Съемка стеклянных предметов. Почему появляются блики на фотографиях и как их избежать

Когда свет сталкивается с высоким индексом преломления (луч света преломляется, переходя из одного материала в другой, например, из воздуха в стекло), часть света отражается. Изменение структуры стекла на наноуровне позволяют сделать переход индекса более плавным и, тем самым, избежать отражения и бликов. Ультрапрозрачное наностекло отражает свет в широком диапазоне волн (фактически, оно отражает весь видимый и ближний инфракрасный спектр) и под большим углом обзора. Блики уменьшаются настолько, что стекло, по сути, становится невидимым.

Главное применение технологии - экраны для смартфонов, компьютеров и телевизоров, которые на солнце часто создают блики. Также наностекло может повысить эффективность солнечных батарей, сведя к минимуму потерю энергии, связанную с отражением света. Наконец, сокращение бликов может быть полезным при изготовлении лазеров, чувствительных медицинских устройств и в аэрокосмической отрасли.

Для создания особой поверхности стекла ученые использовали метод «самосборки» - способность некоторых материалов спонтанно создавать упорядоченные структуры. В этом случае «самосборка» блокчного сополимерного материала позволила создать шаблон для гравирования поверхности стекла в виде «леса» конусообразных наноструктур с заостроенными краями. Подобная геометрия полностью исключает блики. Блочные сополимеры - промышленные полимеры (повторяющиеся цепочки молекул), которые можно найти во многих предметах, включая подошву для обуви, клейкую ленту и салоны автомобилей.

McKinsey: «Amazon отнимает деньги у банков»

«Этот простой метод можно использовать для гравирования любого материала, при этом полностью контролируя размер и форму наноструктур, - говорит один из авторов исследования Атикур Рахман, профессор физического факультета Индийского института научного обучения и исследований в Пуне. - Это гораздо эффективнее создания отдельного покрытия».

Чтобы количественно оценить производительность наноструктурированных стеклянных поверхностей, ученые измерили количество света, прошедшего через разные поверхности и отраженного от них. Выяснилось, что чем выше находятся конусы структур, тем меньше света они отражают. Например, стеклянные поверхности, покрытые наноструктрой размером 300 нанометров, отражают менее 0,2% входящего красного цвета (длина волны 633 нанометра). Даже при использовании околоинфракрасной волны длиной 2500 нанометров и углах обзора до 70° поверхность пропускает 90-95% света.

В другом эксперименте они сравнили производительность коммерческих солнечных элементов, сделанных из кремния, с нанопокрытием и без него. Оказалось, что в обоих случаях количество генерируемого тока было одинаковым. А под воздействием лазера наностекло способно выдержать в три раза больше оптической энергии, нежели обычное стекло с доступными на рынке отражающими покрытиями.

Нашего мобильного приложения для iOS и Android, позволяющего оцифровывать бумажные фотографии одним только смартфоном. Одна из ключевых особенностей PhotoScan – возможность удалять блики с фотографий (их часто печатают на глянцевой, хорошо отражающей свет бумаге), а также со страниц пластиковых альбомов или фотографий под стеклом. Для этого мы разработали уникальное сочетание компьютерного зрения и технологии обработки изображений, которые могут точно совместить и скомбинировать несколько немного отличающихся снимков фотографии и отделить блик от самого изображения на фото.


По одному снимку очень сложно автоматически определить, какие участки изображения – это оригинальное фото, а какие – блик. Более того, блик может засветить участки фото, из-за чего будет невозможно восстановить ту его часть, что скрыта под бликом. Но если сделать несколько снимков фотографии, передвигая камеру, расположение блика меняется – он перемещается по разным участкам фото. В большинстве случаев каждый отдельный пиксель окажется не под бликом хотя бы на одном из снимков. И хотя ни один из снимков не будет лишён блика, мы можем скомбинировать несколько снимков распечатанного фото, сделанных под разными углами, и таким образом удалить блик. Сложность в том, что изображения необходимо очень точно совместить, чтобы они правильно комбинировались, и эта обработка должна выполняться на смартфоне достаточно быстро, чтобы получить эффект почти мгновенного результата.

