1952 год высылка сталиным фильм евреев. Фальшивка о депортации советских евреев. Версия о депортации

История бегства и депортации евреев, продиктованная преимущественно антисемитизмом, берет начало еще в античные времена — впервые о еврейских беженцах упоминается в Библии. Только до начала нашей эры имели место несколько насильственных выселений евреев из Израильского царства после его захвата Ассирией — из Иудеи, Рима, Палестины, Александрии. В Средние века депортации носили довольно частый характер, особенно на территории Европы, где евреев винили в неурожаях, распространении болезней и других проблемах. В тот же период евреев стали обвинять в убийствах христиан в ритуальных целях.

Порой преследования были продиктованы религиозными мотивами. В Испании в 589 году было принято католичество, а в 613 году с территории страны были изгнаны евреи, отказавшиеся принять крещение. В 1492 году ситуация повторилась: евреи были обязаны либо креститься, либо покинуть страну. Аналогичные требования предъявлялись евреям и во Франции и Австрии.

В Швейцарии, Германии, Португалии происходили погромы и массовые казни.

В Киевской Руси еврейский погром произошел в 1113 году во время волнений, связанных со смертью князя Святополка Изяславича и борьбой за власть.

Евреи в годы правления Святополка «получили многие пред христианы вольности», что было одной из причин недовольства киевлян.

В Российской империи первый указ о высылке евреев издала в 1727 году императрица Екатерина I. «Жидов, как мужеска, так и женска пола, которые обретаются на Украине и в других Российских городах, тех всех выслать вон из России за рубеж немедленно, и впредь их ни под какими образы в Россию не впускать», — гласил он.

13 декабря 1742 года дочь Екатерины I и Петра I, императрица Елизавета Петровна издала новый указ -

«О высылке как из Великороссийских, так и из Малороссийских городов, сел и деревень всех Жидов, какого бы кто звания и достоинства ни был, со всем их имением за границу и о невпускании оных на будущее время в Россию, кроме желающих принять Христианскую веру Греческого вероисповедания».

Ссылаясь на указ, изданный матерью, Елизавета отмечала, что «оные Жиды еще в Нашей Империи, а наипаче в Малороссии под разными видами, яко то торгами и содержанием корчем и шинков жительство свое продолжают, от чего не иного какого плода, но токмо, яко от таковых имени Христа Спасителя ненавистников, Нашим верноподданным крайнего вреда ожидать должно». Поэтому всех евреев предлагалось выселить за границу вместе со всем имуществом и не пускать обратно ни под каким предлогом. Исключение императрица была готова сделать для тех, кто желал стать христианином — их предлагалось крестить и разрешать им жить на территории Российской Империи, но при этом «вон их из Государства уже не выпускать».

В 1743 году Генеральная войсковая канцелярия Малороссии и Лифляндская губернская канцелярия предъявили императрице ходатайство, в котором просили разрешить въезд в страну купцам-евреям и рассказывали об огромной выгоде такого решения для государственной казны.

Однако Елизавета отказала им со словами: «От врагов Христовых не желаю интересной прибыли».

А в 1791 году, когда после Второго раздела Речи Посполитой во власти Российской Империи оказались ее восточные территории вместе с местным еврейским населением, императрица Екатерина II обозначила границы территорий, за которыми запрещалось проживать евреям. Черта постоянной еврейской оседлости охватывала более 1200 тыс. км² и включала в себя населенные пункты в Литве, Белоруссии, Царстве Польском, части территории современной Украины.

С приходом к власти императора Александра II получили разрешение проживать за пределами черты оседлости купцы первой гильдии (категория зависела от суммы капитала, которой располагал купец). Позже ограничения были сняты с евреев с высшим образованием, врачей, цеховых ремесленников, отслуживших рекрутов.

К концу XIX века на территории Российской Империи проживало около пяти млн евреев. При этом лишь около 200 тыс. имели право проживать вне черты оседлости. Сложности, связанные с выходом за пределы черты оседлости, привели к эмиграции — с 1881 по 1914 год из России в США перебралось около 1,5 млн евреев.

Черту оседлости отменило Временное правительство после Февральской революции 1917 года.

Несмотря на то, что евреи были уравнены в правах с прочими гражданами, во время гражданской войны 1917-1923 годов они сильно пострадали от прокатившейся по стране волне погромов.

С конца 1920-х годов в Приамурье началась подготовка к созданию еврейской национальной автономии. Еврейская автономная область была образована в 1934 году. Она граничит с Китаем, Амурской областью и Хабаровским краем. Несмотря на то, что область создавалась как территория для переселенцев, к настоящему времени основная часть еврейского населения покинула ее из-за крайне низкого уровня жизни (в 1994-1998 годах из ЕАО в Израиль уехало более половины евреев).

В 2010 году в области проживало 1628 евреев — менее 1% населения. Существуют проекты по присоединению ЕАО к Хабаровскому краю и Амурской области.

1953 год: ПредстоЯла ли советским евреЯм депортациЯ?

Самсон Мадиевский

C середины 30-х годов, по мере выцветания коммунистической идеологии в СССР и укрепления режима личной власти, Сталин все более опирается в своей политике на великорусский национализм. Традиционным компонентом последнего был, как известно, антисемитизм (отнюдь не чуждый, кстати, и самому диктатору). Однако внутри – и внешнеполитическая обстановка, в частности, идеологическое и политическое противостояние германскому национал-социализму, исключали тогда возможность открытых проявлений антисемитизма. Тем более относится это к периоду 1941–1945-х годов, когда Советский Союз вместе с западными демократиями сражался против гитлеровской Германии (хотя негласно вытеснение евреев со многих руководящих постов осуществлялось уже во время войны). После 1945-го в атмосфере нарастающей конфронтации с Западом («холодная война») и ужесточения внутриполитического режима дискриминация, преследования евреев усиливаются год от года.

