Исследовательская работа "Роль антитезы в рассказе Д.Григоровича "Гуттаперчевый мальчик". Анализ произведения Д.В. Григоровича «Гуттаперчевый мальчик О чем говорится в сказке гуттаперчевый мальчик

Введение

Дмитрий Васильевич Григорович - русский писатель, видный представитель дворянской литературы 40-х годов девятнадцатого столетия. Его творчество высоко ценили В.Г. Белинский и Л.Н. Толстой. С таким искренним участием и с такой скорбью Григорович описывал горькую судьбу крестьянства и городской бедноты, что современники плакали над его повестями «Антон-Горемыка» и «Гуттаперчевый мальчик». Подробно и с любовью Григорович показывает крестьянский быт, немалый интерес в творчестве писателя представляет богатый этнографический материал: народные обряды, обычаи и суеверия.

Целью данной контрольной работы является анализ произведения Д.В. Григоровича «Гуттаперчевый мальчик».

Задачи контрольной работы:

  1. Определить жанр произведения «Гуттаперчивый мальчик»;
  2. Выявить проблему повести и специфику композиции, написания;
  3. Охарактеризовать героев произведения и способ повествования;
  4. Выявить основную идею произведения и способ написания повести.

1. Жанр произведения «Гуттаперчивый мальчик»

В 1860-е годы Григорович, уже получивший широкую известность как писатель, внезапно почти оставляет литературное поприще и возвращается к своему юношескому увлечению – занятиям живописью. Лишь через двадцать лет он вновь с необычайной силой привлечет к себе внимание читающей публики: Григорович напишет и опубликует своего «Гуттаперчевого мальчика». Сразу же после издания повесть на многие годы станет одной из самых читаемых в России. Более того, она вскоре войдет во все подростковые хрестоматии и книги для чтения. Но читали ее, безусловно, не только школьники.

В «Гуттаперчевом мальчике» рассказана история маленького сироты Пети, взятого на обучение к циркачу. Акробат Беккер плохо говорит по-русски и не знает иного стимула в тренировках, кроме телесного наказания. Но страх перед учителем - плохой помощник, «он внушает робость, а робость первый враг гимнаста». Петя просто обречен на гибель. Но смысл повести этим не исчерпывается. Она будит в читателе множество переживаний и мыслей. Здесь и размышления о непостижимом Промысле Божием, так по-разному устраивающем человеческие судьбы, и раздумья о родительском грехе, влекущем за собой безмерные страдания детей, и тревожные помыслы о самовлюбленной гордости, умерщвляющей душу.

Что же означает гуттаперчевый? Ответ можно найти в самом тексте, когда разговаривают Соня и Вера: «…Вероятно, его так назвали потому, что он очень гибкий...».

Это произведение относится к лироэпическому произведению, повести. Произведение большое по объему и имеет две сюжетные линии: жизнь детей в семье графа Листомирова и бедная жизнь сироты Пети. Эти две сюжетные линии тесно переплетаются в произведении. Жанр, в котором написана повесть, наполнена глубоким психологизмом и трагическим колоритом, именно это делает его интересным, близким читателю, заставляя искренне переживать за героя, нравится читателю. Благодаря этому читатель окунается с головой в произведение.

2. Проблематика повести и специфика композиции

Проблематика повести - социокультурная, т. к. в ней рассматриваются устойчивые общественные отношения, раскрываются слои общества богатых и бедных, условия и образы их жизни. Через образ Пети мы видим состояние определенного слоя общества, в определенную историческую эпоху. Это произведение о человеческом и бесчеловечности, о жалости и безжалостности, о главных насущных проблемах общества того времени, которая актуальна и сегодня.

Равнодушие, безжалостность, сопереживание способно погубить, втоптать в грязь, унизить человека. Это очень захватывающая и интересная повесть, основанная на реальной жизненной основе. Несчастные случаи, вследствие которых гибли артисты цирка, особенно дети и молодежь, были чрезвычайно часты в то время. Дмитрий Васильевич использовал в своей повести реальные случаи и наполнил их содержанием.

Введение.