Скрытый текст

Наша технология вдохновлялась нашей предыдущей работой, опубликованной на SIGGRAPH 2015 , которую мы назвали «фотографированием без помех» [obstruction-free photography ]. Она использует схожие принципы для удаления различных помех из поля зрения. Но первоначальный алгоритм был основан на порождающей модели, в которой оценивались движение и внешний вид основной сцены и помехи. Возможности этой модели велики, и она способна удалять самые разные помехи – но она слишком затратна с вычислительной точки зрения, чтобы её можно было использовать на смартфонах. Поэтому мы разработали упрощённую модель, относящуюся к блику как к некоей аномалии, и пытающуюся распознать лежащее под ним изображение. И хотя модель упрощена, это всё ещё очень сложная задача – распознавание должно быть точным и надёжным.

Как это работает

Мы начинаем с набора снимков фотографии, сделанных пользователем, передвигавшим камеру. Первый снимок – «опорный кадр» – определяет желаемый конечный вид снимка. Затем пользователю рекомендуют сделать четыре дополнительных снимка. В каждом кадре мы определяем ключевые точки (подсчитываем свойства ORB на углах, определённых при помощи алгоритма Харриса) и используем их для определения гомографий , сопоставляющих каждый последующий кадр с опорным.

Скрытый текст

Технология кажется прямолинейной, но у неё есть подвох – гомографии способны сопоставлять только плоские изображения. Но бумажные фотографии часто не плоские (как в примере вверху). Мы используем оптический поток – фундаментальное представление движения в компьютерном зрении, устанавливающее попиксельное соответствие между двумя изображениями, корректирующее отклонения от плоскости. Мы начинаем с кадров, выровненных при помощи гомографии, и подсчитываем «поля потоков» для выпрямления изображений и дальнейшей корректировки. Обратите внимание, как в примере ниже углы левой фотографии немного «двигаются» после определения кадров при помощи одной лишь гомографии. Справа видно, как фото лучше выровнялось после применения оптического потока.

Скрытый текст

Разница не сильно бросается в глаза, но ощутимо влияет на конечный результат. Обратите внимание, как небольшие несоответствия проявляют себя в виде дублированных фрагментов изображения, и как эти огрехи устраняются путём дополнительного уточнения при помощи потоков.

И в данном случае сложность была в том, чтобы заставить изначально медленно работающий алгоритм оптического потока быстрее работать на смартфоне. Вместо традиционного подсчёта потока для каждого пикселя (количество векторов равно количеству пикселей), мы строим поле потока по меньшему количеству контрольных точек, и записываем движение каждого пикселя в изображении как функцию движения контрольных точек. А именно, мы делим каждое изображение на непересекающиеся ячейки, формирующие крупнозернистую решётку, и представляем поток пикселя в отдельной ячейке как билинейную комбинацию потока и четырёх углов ячейки, его содержащей.

Тогда остаётся решить более простую задачу, поскольку количество векторов потока теперь равно количеству точек решётки, которых обычно сильно меньше, чем пикселей. Этот процесс схож с обработкой изображений при помощи сплайнов . С этим алгоритмом мы смогли уменьшить время вычисления оптического потока на телефоне Pixel примерно в 40 раз!

Скрытый текст

Наконец, чтобы создать итоговое изображение без блика, для каждого участка кадра мы берём значения пикселей и вычисляем «мягкий минимум», чтобы найти самый тёмный из вариантов. Конкретно, мы вычисляем ожидаемую минимальную яркость по имеющимся кадрам, и назначаем меньшие веса пикселям, находящимся ближе к изогнутым краям изображений. Мы используем этот метод вместо прямого вычисления минимума из-за того, что у одних и тех же пикселей в разных кадрах яркость может различаться. Попиксельный минимум может привести к появлению видимых стыков из-за резких изменений интенсивности на границах накладывающихся изображений.

