7 казней египетских ветхий завет. Казни египетские. Природные катаклизмы. Абсолютная темнота

Библейские предания вовсе не стоит оценивать лишь с религиозной и литературной точек зрения. Внезапные научные открытия подтверждают события, которые наши предки считали лишь поэтическими мифами. Та же история произошла с описанием 10 египетских казней. Как это часто встречается, мифическим событиям ученые неожиданно дали вполне научные толкования. Так какие же реальные события могут объяснить 10 египетских казней?

Описание

Описание десяти египетских казней содержится в каноническом библейском тексте - в книге Исход. Эта глава Библии описывает пребывание древних евреев в плену у египтян. Согласно древним хроникам, предводитель евреев Моисей призвал фараона отпустить древний народ, освободить евреев их векового плена. Фараон отказался это сделать, и на государство обрушились неисчислимые бедствия. В историю они вошли, как 10 казней египетских.

Список

Все несчастья египетского народа могут быть собраны в единый список эпидемий и странных стихийных бедствий:

Что же может объяснить 10 казней египетских? Научное объяснение этих феноменов должно базироваться на всех известных в настоящее время научных фактах. Попробуем разобраться с древними текстами, принимая во внимание современные наблюдения и научные открытия.

Кровь и лягушки

Первая из 10 египетских казней - наказание кровью. По библейскому преданию все окрасились в кровавый цвет. Как доказали ученые, это природное явление может встречаться и в наши дни. Например, в 2003 году в Китае река Янзцы на несколько километров окрасилась в красный цвет. Причины этого могут быть разными - от вулканической деятельности, поднимающей в гору много пыли и окрашивающей ею воду, до влияния близко пролетающих комет

Нашествие различных земноводных могло спровоцировать приближение кометы или метеорита. Как выяснили ученые, все амфибии очень чувствительны к изменению магнитного полюса земли - в организме лягушек имеется своеобразный компас, помогающий этим животным ориентироваться в пространстве. Резкое смещение магнитного полюса, спровоцированное кометой, дезориентировало животных, вынудило их внезапно изменить привычный образ жизни.

Нашествие насекомых

Третья, четвертая и восьмая из 10 египетских казней косвенно подтверждают изменение периода вращения Земли. Аномально длительные световые дни привели к всплеску распространения кровососущих насекомых. Возможная радиация изменила популяции известных насекомых, и эти твари стали больше и опаснее. Еще одной причиной появления в Египте подобного нашествия может быть исчезновение предыдущей напасти - лягушек. При отсутствии естественных врагов песьи мухи, комары, мошки, саранча и другие насекомые могут размножаться бесконечно.

Смерть домашних животных. Эпидемия язв и нарывов

Может значительно снизить сопротивляемость живых организмов различным инфекциям. Если учитывать уровень медицины в те времена, то неудивительно, что высокая температура спровоцировала развитие инфекционных болезней - и люди, и животные в одинаковой степени зависят от изменения климатических условий. Резкое потепление и вызвало развитие кожных патологий и мор у скота.

Природные катаклизмы. Абсолютная темнота

Как мы уже выяснили, объяснение 10 казней египетских лежит в изучении движения Земли и в изменении климата. Гром, молнии и град могут объясняться изменениями климата, а огонь по земле может стелиться вследствие плит. Повальная тьма может объясняться вулканической деятельностью. Как известно, при извержениях вулканов и крупных землетрясениях в воздух поднимается огромное количество пыли и пепла. Этих мельчайших частичек может быть настолько много, что завеса из них может препятствовать прохождению солнечных лучей. Скорее всего, именно такая картина наблюдалась в Египте.

Смерти египетских первенцев

Реальные события (10 казней египетских) объясняются при помощи научных гипотез. А вот как объяснить смерть египетских первенцев? Почему таинственный мор не затронул детей евреев и других невольников? Причин может быть несколько. Наиболее правдоподобной гипотезой являются все те же инфекции. Не нужно забывать, что крысы и мыши во все времена являлись распространителями болезней. Но богатые первенцы были особенно уязвимы. Как правило, именно первые сыновья становились главными наследниками, и в их опочивальнях всегда были сладости, вкусная еда и питье. Такое положение вещей нравилось не только первенцам, но и крысам и мышам, которые поедали оставленную еду. Они проникали в дома богатых египетских наследников, оставляя после себя шлейф болезней и детских смертей.