Немногим более полувека назад, в 1949 году, впервые прошел неясный, но зловещий слух о готовящейся в СССР депортации евреев. Это было вскоре после разгрома Еврейского антифашистского комитета (ЕАК), массовых арестов представителей еврейской интеллигенции и прокатившейся по стране кампании против «космополитов». С тех пор на Западе, а с 1990-го и в России появилось множество публикаций, в той или иной мере затрагивающих эту тему. В большинстве из них депортация советских евреев в отдаленные районы Сибири и Дальнего Востока рассматривалась как запланированная, тщательно подготавливавшаяся акция, осуществление которой лишь в самый последний момент было предотвращено внезапной смертью ее инициатора – И. В. Сталина. Более подробно эта версия изложена в книгах журналиста Зиновия Шейниса – «Грозила депортация» (М., 1991) и «Провокация века» (М., 1994), юриста Якова Айзенштата «О подготовке Сталиным геноцида советских евреев» (Иерусалим, 1994), публициста Федора Лясса «Последний политический процесс Сталина, или Несостоявшийся геноцид» (Иерусалим, 1995).

Итак, эта версия представляет следующую картину. В конце 40-х – начале 50-х годов на высшем уровне было принято решение депортировать советских евреев. Для подготовки акции была создана комиссия, подчинявшаяся лично Сталину. Председателем ее назначен был М. А. Суслов, секретарем – работник госбезопасности, а затем аппарата ЦК КПСС Н. Н. Поляков. Для размещения евреев в Биробиджане и других местах форсированно строились барачные комплексы лагерного типа, а соответствующие территории разбивались на закрытые, секретные зоны. Одновременно по всей стране составлялись списки (отделами кадров – по месту работы, домоуправлениями – по месту жительства) «лиц еврейской национальности». Списков было два – на «чистокровных» и «полукровок», и операция планировалась как двухэтапная.

Вначале высылка намечалась на вторую половину февраля 1953 года, но из-за задержки с составлением списков ее отложили до второй половины марта. Суд над «врачами-вредителями» Сталин назначил на 5–7 марта, публичную казнь их – на 11–12-е. Затем на крупнейших промышленных предприятиях страны предполагалось провести многотысячные митинги с требованием покарать всех пособников «убийц в белых халатах». Антисемитская истерия, достигшая апогея, должна была вылиться в «стихийные» погромы, «народные» расправы с евреями по всей стране. В этот момент, по замыслу Сталина, обнародовалось открытое письмо к нему от виднейших советских евреев с осуждением «врачей-убийц» как извергов рода человеческого и с просьбой переселить евреев в отдаленные районы страны, чтобы спасти их от насильственных действий со стороны окружающих.

Министр вооруженных сил СССР Н. А. Булганин получил от Сталина приказ подогнать к столице и другим крупным городам несколько сот военных железнодорожных составов. Теплушки без нар стояли наготове на Московской окружной дороге, в районе Ташкента и во многих других местах.

Согласно утвержденному Сталиным сценарию доехать до места назначения предстояло не более чем половине депортируемых. По пути следования эшелонов предполагалось организовать крушения, нападения со стороны «народных мстителей».

Предусмотрено было и марксистское теоретическое обоснование планируемой акции. Сталин поручил главному редактору журнала «Вопросы философии» Д. И. Чеснокову подготовить соответствующий «научный» труд. К началу февраля 1953 года книга под названием «Почему необходимо выселить евреев из промышленных районов страны» была уже одобрена Сталиным и отпечатана издательством МВД СССР тиражом в миллион экземпляров, который хранился на складе МГБ, и в день «Х» его должны были срочно распространить по всей стране. Для центральных газет, радио и телевидения были подготовлены рецензии на эту книгу.

На каких источниках базировалась такая версия? Прежде всего на показаниях Н. Н. Полякова, записанных двумя свидетелями незадолго до его смерти. Эти показания приводятся в книге З. Шейниса «Провокация века». Во-вторых, на свидетельстве Н. А. Булганина в беседе с доктором исторических наук Я. Я. Этингером (сб. «Хроника «дела врачей», с. 4-7). В-третьих, на рассказе И. Эренбурга писателю Ю. Бореву о беседе с Н. С. Хрущевым, пересказавшим якобы разговор со Сталиным относительно предстоявшей депортации (Ю. Борев. «Сталиниада». М., 1990). Наконец, на приводимых З. Шейнисом и Ю. Боревым (без указания источника) сведениях о подготовке книги Д. И. Чеснокова.

Нужно сказать, что версия эта с самого начала вызывала вопросы. Например: где можно ознакомиться с показаниями Н. Н. Полякова? Ответить на этот вопрос некому – ни автора показаний, ни первичного публикатора нет уже в живых. Далее. Если Н. С. Хрущев рассказывал И. Эренбургу о предстоявшей депортации, то почему он не упомянул о ней в своих «Воспоминаниях» (Нью-Йорк, 1979), где не раз говорится об антисемитизме Сталина? Наконец, самое главное: если комиссия по депортации действительно существовала, то должна была остаться ее документация. Где она? И напоследок: если книга Чеснокова была отпечатана огромным тиражом, неужели ни один экземпляр не сохранился? И даже если весь тираж был уничтожен, остались бы свидетели – наборщики, печатники, корректоры. Но где они?

В 1994 году в Москве вышла в свет большая (400 страниц) работа российского историка Г. Костырченко «В плену у красного фараона. Политические преследования евреев в СССР в последнее сталинское десятилетие». Автор назвал ее «Документальным исследованием». Действительно, в отличие от всех ранее писавших на эту тему, Г Костырченко привлек большой документальный материал из строго секретных архивов ЦК КПСС и КГБ СССР. Эти материалы находятся теперь в Российском центре хранения и изучения документов новейшей истории, Государственном архиве Российской Федерации, Центральном архиве Федеральной службы контрразведки и Президентском архиве.

Обследуя названные хранилища, автор не обнаружил документальных подтверждений версии о готовившейся депортации советских евреев, и пришел к выводу, что правильнее ее считать предположением, которое будущие исследования должны подтвердить или опровергнуть.

В 1998 году в Германии состоялся симпозиум по теме «Поздний сталинизм и “еврейский вопрос”». В нем приняли участие известные специалисты по этой проблематике из России, Израиля, ФРГ, Чехии, Польши и Венгрии. Организовали симпозиум Институт по изучению стран Центральной и Восточной Европы и кафедра современной истории стран региона при католическом университете Айхштетта. Со стороны России в нем приняли участие Геннадий Васильевич Костырченко (Институт истории России РАН) и доктор исторических наук, профессор Владимир Павлович Наумов (секретарь Комиссии по реабилитации жертв политических репрессий при президенте Российской Федерации). Их «дуэль» и стала, на наш взгляд, наиболее интересным событием симпозиума.