Алгоритм способен работать в различных условиях сканирования – матовые и глянцевые фотографии, фотографии в альбомах и без них, обложки журналов.

Скрытый текст


Для подсчёта итогового результата наша команда разработала метод, автоматически определяющий границы изображения и приводящий его к прямоугольному виду. Из-за искажений перспективы отсканированное прямоугольное фото обычно превращается в непрямоугольный четырёхугольник. Метод анализирует сигналы изображений, цвет, края, чтобы выяснить, где проходят точные границы оригинального фото, а затем применяет геометрические преобразования для выпрямления изображения. В результате получается высококачественная цифровая версия бумажной фотографии без бликов.

В общем, много чего происходит под капотом, и всё это почти мгновенно работает на вашем телефоне! Попробовать PhotoScan можно, скачав версию приложения для или

Следующие три световые схемы помогут вам справиться с бликами на стеклянных и металлических поверхностях.

Съёмка предметов с глянцевыми и зеркально отражающими поверхностями, например, ювелирных украшений, металлических инструментов или изделий из стекла, порой доставляет фотографу кучу неудобств. Однако, если вы владеете определёнными приёмами, а именно умеете управлять освещением, проблем с рефлектирующими поверхностями возникнет не больше чем с матовыми.

В этом уроке мы представим три типа предметов, поверхность которых отражает свет подобно зеркалу, и, соответственно, три варианта освещения. Мы покажем, как грамотно сфотографировать такие объекты: сделать это в короткие сроки и получить отличные результаты. А для чего нужны отличные результаты? Чтобы изделия, которые вы фотографируете лучше продавались.

Съёмка стеклянных предметов

Существует несколько световых схем для фотографирования изделий из стекла. Наиболее эффектная картинка получается, когда источник света находится позади снимаемого объекта. Эта простая техника называется контровым или задним освещением. Причина её эффективности ещё проще: свет, проходящий сквозь прозрачный объект, подчёркивает кристальную чистоту последнего.

Перед работой с освещением вам предстоит выбрать место съёмки и соответствующее фотооборудование. Мы не будем останавливаться подробно на этом процессе.

Шаг #1. Настройте освещение

Чтобы пустить свет через объект в сторону камеры, вам понадобится много места. Позаботьтесь о просторном помещении для съёмок ещё потому, что вы снимаете хрупкие изделия. Не будет лишним прикрепить кабели скотчем к полу и проверить устойчивость платформы или предметного стола, на которые вы будете устанавливать стеклянные предметы.

Расположите источник света позади снимаемого объекта так, чтобы излучающая поверхность просвечивалась сквозь стекло. Найдите такое положение источника и/или фотографируемого изделия, чтобы свет подчёркивал контуры предмета.

Если источник света требуется опустить или поднять относительно снимаемого объекта, то подложите под последний коробку или нарастите высоту стойки, на которой закреплён источник.

Какой вид освещения выбрать: импульсный или постоянный? Оба варианта подходят, поскольку вы будете фотографировать со штативом.

Теперь вам следует смягчить свет. Для этого воспользуйтесь насадкой, увеличивающей площадь свечения, например зонтом «на просвет», и/или закрепите в пространстве между источником света и предметом белые полупрозрачные листы бумаги в несколько слоёв или отрезы ткани. Дополните конструкцию пенопластовыми панелями: одну подложите под фотографируемое изделие, две других поставьте по бокам от него. Пример описанной «установки» посмотрите выше.

Пенопластовые панели в данной схеме смягчают свет: они «оборачивают» снимаемый объект со всех сторон и отражают на него лучи от одного источника. С той же целью мы предлагаем положить на боковые панели лист белой бумаги или тканевое полотно. Эта поверхность отразит свет на предмет сверху вниз.

Воспринимайте получившийся световой «куб» как имитацию естественного света из большого окна: ваша задача - создать «обволакивающее» освещение и избежать световых пятен или отражений, нарушающих композицию, на поверхности изделия.