А вот к евреям крысы забегали нечасто - древний народ Израиля находился в Египте на положении рабов, поэтому с едой у них было не очень. Пища в домах не задерживалась, а съедалась сразу. Поэтому бедняки были частично защищены от инфекций. А вот для богатых египтян шансы выжить значительно сокращались.

Возможно, такое объяснение 10 казней египетских будет ошибочным. Но оно имеет право на существование наравне с другими гипотезами. Что из этого правда, а что - нет докажут ученые, такие как геологи, историки, эпидемиологи, медики.

Джеймс Роллинс

Седьмая казнь

Спасибо моим родителям,

Рональду и Мэри-Энн, за вдохновение и безоговорочную поддержку, за долгий - длиною в жизнь - пример того, как нужно любить…

Вы вновь вместе, навеки в мире.

Слова благодарности

Работать над этой книгой мне помогало огромное количество людей: вниманием и советами, критикой и ободрением, а главное - дружеской поддержкой. Хочу поблагодарить своих первых читателей, редакторов и критиков, которые заставляли меня двигаться дальше и копать глубже: Салли Энн Барнс, Крис Кроу, Ли Гарретт, Джей О’Рива, Денни Грейсон, Леонард Литтл, Джуди Прей, Кэролайн Уильямс, Кристиан Райли, Тод Тодд, Крис Смит и Эми Роджерс. Как всегда, особая благодарность Стиву Прею за великолепные карты, Дэвиду Сильвиану за неизменную заботу о моей производительности и Чери Маккартер за множество исторических и научных нюансов, которыми полны эти страницы! Разумеется, спасибо всем в «Харпер коллинз» за подстраховку, в частности, Майклу Моррисону, Лайет Стелик, Даниэлле Бартлет, Кейтлин Гарри, Джошу Марвеллу, Линн Грейди, Ричарду Акуану, Тому Эгнеру, Шону Никольсу и Анне Марии Аллесси. Ну и конечно, я очень признателен людям, которые сыграли важную роль на всех стадиях работы: моему редактору Лиссе Кейш и ее коллеге Приянке Кришнан; моим агентам Рассу Галену и Дэнни Барору (а также его дочери Хизер Барор). Как обычно, хочу подчеркнуть, что любые фактические ошибки в книге - надеюсь, их не слишком много - целиком на моей совести.


Замечания исторического характера

И сказал Моисей народу: «Помните сей день, в который вышли вы из Египта, из дома рабства; ибо рукою крепкою вывел вас Господь оттоле»…

В Библии мало преданий, которые так же сильно волнуют душу или так же часто пересказываются - и на бумаге, и на экране, - как история Моисея. Его судьбоносное спасение в младенчестве, когда он в тростниковой корзине приплыл в руки дочери фараона, дальнейшее противостояние с сыном того самого фараона - все это сделало Моисея личностью легендарной. Чтобы спасти еврейский народ от рабства, пророк обрушил на Египет десять бедствий - «десять казней египетских», затем заставил море расступиться и увел своих людей в пустыню - на долгих сорок лет. Кроме того, именно Моисей доставил еврейскому народу Скрижали с десятью заповедями, которые легли в основу новой системы законов.

Однако было ли все это на самом деле? Большинство историков и религиозных лидеров считают Исход мифом - скорее, духовным наставлением, нежели историческим фактом. В поддержку такого мнения археологи-скептики указывают на отсутствие египетских первоисточников, где упоминался бы целый ряд бедствий или массовый исход рабов в обозначенный Библией период.

