А в соколов социальные коммуникации торрент. Социальная психология в действии! Что изучает конфликтология

Соколов Аркадий Васильевич (1934 г. р.) - крупнейший отечественный ученый, пионер информатики. Он член-корреспондент Российской академии естественных наук, действительный член Международной академии информатизации, доктор педагогических наук, профессор, заслуженный работник культуры России. Научные исследования Соколова А. В. направлены на совершенствование сложившейся практики. Он - главный конструктор автоматизированной системы "Союзкультура" в Российской государственной библиотеке, первый президент Санкт-Петербургского библиотечного общества. Список научных публикаций А. В. Соколова превышает 260 наименований. Его работы изданы на английском, немецком, испанском, китайском, чешском, польском языках.

С начала 90-х годов А. В. Соколов разрабатывает общепрофессиональный курс социальных коммуникаций. По его инициативе этот курс включен в учебные планы ряда вузов страны.

Предлагаемое читателю учебное пособие "Введение в теорию социальных коммуникаций" не имеет аналогов. Оно новаторское и по форме, и по содержанию. В нем впервые систематично и доходчиво излагаются основные положения и понятия теории социальных коммуникаций.

Учебное пособие предназначено для социально-культурных работников, библиотекарей, журналистов, социологов, информационных работников, преподавателей, аспирантов, студентов гуманитарных вузов.

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ

ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРОФСОЮЗОВ

А. В. Соколов

ВВЕДЕНИЕ В ТЕОРИЮ

по высшему образованию в качестве учебного пособия

для студентов высших учебных заведений,

обучающихся по специальности Культурологии"

Санкт-Петербург

Рецензенты: доктор философских наук, профессор С.Н. Иконникова,

доктор педагогических наук, профессор В.П. Леонов

Соколов А.В.

С 59 Введение и теорию социальной коммуникации:

Учебное пособие. СПб.: СПбГУП, 1996 320 с.

ISBN 5 –7621-0020-0

В книге видного российского ученого, член-корреспондента Российской академии естественных наук, действительного члена Международной академии информатизации, профессора СПбГУП изложены основы теории социальной коммуникации. Впервые и отечественной литературе разносторонне освещены социальная коммуникация, коммуникационная деятельность, социально-коммуникационная система. В анализе социальной коммуникации использован теоретический инструментарий философии, социологии, психологии, информатики, культурологии. Для студентов и аспирантов гуманитарных вузов.

SBN 5-7621-0020-0  Соколов А.В., 1996

 Оформление, СПбГУП, 1996

ВВЕДЕНИЕ

Теория социальной коммуникации одна из репрессированных советской идеологией научных дисциплин. В "Философском словаре", изданном Политиздатом в 1986 г., говорится: "Коммуникация категория идеалистической философии, обозначающая общение, при помощи которого "Я" обнаруживает себя в другом... Доктрина коммуникации в целом утонченная форма кастовых и корпоративных связей. Объективно учение о коммуникации противополагается марксистскому пониманию коллектива" 1 . Отказ от научного изучения коммуникационных процессов нанес большой ущерб прикладным дисциплинам, изучающим социально-коммуникационную практику, в том числе педагогике, библиотековедению, журналистике, учению о культурно-просветительной работе. Эти дисциплины сосредоточились на поверхностном описании и систематизации наблюдаемых фактов и выработке идеологически выдержанных рекомендаций, лишившись теоретической глубины.

Между тем, в американских и западноевропейских университетах много лет читаются курсы по коммуникации, существуют специализации и присваиваются ученые степени "коммуникационных наук". Издается более двух десятков научных и технических журналов, посвященных коммуникации, а мировой поток научной, учебной, производственной литературы трудно обозрим. Добытые знания обобщаются в справочной литературе: в 1989 году в Нью-Йорке был переиздан "Стандартный словарь по коммуникации", насчитывающий более 1200 страниц 2 ; в том же году потаилась четырехтомная Международная энциклопедия по коммуникации, подытоживающая разнообразные и обширные знания, накопленные за рубежом 3 .

Главный редактор этой энциклопедии Э. Барнув, констатируя "коммуникационную революцию, происходящую в индустриальных странах", пишет: "становится очевидным центральное положение коммуникации в человеческой истории, что и объясняет, почему такие различные дисциплины как антропология, искусство, образование, история, журналистика, право, лингвистика, философия, политические науки, психология и социология стремятся к объяснению процесса коммуникации, сотрудничают в создании новой дисциплины", которая именуется теорией коммуникации. Задача этой дисциплины по Э. Барнуву состоит в том, чтобы выявить "все пути, по которым информация, идеи и установки распространяются среди индивидов, групп, наций и поколений".

К сожалению, в пашей стране до сих пор коммуникационная проблематика сводилась к массовой коммуникации или различным информационным системам и никогда не охватывалась в целом. В настоящем курсе впервые предпринята попытка представить проблемы социальной коммуникации во всей полноте и разнообразии. Охарактеризуем кратко это разнообразие.

