Анализ и интерпретация: два стихотворения Мандельштама о готических соборах

Произведение относится к раннему периоду творчества Мандельштама. Оно было опубликовано в 1913 году вместе с манифестом нового направления в поэзии - акмеизма. В противоположность символистам, которые писали о выдуманных иных мирах, акмеисты считали, что поэты должны писать о прекрасных земных вещах, которым поэт должен дать названия, подобно Адаму в раю (поэтому его упоминание в первой строфе стихотворения не случайно).

Стихотворение описывает восторг при созерцании величественного здания собора Парижской богоматери. Но анализ стихотворения "Notre Dame" невозможен без знания некоторых фактов из истории и архитектуры. Собор построен на острове Сите, где во времена Римской империи находилась Лютеция - римское поселение среди галлов («народ чужой»). При строительстве собора использовалось новаторское достижение готического стиля - крестовый свод, который снаружи укреплялся подпружными арками. Внешне они напоминают рыбий скелет («чудовищные ребра»). Собор является продолжателем трех культур - галльской, римской и христианской.

Анализ стихотворения "Notre Dame" несложен. Стихотворение построено на контрастах: «радостный и легкий» крестовый свод, каким он видится внутри помещения, конечно же, имеет «массу грузную». Но поскольку наружные арки поддерживают свод и стены, то таран свода не задействован. В третьей строфе антитез еще больше. Самая выдающаяся из них о готической душе создавшей неосознаваемое, что названо рассудочной пропастью. Пропасть - это что-то стихийное, не поддающееся рассудку, но, оказывается, она рационально продумана человеком. Робость христиан перед Богом, тем не менее, позволила создать храм, по грандиозности не уступающий египетским пирамидам. Стихотворение воспевает творение человека, посвященное Богу, но главной темой является не религиозная, а тема организации материала трудом архитекторов и строителей («всюду царь - отвес»).

Восхищение лирического героя грандиозным строением приводит к выводу, что как из камня можно создать такое легкое, устремленное ввысь здание, полное света и красоты, так и из обычных слов можно создавать прекрасные поэтические произведения, подобные лучшим образцам архитектуры. Стихи должны так же впечатлять своей легкостью и изяществом, как бы ни был долог и труден для поэта процесс их создания.

.

Стихотворение «Notre Dame» было написано юным Мандельштамом в 1912 г. и вошло в его первый поэтический сборник «Камень» (1916).

Литературное направление и жанр

В 1913 г. стихотворение было опубликовано в приложении к манифесту (декларации) акмеизма как его идеальный образец. Суть стихотворения соответствует акмеистическому постулату о том, что поэзия должна находить предмет изображения в обыденном, земном. Акмеизм – поэзия точных слов и осязаемых предметов. Таким предметом Мандельштам избирает «Notre Dame».

Тема, основная мысль и композиция

Название стихотворения указывает на предмет описания – Собор Парижской Богоматери.

Стихотворение состоит из четырёх строф. Каждая строфа – новый взгляд на предмет, новый поворот мысли. Таким образом, целое складывается из гармоничных частей. Стихотворение подобно величественному собору, который воспринимается лирическим героем как живой организм.

Первая строфа – это взгляд лирического героя изнутри на свод собора. Вторая строфа – описание собора снаружи. Третья и четвёртая строфы – более пристальное рассмотрение собора изнутри и снаружи. Такое перекрёстное чередование гармонирует с крестообразным сводом собора, находкой 12 века.

Композиция стихотворения связана не только с описанием собора, но и рассуждением разглядывающего его лирического героя о прошлом, настоящем и будущем человечества и его самого в контексте исторического и культурного развития.

Первая строфа описывает прошлое человечества: собор был заложен в конце 12 в. на месте, где когда-то была римская колония. Сравнивая впервые применённую крестообразную конструкцию свода с первым человеком Адамом, Мандельштам обращается к теме первого, нового, открытия в человеческой истории и культуре.

Вторая и третья строфы описывают собор как сочетание трёх культур: римской классической античной, галльской (языческих) и христианской как духовного наполнения материального творения архитекторов.

Третья строфа обращена в будущее. Мандельштам, которому 21 год, стремится к созданию «прекрасного», подобного гармоничному собору, состоящему из «чудовищных рёбер».