Тем не менее последние находки в районе Нила наводят на мысль о том, что маловеры ошибаются. Существуют ли доказательства в поддержку истории Моисея, великого исхода, чудес и проклятий? Претерпевал ли Египет пресловутые десять казней? Поразительные ответы, лежащие на этих страницах, основаны на убедительных фактах. Один из них, к примеру, - слово «Израиль», высеченное на стеле сына Рамсеса Великого.



А если казни египетские все же имели место, то могут ли они повториться - только уже в мировом масштабе?

Ответом на этот вопрос служит пугающее… да .

Замечания научного характера

Климат - это то, что мы ожидаем; погода - то, что получаем.

Высказывание, приписываемое Марку Твену

Обстановка накаляется. Причем речь не только о температуре на земном шаре, но и о спорах по поводу глобального потепления. За последние несколько лет вопрос «Действительно ли меняется климат?» перерос в вопрос «Что именно вызывает изменение климата и можно ли на это повлиять?». Даже бывшие скептики сегодня признают - с нашей планетой что-то происходит. Ледники по всему миру тают, гренландский ледяной щит уменьшается с головокружительной скоростью, температура воды в океанах неуклонно растет. Погода удивляет резкими колебаниями: от нескончаемых засух до масштабных затоплений. Согласно отчетам за февраль 2016 года, Аляска пережила вторую теплейшую зиму за всю историю наблюдений - температура превышала средние показатели более чем на 10 градусов по Фаренгейту [То есть порядка 6 градусов по Цельсию.]. В мае того же года спутниковые измерения арктического льда выявили, что он растаял до невиданного ранее уровня.

Еще более пугающий вопрос - именно ему посвящен данный роман - таков: «Что будет дальше?» Ответ звучит неожиданно, о нем почти не говорят, тем не менее он основан на конкретных доказательствах и научных данных. Самое поразительное, раньше такое уже происходило. Словом, скептик вы или сторонник - не важно. Предупрежден - значит, вооружен. Пришло время узнать ошеломительную правду о будущем нашей планеты.

...

И сказал Господь Моисею: скажи Аарону: возьми жезл твой, и простри руку твою на воды Египтян: на реки их, на потоки их, на озера их и на всякое вместилище вод их, - и превратятся в кровь, и будет кровь по всей земле Египетской и в деревянных и в каменных сосудах.

Исход 7:19

...

Нильзя - это не только река в Египте.

Марк Твен


Весна, 1324 год до нашей эры

Нубийская пустыня, к югу от Египта


Обнаженная верховная жрица преклонила колени и опустилась на песок. Время пришло. Знамения стали более зловещими, определенными. На западе вздымала крылья песчаная буря, окутывала солнце и синее небо серой пыльной тьмой, в которой сверкали молнии.

Враг был близок.

Саба уже закончила приготовления. Она сбрила волосы на всем теле, даже брови над подведенными глазами, затем омылась в водах двух притоков, что текли из сердца пустыни на север и здесь в священном слиянии образовывали могущественную реку. Древние правители хека-хазесет называли ее Нахаль . Мысленным взором Саба видела, как река вьется мимо Луксора, Фив и Мемфиса, течет к великому синему морю, лежащему у ее плодородного устья.

Пусть сама жрица никогда там не бывала - она слышала сказания.

О нашем древнем доме, о царстве зеленых лугов и пальм, о жизни, которая подчинена разливам реки Нахаль…

Именно оттуда больше века назад бежал народ Сабы; он спасался от мора, голода и смертей, преследуемый фараоном - ныне давно почившим. Другие племена дельты нашли убежище в пустынях на востоке, завоевали там земли и основали собственные царства. Племя же Сабы осело намного южнее, у реки, неподалеку от селения Джеба в Верхнем Египте, в номе Учес-Хор, известном как Трон бога Хора.

В страшную темную пору народ Сабы сорвался с насиженных мест и пошел вверх по реке за пределы Египетского царства, в Нубийскую пустыню. Племя состояло из ученых и писцов, жрецов и жриц, хранителей великого знания. Они отступили в безлюдные районы Нубии, дабы защитить это знание. Ибо после казней настали неспокойные времена: Египет осадили и покорили чужеземцы с востока, свирепые люди, чьи колесницы были быстрее, а бронзовое оружие - крепче. Эти люди завоевывали ослабленные египетские города едва ли не с первой пущенной стрелы.