Исходное определение: социальная коммуникация есть движение знаний, эмоциональных переживаний, волевых воздействий в социальном времени и пространстве. Обратите внимание: более, казалось бы, емкое выражение "социальная коммуникация - движение социальной информации" не используется в качестве исходного из-за расплывчатости понятия "информация", которое нуждается в критическом осмыслении (см. раздел 3). Примерами социально-коммуникационных актов могут служить дружеская беседа и научный диспут, лекция и чтение книги или газеты, телефонный разговор, телепередача, компьютерный поиск информации. Молитва, обращенная к Богу, - это односторонняя коммуникация, которую желательно сделать двусторонней. Каждый человек значительную часть своей жизни посвящает общению с другими людьми, усвоению культурного наследия, самовыражению в речи или письме, короче говоря, - коммуникационной деятельности.

Социально-коммуникационные процессы являются условием и предпосылкой существования всякого человеческого общества. Поэтому в ходе цивилизационного развития человечества образовались специальные социально-коммуникационные учреждения, призванные удовлетворять коммуникационные потребности общества в целом, социальных групп и отдельных личностей. Учреждения такого рода - школы, библиотеки, музеи, книгоиздательства, пресса, телевидение, службы научно-технической и экономической информации, туристические агентства, театры, кино, клубы и т. д. В этих учреждениях работают профессионалы социально-коммуникационной деятельности, специалисты в области социальной коммуникации.

Конечно, содержание деятельности каждого социально-коммуникационного учреждения специфично, поэтому различны квалификационные требования (совокупность знаний, умений, навыков), предъявляемые, например, к учителю или актеру, библиотекарю или журналисту, музейному экскурсоводу или корреспонденту телеграфного агентства. Но есть общая основа их профессионализма, заключающаяся в овладении коммуникационными знаниями, умениями и навыками. Полому курс "Социальные коммуникации" имеет статус обще профессионального курса к системе подготовки социально-коммуникационных работников. В качестве такового он может (и должен!) преподаваться на библиотечных, педагогических, культурологических, журналистских, редакционно-издательских, искусствоведческих факультетах при условии некоторого профилирования.

Главная особенность общепрофессионального курса заключается в том, что он является обобщающим (интегрирующим), а не описательно-рецептурным. Обобщение требует абстрагирования от частностей. Поэтому обобщающий курс неизбежно становится теоретическим и может именоваться "теорией социальной коммуникации".

В научном познании (гносеологии) принято различать объект и предмет данной науки (теории, учения). Объект это часть объективно (независимо oт исследователя) существующей реальности, которую исследователь выбирает для изучения. В настоящем случае таким объектом служит социальная коммуникация, исходное определение которой приведено выше. Познание всякого объекта неисчерпаемо, потому что к нем можно найти бесконечное количество аспектов (свойств, отношений), предоставляющих научный интерес. В связи с этим конкретные (не обобщающие!) научные дисциплины рассматривают объект не в целом, а в определенном, близком им аспекте. Объект, взятый и определенном аспекте, образует предмет науки. Следует обратить внимание на то, что объект существует реально, а предмет это идеальный образ объекта, построенный учеными. Например, такой многогранный объект, как "человек", служит предметом изучения психологии, антропологии, медицины, социологии, но каждая из этих наук лишь частично отвечает на вопрос "что есть человек?"

Социальная коммуникация, бесспорно, имеет мною аспектов, позволяющих образовать целое предметное пространство, которое, ради наглядности, представим в виде предметного куба, имеющего шесть граней (см. рис. 0.1). Согласно рисунку, социальная коммуникация может и, действительно, является предметом изучения по крайней мере пяти фундаментальных наук: философии, социологии, психологии, культурологии, лингвистики, плюс прикладные технические науки. Конкретизируем содержание социально-коммуникационной проблематики.

1. Философская грань предметного куба Социальная коммуникация, как уже было сказано, представляет собой движение знаний, эмоциональных переживаний, волевых воздействий в социальном времени и пространстве. Знания, чувства, волевые побуждения есть смыслы, поэтому социальная коммуникация есть коммуникация смысловая, содержанием которой является движение идеальных, умопостигаемых смыслов, а не перемещение материальных объектов как в случае транспортной или энергетической коммуникации. Постижение сущности социальной коммуникации требует обращения к философским категориям "идеальное", "материальное", "сознание", "смысл", "знак".

Две классические философские дисциплины, помимо современных философских теорий и концепций, непосредственно занимаются социально-коммуникационными процессами: логика и герменевтика. Логика изучает формы мышления и пути постижения истины, в ее предмет входит построение доказательств и опровержений, обнаружение лжи и заблуждений, ведение диалога и спора. Герменевтика учение о понимании (толковании) текстов, о постижении глубинных смыслов записей, например, поэм Гомера, Священного Писания и т.п. Ясно, что социально-коммуникационные сообщения должны быть логичны и понятны, поэтому логика и герменевтика вписываются в проблематику социальной коммуникации.

Рис. 0.1 Предметный куб социальной коммуникации

II. Социологическая грань достаточно очевидна, ибо социальная коммуникация осуществляется социальными субъектами (личностями, социальными группами, массо­выми аудиториями) в социальном пространстве и времени. Строго говоря, теория социальной коммуникации должна быть одной из социологических дисциплин, но этого не произошло. Изучая структуру общества, его социальные институты, динамику социальной жизни, социологи лишь попутно обращались к социально-коммуникационным про­цессам, не занимаясь углубленным их исследованием. Исключениями являются учение о взаимодействиях между людьми П. А. Сорокина 4 , символический интеракционизм (дословно "взаимодействие посредством символов", т. е. смыслов) - направление, развиваемое в социологии США с 20-х годов нашего века, теория коммуникативной дея­тельности, развиваемая немецким социальным философом Ю. Хабермасом. Тем не менее в проблемном кубе социаль­ной коммуникации социологическим разработкам должно принадлежать видное место.