Итак, панели из пенопласта прекрасно подходят на роль отражателей.

Чтобы выделить контуры стеклянного предмета используйте пенопластовые панели, окрашенные в чёрный цвет. Поставьте их по бокам от снимаемого объекта. Они сделают контур более плотным и цвет стекла вблизи него насыщенным.

На четырёх фотографиях ниже вы можете оценить влияние пенопластовых панелей на освещение:

Рисунок А. Без белых панелей по бокам. Обратите внимание на отражения комнаты на стеклянной поверхности.

Рисунок Б. С белыми панелями по бокам. Отражения исчезли.

Рисунок В. С чёрными панелями по бокам. Улучшилось изображение контура и, в целом, всего изделия.

Рисунок Г. С чёрными панелями по бокам, приставленными ближе, сзади и под углом к вазе. Сравните рисунки В и Г: чем ближе и темнее панели, тем контрастнее и темнее контур.

Штатив поможет вам сохранить положение снимаемого объекта относительно кадра, пока вы будете настраивать освещение. Закрепите фотоаппарат на штативе и убедитесь, что камера находится строго напротив фотографируемого предмета. Так вы избежите искажений его пропорций.

Наконец, прежде чем делать чистовые снимки, проверьте, что поверхность изделия не содержит жировых пятен и ворсинок. По необходимости воспользуйтесь жидкостью для чистки стёкол. Чистка изделия перед съёмкой сэкономит ваше время на этапе обработки.

Шаг #2. Настройте фотоаппарат

В зависимости от источников света, с помощью которых вы создаёте освещение, выберите в меню камеры подходящее значение баланса белого. В этом уроке мы используем импульсные источники, поэтому нам подойдёт «Вспышка». Тем самым, мы уберём с фотографий нежелательный синий отлив. Если вы сомневаетесь в выборе, то установите «Автоматический баланс белого».

Возможно, у вас возникнут трудности с фокусировкой на прозрачном стекле. Поэтому выберите точку фокусировки, соответствующую более плотному контуру, и наведите на резкость по ней. В нашем случае мы сфокусировались на основании вазы, потому что она темнее и просматривается лучше, чем остальные её части.

Установите значение диафрагмы равным в пределах 11 или 16. Вы получите более чёткое изображение предмета по всему его объёму. Чувствительность ISO выберите минимальной, например, равной ISO 100. Так вы уменьшите цифровой шум, который проявляется сильнее с ростом чувствительности ISO, а также сохраните больше деталей в очень тёмных и очень светлых областях снимаемого объекта.

Если вы фотографируете с источниками постоянного света, то при выборе оптимальной выдержки полагайтесь на показания встроенного в камеру экспонометра. В данном сюжете необходимо максимально высветлить фон, поэтому можете смело переэкспонировать фотографии. Для этого вам следует удлинить выдержку на 1-2 «стопа» относительно той выдержки, на которую указывает экспонометр фотоаппарата.

В качестве ориентира, к какой картинке стремиться, воспользуйтесь нашими фотографиями-подсказками:

Изображение слишком переэкспонировано.

В самый раз!

Изображение недоэкспонировано.

Смело делайте тестовые снимки, подстраивайте освещение, положение фотографируемого предмета и значения съёмочных параметров. Взамен потраченного на эти «мелочи» времени вы получите фотографии, которые наиболее выгодно представят фотографируемые изделия на рынке.

(прим. переводчика - если вы плохо ориентируетесь в ручном режиме съёмки, неуверенно пользуетесь встроенным экспонометром, обратитесь к статье , а основные принципы управления экспозицией вы найдёте в статье .

Шаг #3. Обработайте снимки

К счастью, контровый свет высветлит многие несовершенства на поверхности вашего изделия, что значительно сэкономит время на этапе обработки. Однако, если вы обнаружили следы от пальцев на изображении стеклянной поверхности, воспользуйтесь в Photoshop клонирующей кистью (Clone Stamp Tool), чтобы избавиться от них. Следующие действия на этом этапе - обесцвечивание и выбеливание фона. В совокупности все эти маленькие «мазки» создадут в итоге идеальный образ товара.