Однако темные времена подходили к концу. Египет воскресал, он гнал захватчиков, возводил памятники в честь своих многочисленных побед, расползался вокруг и неуклонно шел сюда.

- Хемет нечер … - прошептал за спиной Сабы ее нубийский помощник, юноша по имени Табор.

Он либо почувствовал ее тоску, либо просто захотел напомнить Сабе о ее роли хемет нечер , рабы Бога.

Нам пора.

Она поняла и встала с колен.

Глаза Табора были устремлены на запад - юношу определенно тревожила буря. Саба же подметила струйку дыма на севере, возвещавшую падение города близ пятого порога Нахаль . Совсем скоро египетские войска доберутся и сюда, к месту великого слияния.

Прежде чем это произойдет, Саба вместе с другими служителями ордена должны спрятать то, что они хранили вот уже более века: чудо, не похожее ни на что иное, - дар Бога, исцеление, скрытое в самом сердце проклятия.

Без малого тысячу дней жрецы наблюдали за тем, как египтяне расползаются вдоль реки, уничтожая города один за другим, - и полным ходом вели приготовления. В основном то были акты очищения, готовящие Сабу и членов ее ордена к участи бессмертных сосудов для хранения Дара.

Сабе дозволили пройти перевоплощение последней. Она провела по этому пути уже многих своих братьев и сестер. Как и они, год назад Саба отказалась от проса и зерна. Она жила на орехах, ягодах, древесной коре да чае - его заваривали из смолы, доставляемой с чужбины. Сменились времена года, и плоть Сабы усохла до костей, ее груди и ягодицы пожелтели и впали. Вступив лишь в третью свою декаду, теперь Саба постоянно нуждалась в сильной спине и руках Табора - чтобы передвигаться и даже чтобы натягивать через голову льняное одеяние, как сейчас.

Жрица с помощником брели прочь от места слияния, и она наблюдала за тем, как неумолимо катится к ним песчаная буря, как взметает она мутные клубы пыли, как сверкают в них молнии. Саба чуяла силу, растекающуюся по пустыне. Сила наполняла воздух, шевелила волоски на руках. По воле Бога буря поможет укрыть творение жрецов, погребет его под продуваемыми барханами.

Десять казней египетских, описание которых можно найти в Пятикнижии (Моисеев Закон, пять первых книг канонической еврейской и христианской Библии: Бытие, Исход, Левит, Числа Второзаконие.) беды, которые обрушились на народ Египта за отказ фараона освободить захваченных сынов Израилевых.

Согласно книге Исход, Моисей именем Бога требует от фараона отпустить его народ, обещая, что если фараон этого не сделает - Бог жестоко накажет Египет. Фараон не воспринял слова Моисея всерьез, и на Египет пали следующие бедствия:

  • Казнь кровью
  • Казнь лягушками
  • Нашествие мошек
  • Наказание пёсьими мухами
  • Мор скота
  • Язвы и нарывы
  • Гром, молнии и огненный град
  • Нашествие саранчи
  • Необычная темнота (тьма египетская)
  • Смерть первенцев
1. Наказание кровью

И случилось так, что вся вода Нила и других водоемов превратилась в кровь, но оставалась питьевой водой для иудеев. Отныне египтяне могли пить только воду, за которую они платили деньги евреям. Тогда колдуны фараона купили у евреев воду и стали колдовать. Они смогли превратить ее в кровь, и фараон решил, что наказание кровью всего лишь колдовство, и не отпустил евреев.

2. Казнь лягушками

«они выйдут и войдут в дом твой, и в спальню твою, и на постель твою, и в домы рабов твоих и народа твоего, и в печи твои, и в квашни твои »

И случилось так, что жабы наполнили всю землю египетскую.Египетские колдуны начали колдовать, они сделали так, что лягушек стало больше, но не знают они такого колдовства, которое избавит от лягушек. Тогда фараон сказал Моисею, что поверит, что Египет наказал Бог и отпустит евреев, если Бог уберет лягушек. И бог убрал всех лягушек. Однако фараон отказался от своего обещания.