III. Психологическая грань отчетливо проявляется в двух случаях: в межличностной коммуникации (общении), когда происходит диалог между равными партнерами, и в управлении (манипулировании) массовыми аудиториями. "Общение" признается одной из базовых категорий отече­ственной общей психологии, наряду с такими категориями. Проблематика общения глубоко разработана и трудах I). Г. Ананьева, Л. А. Бодалева, А. II. Леонтьева, I). Ф. Ломова, 13. П. Мясищева. Управление массовыми аудиториями и процессе пропа­ганды, aгитации, рекламы давно изучается социальной пси­хологией, достигшей несомненных успехов. Стало быть, имеются неплохие возможности для раскрытия пси­хологических аспектов коммуникационной деятельности. Следует обратить внимание, что психологическая пробле­матика непосредственно выводит на физиологическую проблематику (асимметрия полушарий головного мозга, "реченые зоны" и мозгу и г. д.). Нет нужды выделять спе­циально физиологические проблемы, так как они легко объединяются с проблемами психологическими.

IV. Культурологическая грань. Культурология не относится к числу наук с четко очерченным предметом ис­следования, ибо базовая для нее категория "культура" понимается учеными по разному. Теоретическая трактовка культуры связана с понятиями "духовная культура", "духовная жизнь", "культурное наследие", которые имеют прямое отношение к социальной коммуникации, точнее к теоретической ее интерпретации. Практическое понима­ние культуры приходит к таким социально-культурным явлениям, как письменность, литература, искусство, рели­гия, паука, а также к культурным социальным институтам школам, библиотекам, музеям и т. д. Пepeчисленные социально-культурные явления и институты (учреждения, службы) выполняют коммуникационные функ­ции, и для некоторых из них именно эти функции являются определяющими и главными. Можно сказать, что социаль­но-коммуникационная деятельность и социально-куль­турная деятельность образуют единство, они нe просто взаимосвязаны, а взаимообусловлены и неотделимы друг от друга. Отсюда вытекают научно-интеграционные связи между теорией социальной коммуникации и такими наука­ми, как литературоведение, искусствознание, науковедение, педагогика, библиотековедение, библиографоведение, журналистика, клубоведение, научная информатика и мно­гие другие. Именно в этом случае может особенно плодотворно проявиться потенциал обобщающей теории социальной коммуникации.

Культурология исторически связана е этнографией (этнологией), изучающей происхождение и жизненный цикл этносов (племен, народностей, наций), их этнические осо­бенности, в том числе знаковые системы, язык, символику, традиции, т.е. социально-коммуникационные явления, выработанные данным этносом. Разумеется, ком­муникационный багаж этнологии представляет интерес для теории социальной коммуникации.

V. Лингвистическая грань социально-коммуника­ционной проблематики достаточно очевидна. Речевая спо­собность, т.е. способность пользоваться выработанным обществом языком, является необходимой предпосылкой всякой коммуникационной деятельности. Современная лин­гвистика не отдельная наука, а цикл научных дисцип­лин, куда входят фонетика, лексикология, грамматика, се­мантика, структурная лингвистика, стилистика, культура речи, сравнительное языкознание и другие учения. Цикл лингвистических дисциплин включается в состав социаль­но-коммуникационных наук, но им не исчерпывается та грань социальной коммуникации, которую мы назвали "лингвистической".

Наряду со словесными (вербальными) средствами в межличностной коммуникации непременно используются жесты, позы, мимика, интонации и другие невербальные средства. Строго говоря, невербальное общение не должно входить в компетенцию лингвистики, но практически мно­гие лингвисты, особенно психолингвисты и социолингвисты, изучают язык жестов, дополняющий вербальное общение.

Обобщающей теорией знаков является семиотика, которая может быть названа "научным партнером" теории социальной коммуникации. Семиотический подход к социальной коммуникации, когда предметом рассмотрения становятся языки и отдельные символы, выражающие смыслы, раскрывает особое "измерение" в ее изучении, Правда, это "измерение" шире, чем сугубо лингвистический взгляд, - оно охватывает культурологические, в частности, литературоведческие, и этнографические знаковые проблемы.

VI. Техническая грань со времен изобретения книгопечатания (XV в.) приобретает все более важное значение в социальной коммуникации. Промышленная революция XIX века вызвала к жизни прессу, ставшую "четвертой властью" в демократических странах Запада, телеграф, телефон, радио. Плодами научно-технической революции XX века стали телевидение и компьютер, воздействие которых на социальную коммуникацию является одним из центральных вопросов коммуникационных теорий.

Итак, мы выделили и кратко охарактеризовали шесть проблемных областей, представляющих предметное поле социальной коммуникации. Но этого мало. Социальная коммуникация, подобно любому социальному процессу, допустим, процессу материального производства или госу­дарственного строительства, обусловлена исторически. Предметный куб социальной коммуникации для Древнего Египта, классической Греции, Киевской Руси или петров­ской России сохранит свою шестигранную форму, но содержание его будет далеко не одинаковым в каждом слу­чае. При изучении всякого социального явления разли­чаются два измерения:

Синхроническое измерение - представле­ние данного явления или ряда одновременно случившихся явлений во всей их полноте, соответствующей данному моменту времени;

Диахроническое измерение - представле­ние эволюции (истории развития) данного явления в тече­ние достаточно длительного промежутка времени.