Во-первых, Г. Костырченко повторил свой главный аргумент: мы не имеем до сих пор официальных документов о подготовке депортации. Между тем, если бы таковые существовали, то обязательно всплыли бы несмотря на секретность. У такой точки зрения есть свои резоны. Вспомним: даже столь одиозные, опасные для репутации советского коммунизма документы, как секретный протокол к советско-германскому пакту о ненападении от 28 сентября 1939 года с картой раздела Польши или протокол заседания Политбюро ЦК ВКП(б) от 5 марта 1940 года с поручением НКВД ликвидировать находившихся в советских лагерях пленных польских офицеров, не были уничтожены. В течение многих лет существование их официально отрицалось, но после краха коммунизма в 1991-м эти документы «всплыли» в Президентском архиве среди бумаг с грифом «Особая папка».

Следующий аргумент Г. Костырченко: такие осведомленные в тайнах сталинской политической кухни функционеры, как Л.М. Каганович и П.А. Судоплатов, заявили, что ничего не слышали о подобном плане. Этот аргумент представляется менее убедительным. Каганович, который вообще обходит, отрицает или оправдывает сталинские злодеяния, в данном случае выразился так: «при мне разговора на эту тему не было», – подчеркнув, что в число самых близких к Сталину лиц тогда уже не входил (Ф. Чуев. «Так говорил Каганович. Исповедь сталинского апостола». М., 1992. С. 41, 64, 175). Тем более Судоплатов. Возглавляя в 1951-1953 годах Спецбюро МГБ по разведке и диверсиям, нацеленное против «врага внешнего», он мог быть и не в курсе акции, задуманной на самом верху против «врага внутреннего». А вот А.И. Микоян, как показали его недавно опубликованные воспоминания, считал: «готовилось добровольно-принудительное выселение евреев из Москвы» (А.И. Микоян. «Так было. Размышления о минувшем». М.,1999, с.535, 536).

Еще менее убедительными кажутся другие доводы Г. Костырченко. А именно: что для осуществления депортации недостаточно было указания сверху, нужно было предварительно изменить действующее законодательство, легализировав антисемитизм так, как это было сделано в гитлеровской Германии в 1933 – 1941 годах. Более того, нужно было изменить официальную идеологию, «которая, вопреки шовинистическому давлению сталинизма, сохраняла еще романтику большевистского интернационализма, идеологию, которой чужды были национальная дискриминация и тем более расизм». А для проведения в жизнь столь глубоких и масштабных изменений требовалось время, которого Сталину не хватило. К тому же «практически все ближайшие соратники вождя наблюдали за его юдофобскими упражнениями с растущим напряжением, не без основания опасаясь, что все это может обернуться впоследствии сведением счетов с ними».

Что можно сказать по этому поводу? Показной интернационализм официальной идеологии, как известно, не стал препятствием для депортации четырнадцати (!) советских этносов, не потребовалось для этого и изменений действующего законодательства. Каждая такая акция мотивировалась политически, соображениями безопасности и т. п. Нет сомнения, что и для депортации советских евреев нашлись бы «веские» основания: их «враждебность» делу социализма (именно так, по словам Ю. Борева, объяснялась высылка в книге Д.И. Чеснокова), то, что «каждый еврей – националист, агент американской разведки» (согласно записи тогдашнего зампреда Совмина СССР В.А. Малышева, так выразился Сталин на заседании Бюро Президиума ЦК КПСС 1 декабря 1952 года).

Что касается психологической подготовки крупномасштабной акции против евреев, то она велась по меньшей мере с 1949 года (кампания против «космополитов»). Пропагандистская истерия, развязанная в связи с «делом врачей», привела, по оценке Г. Костырченко, к «взрыву плебейского антисемитизма», в котором агрессивность, желание посчитаться с «убийцами в белых халатах» слились с паническим, животным страхом перед ними. У многих эти чувства переносились на евреев вообще (по принципу «все они такие»). Психологическая почва для массового – «всенародного» – принятия широкомасштабных карательных мер была таким образом налицо.

Г. Костырченко, однако, полагает, что неодобрительное отношение ближайшего окружения и бурная реакция Запада на «дело врачей» вынудили Сталина осознать, что он «загнал страну в идеологический и политический тупик», и начать поиск выхода из положения. Признаки такого поиска российский историк усматривает в свертывании после 20 февраля 1953 года пропагандистской кампании вокруг «дела врачей» и подготовке Агитпропом ЦК письма на имя Сталина от имени самых известных советских евреев.

Однако относительно первого следует заметить: погромные статьи о «врачах-убийцах» продолжали появляться и после 20 февраля. Что же до упомянутого письма, то текст его, впервые опубликованный журналом «Источник» (Москва, 1997, №1), как оказалось, не содержит просьбы о переселении евреев . В нем говорится: вопреки усилиям врагов «подавить у евреев сознание высокого общественного долга советских граждан, ... превратить евреев России в шпионов и врагов русского народа и тем самым создать почву для оживления антисемитизма, этого страшного пережитка прошлого, ... русский народ понимает, что громадное большинство еврейского населения СССР является другом русского народа». Кончалось письмо совсем неожиданно – просьбой разрешить издание газеты, предназначенной «для широких слоев еврейского населения в СССР и за рубежом».

Первое сообщение о заговоре группы врачей.

Конечно, в письме резко осуждались все тогдашние официальные враги – «врачи-убийцы», американский империализм, международный сионизм, государство Израиль, с которым СССР порвал дипломатические отношения. Однако нельзя не согласиться с Г. Костырченко: приведенные фразы действительно расходятся с содержанием и тоном предшествующей пропаганды. В любом случае данный текст не ложится в схему версии о предстоявшей через пару дней, недель или месяцев депортации советских евреев.

Соответственно и мотивы, по которым И. Эренбург и ряд других лиц отказались подписать его, оказываются иными, нежели утверждали сторонники указанной версии (считалось, что эти люди отказались ходатайствовать о «добровольном переселении»). По отношению к Эренбургу это установлено публикацией его обращения к Сталину в том же номере журнала «Источник».