«Сделаться…литератором казалось чем-то поэтическим, возвышенным,- целью, о которой только и стоило мечтать», - писал Дмитрий Васильевич Григорович (1822-1899). Его мечты осуществились, и он по праву занимает одно из ведущих мест в литературе 40-50 годов 19 века.Ряд произведений, созданных им, вошел в золотой фонд классики. Его творчество высоко ценили В. Г. Белинский и Л. Н. Толстой.

Одно из таких произведений – повесть «Гуттаперчевый мальчик», написанная в 1883 году. Эту повесть Д.В.Григоровича называли «маленьким шедевром», потому что

    смог нарисовать достоверную картину трудной жизни и смерти маленького акробата. Д.В.Григорович долго и тщательно изучал «натуру», о которой будет писать;

    место действия – цирк. С этим понятием связано представление о празднике, веселье, но автор вводит читателя в цирк через кулисы и показывает обратную сторону цирковой жизни;

    в центре произведения хрупкий «несчастный мальчик» - типичный образ тех детей, которые остались беспризорными из-за смерти родителей;

    эмоциональный строй повести заставляет дрогнуть сердца читателей, а финал настолько трагичен, что чувство грусти и печали остаются с читателем еще надолго;

    Д.В.Григоровичу с необыкновенной точностью удалось показать жизнь ребенка, у которого «в детстве не было детства».

И.С.Тургенев, давая оценку этому произведению, говорил: «Скажу Вам вкратце, что эта вещь очень характерная: все характеры поставлены верно».

Объект исследования – повесть Д.В.Григоровича «Гуттаперчевый мальчик», написанная в 1883г.

Предмет исследования – прием антитезы.

Цель исследования – определить, какую роль в рассказе играет прием антитезы.

Гипотеза – использование приема контраста помогает раскрыть идейный замысел произведения.

Задачи:

    Дать определение приему антитезы.

    Выделить случаи использования приема антитезы.

    Составить классификацию использования приема антитезы.

    Определить роль контраста в повести «Гуттаперчевый мальчик».

Методы, используемые при создании научно-исследовательской работы:

    Чтение повести «Гуттаперчевый мальчик»;

    анализ средств художественной выразительности;

    сопоставление приема антитезы на разных уровнях;

    составление классификации.

Основная часть.

1.Антитеза.

Антитеза – стилистическая фигура контраста в художественном произведении, заключающаяся в резком противопоставлении понятий, положений, образов, состояний, связанных между собой общей конструкцией или внутренним смыслом.

Д.В.Григорович использует прием антитезы на следующих уровнях:

    композиция повести;

    место действия;

    время действия;

    пейзажные зарисовки;

    образы;

2.Противопоставление названия повести высказываниям в самом содержании повести.

Название повести «Гуттаперчевый мальчик» противоречит высказываниям автора о способностях мальчика.

Гуттаперчевый – 1. относящийся к гуттаперче, сделанный из гуттаперчи, резиновый; 2.перен. гибкий, эластичный, растяжимый.

Давая такое название произведению, Д.В.Григорович указывает на необычайную гибкость Пети, его способность легко делать необычайные упражнения, трюки. Но за этими упражнениями лежал огромный труд, сопряженный с ушибами и падениями, с избиениями Беккера, с болью в суставах плеч и сжиманиями в груди.

А во 2, 3 главе автор произносит фразы, которые полностью противоположны названию произведения. «Воспитанник акробата Беккера назывался «гуттаперчевым мальчиком» только в афишах; настоящее имя его было Петя; всего вернее, впрочем. Было бы его назвать несчастным мальчиком». «Несмотря на легкость и гибкость, Петя был не столько гуттаперчевым, сколько несчастным мальчиком».

3.Использование антитезы в композиции повести.

Во-первых, в композиции повести Д.В.Григорович выделяет 7 частей. Последняя глава противопоставлена первым шести главам и по объему, и по содержанию. В первых шести частях речь идет о жизни, в последней части, которая так невелика по объему, – о смерти.

Во-вторых, в композиции повести условно можно выделить две части, которые противопоставлены между собой:

    Жизнь и смерть мальчика.