Осуществляя синхроническое описание и осмысление социальной коммуникации какого-либо исторического общества, мы делаем только первый шаг к диахрони­ческому представлению социально-коммуникационных про­цессов, а, следовательно, к пониманию исторических зако­номерностей, обусловивших эти процессы. Если пред­ставить синхроническое измерение в виде одного предмет­ного куба, то диахроническое измерение - это после­довательность такого рода кубов. Сколько требуется построить кубов социальных коммуникаций, чтобы обна­ружить эволюционные закономерности? Для этого не нужно прослеживать коммуникационные процессы каждого этноса и каждого государства с момента их возникновения до наших дней. Достаточно ограничиться главными вехами в истории человечества. Такими вехами являются цивили­зации. В теории социальной коммуникации вырисовывается проблема "Цивилизации и коммуникации", изучение кото­рой позволит удовлетворить требования принципа исто­ризма, действующего во всех общественных науках.

Обобщающий статус теории социальной коммуни­кации заключается в том, что она становится ядром целой системы социально-коммуникационных наук. Эта систе­ма нуждается в особом рассмотрении (см. раздел 8).

Теперь уточним предмет теории социальной комму­никации, т. е. те аспекты реально существующих социаль­но-коммуникационных явлений, сущность которых вскры­вается данной обобщающей теорией. Движение во времени каких-либо смыслов (знаний, эмоций, волевых импульсов) есть не что иное, как память. Если имеется к виду движение смыслов в социальном (историческом) времени, то речь идет о социальной памяти. Если же рассматривается движение смыслов в социальном пространстве, то гово­рится о социально-коммуникационной деятельности. Социальная намять и социально-коммуникационная дея­тельность неразрывно связаны друг с другом. В памяти нет ничего, что не было бы в содержании коммуникационных сообщений, а субъект коммуникационной деятельности должен обладать памятыо, в противном случае ему не о чем будет сообщать другим людям. Следовательно, предметами изучения теории социальной коммуникации являются:

Социальная намять;

Социально-коммуникационная деятельность;

Взаимосвязи между ними.

Наконец, остановимся на методологических подхо­дах, которые могут быть использованы при изучении со­циальной коммуникации. Реализация методологического подхода состоит в том, что социальная намять и социально-коммуникационная деятельность рассматриваются через призму базовой категории данного подхода, и при этом высвечиваются определенные их свойства, другие же свой­ства затушевываются. Ясно, что для всестороннего поз­нания изучаемого предмета желательно использовать не­сколько методологических подходов. В обществоведении получили распространение следующие подходы;

и н ф о р м а ц и о н н ы й, использующий для тео­ретического воспроизведения изучаемых предметов обще­научную категорию информация;

с е м и о т и ч е с к и й, рассматривающий социальные процессы через призму категории знак:

д е я т е л ь н о с т н ы й, где базовой является категория деятельность;

с и с т е м н ы й, или с т р у к т у р н о - ф у н к ц и о ц а л ь н ы й, где базовыми категориями служат система, структура, функция.

Принята следующая логика построения курса в целом: теоретическое введение, вводящее в оборот основ­ные понятия и термины теории социа-льной коммуникации (раздел 1); эволюция социальной коммуникации от зоокоммуцикации австралопитеков до электронной коммуни­кации постиндустриального общества (раздел 2); раздел 3 посвящен межличностной коммуникации и базируется на психологических разработках; раздел 4 является социоло­гическим и культурологическим но содержанию и но фор­ме. Настоящее издание посвящено разделу 1.

Наконец, уточним способ изложения материала в на­шем курсе. Люди понимают (интериоризируют) новые для них смыслы в зависимости от своих психотипологических особенностей. Существуют 4 полярных способа понимания:

0. 3 а п о м и н а н и е вместо понимания: некритиче­ское воспроизводство запомнившихся текстов. Здесь преобладает сенсорное (чувственное) восприятие, а не рациональное мышление. Фактически имеет место квази-пониманию.

1. Х у д о ж н и ч е с к о е понимание, свойственное художникам, музыкантам, поэтам, где условие постижения смысла заключается в представлении его в виде фантасти­ческих образов, гармонического сочетания цвета, или гра­фики, или звуков.

2. И и ж е н е р н о - т е х н и ч е с к о е понимание, стремящееся к схематизации смыслов, к выражению их в форме наглядных диаграмм, чертежей, таблиц, класси­фикаций и т.п.

3. М а т е м а т и ч е с к о е понимание, где требуется описание смыслов с помощью умозрительных абстракций вероятность, многомерное пространство, мнимая величи­на, дифференциал, интеграл и пр.).

На рис. 0.2. способы понимания упорядочены в виде классификации. Обычный человек (не гений) не может вла­деть в равной мере несколькими способами понимания, так как возможности каждого психологического типа ограни­чены. Одни люди легко воспринимают музыку или поэзию и свободно оперируют ими, другим близки и понятны мате­матические выражения и структурные формулы, повер­гающие в уныние гуманитарную интеллигенцию. При этом все люди пользуются в своей практике квазипониманием, основанном на доверии к автору сообщения и сводящимся к механическому репродуцированию услышанного, увиден­ного или прочитанного.