Мандельштам, как и Адам, должен правильно назвать земные вещи, и в этом предназначение поэта с точки зрения акмеизма. Тема стихотворения – предназначение поэта и его связь с культурным наследием всего человечества. Основная мысль – связь всех предметов и вещей: прошлого и будущего, христианства и язычества, безобразного и прекрасного, художника и его творения.

Тропы и образы

Основную мысль лучше всего отражает основной символ этого стихотворения – камень. Это идеальный материал, воплощение всего земного. Камень наполняется мудростью веков, становясь собором.

Стихотворение построено на контрастах и противопоставлениях. Эта структура продиктована архитектурным стилем собора. Готика – система противоборствующих сил. Собор, как совершенный организм, объединяет в себе противоположности. Кажущийся изнутри лёгким свод собора давит с такой силой, что нужны подпружные арки для подержания этого «тарана».

Третья строфа целиком строится на контрастах. Лабиринт и лес – образы горизонтальных и вертикальных препятствий. Лабиринтом иногда выкладывался пол в готических храмах, он был символом пути в горний Иерусалим. Образ густого леса, в котором заблуждается человек, традиционный для культуры, используется, например, в «Божественной комедии» Данте.

Противопоставляются дуб и тростинка как разнородные элементы собора (толстое и тонкое). В этом противопоставлении философская глубина: человек как мыслящий тростник (по словам Паскаля) во всей его уязвимости и непонимании противопоставлен человеку другого мировоззрения, всё понимающему и уверенному в себе.

Египетская (языческая) мощь противопоставляется христианской робости. Рассудочная пропасть – это оксюморон. Пропасть не может быть разумной, но для готической души, объединяющей противоположности, мир выглядит именно так.

В последней строфе противопоставлено чудовищное прекрасному, как материал, из которого создаются шедевры («недобрая тяжесть»), противопоставлен творению человеческих рук.

На олицетворении собора строится всё стихотворение. У собора есть чудовищные рёбра, свод играет мышцами, распластывая нервы.

Эпитеты стихотворения очень эмоциональны: дерзкий свод, непостижимый лес, чудовищные рёбра, недобрая тяжесть. Большинство эпитетов метафорические. Встречаются и отдельные метафоры: «всюду царь – отвес».

Размер и рифмовка

Стихотворение написано шестистопным ямбом с множеством пиррихиев, из-за чего стихотворение не имеет искусственной строгой ритмичности. Рифмовка в строфах кольцевая. Исследователи подметили, что фамилия автора рифмуется с первой и последней строками четвёртой строфы-вывода. Кажется, что Мандельштам подписывается под стихотворением.

  • «Мы живём, под собою не чуя страны…», анализ стихотворения Мандельштама

Анализ стихотворения - Notre Dame

Где римский судия судил чужой народ, Стоит базилика, и - радостный и первый, - Как некогда Адам, распластывая нервы, Играет мышцами крестовый лёгкий свод. Но выдаёт себя снаружи тайный план: Здесь позаботилась подпружных арок сила, Чтоб масса грузная стены не сокрушила - И свода дерзкого бездействует таран. Стихийный лабиринт, непостижимый лес, Души готической рассудочная пропасть, Египетская мощь и христианства робость, С тростинкой рядом - дуб, и всюду царь - отвес. Но чем внимательней, твердыня Notre Dame, Я изучал твои чудовищные рёбра - Тем чаще думал я: из тяжести недоброй И я когда-нибудь прекрасное создам... (1912)

Одним из программных произведений Мандельштама в сборнике "Камень" является стихотворение "Notre Dame".

Чтобы раскрыть смысл этого стихотворения, необходимо вписать его анализ:

1) в единство замысла сборника "Камень";2) в творческую концепцию мировоззрения поэта;3) в историко-культурный контекст.

Как и в стихотворении "Автопортрет", центральным, кульминационным образом-символом становится камень.

"Акмеисты с благоговением поднимают таинственный тютчевский камень и кладут его в основу своего здания".

Грубая материалистическая весомость камня выражает приятие реальности, бытия.

"Камень как бы возжаждал иного бытия. Он сам обнаружил скрытую в нём потенциальную способность динамики - как бы попросился в "крестовый свод" - участвовать в радостном взаимодействии себе подобных".