3. Нашествие мошек

И случилось так, что на Египет обрушилось полчище мошек, которые нападали на египтян, облепляли их, влезали в глаза, нос, уши. Колдуны не могли помочь фараону, и сказали, что не знают колдовства от мошек, и что, это все правда наказание Господне, и следует отпустить пленников. Однако фараон снова оказался непреклонен.


4. Наказание песьими мухами

Тучи мух покрыли людей и их дома. Насекомое это совмещало свойства мух и собак, отличалось лютостью и напорством. Словно стрела, неслось оно на человека или животное и, стремительно нападая, впивалось жалом. (Под пёсьими мухами имеются ввиду оводы, не дававшие покоя египтянам и стадам их животных).

5. Мор скота

У всех египтян вымер скот, напасть не коснулась лишь скота евреев. И понял фараон, что Бог заботится о евреях, но евреев все же не отпустил.


6. Язвы и нарывы

После этого Господь повелел Моисею взять печной сажи и подбросить ее высоко вверх. И покрылись тела египтян и животных страшными язвами и нарывами. И испугался фараон, что всю свою жизнь будет мучиться из-за язв и нарывов и решил отпустить евреев. Но Бог дал ему смелость поступать согласно своим убеждениям, ибо хотел, чтобы отпустил фараон евреев не из-за страха, но из понимания того, что ни один земной царь не может спорить с Богом.


7. Гром, молнии и огненный град

И началась буря, и загремел гром, и засверкали молнии… на Египет пал огненный град.Увидели египтяне, что в каждой градине горит пламя, поняли, что это гнев Того, Кто может менять природу вещей. Повинился тогда фараон перед Моисеем попросил помолиться Богу, чтобы град прекратился, пообещал, что отпустит евреев. Помолился Моисей Богу, и град прекратился. Но снова не сдержал своего обещания фараон.


8. Нашествие саранчи

Подул сильный ветер, налетели на Египет полчища саранчи, сожрав всю зелень до последней травинки на земле египетской.
И вновь просил фараон Моисея вымолить пощаду у Бога, и обещал отпустить евреев. Воззвал Моисей к Богу, и подул ветер в другую сторону, и унес он саранчу. Но вновь укрепил Бог сердце фараона, и снова тот не отпустил на свободу сынов Израилевых.

9. Необычная темнота

Она была густая и плотная, так что ее можно было потрогать; а свечи и факелы не могли осветить землю. Лишь у евреев было светло, а египтяне же вынуждены были передвигаться во тьме. Но вскоре темнота стала еще гуще, сковывая движения египтян, и не могли они даже пошевелиться. И позвал фараон Моисея, и сказал, что отпускает евреев, только скот они должны оставить. Моисей сказал фараону, что не оставят евреи скот. Тогда фараон велел Моисею не приходить больше, пообещав, что если тот придет, то будет казнен. И сказал тогда Моисей, что не придет, но постигнет Египет казнь, страшнее всех, ибо погибнут в Египте все сыновья первенцы.


10. Смерть первенцев

И не прошла стороной Египет обещанная Моисеем кара, и последовала в полночь повсеместная смерть первенцев. После того, как в Египте за одну ночь умерли первенцы (за исключением еврейских), фараон сдался и разрешил евреям покинуть Египет, так начался Исход.



Ученые нашли подтверждение о казнях Египетских – десяти бедствиях, поразивших древний Египет. Согласно Ветхого Завета Библии, они были посланы в наказание за то, что фараон не хотел отпускать Моисея и евреев из рабства.

Археологи и авторы многосерийного документального фильма, который будет показан на канале National Geographic в праздник Пасхи, считают, что Казни имели место, и были вызваны рядом природных причин, таких как глобальное потепление и извержение вулкана.