На какой способ понимания рассчитан наш курс? На инженерно-техническое понимание. Оно является наиболее распространенным в среде рационально мыслящей интел­лигенции и не требует специфических математических или эстетических способностей для постижения смысла текста. Метод некритического запоминания не рекомендуется, поскольку в данном случае он превращается в слишком трудоемкое и неблагодарное занятие.

Рис. 0.2. Классификация способов понимания

1. КОММУНИКАЦИОННАЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И

КОММУНИКАЦИОННЫЕ ЯВЛЕНИЯ

1.1. Понятие о социальной коммуникации

Во введении без развернутой аргументации было предложено исходное определение социальной коммуни­кации. Теперь остановимся на двух немаловажных для ее понимания моментах: во-первых, родовом понятии "ком­муникация" и типах коммуникации; во-вторых, на разно­видностях социальной коммуникации.

А.Н. Правовое государство. Идея, теория , практика. Курск, 1994.(рецензия...

  • Учебно-методический комплекс теория государства и права специальность 030501. 65 -юриспруденция квалификация юрист

    Учебно-методический комплекс

    Введение в теорию государства и права 1 Теория теории Соколов А.Н. Правовое...

  • Программа дисциплины теория государства и права специальность 030501. 65 -юриспруденция квалификация юрист

    Программа дисциплины

    Лекции Семинары 1 семестр Раздел 1 Введение в теорию государства и права 1 Теория государства и права как наука... право. Вопросы теории и практики. М., 1986. Сагадар М.Н. Основы мусульманского права. М., 1996 Соколов А.Н. Правовое...

  • Программа для государственного экзамена по Теории государства и права по направлению Юриспруденция (магистратура) Казань 2012

    Программа

    1988. - 139 с. Дмитриев А.В. Введение в общую теорию конфликтов / А.В. Дмитриев, В.Н. ... 1996. - 232с. Соколов Н.Я. Профессиональное сознание юристов... Четвернин В.А. Демократическое конституционное государство: Введение в теорию / В.А. Четвернин; РАН, ...

  • Соколов А. В. Социальные коммуникации: учеб. для бакалавров, обучающихся по направлению подготовки 071900.62 «Библиотечно-информационная деятельность»

    Соколов А.В. Социальные коммуникации: учеб. для бакалавров, обучающихся по направлению подготовки 071900.62 «Библиотечно-информационная деятельность» / А. В. Соколов; науч. ред. Г. В. Михеева. – Санкт-Петербург: Профессия, 2014. – 288 с.

    В учебнике рассматриваются место и роль документа в системе социальных коммуникаций, представлена вся проблематика социальных коммуникаций, имеющая значение для современной библиотечно-информационной деятельности. Исходя из понимания коммуникации как движения смыслов в социальном пространстве и времени, рассмотрены формы, виды, уровни коммуникационной деятельности, структура групповой и общественной памяти, разновидности коммуникационных каналов и периодизация эволюции социальных коммуникаций, включая мультимедийную коммуникацию в информационном обществе. Учебник носит междисциплинарный характер, в нем учтены взаимосвязи библиотековедения, библиографоведения, книговедения с прочими общественными и гуманитарными науками в области коммуникационной проблематики.

    Настоящий учебник является первым учебным пособием по социальным коммуникациям, специально адресованным студентам библиотечно-информационной школы и адаптированным к требованиям федерального образовательного стандарта третьего поколения. Он может быть использован библиотекарями-библиографами практиками и информационными работниками для повышения квалификации и самообразования.


    Введение 7
    Глава 1. Начала теории социальной коммуникации 14
    § 1.1. Понятие коммуникации 14
    § 1.2. Типы реальностей и типы коммуникаций 17
    § 1.3. Смысловая социальная коммуникация 31
    § 1.4. Информация и коммуникация 51
    § 1.5. Функции естественного языка и речи 59
    Глава 2. Коммуникационная деятельность 67
    § 2.1. Субъекты коммуникационной деятельности в пространствах культуры 67
    § 2.2. Формы, виды, уровни коммуникационной деятельности 75
    § 2.3. Микрокоммуникация 82
    § 2.4. Мидикоммуникация 101
    § 2.5. Массовая макрокоммуникация 111
    § 2.6. Правда и ложь в коммуникационной деятельности 121
    Глава 3. Социальная память 133
    § 3.1. Смысловая память и мнемические действия 133
    § 3.2. Структура национальной памяти общества 139
    § 3.3. Проекты общечеловеческой памяти 153
    § 3.4. Проблемы построения общечеловеческой памяти в XXI веке 175
    Глава 4. Эволюция социальных коммуникаций 183
    § 4.1. Хронология общественных коммуникационных систем 183
    § 4.2. Археокультурная словесность 189
    § 4.3. Палеокультурная книжность 196
    § 4.4. Мануфактурная книжность 202
    § 4.5. Индустриальная книжность и массмедиа 215
    § 4.6. Мультимедийная культура информационного общества 244
    Заключение. На пути к метатеории 269
    Предметный указатель 276

    Введение

    В первом приближении будем понимать социальную коммуникацию как целесообразное, опосредованное знаками (речь, изображения, жесты, мимика и т. д.) взаимодействие между социальными субъектами (отдельными личностями, социальными группами, массовыми совокупностями). Очевидно, что коммуникация (общение) между людьми – необходимое условие формирования рода человеческого (антропогенез) и человеческого общества (социогенез). Отсюда вытекает бесспорный, даже тривиальный, вывод о том, что коммуникация является необходимым, а может быть, и определяющим фактором культурной эволюции человечества.