Ниже примеры такой обработки. Все предметы мы сфотографировали способом, описанным выше:

Съёмка предметов с глянцевыми поверхностями

Фотографирование предметов, целиком сделанных из стекла, проще, потому что вы можете переэкспонировать не только фон, но и объект. Контровый свет не работает, когда поверхность предмета глянцевая, то есть отражает свет так же, как стекло, но содержит детали, которые следует показать на фотографии. К таким изделиям относятся, в частности, наручные часы и солнцезащитные очки. Предметы с глянцевыми поверхностями следует освещать по-другому, чтобы потенциальный покупатель мог оценить товар.

Шаг #1. Настройте освещение

Вам понадобится просторный стол и зонт «на просвет» большого диаметра. Установите источник света с зонтом слева от фотографируемого изделия. Возьмите длинный лист белой бумаги - мы использовали рулонную бумагу - подвесьте его за один край, а другой край спустите на поверхность стола и положите поверх снимаемый объект, в нашем случае солнцезащитные очки.

Свободный край бумаги прикрепите снизу к объективу. Тем самым, вы создадите небольшой отражатель: направите свет от источника обратно на предмет - и исключите появление нежелательных отражений на глянцевых поверхностях изделия. Фотография выше демонстрирует описываемую схему.

Как и в предыдущем случае, вам следует воспользоваться пенопластовыми панелями.

Поместите пару панелей с одного стороны от снимаемого объекта. Пусть свет от источника отражается от панелей и возвращается на объект со стороны, противоположной источнику. Две панельки поставьте на поверхность стола вертикально и под углом друг к другу: в форме буквы «V». Такая конфигурация сосредоточит свет вокруг предмета, создаст мягкое рассеянное освещение.

И постоянный, и импульсный свет одинаково хорошо подходят в данном случае.

Ниже фотографии, которые демонстрируют «плохое» и «хорошее» освещение:

Отражения в стёклах отвлекают внимание зрителя от товара и даже создают ощущение чего-то «дешёвого», некачественного.

Поверхность бумаги, прикреплённая к объективу, формирует на глянцевых поверхностях приемлемые отражения.

Наконец, убедитесь, что поверхность фотографируемого изделия тщательно очищена.

Шаг #2. Настройте камеру

Настройте баланс белого в соответствии с используемом источником света: лампа накаливания, галогеновый светильник, флуоресцентный и так далее. Всё как в прошлый раз.

Фокусироваться на очках или часах проще, чем на стеклянных вазах Поверхность первых содержит множество непрозрачных деталей, за которые автофокусу легче «зацепиться». Наведите на резкость центральную часть предмета.

Установите значение диафрагмы равным не менее 11, чтобы получить чёткое изображение всего изделия.

В отличие от предыдущего случая, сейчас, когда сцена освещается сбоку, вы можете больше довериться встроенному экспонометру. Если у вас всё-таки возникнут трудности с выбором выдержки, то переведите фотоаппарат в режим приоритета диафрагмы («Av» или «A») - «автоматика» камеры самостоятельно установит оптимальную выдержку.

Не забудьте выбрать минимальное значение чувствительности ISO: ISO 100. Когда вы фотографируете со штативом, проблемы в съёмке с низкой чувствительностью ISO обычно не возникают.

Выберите чувствительность ISO как можно меньше. Если пользуетесь штативом, то установите ISO 100.

Шаг #3. Обработайте снимки

Если вы справились с боковым освещением, то ретуширование снимков, скорее всего, не займёт много времени.

На этапе обработки проверьте, что поверхность сфотографированного изделия не содержит жировых следов и пылинок, фон однородно выбелен по всей площади и цвета на изображении соответствуют цветам в реальности. Также, как раз самое время поработать клонирующей/восстанавливающей кистями со всеми дефектами, которые вам не удалось убрать на этапе съёмки, например, царапинами и потёртостями.