    Жизнь семьи графа Листомирова.

Жизнь Пети в цирке, где царит грубость, жестокость, бездушие противопоставлена жизни детей в доме Листомировых. Ничто не омрачает счастливой жизни детей в доме графа, они окружены заботой и любовью.

Жизнь Пети тоже показана в контрастной форме: тяжелая, невыносимая жизнь в цирке противопоставлена его обитанию на Черной речке весте с матерью («время это было, бесспорно, лучшим в жизни мальчика»).

4. Прием антитезы при описании места действия .

Д.В.Григорович использует прием антитезы при описании места действия, противопоставляя помещение цирка дому графа Листомирова.

А. Цирк.

Главным местом действия является цирк. Образ цирка содержит в себе контраст. Во-первых, опустевший цирк и цирк во время представления. Опустевший цирк погружается в темноту, мрак, «туманную мглу», «сумрак», здесь господствует тишина. Когда же публика «в ярких туалетах» начинает проходить в ярко освещенную залу», раздается гром оркестра, «писк и хохот». Во-вторых, арена под высоким куполом, залитая светом, противопоставлена уборной Беккера («крошечная низкая комната»). Оттуда раздается «раздирающий детский визг и крики», сопровождающие обучение мальчика Пети.

В. Дом графа Листомирова.

Детские комнаты в доме графа тоже прекрасно освещены («лучи солнца с утра до заката проходили в окна»), но этот свет естественный, мягкий, согревающий. В доме слышатся возгласы и крики, но это крики радости веселья. Убранство детских комнат резко отличается от уборной гуттаперчевого мальчика, где нет «ни игрушек, ни книг, ни картинок, ни картонной тройки коней» - атрибутов любого детского помещения.

5. Прием антитезы при описании времени действия.

Д.В.Григорович разделил жизнь Пети на два временных отрезка, жизнь до знакомства с Беккером и жизнь у Беккера, и противопоставил их между собой. В прошлом Пети тоже мало ярких красок, но о нем заботились мама, старушка, прачка Варвара. Он чувствовал их заботу и любовь. Самая первая встреча с Беккером рождает в сердце мальчика ужас, который укореняется у него в душе на все оставшееся время.

6.Прием антитезы в пейзажных зарисовках.

В пейзажных зарисовках автор использует прием антитезы. Повесть открывается восклицаниями: «Метель! Метель! Как неожиданно!!! Налетела туча, поднялся ветер, и снег повалил с такою густотою, что…ничего нельзя было разобрать на улице». А до этого была отличная погода: «слегка морозило», «солнце ослепительно сверкало». Эта пейзажная зарисовка эмоциональна: в ней выражается удивление, недоумение, раздражение.

То же самое изменение погоды дается глазами тети Сони: «солнце склонялось к крышам», а потом «небо заслонилось большой серой тучей», «полетели пушисты снежные хлопья», метель ходила по всему саду». Здесь уже совершенно другой эмоциональный фон: радость, ликование, любование и, вместе с тем, опасение.

Такое изменение погоды – это своеобразное предсказание о трагических изменениях в судьбе главного героя.

7. Прием антитезы при создании образов.

А.Социальное положение.

Образы контрастны по своему социальному положению, это подчеркивает одежда героев. Гуттаперчевый мальчик во время похорон матери одет в случайно подобранную одежду («случайны были сапоги, в которых ноги его болтались», «случайным был кафтанишко», «случайной была шапка, выпрошенная у дворника»). В уборной Беккера мы находим его вообще без одежды («голый, белокурый мальчик», «на коленях лежало трико»). Кроме концертного костюма, у Пети было две рубашки, от которых «остались одни лохмотья», были еще сапоги, «которые просили каши».

В противоположность ему одеты дети графа. Верочка одета в «голубую стеганую шляпку», «голубую мантилию». Зизи была одета так же, как сестра.

В.Портретная характеристика.

Беккер характеризуется физической силой, «толстой перевязкой костей», «коротенькой шеей», «маленькой круглой головой». Автор изображает акробата тяжеловесным, как будто «вырубленным из грубого материала».