Общий вывод Г. Костырченко по интересующему нас вопросу звучит так. В 1949-1953 годах «в еврейских кругах возникает трагическое чувство безысходности и отчаяния, обусловленное атмосферой растущего антисемитизма. Этому ощущению в известной мере благоприятствовала и традиционная еврейская ментальность, сформированная тысячелетним опытом преследований, постоянного ожидания национальной катастрофы. Способствовали ему и свежие воспоминания об изгнании целых народов, обвиненных во время войны в сотрудничестве с врагом». Неудивительно, что «запуганное сознание еврейского населения было пропитано самыми мрачными предчувствиями», вплоть до ожидания поголовной высылки в Сибирь. Хотя, полагает автор, такого рода планов у власти в то время не было.

Профессор В. Наумов возразил Г. Костырченко прежде всего по главному пункту – относительно отсутствия документов, подтверждающих подготовку депортации. Да, сказал он, на сегодня таких документов в нашем распоряжении нет. Но они еще могут найтись. И фонды Президентского архива, и документы бывшего КГБ обследованы далеко не полностью. И даже если документов такого рода не найдут, это не значит, что их и не было. Документы не уничтожались? Ну, как сказать! Есть, в частности, свидетельства о том, что осенью 1954 года из архивов ЦК и МК КПСС и ЦК КПУ было изъято и уничтожено много документов, компрометировавших Н. С. Хрущева (об этом говорилось на июньском Пленуме ЦК КПСС 1957 года.).

Что касается решения высшей инстанции о переселении евреев, то до него дело просто не дошло. В. Наумов привел в своем выступлении в Айхштетте факт, значение которого, на наш взгляд, трудно переоценить. Оказывается, депортация ряда народов Северного Кавказа была оформлена постановлениями ГКО СССР post factum , когда операция по выселению сотен тысяч людей, сопровождавшаяся уничтожением на месте всех, кого невозможно было вывезти, по существу закончилась. Руководившие ею уполномоченные ГКО Круглов, Кобулов, Аполлонов действовали на основе устных предписаний.

В. Наумов считает установленным, что списки лиц, подлежавших депортации из Москвы, у властей имелись. Они были составлены по указанию городского и районных комитетов партии под наблюдением органов МГБ. Что касается мест размещения, то он обратил внимание на принятое в январе 1953-го постановление Бюро Президиума ЦК КПСС о строительстве гигантского – на 150-200 тысяч человек – лагеря для «особо опасных иностранных преступников». Поскольку лиц этой категории в советских тюрьмах и лагерях было тогда значительно меньше, возникает вопрос: кто должен был заполнить этот новый остров ГУЛАГа? Заметим, однако, сразу: проектная вместимость нового лагеря даже отдаленно не соответствует тогдашней численности евреев в СССР, к тому же «наказанные народы» размещались не в лагерях, а среди местного населения отдаленных областей, краев и республик.

Ссылку на то, что весьма высокопоставленные функционеры не слышали о планах депортации, В. Наумов отводит, напоминая, что с конца 30-х годов Сталин все чаще принимал важные решения единолично, не ставя о них в известность даже тех, кто непосредственно отвечал за соответствующий участок работы. Характерный в этом смысле пример: начальник Генштаба РККА маршал Б. М. Шапошников узнал о вторжении советских войск в Финляндию в 1939 году... из газет, находясь в то время в санатории.

Мнение, что Сталин не имел свободы действий в вопросе о депортации евреев из-за позиции своего окружения, главный оппонент Костырченко считает «иллюзией».

Утверждение, что евреев невозможно было бы выселить из-за их разбросанности по территории европейской части СССР, В. Наумов парирует ссылкой на прецедент: все крымские татары и греки, проживавшие вне Причерноморья, были как известно, отысканы и присоединены к соплеменникам. Нельзя, однако, не учитывать, что численность, дисперсность расселения, степень интеграции в различные общественные структуры, – все эти показатели были у евреев значительно выше.

Таковы на сегодня основные аргументы и контраргументы сторон в этом затянувшемся споре. Как видно, у обеих есть довольно веские и серьезные доводы, есть, впрочем, и менее убедительные. Вопрос, поставленный в заголовке статьи, пока остается открытым .

P.S. Подготовив статью, я созвонился с В. Наумовым и Г. Костырченко, чтобы уточнить: могут ли они добавить что-либо к сказанному на симпозиуме. В. Наумов ответил: мы нашли в показаниях Рюмина упоминание о том, что в 1952 году он по согласованию со Сталиным представил предложения о депортации евреев. Г. Костырченко отреагировал на эту информацию контрвопросом: и где же они, эти предложения? Со своей стороны он сообщил: исследование документации Московского железнодорожного узла за февраль-март 1953 года не выявило здесь каких-либо необычных скоплений подвижного состава...

Поиски и исследования будут, очевидно, продолжены.

Ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

Условное название мифа:

В 1952-53гг. готовилась департация всех евреев в Сибирь

Развёрнутое описание:

Миф используется что бы показать присущий СССР антисемитизм

Примеры использования:

«Кажется, он собирался устроить большое еврейское избиение. …По московским слухам, замысел Сталина был такой: в начале марта “врачей-убийц” должны были на Красной площади повесить. Всколыхнутые патриоты (под руководством инструкторов) должны были кинуться в еврейский погром. И тогда правительство, великодушно спасая евреев от народного гнева, в ту же ночь выселяло их на Дальний Восток и в Сибирь (где бараки уже готовились)»

Действительность:

В своей статье Геннадий Костырченко подробно расследует, как на основании ряда слухов появилась эта мистификация, какие вспомогательные фальсификации в пользу данной мистификации были проделаны

«О «депортации» достоверно известно только следующее. Слухи о ней появились в начале 1948-го, после трагической и таинственной гибели Михоэлса, но особенно усилились к концу того же года, когда был закрыт Еврейский антифашистский комитет и начались массовые аресты его руководителей

Масштабы слухов о готовившейся властями массовой высылке евреев существенно возросли в период антикосмополитической кампании, причем до такой степени, что об этом заговорила заграничная печать

Новый, еще больший всплеск тревожных толков о депортации произошел после публикации в печати сообщения ТАСС от 13 января 1953 г. об аресте «врачей-вредителей» и развертывания их пропагандистской травли

Но имели ли под собой реальную почву охватившие страну и мир слухи о чуть было не осуществленной Сталиным депортации евреев?