Археологи уверены, что описанные в Пятикнижии бедствия пали на город Пи-Рамзес в дельте Нила – этот город был столицей Египта в правление фараона Рамзеса II (1279-1213 до Р.Х.). Примерно 3000 лет назад Пи-Рамзес покинули все жители – ученые считают, что это могло быть результатом бедствий.

Группа климатологов, исследовавшая погодные условия древности, выяснила, что при Рамзесе II произошло резкое изменение климата с теплого и влажного на холодный и сухой. “Рамзес правил в очень благоприятный климатический период, было много дождя, и страна процветала. Но этот период продолжался лишь несколько десятилетий, и после его правления климатическая кривая резко падает, последовал засушливый период, который, несомненно, имел очень серьезные последствия”, – рассказывает палеоклиматолог Аугусто Маджини из университета Хайдельберга (Германия).

Создатели фильма считают, что эта резкая перемена стала причиной первой казни – когда река в Ниле превратилась в кровь. Вероятнее всегов связи с засухой полноводная и быстрая река превратилась в поток красной грязи, полагают ученые.

Доктор Стефен Пфлюгмахер из Института водной экологии и пресноводного рыболовства им. Лейбница считает, что “кровавой” реку могли сделать токсичные бактерии. Известно, что микроб Oscillatoria rubescens, также называемый “бургундская кровь”, поражал водоемы и 3000 лет назад, случается это и сегодня. Бактерии “стремительно размножаются в застоявшейся теплой воде, богатой питательными веществами. Умирая, они окрашивают воду в красный цвет”.

По мнению ученых, действие Oscillatoria rubescens привело и к трем последующим казням – нашествию лягушек, мошек и песьих мух. Развитие взрослых лягушек из головастиков управляется гормонами, которые могут ускорить этот процесс в стрессовой ситуации. Поражение Нила “бургундской кровью” и явилось таким стрессом, а когда вышедшие на сушу лягушки погибли, началось засилье насекомых, рост численности которых не сдерживался хищниками.

Насекомые могли вызвать пятую и шестую казни – мор скота и язвы у людей. “Мы знаем, что насекомые могут разносить болезни, такие как малярию, так что следующее звено в этой цепной реакции – эпидемия”, – говорил профессор Института Лейбница Вернер Клоас.

Другое природное бедствие, произошедшее вдали от Пи-Рамзеса, повлекло еще три казни – град, саранчу и темноту. По мнению исследователей, их причиной могло стать извержение – одно из самых сильных в истории – вулкана Тера на греческом острове Санторини, в результате которого в воздух были выброшены миллиарды тонн пепла.

Надин фон Блом – ученый из немецкого Института атмосферной физики, изучает образование туч, несущих град. Она считает, что сильный град обрушился на Египет из-за столкновения дождевых облаков с облаком вулканического пепла.

Доктор Сиро Тревисанато из Канады убежден, что нашествие саранчи также могло быть результатом извержения. Выпадение пепла привело к различным климатическим аномалиям, в том числе увеличению влажности, что очень благоприятно для роста поголовья саранчи. Пепельные облака также могли заслонить солнце, вызвав темноту – девятую казнь.

Во время раскопок в Египте были обнаружены куски пемзы – вулканического камня, хотя в самой стране вулканов нет. Тесты показали, что пемза происходит из вулкана на Санторини, что подтверждает гипотезу о выпадении пепла Теры в Египте.

Одна из версий десятой казни – смерти всех египетских первенцев – поражение зерна ядовитым грибком или плесенью. Поскольку первенцам мужского пола доставалась первая порция еды, погибли именно они.

Однако доктор Роберт Миллер, преподаватель Ветхого Завета Католического университета Америки, не согласен с утверждениями, что казни Египетские произошли по природным причинам, сообщает “Благовест-инфо”. Проблема натуралистических объяснений в том, что в них теряется настоящая суть. Суть же заключается в том, что израильтяне не вышли из Египта естественным образом, но вышли, ведомые рукой Господа, подчеркивает Р. Миллер.