Не бойтесь корректировать светотень. Вырезайте изображения изделия из текущего фона, помещайте на абсолютно белый фон и рисуйте тени вручную, если необходимо.

Если вы планируете продавать сфотографированные предметы на крупных торговых площадках, таких как eBay или Amazon, то проверьте соответствие итоговых снимков стандартам, принятым на этих сайтах.

Ниже результат предложенной техники освещения на примере нескольких изделий:

Съёмка металлических предметов

Световая схема с двумя источниками света выглядит более сложной. В действительности же, она легко строится по этапам.

Сложнее всего фотографировать изделия из металла: их поверхность отражает свет почти как зеркало. Подавляющее большинство металлических предметов отражает изображение окружающих их объектов.

Техника, которую мы опишем ниже, поможет вам запечатлеть маленькие металлические объекты без отражений на их поверхности, нарушающих целостность композиции.

Чтобы выделить контуры снимаемого предмета и насытить его цвета, пробуйте включать в световую схему пенопластовые панели, окрашенные в чёрный цвет.

Шаг #1. Настройте освещение

Подготовьте твёрдую поверхность под снимаемое изделие: стол или ящик. Поместите два источника света по бокам от неё. Свет от обоих источников рассейте с помощью зонтов «на просвет». Как и предыдущем случае, воспользуйтесь рулонной белой бумагой в качестве задника. Один край листа закрепите вверху позади предмета, другой край - на объективе.

Белые пенопластовые панели не понадобятся в этой световой схеме. Освещение создаётся лишь за счёт двух источников рассеянного света, расположенных по бокам от фотографируемого предмета.

Закрепите камеру на штативе и слегка поднимите её над предметом: пусть объектив «смотрит» на снимаемый объект немного сверху-вниз, как в предыдущем случае.

Какие бы источники вы не выбрали, расположите их по бокам от снимаемого объекта, слегка наклоните вниз и установите одинаковую мощность. Такие приготовления помогут вам равномерно осветить изделия и избежать некрасивых ярких пятен на их поверхностях.

Перед тем как начать съёмку убедитесь, что на фотографируемое изделие чистое: отсутствуют жировые следы от пальцев и пятна, которые вы могли оставить, пока занимались выкладкой. Вы можете вытирать пятна по мере их обнаружения, но проще всего надеть матерчатые перчатки и брать предмет «зачехлёнными» пальцами.

Две первых фотографии ниже демонстрируют, как плохое освещение превращается в очень плохое освещение в случае с металлическими предметами. Поэтому осваивайте управление освещением в первую очередь, если хотите получить качественный результат.

Делайте всё, что потребуется, чтобы убрать некрасивые отражения (две первых фотографии) и равномерно, «незаметно», осветить изделие (две последних фотографии).

Шаг #2. Настройте фотоаппарат

Настройки камеры такие же как в предыдущем случае. Коротко повторим их: значение диафрагмы - от 11, чувствительность ISO - минимальная (ISO 100), выдержка - по показаниям экспонометра, фокусировка на центральной части изделия, баланс белого -автоматический или «вспышка», если вы пользуетесь импульсными источниками света (возможно, вместо «автоматический» потребуется выбрать другое значение в соответствии с типом источников света, применяемых вами).

Шаг #3. Обработайте снимки

Как и в ситуации с настройкой фотоаппарата ваши действия на этапе обработки прежние: удалите несовершенства с поверхности изделий с помощью клонирующей (Clone Stamp Tool) и восстанавливающей (Healing Brush Tool) кистей. Также, тщательно позаботьтесь о чистоте, равномерности цвета и тона фона.

По традиции, представляем примеры, созданные с помощью описанной световой схемы:

Послесловие

Предложенные приёмы освещения не единственные. Тем не менее, с помощью них вы можете создать картинки, способные выделить рекламируемые товары на фоне конкурирующих предложений и побудить потенциальных клиентов к покупке.