В противоположность ему изображается Петя, «худощавый мальчик лет восьми», «тоненькие члены», «впадина посреди груди».

Чтобы усилить антитезу этих образов, автор использует метафору: «тщедушный неоперившийся цыпленок» и «огромный откормленный боров».

С.Внутренний мир.

Образ клоуна Эдвардса противопоставлен таким работникам цирка, как режиссер и акробат Беккер по жизненным принципам, эмоциональному состоянию, внутреннему содержанию. Эдвардс отличается от них тем, что

    не кичится своей славой («не было цирка от Парижа до Константинополя, от Копенгагена до Палермо, где бы ему не хлопали»);

    не соблюдает степеней и отличий, ведет себя со всеми на равных;

    доброжелательное отношение ко всем;

    привязан к животным, детям;

    его раздирают внутренние противоречия («тоска рождалась у него, потому что он понимал бесполезность борьбы»).

У Эдвардса противоположная Беккеру позиция на обучение воспитанника Пети. Клоун считает, что результат будет намного лучше, если Петя будет весел и бодр («веселость придает силу и бодрость», «страхом и побоями ничего не возьмешь»). А Беккер добивался результатов от своего воспитанника криком и кулаками, от чего мальчик визжал и истошно кричал, а в душе рождался непреодолимый страх.

Образы контрастны и по отношению к гибели Пети. Рядом со своим воспитанником нет учителя Беккера, которому он приносил доходы и славу. Но есть добродушный клоун Эдвардс. Только его шаги нарушают мертвенную тишину цирка.

8.Гибель мальчика Пети изображена с использованием контраста.

Последние минуты жизни мальчика Д.В.Григорович изобразил, используя прием антитезы. Выступление гуттаперчевого мальчика сопровождается криками, аплодисментами. Само падение («глухой звук чего-то упавшего на арену») вызывает шум в зале, крики и женский визг. А тело мальчика лежит в полной тишине (автор употребляет это слова 3 раза).

Лежит мальчик с «переломанными ребрами и разбитой грудью в темноте, и только ночник освещает его тело с головы до ног».

Контрастные образы «звуки - тишина», «темнота – свет» подчеркивают основное противопоставление жизнь и смерть.

9.Роль антитезы в повести Д.В.Григоровича «Гуттаперчевый мальчик».

    Противопоставляя название повести высказываниям в самом содержании, автор подчеркивает, что воспитанник акробата Беккера называется гуттаперчевым мальчиком только на афише, на самом деле он «несчастный мальчик», жизнь которого сложилась трагично;

    Использование антитезы в композиционном плане позволяет читателю пережить различные чувства. Жалость и сострадание по отношению к Пете, мальчику, у которого в детстве не было детства. Радость за детей графа Листомирова, у которых самое настоящее детство;

    Антитеза помогает раскрыть противоречивое отношение к цирку: с одной стороны, он дарит радость и веселье, а с другой стороны, ушибы, переломы и смерть («жизнь человеческая постоянно висела здесь на волоске, и с нею играли, как с мячиком»).

    Используя прием антитезы, писатель подчеркивает принадлежность героев к определенному социальному классу. Но принадлежность к классу богачей не определяет характеры людей. Семья графа Листомирова способна переживать, сочувствовать; а Беккер не остается со своим воспитанником после его падения;

    Прием контраста помогает подчеркнуть чувство безысходности, рождающееся в душе Пети и клоуна Эдвардса и внутреннюю пустоту, грубость, бессердечие, любовь к деньгам режиссера, Беккера;

    Контраст в пейзажных зарисовках усиливает ощущение надвигающейся трагедии;

    Использование антитезы на разных уровнях помогает раскрыть основную мысль произведения. Л.Н.Толстой говорил: «Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства!» Но такая счастливая пора, к сожалению, уготована не всем детям. Д.В.Григорович хотел показать обездоленное детство мальчика Пети, оставшегося сиротой, немилосердное отношение к нему со стороны взрослых. Автор провозглашает, что детство обязательно должно быть счастливым.

Заключение

Проанализировав использование антитезы в повести Д.В.Григоровича «Гуттаперчевый мальчик», мы пришли к следующим выводам:

    Повесть «Гуттаперчевый мальчик» построена на приеме контраста.