    Повседневно практикуя коммуникационную деятельность, люди с древнейших времен задавались вопросами: откуда взялся язык? что такое память? как общаться с силами природы, потусторонним миром, всемогущими божествами? У многих народов существуют мифологические ответы на поставленные вопросы, есть различные ответы в религиозной и научной литературе. Возьмем для примера мифы Древней Греции.

    В обширном древнегреческом пантеоне социальная коммуникация представлена довольно обширно и разнообразно. Один из старейших олимпийцев Гермес, наделенный даром красноречия, обутый в золотые крылатые сандалии и вооруженный золотым магическим жезлом, выполнял функции вестника богов, посредника между богами и людьми (роль «почтальона богов» играла также богиня Ирида). Гермес был гидом и покровителем путников (неслучайно имя его происходит от слова «герм» –путевой знак). Коммуникационные способности Гермеса дополнялись хитростью, сообразительностью и даже вороватостью (хитроумие Одиссея объясняется его происхождением из рода Гермеса). Учитывая предпринимательские способности Гермеса, римляне превратили его в бога торговли и обогащения Меркурия, который носил не только крылатые сандалии, но и кошель для монет. Таким образом, в мифическом образе Гермеса органично сочетались красноречие, лукавство, охота к перемене мест, торговая предприимчивость.

    Прагматичный Гермес был равнодушен к искусству, поэтому, смастерив семиструнную лиру, он уступил ее Аполлону за стадо коров. Образ прекрасного и мудрого бога художественного вдохновения и прорицания будущего, предводителя муз Аполлона удивительно точно раскрывает духовное богатство коммуникации. Коммуникация оказывается искусством, различные грани которого символизируют аполлонические музы. Пластику непосредственного общения передает грациозная Терпсихора; лирическую поэзию представляют Эрато и Евтерпа, в руках которых музыкальные инструменты; о трагедиях повествует суровая Мельпомена, дополняет ее смеющаяся Талия, муза комедии; строгая Полигимния и Каллиопа со свитком и палочкой для письма фиксируют текущие события; Клио – муза истории воплощает социальную память; наконец, умная Урания – муза астрономии с небесным сводом и циркулем олицетворяет научное познание. Под эгидой мусагета Аполлона сосредоточена невербальная и вербальная, устная и документальная, эстетическая и научная коммуникация. Текущая коммуникационная деятельность взаимодействует с социальной памятью. Если же добавить хитросплетения повседневного обыденно-делового общения и транспортные перемещения, которыми ведает практичный Гермес, можно сказать, что древнегреческая мифология непостижимым образом отразила общую структуру социальных коммуникаций, свойственную не только античности, но и последующим цивилизациям.

    В этой структуре представлены: разные типы коммуникации – перемещение материальных объектов (путников, грузов и т. д.) в геометрическом пространстве и движение смыслов (знаний, умений, эмоций, волевых побуждений, фантазий) в социальной реальности; разные формы, виды и уровни коммуникационной деятельности; всевозможные коммуникационные каналы (средства связи), образующие устную и документальную коммуникацию; наконец, социальные институты, охватывающие повседневное общение, массовую коммуникацию, социальную память, эстетическую коммуникацию (поэзия, музыка, театр и т. д.); институциональную коммуникацию (религия, наука, политика, право и пр.). С течением времени появлялись новые средства, методы, каналы, центры и службы коммуникации, возникали новые проблемы и угрозы, но сама структура Аполлона-Гермеса доныне сохраняется в качестве незыблемой основы, потому что она имеет не исторически или национально ограниченное, а вечное общечеловеческое значение. Поэтому, если бы потребовались небесные покровители коммуникации, резонно выбрать древнегреческих богов Аполлона и Гермеса.

    В наши дни, когда речь идет о формировании информационного общества в виде компьютеризованного мира с мультимедийными глобальными коммуникационными каналами и с культурным наследием, хранящимся в распределенной памяти компьютерных сетей, традиции Гермеса и Аполлона вытеснены на периферию общественной жизни. Однако, преодолевая древнегреческую мифологию, не следует игнорировать уроки, которые можно извлечь из эволюции социально-культурных коммуникаций. Главный вывод состоит в признании фундаментальной значимости коммуникации для человеческой цивилизации. В свое время П. Я. Чаадаев (1794-1856) сформулировал этот вывод вполне определенно: «Лишенные общения с другими созданиями, мы щипали бы траву, а не размышляли о своей природе» . Более развернуто мысль остроумного философа-скептика можно выразить в следующих тезисах, достаточно очевидных в наши дни:

    В процессе антропогенеза коммуникационная деятельность была решающей предпосылкой и питательной почвой для образования человеческого сознания и языка; коммуникация – способ формирования человеческой личности, поскольку только в процессе взаимодействия с другими людьми происходит социализация индивида и развитие его способностей; коммуникационная потребность – органическая (абсолютная) духовная потребность человека; изоляция от общества приводит к неизлечимым психическим травмам; коммуникация – фактор и условие существования любых человеческих общностей – от малых социальных групп до наций и государств; коммуникационная деятельность – источник, средство поддержания и использования социальной памяти, аккумулирующей культурный и исторический опыт социальных субъектов.

