно, копия с работы Праксителя . Образ Артемиды вдохновил художников Рубенса , Буше и др.

    В современном языке Артемида (Диана) – синоним неприступной девственницы («Диана в обществе, Венера в маскараде...» М. Ю. Лермонтов. Маскарад); иногда иносказательно Диана – Луна. («Озарена лучом Дианы, / Татьяна бедная не спит...» А. С. Пушкин. Евгений Онегин , XI, II; «Читать любила жалкие романы/ Или смотреть на светлый шар Дианы». М. Ю. Лермонтов. Сашка.)

    В греческой мифологии Артемида является олимпийской богиней охоты и дикой природы. Она также известна как защитник молодых девушек и их целомудрия. Считалось, что она, владеющая тайной магией, может приносить женщинам болезни или исцелять их, но, только когда захочет. Артемида была мстительной и импульсивной по своей природе, но при этом очень независимой и уверенной, что сделало ее жестоким воином.

    Она часто не поддавалась контролю со стороны других богов и богинь. Ее гнев разрушал все вокруг, все понимали и чувствовали силу ее недовольства. Артемида, в отличие от своего брата Аполлона, представляла ночное время дня, проводя большую часть своего времени в лесах и равнинах.

    Артемида, будучи девственной богиней целомудрия, живой природы и плодородия, присутствует как в мифических сказках, так и в религиозных обрядах древних греков. Несмотря на это, ее происхождение имеет слегка иностранный оттенок, о чем свидетельствует тот факт, что для ее имени не существует убедительной греческой этимологии.

    Характер Артемиды изящно обобщен и отражен в Гомерском гимне Афродиты, в котором говорится:

    " Не может Афродита своими сладкими речами и мелодичным смехом приручить юную Артемиду, охотницу с золотыми волосами; ибо она любит стрельбу из лука, погоню за дикими зверями в горах, лирические песни и хороводы, тёмные леса и шум природы, жестокую расправу над бесчестными людьми".

    Артемида была известна под разными названиями во всем эллинистическом мире, вероятно, потому, что ее культ был синкретическим, который смешивал различные божества и обряды в единую форму.

    Некоторые из этих эпитетов включают:

    • Агротера - богиня охотников;
    • Амаринтия - от фестиваля в ее честь, первоначально состоявшегося в Амаринтусе в Эвбее;
    • Синтия - еще одна географическая ссылка, на этот раз ее место рождения на горе Синт на Делосе;
    • Куротрофос - медсестра молодежи;
    • Лочия - богиня рожениц и акушерок;
    • Парфения - "дева";
    • Фиби - женственная форма от эпитета ее брата Аполлона (Феба);
    • Потнян Терон - покровительница диких животных.

    Рождение богини

    Артемида была дочерью Зевса и богини Лето и имела брата-близнеца по имени Аполлон. Зевс без памяти полюбил красавицу Лето, и после одного из его многих внебрачных похождений, Лето забеременела своим божественным потомством. К несчастью для нее, известие об этом затруднительном положении дошло до Геры (справедливо ревнивая жена Зевса), которая мстительно заявила, что любовнице ее мужа запрещено рожать на суше.

    Гера приказала одной из своих служанок проследить, чтобы Лето не смела ослушаться этого жестокого указа. Гонимая отовсюду Лето уже отчаялась, но ей посчастливилось наткнуться на небольшой скалистый остров Делос, который не был привязан к материку. Этот клочок земли оказался ее сестрой Астерией, которая превратилась в остров, чтобы избежать объятий Зевса. Лето поклялась острову, что если он не прогонит её, она прославит его самым величественным храмом. Так родились божественные дети Лето. Первой на свет появилась Артемида, следом родился Аполлон, и Артемида содействовала благополучному родоразрешению матери. Именно после этого Артемида стала известной, как покровительница рожающих женщин.

    Детство

    В отличие от своего близнеца, чьи юношеские подвиги изображены во многих источниках, детство Артемиды относительно недопредставлено (особенно в старых классических материалах). Однако один рассказ, изображающий этот период, сохранился в стихотворении Каллимаха (около 305 г. до н. Э. - 40 г. до н. Э.), который причудливо описывает беседу между богиней (тогда еще совсем маленькой девочкой) и Зевсом, ее доброжелательным отцом. Она произнесла ему следующие слова:

    «Позвольте мне сохранить мою девственность Отец, навсегда: и дайте мне много имен, чтобы Феб (брат Аполлон) не мог соперничать со мной. Дайте мне стрелы и лук, позвольте носить тунику до колен подпоясав ее широкой лентой, чтобы я могла убивать диких зверей. Наделите обязанностью приносить свет, и дайте мне шестьдесят дочерей Океана для моей свиты, а ещё двадцать невинных нимф, которые будут приглядывать за моими охотничьими собаками и кормить их, если я не буду охотиться. Подари мне Отец горы всего мира и город, какой хочешь, чтобы меня знали в нем и почитали, как ни кого другого из всех богов».