    Д.В.Григорович использует прием антитезы на разных уровнях:

    название повести противопоставлено высказываниям в самом содержании повести;

    композиция повести;

    место действия;

    время действия;

    пейзажные зарисовки;

    образы;

    гибель мальчика (кульминация).

3.Цель использования антитезы в рассказе:

    прием антитезы помогает проникнуться сочувствием к Пете, к Эдвардсу, сопереживать им;

    используя прием антитезы, писатель подчеркивает принадлежность героев к определенному социальному классу;

    антитеза помогает раскрыть внутренние переживания героев;

    антитеза помогает раскрыть истинные качества людей;

    антитеза работает на раскрытие основной мысли произведения.

Таким образом, употребление в повести Д.В.Григоровича «Гуттаперчевый мальчик» приема антитезы направлено на создание человеческих характеров, на раскрытие основной мысли произведения.

Толковый словарь Ожегов С.И. Словарь русского языка Ок.57000 слов /Под ред. чл.-корр. АН СССР Н.Ю. Шведовой. – 18-е изд., стер. - М.: Рус.яз.,1986.- с.797



1) Дмитрий Васильевич Григорович

2) «Гуттаперчевый мальчик»

4) Жанр: повесть

5) Произведение было создано в 1883 году. В этом году родились писатели Франц Кафка и Ярослав Гашек; случилось извержение индонезийского вулкана Кракатау; в Москве состоялось торжественное освящение храма Христа Спасителя.

6) Время действия повести – конец XIX века.

7) Основные герои:

мальчик Петя восьми лет (за свою гибкость прозванный «гуттаперчевым»), после смерти матери отданный на обучение к акробату Беккеру; акробат Карл Беккер – самовлюбленный и жестокий, с Петей обращался как с личной вещью, его не волновали ни чувства ребенка, ни его судьба; клоун Эдвардс – он талантливый, но спивающийся от обреченности человек, пытается проявлять заботу о Пете, но сталкиваясь с сопротивлением Беккера, отступает; девочка Вера – старшая дочь графа Листомирова, искренне переживала за Петю, когда он сорвался вниз после исполнения трюка.

8) Сюжет произведения:

мальчик Петя рано остался сиротой, лишился матери, когда ему было пять лет.

После смерти матери её соотечественница, прачка Варвара отдала Петю на «ученье» в цирк к акробату Карлу Беккеру, который обучая мальчика акробатическим трюкам, нещадно бил и ругал его, он ни разу не сказал ему доброго слова, ни приласкал. Единственный человек, который жалел Петю, был клоун Эдвардс, в тайне показывал ему, как сделать то или иное упражнение.

Конец повести печален – во время одного из выступлений Петя, выполняя сложный трюк на высоте, сорвался и упал вниз… «На следующее утро афишка цирка не возвещала упражнений «гуттаперчевого мальчика»… его уже не было на свете.

автор призывает нас задуматься над тем, как ранимы и беззащитны могут быть дети. Им трудно жить в мире взрослых, поэтому надо стараться помогать им. Повесть учит нас проявлять чувства любви и сострадания к детям.

Обновлено: 2018-08-07

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Произведение "Гуттаперчевый мальчик" было написано известным русским писателем Дмитрием Григоровичем в 1883 году. В нём рассказывается о тяжёлой жизни круглого сироты Пети, отданного на обучение цирковому акробату Беккеру. "Гуттаперчевый мальчик" - наиболее известная повесть Григоровича. Её чтение вызывает у читателей сострадание и жалость к несчастному ребёнку, которому за свою крошечную жизнь пришлось видеть только лишения и жестокость.

Немного о творческой жизни автора

(1822-1900) родился в семье русского офицера и француженки. Первые свои рассказы писатель публиковал в литературных альманахах. Настоящая слава к нему пришла после написания в 1846-1847 годах больших повестей "Деревня" и "Антон Горемыка".