В контексте творчества О. Э. Мандельштама на камень человек направляет свои творческие усилия, стремится сделать материю носителем высокого содержания. Вспомним строки из стихотворения "Я ненавижу свет…":

…Кружевом, камень, будь И паутиной стань.

Собор Notre Dame становится образом преображения камня. Рукою таинственного "строителя щедрого" камень стал воздушным и светозарным храмом, вместилищем мудрости.

Notre Dame - собор Парижской Богоматери, знаменитый памятник ранней французской готики. С первой строки стихотворения Мандельштам как бы налагает контекстуальные пласты друг на друга, вызывая ассоциативные ряды у читателя.

"Где римский судия судил чужой народ…" - автор явно отсылает нас к историческому факту. Notre Dame стоит на острове Сите, где находилась древняя Лютеция - колония, основанная Римом. Так в стихотворении возникает римская тема. Рим - "корень западного мира", "камень, замыкающий свод".

Римская тема даёт возможность ощутить историю как единый архитектурный замысел. Опосредованно заявленная, эта тема несёт в себе объединяющее начало, отсюда совместимость различных культурных контекстов в стихотворении.

Метафорическое сравнение храма с первым человеком, Адамом, даёт скрытую аналогию: соотнесённости частей тела с частями храма.

Традиционно с образом Адама связан мотив радости существования, счастья бытия. Мандельштам обыгрывает эту идею, смещая акценты: метафорически явно связанный с Адамом, несёт в себе идею бытийственности.

Первые две строфы стихотворения построены по принципу антитезы: внешнему противопоставлено внутреннее. "Крестовый лёгкий свод" обнаруживает "тайный план" - "массу грузную стены". Через ощутимую тяжесть возводимого здания, грозное давление массивного свода на подпружные арки реализуется мотив камня. Метафора "и свода дерзкого бездействует таран" строится по принципу антитезы. Тот же контраст, что и в стихотворении "Автопортрет": скрытая вулканическая энергия замерла лишь на мгновение, словно пятая стихия, зависшая между Небом и Землёй.

Существование Notre Dame - это вызов, брошенный человеком Небу, вечности ("Неба пустую грудь // Тонкой иглою рань"). Сей дерзновенный проект - застывшая стихия, сотворённая человеком.

В третьей строфе различные культурные эпохи соединяются в "неслиянное единство" (определение О. Мандельштама), воплощённое в "стихийном лабиринте" храма. Через архитектурное совершенство собора, через его виртуозную "сотворённость" и величественную "телесность" проступают черты прошлых культур.

Чтобы показать этот синтез, подчеркнуть ёмкость открывающегося ирреального пространства храма, поэт использует оксюморон ("Души готической рассудочная пропасть"), соединяет в ряд противоположные явления: "египетская мощь и христианства робость"; "с тростинкой рядом - дуб, и всюду царь - отвес".

И наконец, четвёртая строфа становится квинтэссенцией авторской идеи. Происходит зеркальная обратимость твердыни Notre Dame в "недобрую тяжесть" Слова.

Слово становится объектом творческих у
силий человека.

Гениальная художественная интуиция поэта позволяет открыть единство культурного пространства. В этом едином культурном пространстве, где сосуществуют все эпохи, следы которых увидел Мандельштам в "твердыне" Notre Dame, растворены "сознательные смыслы" слов - Логосы. Но лишь в архитектурной организации, выстроенности поэзии Слово-Логос обретает своё истинное бытие, истинное значение, более подвижное, нежели данное в словаре, существующее только в данной архитектонике, данной комбинации.

"Из тяжести недоброй и я когда-нибудь прекрасное создам".

Лишь в контексте стихотворения "Notre Dame" словосочетание "тяжесть недобрая" обретает совершенно новую, неожиданную семантику: обозначает Слово.

"Любите существование вещи больше самой вещи и своё бытие больше себя…" - скажет О. Мандельштам.

Слово как бы уподобляется камню, обнаруживая свою внутреннюю динамику, и стремится участвовать в "радостном взаимодействии себе подобных" в смысловом поле культуры.

Если домашнее задание на тему: » Художественный разбор стихотворения О. Э. Мандельштама «Notre Dame» оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту сообщение у себя на страничке в вашей социальной сети.