изъятие такого количества людей из нормальной общественной среды, где многие из них к тому же играли заметную роль в области науки, культуры, других общественно значимых сферах, возможно было только после всесторонней продолжительной подготовки. Требовались в первую голову предварительные радикальные изменения и в официальной идеологии, сохранявшей, несмотря на шовинистический пресс сталинизма, еще существенную толику большевистского интернационализма. То есть, схематично выражаясь, почвеннический шовинизм должен был полностью вытеснить коммунистический интернационализм, что было невозможно в принципе

несмотря на широкое предание гласности после августа 1991 г. самых секретных политических архивных материалов сталинского режима, не было обнаружено не только официальной директивы, санкционирующей и инициирующей депортацию, но даже какого-либо другого документа, где бы она упоминалась или хотя бы косвенно подтверждалась ее подготовка (в том числе сотни тысяч пресловутых списков евреев на выселение). Если бы нечто похожее существовало в действительности, то непременно бы обнаружилось, как это произошло со многими другими советскими политическими секретами. В последнее десятилетие, например, были опубликованы основные официальные документы о насильственном выселении в годы войны и послевоенное время чеченцев, ингушей, крымских татар и других так называемых «изменнических» народов, а также «буржуазных националистов» из Западной Украины, Прибалтики и других регионов страны. Причем эти директивы принимались за несколько месяцев до начала депортаций, что опровергает измышления о том, будто сталинское руководство письменно оформляло их постфактум. В общем, если гипотетически в чьих-то «руководящих» умах и возникало намерение административно выслать евреев в места весьма отдаленные, то эта идея, не могущая быть переведенной на практические рельсы, оказывалась мертворожденной»

23-03-2006

Казалось бы, изданный в 2005 году сборник документов Государственный антисемитизм в СССР. 1938 – 1953”, автором – составителем которого является известнейший в мире специалист по истории российского еврейства Г. В. Костырченко, позволил ответить на все вопросы, которые много лет волновали людей, особенно еврейского происхождения. Наиболее болезненной была проблема депортации еврейского населения в отдаленные районы страны, которую должны были осуществить, якобы, по “просьбе” ведущих еврейских ученых, писателей, специалистов, военных.

Однако в архиве такого письма не оказалось, равным образом не сумели найти ни единого свидетеля того, что “мероприятие” такого рода готовилось, как и не нашли ни одного поселка, которые якобы строились для переселенцев. Но нашли письма иного рода.

Во – первых, это протестные письма рядовых евреев, которые обращались в соответствующие организации с требованиями прекратить беспредел по отношению к своим соплеменникам, который творился в стране в связи с “делом врачей” и прочими иными “делами”. Есть и ответы на такие послания.

Во – вторых, нашли подлинные письма, с которым от имени еврейского населения страны хотели обратиться через “Правду” к советской общественности “именитые” лица еврейского происхождения. Но все это - письма иного рода. Там речь шла не о депортации, а об укреплении “единства советского народа, борьбе с сионизмом, о дружбе между евреями и русскими и пр. и пр. Одним словом, написано оно в нравах того времени, и, по понятиям той эпохи, ничего страшного в нем нет. Подписали его действительно те, кто представлял собой славу и гордость советского и еврейского народа. Там же письмо Эренбурга к Сталину о нецелесообразности публикации такого документа. Предложение Эренбурга приняли к сведению и “Обращение…” не опубликовали. А в архиве сохранили.

Кажется все стало на свои места. Но при этом возникли другие вопросы.

Первый – кому понадобилось возвести хулу на ряд политических, научных и военных деятелей еврейского происхождения, которые якобы подписали письмо с просьбой о депортации своих соплеменников? Для любого нормального человека это было бы немыслимым. Естественно,

никогда бы они не пошли на подобный шаг, который бы опозорил на вечные времена не только авторов такого документа, но и их потомков... И ничто бы не испугало этих людей. Многие из предполагаемых “подписантов не раз смотрели смерти в глаза. Сломать их никому не удавалось.

Второй вопрос, который возник при ознакомлении со сборником документов, заключался в том, кто же все–таки изготовил фальшивку и пустил её в оборот? Того, что было с евреями в СССР и Российской империи, казалось бы, было вполне для них достаточно. И выдумывать чего – либо нового нет никакого смысла. Одна из глав сборника так и называется - “Черные годы советского еврейства”. Там дается полное представление о перенесенных страданиях этого древнего народа.

Много, много вопросов возникало в связи с рядом публикаций, в которых использовался этот сфальсифицированный документ. Естественно, возникло желание вникнуть в историю его появления. Консультантом для меня стал упомянутый выше историк Г. В. Костырченко, который указал направление поиска, назвав имя автора книги, который сочинил это злополучное письмо. Мало того, он был с ним хорошо знаком. Но найти книгу оказалось не так–то просто. Костырченко – в Москве. Я – в Нью-Йорке. Книга издана в 1990 году. А публикаторы, которые ссылались на этот документ, о ней не упоминали. И она как бы ушла в небытие. А вот выдержки из нее использовались во всю.

Но мир не без добрых людей. На помощь мне пришел Лев Чабан – сотрудник библиотеки Гарвардского университета. И книга под названием Коридоры смерти. Историко –фантастическая хроника. Рассказы” была им разыскана. Да еще и оба её издания – 1990 и 1991 гг. И то, что я в ней вычитал, повергло меня в шок. Впрочем, давайте обратимся к “сочинению писателя Валентина Петровича Ерашова, автора присланной мне книги, ныне почившего в бозе.

ФАЛЬСИФИКАЦИЯ ИЛИ ФАНТАСТИКА?