С 60-х годов XIX столетия в писательской биографии Григоровича наблюдалось долгое затишье. На протяжении 20 последующих лет он служил деятельным секретарём в "Обществе поощрения художеств". Только в 1883 году смог вернуться к своей литературной деятельности Григорович. "Гуттаперчевый мальчик" и ещё несколько произведений выходят в этот период из-под его пера. Повесть о несчастном маленьком акробате Пете особенно пришлась по душе общественности. Во многих семьях в дореволюционной России книга "Гуттаперчевый мальчик" считалась обязательной для прочтения подрастающим поколением.

Смысл книги

Сопереживание, умение понять нужду и горе другого человека - вот чему учит читателя повесть "Гуттаперчевый мальчик". Краткое содержание произведения даёт вполне достаточное представление о нелёгкой жизни бедного восьмилетнего ребёнка, оставшегося в раннем детстве без отца и матери. В противовес Пете Григорович выводит образы детей из богатой семьи (Веры, Зины и Павла). На фоне их роскошной жизни жалкое существование Пети выглядит ещё более несчастным.

Знакомство с Эдвардсом, Петей и Беккером

Из 7 небольших глав состоит повесть «Гуттаперчевый мальчик». Краткое содержание знакомит читателей с главными героями и событиями. Сперва действие повести происходит в цирке. Начать пересказ сюжета следует с описания Эдвардса - немолодого клоуна с раскрашенным лицом, являющегося главным украшением представлений. Он выделяется на фоне остальных цирковых артистов своим грустным видом. Эдвардс периодически уходит в запой. Режиссёр цирка сильно обеспокоен тягой клоуна к алкоголю и просит его не запить хотя бы до окончания Масленицы, ведь потом наступит пост и цирк перестанет давать представления. Эдвардс не отвечает ему ничего вразумительного и уходит переодеваться.

По пути в гримёрку Эдвардс заглядывает в комнатку акробата Беккера - грубого и жестокого великана, от которого никто не слышал Клоуна интересует воспитанник циркача - худенький мальчик Петя. Он с жалостью относится к маленькому артисту, с трудом справляющемуся с тяжёлыми физическими нагрузками, которые даёт ему наставник. Эдвардс просит Беккера отпустить с ним мальчика прогуляться, пытаясь объяснить ему, что после небольшого отдыха Петя наберётся сил и ему будет проще работать, однако акробат даже и слышать об этом не желает. Наставник замахивается на испуганного и едва не хлыстом и уводит его на тренировку.

Грустная история о мальчике-сироте

Особое внимание первым годам жизни Пети уделил в своей повести Григорович. Гуттаперчевый мальчик был сыном кухарки Анны и некоего солдата. При жизни матери ему не раз приходилось голодать и терпеть от неё побои. Петя остался круглым сиротой, когда ему шёл пятый год. Для того чтобы мальчик не умер с голоду, прачка Варвара (землячка Анны) отдала его на воспитание акробату Беккеру. Циркач относился к ребёнку очень жестоко. Он заставлял его выполнять сложнейшие которые не всегда были ему под силу. Даже если мальчик падал во время тренировок с шеста и сильно ударялся, наставник его не жалел, а временами даже бил. Единственным, кто хорошо относился к Пете, был Эдвардс. Однако он не мог защитить ребёнка от произвола Беккера.

Отпрыски графов Листомировых

В повести «Гуттаперчевый мальчик» главные герои - это не только Петя и другие циркачи, но и дети графа Листомирова. Восьмилетняя Верочка, её младшая сестра Зина и брат Павел (Паф) росли в роскоши, и со всех сторон были окружены лаской. В последние дни Масленицы в награду за хорошее послушание детей повезли на цирковое представление. Верочка узнала из афиши, что в одном из номеров будет выступать гуттаперчевый мальчик и ей не терпелось увидеть его.

Последнее выступление Пети

И вот, на арене появились Беккер и гуттаперчевый мальчик. Краткое содержание того, что произошло дальше, заставляет плакать даже взрослых. Взобравшись по шесту высоко вверх, Петя делает несколько опасных акробатических трюков, от которых публика цирка приходит в восторг. Мальчику остаётся выполнить в воздухе последний сложный манёвр, и тут он неожиданно для всех падает на землю.