Что ж. Сколько людей – столько и мнений. Как говорит Википедия:

«Десять казней египетских» - описанные в Пятикнижии бедствия, обрушившиеся на египтян за отказ египетского фараона освободить порабощенных сынов Израилевых.

Согласно книге Исход Моисей именем Бога требует от фараона отпустить его народ, обещая в противном случае, что Бог накажет Египет. Фараон не послушался, и на Египет были обрушены следующие бедствия:

Наказание кровью

Казнь лягушками

Нашествие мошек

Травля дикими зверьми

Мор скота

Язвы и нарывы

Гром, молнии и огненный град

Необычная темнота (тьма египетская)

Нашествие саранчи

Смерть первенцев

Наказание кровью

И поднял [Аарон] жезл и ударил по воде речной пред глазами фараона и пред глазами рабов его, и вся вода в реке превратилась в кровь, и рыба в реке вымерла, и река воссмердела, и Египтяне не могли пить воды из реки; и была кровь по всей земле Египетской. (Исх.7:20,21)

Вся вода в Ниле, других водоемах и емкостях превратилась в кровь, но оставалась прозрачной для иудеев (и даже та, которая была у иудеев, превращалась в кровь, если египтяне пытались ее отобрать). Пить египтяне могли только ту воду, за которую они платили деньги евреям. Тогда, согласно преданию, колдуны фараона купили у евреев воду и стали колдовать над ней, им удалось-таки превратить ее в кровь, и фараон решил, что наказание кровью - не наказание господне, а всего лишь колдовство, и не отпустил евреев.

Казнь лягушками

И сказал Господь Моисею: скажи Аарону: простри руку твою с жезлом твоим на реки, на потоки и на озера и выведи жаб на землю Египетскую. Аарон простер руку свою на воды Египетские; и вышли жабы и покрыли землю Египетскую. (Исх.8:5,6)

Как было обещано фараону: «они выйдут и войдут в дом твой, и в спальню твою, и на постель твою, и в домы рабов твоих и народа твоего, и в печи твои, и в квашни твои» (Исх.8:3). Жабы наполнили всю землю египетскую.

Египетские колдуны снова принялись колдовать, и им удалось сделать так, что лягушек стало еще больше, однако они сказали фараону, что не знают такого колдовства, которое позволило бы убрать лягушек. Тогда фараон сказал Моисею, что поверит, что Египет наказал Бог и отпустит его народ, если Бог уберет всех лягушек. После исчезновения лягушек, однако, фараон решил отказаться от своего обещания.

Нашествие мошек

В качестве третьего наказания на Египет обрушилось полчище мошек, которые нападали на египтян, облепляли их, лезли в глаза, нос, уши.

На этот раз колдуны не смогли помочь фараону, и сказали, что не знают такого колдовства, и что, должно быть, это все и впрямь наказание Господне, и следует опустить евреев. Однако фараон и на этот раз оказался непреклонен.

И тогда Бог обрушил на Египет четвертую казнь:

Травля дикими зверями

Страну наводнили дикие звери: львы, крокодилы, медведи, скорпионы, небо заполонили хищные птицы, которые пытались проникнуть в жилища египтян и не давали им выходить на улицу. Те же египтяне, которые переступали порог дома, оказывались растерзанными. Даже домашний скот вдруг стал охотиться за своими хозяевами. Лишь евреев не трогали животные.

Позвал тогда фараон к себе Моисея и вновь пообещал отпустить иудеев, а после исчезновения диких зверей, вновь нарушил свое обещание.

И постигла Египет пятая казнь:

Мор скота

У всех египтян вымер скот, напасть не коснулась лишь евреев. И понял тогда фараон, что Бог заботится о евреях, но заупрямился и евреев все же не отпустил.

Язвы и нарывы

После этого Господь повелел Моисею и Аарону взять по пригоршне печной сажи и подбросить ее высоко вверх перед фараоном. Так они и сделали, и покрылись тела египтян и животных их страшными язвами и нарывами.