 
  • Свежие новости

  • Категории

  • Новости

  • Сочинения по теме

      Аналіз вірша - Notre DameДе римський судія судив чужий народ, Коштує василька, і - радісний і перший, - Як ніколи По словам И. Бродского, "поэзия есть прежде всего искусство ассоциаций, намёков, языковых и метафорических параллелей".В таком ключе разворачивается римская тема Аналіз вірша - Куди як страшно нам з тобою...«Лускунчик», по спогадах Н. Мандельштам, - «домашня назва» вірша О. Мандельштама «Куди Анализ стихотворения - АвтопортретХудожественный мир О. Мандельштама сложен для интерпретации. Перед анализом его стихотворений испытывают трудности как учителя, так и Мотив смены веков продолжается в стихотворении «1 января 1924» (1924). Глобальный, широкий план перемежается в стихотворении конкретно-обыденным: образы «века-властелина», «умиранья

    Ниобий в компактном состоянии представляет собой блестящий серебристо-белый (или серый в порошкообразном виде) парамагнитный металл с объёмноцентрированной кубической кристаллической решеткой.

    Имя существительное. Насыщение текста существительными может стать средством языковой изобразительности. Текст стихотворения А. А. Фета «Шепот, робкое дыханье...», в свое

Где римский судия судил чужой народ,

Стоит базилика, и -- радостный и первый, --

Как некогда Адам, распластывая нервы,

Играет мышцами крестовый лёгкий свод.

Но выдаёт себя снаружи тайный план:

Здесь позаботилась подпружных арок сила,

Чтоб масса грузная стены не сокрушила --

И свода дерзкого бездействует таран.

Стихийный лабиринт, непостижимый лес,

Души готической рассудочная пропасть,

Египетская мощь и христианства робость,

С тростинкой рядом -- дуб, и всюду царь -- отвес.

Но чем внимательней, твердыня Notre Dame,

Я изучал твои чудовищные рёбра --

Тем чаще думал я: из тяжести недоброй

И я когда-нибудь прекрасное создам...

Одним из программных произведений Мандельштама в сборнике “Камень” является стихотворение “Notre Dame”.

Чтобы раскрыть смысл этого стихотворения, необходимо вписать его анализ:

  • 1) в единство замысла сборника “Камень”;
  • 2) в творческую концепцию мировоззрения поэта;
  • 3) в историко-культурный контекст.

Как и в стихотворении “Автопортрет”, центральным, кульминационным образом-символом становится камень.

“Акмеисты с благоговением поднимают таинственный тютчевский камень и кладут его в основу своего здания”.

Грубая материалистическая весомость камня выражает приятие реальности, бытия.

“Камень как бы возжаждал иного бытия. Он сам обнаружил скрытую в нём потенциальную способность динамики -- как бы попросился в “крестовый свод” -- участвовать в радостном взаимодействии себе подобных”.

В контексте творчества О.Э. Мандельштама на камень человек направляет свои творческие усилия, стремится сделать материю носителем высокого содержания. Вспомним строки из стихотворения “Я ненавижу свет…”:

…Кружевом, камень, будь

И паутиной стань.

Собор Notre Dame становится образом преображения камня. Рукою таинственного “строителя щедрого” камень стал воздушным и светозарным храмом, вместилищем мудрости.

Notre Dame -- собор Парижской Богоматери, знаменитый памятник ранней французской готики. С первой строки стихотворения Мандельштам как бы налагает контекстуальные пласты друг на друга, вызывая ассоциативные ряды у читателя.

“Где римский судия судил чужой народ…” -- автор явно отсылает нас к историческому факту. Notre Dame стоит на острове Сите, где находилась древняя Лютеция -- колония, основанная Римом. Так в стихотворении возникает римская тема. Рим -- “корень западного мира”, “камень, замыкающий свод”.

Римская тема даёт возможность ощутить историю как единый архитектурный замысел. Опосредованно заявленная, эта тема несёт в себе объединяющее начало, отсюда совместимость различных культурных контекстов в стихотворении.

Метафорическое сравнение храма с первым человеком, Адамом, даёт скрытую аналогию: соотнесённости частей тела с частями храма.

Традиционно с образом Адама связан мотив радости существования, счастья бытия. Мандельштам обыгрывает эту идею, смещая акценты: метафорически явно связанный с Адамом, несёт в себе идею бытийственности.