Упомянутая книга В. Ерашова первым изданием вышла в Москве в 1990 году. Тираж для начала 90-х - громадный – 250 тысяч. Цена весьма доступная для того времени – всего восемь с полтиной. Почти даром! Для массового, так сказать, потребления. Было и второе издание. О последующих не знаю. Чтобы читатель далее не сомневался, назовем и издателя – “ПИК. Независимое издательство. Москва”. В предисловии сказано: “Что было бы, если бы Сталин умер на несколько дней позже…? – этим отнюдь не риторическим вопросом задался писатель Валентин Ерашов в своей книге “Коридоры смерти”, жанр которой он сам определяет как “историческую фантазию”. Заметим, однако, что страшные события, черед которых прослеживается изо дня в день, не столь уж фантасмагоричен: за ним стоят исторические реалии, потвержденные свидетельствами современников и документами”. Далее сам Ерашов утверждает, что это повествование построено на доступных ему документах, и на опубликованных материалах, и на собственных воспоминаниях, и на рассказах очевидцев, и частично на ходивших в ту пору и впоследствии разговорах. Описанное в хронике – было - или могло быть. “Домысел автора (написано в предисловии к книге) – в рамках и пределах допустимого законами литературы. Главное фантастическое допущение: Сталин завершил жизнь не 5 марта 1953 года, как официально оповещено, а немного позже…Используя этот прием, автор и строит повествование, особенно в заключительных главах, ибо события, составляющие ядро и суть произведения, были действительно запланированы и, вероятнее всего, осуществились бы, не помешай тому кончина Вождя”.

Итак, Ерашов отметил, что основные исторические фигуры реальны. Те, кому предстояло быть исполнителями, - обозначены условно, по роду занятий. Забегая далеко вперед, хочу отметить, что люди, которых обозначили “по роду занятий”, будь они к тому времени живы, просто бы подали на него в суд за клевету. Ибо то, что свершили они по сценарию автора книги, иначе как злодейством против своего собственного народа не назовешь.

Но вернемся к содержанию “Историко – фантастической хроники”. Фантастики в этой хронике предостаточно. А вот истории, документов, свидетельств там просто нет. Ведь любая фантазия должна опираться на какие–то реальные события, документы, особенно если это фантазия на исторические темы. Еще при жизни автора были известны материалы, в которых достаточно полно освещались события начала 1953 года, страшного времени “дела врачей – отравителей”. Однако ничего не было использовано для объективного освещения происшедшего или прогноза будущего. Да они ему просто не были нужны. И тогда, видимо, заработала буйная фантазия Ерашова.. Прежде всего, он сочинил Правительственное сообщение о рассмотрении в Особом присутствии Военной коллегии Верховного суда СССР дела “врачей – вредителей”. А ведь знал, что не могло быть “Правительственного сообщения” по этому поводу. Это могло быть сообщением по линии ТАСС, или под рубрикой “В Верховном суде СССР”. Придумал он и извещение от Московского комитета КПСС и Моссовета, в котором сообщалось, что 8 марта состоится демонстрация на Красной площади. Предполагалось, что это должно было произойти по случаю казни этих самых врачей. Строго говоря, Московского комитета КПСС не было. Существовал Московский городской комитет КПСС и Московский областной комитет Коммунистической партии Советского Союза. Да и 8 марта в то время (как и День Победы) был обычным рабочим днем. Так что всю Москву срывать на демонстрацию, остановив производство в столице, вряд ли кто – либо решился бы.

Но все это мелочи. Самым важным документом, который он цитирует, и который затем пошел гулять по миру – это “Обращение к евреям гражданам Советского Союза”. Автор исходит из того, что такой документ существовал в реальности и его просто не успели опубликовать. И если бы Сталин умер на неделю позже – то обязательно бы напечатали. Приведу фрагменты из этого “Обращения”, которое использовалось многими публикаторами без ссылки на источник. Уж не знаю, с умыслом, или без.

“Дорогие братья и сестры, еврейские мужчины и женщины, еврейская молодежь! К вам обращаемся мы, друзья наши соплеменники! (Чувствуется прямое влияние текста обращения Сталина к народу 3 июля 1941 года – “Братья и сестры..” В. Л.). Мы, работники промышленности и сельского хозяйства, военачальники, деятели науки и техники, литературы и искусства - в трудные эти дни держим слово к вам, всем евреям - гражданам Советской Страны. Многие из вас родились после Великой Октябрьской социалистической революции, вы не знали национального неравенства, национального угнетения. Но мы, в большинстве люди старшего поколения, помним позорную черту оседлости, зверские погромы, знаем о невозможности получения евреями при царизме обычных человеческих прав…..Еврейский народ, сбросив иго бесправия, обрел все условия для того, чтобы осуществить свои извечные устремления к знаниям, к творческой деятельности. Всем известны имена видных еврейских ученых, писателей, артистов, художников, удостоенных высших степеней отличия, в том числе премий, носящих имя великого Сталина. Еврейские рабочие и колхозники строят коммунистическое общество рука об руку с представителями всех национальностей нашей могучей Родины, под руководством товарища И. В. Сталина идут по пути, начертанному В.. И. Лениным Мы никогда не забудем беспримерного подвига русского народа, самого выдающегося из всех народов нашей страны, спасшего человечество от угрозы фашистского порабощения. Для нас, евреев, этот подвиг имеет особое значение, ибо именно русские люди, наши братья, спасли евреев от полного физического истребления гитлеровскими захватчиками Мы вправе гордиться тем, что рядом с русскими воинами честно сражались в битвах Отечественной войны еврейские солдаты, офицеры, генералы, многие из них удостоены звания Героев Советского Союза. Но можем ли мы утверждать, что евреи всегда и везде оказывались на той высоте, какой требует и ждет от нас Советская Родина – Мать? С великой горечью и стыдом ныне мы вынуждены признать: к несчастью, не всегда…”.