    Актуальность издания учебника по социальным коммуникациям, адресованного библиотечно-информационным факультетам, продиктована обострением жизненно важных проблем библиотечно-информационной деятельности. Жизненными проблемами являются девальвация книжной культуры, упадок социального престижа библиотечной профессии, неопределенность места и роли книжно-документальной коммуникации в наступающем информационном обществе. Эти проблемы обусловлены существенными изменениями в структуре социальных коммуникаций и коммуникационной практике активного населения. Совершенно очевидно, что для преодоления негативных последствий перечисленных проблем библиотечно-информационным работникам нужно профессионально ориентироваться в современной социально-коммуникационной системе. Отсутствие адресованных им учебников и учебных пособий по социальным коммуникациям делает эту задачу практически невыполнимой. Поэтому актуальность издания настоящего учебника не ограничена рамками библиотечной школы, она распространяется на библиотечно-библиографическую практику, на научные основания библиотековедения, библиографоведения, книговедения.

    Цель учебника – адаптировать научные знания в области социальной коммуникации (communication studies) для формирования профессионально-культурных компетенций библиотечно-информационных работников, соответствующих условиям информационного общества. Целью обусловлены задачи:

    Разработка понятийно-терминологической системы для раскрытия сущности социально-коммуникационной деятельности и социальной памяти; рассмотрение библиотечно-информационной деятельности как разновидности социально-коммуникационной деятельности, а библиотечно-информационных учреждений как коммуникационных центров; осмысление эволюции социальных коммуникаций и сочетания книжности с мультимедийной культурой; определение социальной миссии библиотек в техногенном информационном обществе; выявление научных знаний о коммуникации, имеющих значение для развития теоретических оснований библиотековедения, библиографоведения, книговедения.

    Профессионально-педагогическая направленность учебника заключается в формировании следующих общекультурных и профессиональных компетенций бакалавров по направлению подготовки 071900 «Библиотечно-информационная деятельность»:

    Осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности; способность анализировать социально значимые проблемы и процессы; способность понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества; готовность к освоению и предоставлению перспективного ассортимента информационно-коммуникационных продуктов и услуг; готовность к постоянному совершенствованию профессиональных знаний и умений, приобретению новых навыков реализации библиотечно-информационных процессов, профессиональной переподготовке и повышению квалификации; готовность принимать компетентные управленческие решения в профессионально-производственной деятельности; готовность к участию в реализации комплексных инновационных проектов и программ развития библиотечно-информационной деятельности; способность к изучению и анализу библиотечно-информационной деятельности; готовность к формированию информационной культуры пользователей библиотеки; готовность к реализации инновационных процессов в социокультурной сфере.

    В результате изучения учебника «Социальные коммуникации» студент должен Знать:

    Научное понимание и типизацию коммуникации; определение социальной коммуникации как движения смыслов в социальном времени и пространстве; классификацию коммуникационных знаков; виды, уровни, формы коммуникационной деятельности; особенности межличностной, групповой и массовой коммуникации; структуры групповой и общественной социальной памяти; разновидности коммуникационных каналов и закономерности их формирования; взаимосвязи и особенности устной коммуникации, документальной коммуникации, электронной коммуникации; эволюционные стадии развития общественных коммуникационных систем; Интернет как инструмент глобализации; миссию библиотек как гуманистического оплота нации в информационном обществе; современную систему наук о коммуникации, включая документоведческий цикл наук.

    Проблемы начинаются, когда мы пытаемся осмыслить сущность этого фактора и механизмы его воздействия на отдельную личность, социум, современную культуру. Существуют разные типы коммуникации, и беседа с друзьями совсем не то, что диалог с голосом собственной совести, осмотр достопримечательностей Парижа или торговля недвижимостью. Время от времени происходят коммуникационные революции, которые воздействуют на психику людей, изменяют образ жизни общества и не всегда в лучшую сторону. Достаточно вспомнить, что ложь, обман, лицемерие, пошлость, клевета и т. п. – это коммуникационные явления, умножающиеся по мере возрастания потоков коммуникации.

    Определять каналы семантической информации, соответствующие данной коммуникационной потребности; анализировать коммуникационные барьеры; предлагать коммуникационные инновации для преодоления затруднений в коммуникационной деятельности; находить формы и методы социального партнерства библиотек с другими коммуникационными институтами; ориентироваться в ассортименте коммуникационных продуктов и услуг, пользующихся спросом в обществе; заимствовать и внедрять новые методы и средства реализации библиотечно-информационных процессов; способствовать повышению коммуникационной культуры пользователей библиотеки, особенно подрастающего поколения.

    Владеть навыками:

    Использования понятийно-терминологической системы теории социальной коммуникации; информационного подхода к анализу коммуникационной деятельности современных библиотек; мотивации к профессиональному выполнению библиотечно-информационной деятельности; постоянного совершенствования профессиональных знаний и умений путем самообразования и участия в системе повышения квалификации.