    Учитывая этиологический характер такого каталога желаний, нет ничего удивительного в том, что в этом списке отражены различные элементы мифов богини (от ее сексуального воздержания и ее ассоциации с девственными служанками, ее статусом божества природы (или охотника) и ее роль помощника в родах).


    Внешний вид в произведениях искусства

    Самые старые изображения Артемиды в греческом архаическом искусстве изображают ее как Потния Терон («Королева зверей»). Артемида часто представлена как молодая красивая охотница, держащая лук обеими руками, нацеливаясь на свою цель. В некоторых художественных произведениях она изображена как крылатая богиня, держащая оленя, леопарда или льва. Также другие произведения искусства связывают ее с луной, изображая ее сидящую на луне или показывают ее охоту под лунным светом.

    Гнев и месть Артемиды

    Во многих мифических рассказах Артемида характеризуется как совершенно неумолимое и мстительное существо, посылая смерть любому смертному, который оскорбляет ее. Однако следует отметить, что многие из этих, казалось бы, бессердечных казней следуют хорошо сложившимся образцам в общей моральной структуре, представленной греческими песнопениями и текстами.

    В общем мифе с ее братом-близнецом Аполлоном она убивает семь дочерей Ниобе, которые издевались над Лето, что у нее было всего двое детей, в то время как у самой Ниобе было семь сыновей и семь дочерей. Это обидело Лето, и она послала Аполлона и Артемиду убить всех четырнадцать детей Ниобе. Артемида хладнокровно убила дочерей за считанные секунды своим луком и стрелами, как и ее брат-близнец расправился с сыновьями.

    Артемида также участвовала в убийстве великих братьев Алоадай. Узнав об их злых намерениях свергнуть богов, и что они похитили Ареса и удерживали его в заключении более года, она обманула гигантов посадив между ними оленя. Стремясь убить животное, они поразили друг друга своими копьями.

    В мифе, где охотник Актаион случайно увидел ее обнаженной во время купания, она мгновенно превратила его в оленя, и охотник был съеден своими собственными собаками.

    В другом мифе, где Ойнеус, царь Калидона, забыл отдать первые плоды в день ежегодного жертвоприношения, Артемида послала свирепого дикого кабана огромных размеров, чтобы уничтожить стада и город. Жители города начали отбиваться. С помощью богини Аталанты и лучших охотников из других стран, они смогли победить зверя и убить его. Артемида тщательно и целенаправленно спланировала раздор между лагерями, которые помогали охотиться на кабана. Они не могли договориться о доле гигантского зверя, и вскоре между ними вспыхнула ярость, которая привела к многочисленным жертвам.

    Артемида также гневалась на Агамемнона, который убил ее священного оленя и хвалился лучшим охотником, нежели сама богиня. Поэтому Артемида остановила ветер, и войска возглавляемые Агамемноном застряли в Беотийской гавани. Агамемнон позже, по совету провидца Кальхаса, отдал Артемиде свою дочь Ифигению в качестве жертвы, тем самым восполнив свою глупость.


    Артемида «Богиня Света»

    Греческая богиня Артемида часто ассоциировалась с Луной, особенно с полумесяцем или «новой» луной. Фиби - было одним из многих имен, которыми она называлась. Имя Фиби означает «светлый» или «яркий».

    Артемида «Богиня Света» имела божественную обязанность освещать тьму. Артемида часто изображалась в виде свечи или факела, освещала дорогу другим, вела их через незнакомые места.

    В греческой мифологии Артемида, несмотря на ее «дикость» (ее отказ соответствовать традициям) и ее ожесточенную независимость, была изображена как одна из сострадательных богов-целителей. Из всех греческих богинь она была самой самодостаточной, живущей жизнью на собственных условиях, удобной как в одиночестве, так и в удержании бразды правления. Она была одной из самых почитаемых и древних греческих божеств на пантеоне Олимпийских игр. Храм Артемиды в Эфесе (расположенный в западной части Турции) был одним из семи чудес древнего мира.

    Магия

    В магии Артемиду вызывают для помощи в супружестве, рождении детей. Она Божество луны и плодородия, дарует счастье женщинам.

    • День: понедельник
    • Цвет: серебряный, синий, белый, коричневый.
    • Атрибуты: лук и стрелы, полынь, змея, медведица.
    • Камни: жемчуг, лабрадор, гранат, лунный камень.