Затем упоминаются все “грехи” еврейского народа - от Троцкого и прочих – до “врачей – отравителей”, которые виновны были в смерти выдающихся деятелей партии и государства, и которые “продались сионистам и империалистам. Далее в письме говорилось:

“Зловещая тень подлых убийц и шпионов легла на весь еврейский народ, вызывая справедливый гнев и возмущение каждого советского человека. Да, невозможно отрицать: все мы косвенно опозорили себя, и кинувший в нас камень - да будет прав! Мы обязаны смыть этот позор, возродить доброе имя советского еврея в глазах великого русского народа и всех народов нашей страны и прогрессивного человечества. Мы обращаемся к вам, братья и сестры, соотечественники и соотечественницы, соплеменники: только самоотверженный труд там, куда пошлют нас партия, правительство, родной и любимый товарищ Сталин, позволит нам вновь ощутить себя не презренным отребьем, но полноценными гражданами Великой Родины. Мы призываем вас, еврейские мужчины и женщины, коммунисты и беспартийные, комсомольцы и несоюзная молодежь, герои войны и труда: добровольно покинуть обжитые, привычные города и районы, отправиться на освоение просторов Восточной Сибири, Дальнего Востока, Крайнего Севера. Пусть не пугают вас трудности. Многотысячелетняя история нашего народа показала стойкость и жизнеспособность евреев. И лишь честным самоотверженным трудом каждый советский еврей может доказать свою преданность Родине, великому и любимому товарищу И. В. Сталину – лучшему другу еврейского народа…Мы знаем: Родина и Великий Сталин простят нас!” (В. Ерашов…с. 293-295).

Вот такой “документик” запустили в “оборот”. И из “историко фантастической хроники” он перекочевал во многие “научные работы”. Подробно рассказывает автор, как подписывался этот документ. К каждому приезжали домой и заставляли расписываться. Это сделал и “Публицист”, и “Диктор и пр. и пр. Под “Публицистом”, курящим трубку, угадывается Эренбург, которого определили еще и общественным обвинителем на процесс врачей. “Диктор - это Левитан. Много, много там перечислено вполне угадываемых реальных выдающихся деятелей еврейского происхождения. Но все дело в том, что никто из них никогда не подписывал подобного документа. Во – первых, его никогда не было, во – вторых, они бы его никогда не подписали, понимая, чем бы это обернулось для них и их потомков.

Но все–таки, откуда появились эти фамилии? А их взяли из другого письма, совершенно иного содержания, с которым автор книги, по всей видимости, был знаком. Но все–таки прямо он их не называл. А вот последующие “исследователи” уже не стесняясь, люди – то ведь ушли в мир иной, эти фамилии называли открыто. Но о них ниже. Подробно описывает автор и сооружение поселков для депортируемых. Сообщается о “новеньком, пахнувшем сосною, благоустроенном поселке севернее Биробиджана” о еще двадцати поселках такого же типа, разбросанным по глухим местам Хабаровского края, Амурской области и Якутской АССР “Они были предназначены для евреев Москвы, - сообщал автор. - Судьбу

остальных предполагалось решить иначе”. В конечном счёте, речь шла об уничтожении всех евреев страны.

Много лет мне пришлось прослужить во всех этих районах, поименованных в книге. Беседовал со многими руководителями тех регионов, старожилами. Но нигде, в том числе в Биробиджане, никто не знал о том, что там строятся какие – то “секретные поселки” и никто не готовился к приему переселенцев. Это тоже оказалось выдумкой чистой воды. Подробно описывается в книге и подготовка к депортации еврейского населения столицы. Но и здесь картина та же. Ни одного прямого свидетеля, очевидца не было и нет. И до сей поры не обнаружено. А уж русский народ показан таким кровожадным и жестоким, что нацисты в Германии по сравнению с ним кажутся просто ангелами. Одним словом, лучшего подарочка для антисемитов и не подготовишь.

Мы отлично понимаем, что были в то время негодяи. И в сборнике документов Костырченко приводит множество примеров антисемитизма в стране. От этого никуда не уйдешь. Они были и есть. Но основная масса россиян никогда не была подвержена этому недугу. Лучше меня об этом расскажут фронтовики. Им – то пришлось вместе с другими воевать. И они знают, как к ним относились. Итак, мы нашли истоки фальшивки о предстоявшей депортации евреев. Но любая фальшивка не возникает на пустом месте. Видимо, что–то все–таки было. И это действительно так. Были письма. Но другие. Включенные в сборник Костырченко. Есть и письмо Эренбурга. Оно там же.

ДРУГИЕ ПИСЬМА

В архиве хранятся два варианта письма под названием “Проект обращения еврейской общественности в редакцию газеты “Правда”. Не к Сталину, а в “Правду”. Видимо разница есть. Один вариант был более жестким, с осуждением преступлений” “врачей – вредителей”, другой более мягкий, В нем их вообще не упоминали. Можно предположить, что Сталин начал понимать абсурдность затеянной провокации и решил начать своего рода “откат” Реакция мировой общественности на события в СССР была резко отрицательной. Израиль отслеживал ситуацию в Советском Союзе весьма основательно. . Была вероятность постановки вопроса о евреях в ООН, что уж совсем ему было ни к чему. Сама депортация привела бы к провалу практически всех научных проектов, которые осуществлялись в СССР. И постепенно “кампания” начала свертываться. Мой коллега Виктор Балан, человек во всех отношениях весьма порядочный и дотошный, сообщил мне, что уже с 17 февраля 1953 года материалы по делу “врачей – вредителей перестали появляться в газетах. Лишь в “Труде” появилась одна публикация, видимо, по инерции. И чтобы завершить “кампанию”, которая могла привести к непредсказуемым результатам, и было подготовлено обращение. Уж кто его готовил – никто сегодня не знает. Да это и неважно.

Второй, окончательный вариант “еврейского письма” составлялся под непосредственным руководством председателя комиссии по идеологическим вопросам при Президиуме ЦК КПСС и главного редактора “Правды” Т. Д. Шепилова. В нем ни о депортации, ни о “врачах – вредителях” - ни слова. Приведем фрагменты этого письма, полностью опубликованного в сборнике документов, автором - составителем которого является Г. В. Костырченко. О чем же они?

“Есть люди, - отмечается в “Обращении”, - которые, выдавая себя за “друзей” и даже представителей всего еврейского народа, заявляют, будто у всех евреев существуют единые и общие интересы, будто все евреи связаны между собой общей целью. Эти люди – сионисты, являющиеся пособниками еврейских богачей и злейшими врагами еврейских тружеников. Каждый трудящийся человек понимает, что еврей еврею рознь, что нет и не может быть ничего общего между людьми, добывающими себе хлеб собственным трудом, и финансовыми воротилами…” Далее идет критика “буржуазной”, “эксплуататорской” и т. п. сущности Израиля. Затем в документе говорится:”Всему миру известно, что народы Советского Союза и прежде всего великий русский народ своей самоотверженной героической борьбой спасли человечество от гитлеризма, а евреев – от полной гибели и уничтожения… В Советском Союзе осуществлено подлинное братство народов, больших и малых. Впервые в истории трудящиеся евреи вместе со всеми трудящимися Советского Союза обрели свободную и радостную жизнь…Враги свободы национальностей и дружбы народов, утвердившейся в Советском Союзе, стремятся подавить у евреев сознание высокого общественного долга советских граждан, хотят превратить евреев в шпионов и врагов русского народа и тем самым создать почву для оживления антисемитизма, этого страшного пережитка прошлого.