Первые две строфы стихотворения построены по принципу антитезы: внешнему противопоставлено внутреннее. “Крестовый лёгкий свод” обнаруживает “тайный план” -- “массу грузную стены”. Через ощутимую тяжесть возводимого здания, грозное давление массивного свода на подпружные арки реализуется мотив камня. Метафора “и свода дерзкого бездействует таран” строится по принципу антитезы. Тот же контраст, что и в стихотворении “Автопортрет”: скрытая вулканическая энергия замерла лишь на мгновение, словно пятая стихия, зависшая между Небом и Землёй.

Существование Notre Dame -- это вызов, брошенный человеком Небу, вечности (“Неба пустую грудь // Тонкой иглою рань”). Сей дерзновенный проект -- застывшая стихия, сотворённая человеком.

В третьей строфе различные культурные эпохи соединяются в “неслиянное единство” (определение О.Мандельштама), воплощённое в “стихийном лабиринте” храма. Через архитектурное совершенство собора, через его виртуозную “сотворённость” и величественную “телесность” проступают черты прошлых культур.

Чтобы показать этот синтез, подчеркнуть ёмкость открывающегося ирреального пространства храма, поэт использует оксюморон (“Души готической рассудочная пропасть”), соединяет в ряд противоположные явления: “египетская мощь и христианства робость”; “с тростинкой рядом -- дуб, и всюду царь -- отвес”.

И наконец, четвёртая строфа становится квинтэссенцией авторской идеи. Происходит зеркальная обратимость твердыни Notre Dame в “недобрую тяжесть” Слова.

Слово становится объектом творческих усилий человека.

Гениальная художественная интуиция поэта позволяет открыть единство культурного пространства. В этом едином культурном пространстве, где сосуществуют все эпохи, следы которых увидел Мандельштам в “твердыне” Notre Dame, растворены “сознательные смыслы” слов -- Логосы. Но лишь в архитектурной организации, выстроенности поэзии Слово-Логос обретает своё истинное бытие, истинное значение, более подвижное, нежели данное в словаре, существующее только в данной архитектонике, данной комбинации.

“Из тяжести недоброй и я когда-нибудь прекрасное создам”.

Лишь в контексте стихотворения “Notre Dame” словосочетание “тяжесть недобрая” обретает совершенно новую, неожиданную семантику: обозначает Слово.

“Любите существование вещи больше самой вещи и своё бытие больше себя…” -- скажет О.Мандельштам.

Слово как бы уподобляется камню, обнаруживая свою внутреннюю динамику, и стремится участвовать в “радостном взаимодействии себе подобных” в смысловом поле культуры.

стихотворение стиль поэт мандельштам

Notre Dame» (1912) принадлежит к раннему творчеству поэта и входит в его поэтический сборник «Камень» (1913). В центре этого стихотворения (как и сборника в целом) - образ кам­ня, символизирующий приятие реальности бытия. Notre Dame, собор Парижской Богоматери, знаменитый памятник ранней французской готики, представляет собой преображенный камень, ставший воздушным храмом, вместилищем мудрости.

Первая же строка («Где римский судия судил чужой народ») отсылает читателя к историчес­кому факту: Notre Dame стоит на острове Сите, где находилась древняя Лютеция - колония, основанная Римом. Так в стихотворении возникает римская тема, которая дает возможность ощу­тить историю как единый архитектурный замысел. Эта тема несет в себе объединяющее начало, совмещая различные культурные контексты в стихотворении.

Первые две строфы стихотворения построены по принципу антитезы: внешнему противопос­тавлено внутреннее. «Крестовый легкий свод» обнаруживает «тайный план» - «массу грузную стены». В третьей строфе различные культурные эпохи соединяются в «неслиянное единство» (определение О. Мандельштама), воплощенное в «стихийном лабиринте» храма. Поэт соединяет в ряд противоположные явления: «египетская мощь и христианства робость»; «с тростинкой ря­дом - дуб, и всюду царь - отвес». И наконец, четвертая строфа становится квинтэссенцией авторской идеи. Происходит зеркальная обратимость твердыни Notre Dame в «недобрую тяжесть» слова. Слово как бы уподобляется камню, на который человек направляет свои творческие уси­лия, стремясь сделать материю носителем высокого содержания.