Иногда этап обработки кажется утомительным и долгим, особенно, когда вы чувствуете, что для достижения классного результата требуется огромная работа над отснятым материалом. Пробуйте делегировать обработку, например, таким компаниям как Pixelz . Это один из сервисов, помогающих довести ваши изображения до совершенства даже при больших объёмах и обороте. Аутсорсинг высвобождает ваше время, и вы можете уделить больше внимания этапу съёмки и продажам.

Как избежать бликов на фотографии

Блики на фотографии - это оптический дефект в виде мерцающих линий и ярких кругов, который многие фотографы стараются перевести в художественный эффект, когда фотографируют объект против источника света. Но не всегда фотосъемка против солнца превращается в художественные снимки. Чаще всего, наоборот, образующиеся блики портят эстетическое восприятие объекта на фотографии. Как с ними бороться? Каким способом можно избежать бликов на фотографии?

1 способ: не фотографировать объект против источника света (солнца)

Это, пожалуй, самый доступный способ избежать появления бликов на снимках. Если солнце будет где-то в стороне или за спиной фотографа, то прямые солнечные лучи вряд ли смогут попасть на объектив фотоаппарата и создать блики на изображении. Но все же если такой риск существует, то вам необходимо воспользоваться следующим способом.

2 способ: пользоваться блендой для объектива

Купить бленду и одеть ее на объектив - не дорогой и самый распространенный способ уменьшения бликов на фотографии. Благодаря своей вытянутой конструкции и специальному светоотражающему внутреннему покрытию, бленда эффективно борется с появлением бликов на фотографии. Кроме этого бленда защищает объектив при падении камеры, т.к. принимает основную часть удара на себя.

Но, к сожалению, бленда не всегда справляется со злокачественными бликами. В некоторых случаях она просто сводит появление бликов к минимуму.

3 способ: использовать поляризационный фильтр

4 способ: поменять объектив

Свести к минимуму появление бликов на фотографии можно, если пользоваться объективом с небольшим количеством линз (фикс-объектив с фокусным расстоянием 50 мм или простой кит-объектив).

Так же известно, что широкоугольные объективы наиболее устойчивы к бликам от солнца. Именно поэтому опытные фотографы всегда берут его с собой для фотосъемки объекта на природе.

5 способ: уменьшить открытие диафрагмы

Минимально открытая диафрагма пропускает на матрицу мало света, поэтому уменьшает риск возникновения на изображении бликов. Но этот способ не достаточно эффективен, так как закрытие диафрагмы приводит к затемнению изображения.

Все вышеперечисленные способы хороши в борьбе с бликами на фотографии. Какой из них выбрать, или же сочетать - решать только вам.

Стоит фотографу упустить из виду луч солнца (или свет любого другого источника, например, уличного фонаря), попадающий прямо на объектив, и на снимке непременно появятся блики. Это визуальные дефекты, которые образуются в результате прямого воздействия света на оптическую систему.

Блики можно разделить на две категории. Первая – зеркальные, они проявляются в виде пятен определенной формы: круги, многоугольники и даже яркие полосы в кадре. Вторая – размытые (вуалевые) блики, полосы света на затемненных участках фотографии. В этом случае дефекты не имеют определенной формы и не настолько очевидно выражены. Однако легко заметить, что контрастность и резкость снимка в местах их проявления существенно снижена. Именно такие блики-вуали четко просматриваются на портретах, сделанных против света.

Небольшая подсказка : применение инструмента «Автоуровни» (Auto Levels) или «Автоконтраст» (Auto Contrast) в поможет исправить ситуацию с контрастностью при обработке фотографии с вуалевыми бликами .

Борьба с бликами

Блик – результат прямого попадания света в объектив. Как правило, фотографом это не предусматривается, поэтому такое нежелательное искажение называют «светом, который не формирует изображение ». Подобные визуальные дефекты можно наблюдать на любых снимках, независимо от того, объективом какого типа они сделаны. Впрочем, считается, что широкоугольные модели в этом плане более устойчивы, чем . Все дело в большем угле обзора.