    Учебник базируется на осмыслении современных отечественных и зарубежных исследований в области социальных коммуникаций применительно к жизненным проблемам библиотечно-информационной деятельности, а также на личном научно-педагогическом опыте автора. Содержание учебника продиктовано стремлением изложить общие понятия и выявить общие закономерности социальной коммуникации, свойственные всем временам и всем народам. Каждая глава завершается перечнем вопросов для самопроверки и списком дополнительной литературы. В учебник включен предметный указатель, раскрывающий основные понятия и аспекты теории социальной коммуникации.

    1. Чаадаев П. Я. Поли. собр. соч. М., 1991. Т. 1. С. 385.

    СПб.: Изд-во Михайлова В. А. , 2002. — 461 с.В учебном пособии излагается обобщающая теория, содержащая общие закономерности, сходство и различие различных видов, уровней и форм социальной коммуникации. На основе понимания социальной коммуникации как движения смыслов в социальном пространстве и времени рассмотрены личные и общественные коммуникационные потребности, коммуникационная деятельность и общение, социальная память, коммуникационные каналы, типология социально-коммуникационных институтов, эволюция социальных коммуникаций с каменного века до 2000 г. Особое внимание уделено информационному подходу к социальной коммуникации (социальной информатике) и семиотике социальных коммуникаций. Представлена система социально-коммуникационных наук, центром которой является метатеория социальной коммуникации.
    Книга адресована ученым-обществоведам, студентам, аспирантам и преподавателям, изучающим проблематику социальной коммуникации, а также социально-коммуникационным работникам, желающим повысить свою квалификацию.Содержание:
    Введение.
    Понятие социальной коммуникации.
    Обыденное и научное понимание коммуникации.
    Проблема смысла.
    Проблема понимания.
    Социальное пространство и время.
    Выводы.
    коммуникационная деятельность общение.
    Коммуникационные действия и их формы.
    Виды, уровни и формы коммуникационной деятельности.
    Виды коммуникационной деятельности.
    Микрокоммуникация.
    Мидикоммуникация.
    Макрокоммуникация.
    Сотрудничество и конфликты в коммуникационной деятельности.
    Общение как социально-психологическая и коммуникационная категория.
    Игры и псевдоигры.
    Игра как творческое коммуникационное действие.
    Псевдоигра как нетворческое коммуникационное действие.
    Правда и ложь в коммуникационной деятельности.
    Выводы.
    Социальная память.
    Виды памяти и мнемические действия.
    Информационная модель индивидуальной памяти.
    Групповая социальная память.
    Структура социальной памяти общества.
    Противоречия общественного познания.
    Выводы.
    коммуникационные каналы.
    Разновидности коммуникационных каналов.
    Устная коммуникация.
    Схема устной коммуникации.
    Функции естественного языка и речи.
    Коммуникационные барьеры.
    Проект искусственного международного языка эсперанто.
    Документная коммуникация.
    Система документной коммуникации в XX веке.
    Функции документов.
    Коммуникационные барьеры.
    Цензура как орудие коммуникационного насилия.
    Электронная коммуникация.
    Маршалл Маклюэн — пророк электронной коммуникации.
    Функции электронной коммуникации.
    Коммуникационные барьеры.
    бальная коммуникационная система Интернет.
    Древо коммуникационных каналов.
    Выводы.
    Эволюция социальных коммуникаций.
    Хронология общественных коммуникационных систем.
    Археокультурная словесность.
    Палеокультурная книжность.
    Мануфактурная неокультурная книжность.
    Индустриальная неокультурная книжность.
    Мультимедийная коммуникационная культура.
    Выводы.
    Семиотика социальной коммуникации.
    Объект и предмет семиотики социальной коммуникации.
    Коммуникационные знаки и их классификация.
    Семиотика текстов.
    Семантика, синтактика, прагматика.
    Выводы.
    Социальная информация.
    Концепции информации в современной науке.
    Математическая теория информации: информация — абстрактная фикция.
    Информация — физический феномен.
    Информация — функция самоуправляющейся системы.
    Другие концепции.
    Итоги.
    Эффект «информационных очков».
    Концепции социальных информатик.
    Социальная информатика I (70-е гг.).
    Социальная информатика II (80-е гг.).
    Социальная информатика III (90-е гг.).
    Выводы.
    Коммуникативные потребности.
    Определение и типология коммуникационных потребностей.
    Личностные коммуникационные потребности.
    Групповые коммуникационные потребности (информационный подход).
    Общественные коммуникационные потребности.
    Выводы.
    Социально-коммуникационные институты.
    Происхождение и виды социально- коммуникационных служб, систем, институтов.
    Сущностные и прикладные функции социально-коммуникационных явлений.
    Либерально-демократические принципы и схемы функционирования социально-коммуникационных институтов.
    Социально-коммуникационные права и свободы.
    Либерально-демократическая схема функционирования социально-коммуникационных институтов.
    Тоталитарные принципы и схемы функционирования социально-коммуникационных институтов.
    Ленинский принцип партийности.
    Тоталитарная схема управления социально-коммуникационными институтами.
    Тотальная цензура. Опыт Советского Союза.
    Выводы.
    Социальная коммуникация как объект, предмет соц. познания.
    Система социально-коммуникационных наук.
    Общая характеристика метатеории социальной коммуникации.
    Выводы.
    Заключение.