Но русский народ понимает, что громадное большинство еврейского населения СССР является другом русского народа. Никакими ухищрениями врагам не удастся подорвать доверие еврейского народа к русскому народу, не удастся рассорить с великим русским народом…Учитывая важность сплочения всех прогрессивных сил еврейского народа, а также в целях правдивой информации о положении трудящихся евреев в разных странах, о борьбе народов за укрепление мира, мы считали бы целесообразным издание в Советском Союзе газеты, предназначенной для широких слоев еврейского населения в СССР и за рубежом.. Мы уверенны, что наша инициатива встретит горячую поддержку всех трудящихся евреев в Советском Союзе. И во всем мире”

Вот в таком тоне выдержано это обращение. И ничего в нем страшного не было. И духу времени оно не противоречило. А поэтому подписали его люди весьма достойные, известные во всем мире и уважаемые. Всего 55 человек. Всех перечислить нет возможности. Но некоторых назовем. Вольфкович С. И., академик, лауреат Сталинской премии; Драгунский Д. А., тогда полковник, дважды Герой; Крейзер Я. Г., тогда генерал – полковник, Герой, Советского Союза; Каганович Л. М., член Президиума ЦК КПСС, Герой Социалистического Труда Рейзен М. О., народный артист СССР, лауреат Сталинской премии; Ванников Б. Л, генерал – полковник, член ЦК КПСС, Герой Социалистического Труда; Ландау Л. Д., академик, лауреат Сталинской премии; Лавочкин С. А., конструктор самолетов, Герой Социалистического Труда, лауреат Сталинской премии; Цырлин А. Д., генерал – полковник инженерных войск. Начальник Военно – инженерной Академии Советской Армии; Гроссман В..С., писатель; Гуревич М. И., конструктор самолетов, Лауреат Сталинской премии; Кремер С. Д., генерал – майор танковых войск, Герой Советского Союза; Носовский Н. Э., директор Коломенского завода тяжелого машиностроения; Каганович Мария, председатель ЦК союза рабочих швейной и трикотажной промышленности; Шафран А. М., главный зоотехник районного отдела сельского хозяйства Ленинского района Московской области, Герой Социалистического Труда и много других достойных людей. Так могли ли эти люди подписать гнусное письмо о депортации своих соплеменников? Думаю, что ответ напрашивается сам по себе. Мало того, состав подписантов свидетельствует о том, какое важное место занимали евреи в обществе, и невозможности их депортации, как это подробно описывает В. Ерашов в своих “Коридорах смерти”. Другое дело, лишить народ своих политических лидеров, создать условия для его полной ассимиляции – это и было целью вождя, да и не противоречило духу марксистско – ленинской теории по национальному вопросу.

Не имея оригинала письма о депортации, некоторые публикаторы тем не менее использовали имена подписантов процитированного нами обращения, заявив, что именно они и одобрили сочиненный Ерашовым документ. Но они же отмечают, что были и мужественные люди, которые его не подписали. Вот один из примеров. Исаак Хазан в статье “Готовил ли Сталин Холокост?” сообщает, что такими мужественными людьми были упомянутые выше Крейзер, Рейзен, Эренбург и другие. Но ведь их подписи стоят под “Обращением”. И Эренбурга, который затем обратился к Сталину с запиской о нецелесообразности публикации такого обращения, так как оно может быть воспринято на Западе в качестве аргумента о нерешенности еврейского вопроса в СССР. И послание Эренбурга найдено. И в сборник Костырченко оно вошло. Сталин, видимо, принял его к сведению И конечно же, никакой комиссии по депортации никто не создавал и не ставил во главе ее Суслова, что вообще является полной нелепостью.

Кстати, у самого Суслова жена была еврейкой. Вызывают сомнения сведения, приводимые автором статьи, о том, что в СССР и соцстранах к моменту смерти Сталина проживало 6 миллионов евреев. В СССР, по последней переписи, через много лет после войны и Холокоста, насчитывалось немногим более 2 миллионов евреев. До войны их было более 5 миллионов. И в соцстранах не могли выжить 4 миллиона. Там до Холокоста их столько не было. А ведь истребили почти всех. Во всем мире после войны было не более 12 миллионов человек, считавших себя евреями.. Из них более 2 миллионов в СССР, около 6 миллионов в США., да 4 миллиона в Израиле. На долю восточно – европейских стран приходился мизер. Так что куда ни кинь - цифры не стыкуются. Вот такая история с письмом и “Обращением”.

А затем вождь и учитель умер. Решение еврейских проблем перешло в совершенно иную плоскость. А фальшивка продолжала жить и распространяться среди все большего числа людей. И многие в нее поверили. Кажется все! Но это не так.

Вновь возникают вопросы, как и в начале статьи. Во - первых, кому и для каких целей понадобилось изготовить фальсифицированный документ? Во – вторых, кто заказывал и оплачивал издание “Историко – фантастической хроники”, которая, кроме вреда, еврейскому народу ничего не принесла и не могла принести.? И в - третьих, кто первый представил фальшивку в качестве подлинного письма? Думаю, что к этим проблемам мы еще вернемся.

Михаэль Дорфман дал уточненные цифры еврейского населения в послевоенном мире:

Во всем мире осталось порядка 11 млн. В 1948 году в Израиле было около 600 тыс. всего, зато около полутора-двух миллионов было в Сев. Африке и арабских странах и еще около полумиллиона - беженцы, перемещенные лица и т.п. Около полумиллиона в Южной Америке и т.п.
В СССР проживало больше 2 миллионов. Около 200-300 тыс. репатриировалось в Польшу или Румынию.