В любом случае, для того, чтобы избежать бликов, достаточно внимательно контролировать процесс съемки, оберегая оптику от попадания прямых лучей света. Иногда этого недостаточно, но есть еще несколько возможных вариантов борьбы с бликами. А если у вас предстоит важное мероприятие, например, свадьба, а снимки нужны без бликов и высокого качества, то рекомендую фотографа на свадьбу поискать заранее.

Фотографируем с блендой

Бленда – необходимый атрибут для любого объектива, с этим фактом не поспоришь. Как правило, более дорогие модели поставляются в комплекте с этим аксессуаром, в остальных случаях придется приобрести бленду отдельно (сделать выбор поможет инструкция). Идеально, если бленда будет оригинальной, разработанной именно для этого объектива, но можно подобрать другую подходящую и даже сделать ее самостоятельно. В этом случае аксессуар будет не настолько надежен, но обойдется намного дешевле оригинала. В принципе, нельзя сказать, что для бленды качество имеет первостепенное значение, ведь ее главная задача – эффективно ограждать объектив от прямых лучей света.

Принцип работы бленды достаточно прост, она создает тень для оптических элементов. Лучше не снимать бленду, даже если условия съемки вполне удовлетворительны и кажется, что появление бликов абсолютно исключено. Дело в том, что даже малейший лучик света может стать причиной возникновения визуального дефекта. Фотограф не заметит этого до тех пор, пока не приступит к просмотру снимком на своем мониторе.

Кстати, у бленды есть еще одно неоспоримое достоинство. Она послужит отличной защитой линзы от непредвиденных ударов и царапин. Именно поэтому снимать бленду с объектива не желательно.

Используем все возможные методы

Если оказывается, что бленды недостаточно, а предательские блики появляются вновь и вновь, можно попытаться бороться с ними другими способами. Например, установить фотоаппарат на штатив и затенить объектив рукой или листом картона, лишь затем нажимать кнопку спуска. Естественно, следует убедиться, что вышеуказанные предметы не появятся в кадре.

Еще один вариант – по возможности выбирать точку съемки в тени, так прямой свет точно не попадет в объектив. Фотографируете человека, а солнце за его спиной явно провоцирует блики? Что ж, лучше попросить модель переместиться в тень. Когда и фотограф, и объект съемки находятся в тени, риск возникновения бликов сводится к минимуму.

Отличным решением могут стать , они более устойчивы к бликам, в отличие от зумов. Причина в том, что конструкция фикса намного проще. В сложном зуме достаточно много оптических элементов, свету приходится преодолевать сложный путь внутри системы, зачастую он отражается от внутренних поверхностей. Словом, чем проще объектив, тем меньше вероятность получить блики.

В борьбе с бликами важно придерживаться элементарного требования - следить за чистотой объектива. Если оптика в пыли и грязи, блики просто обязаны появиться. В этом легко убедиться на простом примере: надев солнечные очки с мутными стеклами, вряд ли стоит рассчитывать на четкое изображение. Аналогичная ситуация и с фотообъективами.

Поддерживать объектив в надлежащей чистоте не так уж трудно. Для этого подойдет специальная кисточка, с ее помощью легко удаляется грязь и пыль, затем можно использовать очищающую ткань или салфетки для фототехники. Повторять эту процедуру желательно регулярно, а перед фотосъемкой стоит убедиться, что с чистотой объектива и фильтра все в порядке. Для этого есть проверенный способ – «просветить» оптику фонариком, так можно заметить пылинки, скрытые от невооруженного глаза.

Выбираем фильтр

Не стоит забывать и о том, что блики можно использовать с пользой: для реализации творческого замысла и придания фотографии особой атмосферы. Этот эффект добавляется специальным фильтром при обработке снимка в .