И испугался фараон, что всю оставшуюся жизнь будет мучиться и чесаться из-за язв и нарывов и решил отпустить-таки евреев. Но Бог укрепил сердце его и дал ему смелость поступать согласно своим убеждениям, ибо хотел, чтобы отпустил фараон евреев не из страха, но из осознания того, что ни один земной царь не может спорить с Богом. И вновь не отпустил иудеев фараон.

Тогда Бог поразил Египет в седьмой раз:

Гром, молнии и огненный град

Началась буря, загремел гром, засверкали молнии и на Египет обрушился огненный град.

«и Господь произвёл гром и град, и огонь разливался по земле; и послал Господь град на землю Египетскую; и был град и огонь между градом, [град] весьма сильный, какого не было во всей земле Египетской со времени населения ее. И побил град по всей земле Египетской все, что было в поле, от человека до скота, и всю траву полевую побил град, и все деревья в поле поломал» (Исх.9:23-25).

Увидели египтяне, что в каждой градине горит пламя и ужаснулись, так как поняли, что это гнев Того, Кто может менять природу вещей. Повинился тогда фараон перед Моисеем и Аароном, попросил их помолиться Богу, чтобы град прекратился, обещав, что отпустит евреев. Помолился Моисей Богу, и град прекратился. Но вновь не сдержал своего обещания фараон.

И постигла Египет казнь восьмая:

Нашествие саранчи

Подул сильный ветер, а за ветром налетели на Египет полчища саранчи, сожрав всю зелень вплоть до последней травинки на земле египетской.

И вновь просил фараон Моисея вымолить пощаду у Бога, и вновь обещал отпустить евреев. Воззвал Моисей к Богу, и подул ветер в другую сторону, и унес он всю саранчу. Но вновь укрепил Бог сердце фараона, и снова тот не отпустил сынов Израилевых.

И началась девятая казнь:

Необычная темнота

Пала на Египет темнота, но темнота та была необычная темнота, ибо была она густая и плотная, так что ее можно было даже потрогать; а свечи и факелы не могли рассеять темноту. Лишь у евреев было светло, а египтяне же вынуждены были передвигаться на ощупь. Однако вскоре темнота стала сгущаться, сковывая движения египтян, и вот уже те не могли даже пошевелиться.

И позвал фараон Моисея, и сказал ему, что отпускает евреев, только скот свой те должны оставить. Однако Моисей сказал фараону, что не оставят евреи свой скот. Тогда фараон велел Моисею уйти и не приходить больше, пообещав, что если тот придет, то будет казнен. И сказал тогда Моисей, что не придет он больше, но что постигнет Египет казнь, страшнее всех предыдущих вместе взятых, ибо погибнут в Египте все сыновья первенцы.

Казнь первенцев

И не миновала Египет обещанная Моисеем кара, и последовала в полночь повсеместная смерть первенцев.

После того, как в Египте за одну ночь умерли все первенцы (за исключением еврейских), фараон сдался и разрешил евреям покинуть Египет, так начался Исход.

Историчность сюжета – домысел, как фактум…

В истории Египта, достаточно подробно документированной многочисленными иероглифическими текстами, не упоминаются ни «казни египетские» в той форме, как они описаны в Библии, ни какие-либо другие события, которые можно было бы с этими казнями ассоциировать. Хотя в истории Древнего Египта было много трагических событий (например, нашествие гиксосов и восстания, приводившие страну в полный хаос), ни одно из этих событий не может быть прямо сопоставлено с описанием «казней египетских».

Более того, неизвестно, при каком фараоне и даже в эпоху какой династии произошел исход евреев из Египта. По всей вероятности, на самом деле это событие было локальным и настолько малозначительным, что не вызвало интереса у египетского общества и не было отражено ни в каких письменных памятниках кроме Библии.

Часть исследователей ссылается на папирус Ипувера, находя в нем множество совпадений с описанными в Библии событиями. На этом основании делается вывод о том, что «казни египетские» происходили, возможно, во время правления фараона Рамзеса II и его сына Мернептаха.