Циркачи быстро забирают невесомое тельце Пети и уносят его за кулисы. Чтобы отвлечь внимание зрителей от случившегося, на арену выбежали клоуны. Они стараются развеселить публику, но расстроенные зрители покидают цирк. Сквозь шум, издаваемый толпой, слышится плач и отчаянный крик Верочки: «Ай, мальчик! Мальчик!» Девочка долго не может успокоиться даже после того, как её вместе с братом и сестрой привезли домой.

А что же Петя? Его переломанные рёбра и разбитую грудь обмотали тряпками и после этого оставили на тюфяке в безлюдном цирке. И только Эдвардсу небезразличен бедный ребёнок. Он единственный, кто остался возле умирающего мальчика. У потрясённого клоуна снова начался запой: недалеко от него стоит пустой графин от спиртного.

На следующий день в афише уже не значился номер с маленьким акробатом. И это не удивительно, ведь Пети к тому времени не стало в живых. На этом заканчивается повесть «Гуттаперчевый мальчик». Краткое содержание её не столь красочно, как полная версия произведения Григоровича. Всем, кого заинтересовала эта печальная история, рекомендуется прочесть её полностью.

«Гуттаперчевый мальчик»: отзывы читателей

Повесть о маленьком акробате Пете знакома многим детям среднего школьного возраста. Очень интересно узнать о том, что думают читатели о произведении «Гуттаперчевый мальчик». Отзывы о повести у детей и взрослых очень печальные: все искренне жалеют Петю, переживают из-за того, что судьба оказалась к нему столь неблагосклонной. Изредка можно услышать мысли о том, что эту книгу не стоит читать в детском возрасте, так как она нагоняет на ребёнка тоску и депрессию. У каждого читателя складывается своё мнение о произведении, однако нельзя не согласиться с тем, что знакомство с подобными книгами позволяет воспитать в человеке такое важное качество, как сострадание к ближнему.

Сравнительно-сопоставительный анализ рассказов А.П. Чехова «Спать хочется» и Д.Григоровича «Гуттаперчевый мальчик»

В 1889 году вышел в свет сборник рассказов о детях, включивший произведения «Детвора», «Событие», «Ванька», «Беглец», «Спать хочется», «Отец семейства», «Степь».

Самый пронзительный рассказ, самый безысходный образ ребёнка - «Спать хочется» - восходит, несомненно, к традиции социальной литературы о детях, начатой еще Д.В.Григоровичем в рассказе «Гуттаперчевый мальчик».

Рассказ «Спать хочется» написан А.П.Чеховым в 1888 году. Сюжет несложен. Автор повествует о том, как Варька, девочка лет тринадцати, была отдана в прислуги. Качает колыбель с ребёнком и чуть слышно поёт. Малыш не засыпает, плачет. Варька хочет спать, но знает, что если уснёт, хозяйка прибьёт её. Девочка дремлет и видит, как по дороге идут люди, падают и засыпают. Приснился покойный отец. Он мучается от того, что разыгралась грыжа, корчится на полу от боли. К утру отец умер. Варька плачет, идёт в лес. Но от удара по голове просыпается. Это хозяин ударил: дитя плачет, а Варька спит. Качает колыбель, опять засыпает, и теперь уже видит, как с матерью идут в город наниматься и просят милостыню. Хозяйка требует ребёнка, кормит и опять отдаёт Варьке, которая продолжая качать колыбель, опять засыпает, но ей велят затопить печь. За работой сон проходит. Нужно ставить самовар, чистить хозяину галоши, над которыми она опять засыпает. Идти в магазин, чистить картошку, прислуживать за обедом, стирать, шить. Спать хочется. Бежать в магазин за пивом, водкой, чистить селёдку, качать ребёнка. Спать хочется. Что-то сковывает по рукам

и ногам - ребёнок. Улыбаясь, подходит к колыбели, душит ребёнка, ложится на пол, смеётся и через минуту спит, как мёртвая.

Вот и всё действие. Чехов убеждает читателя в том, что ребёнок, не защищённый от произвола взрослых, может совершить чудовищный поступок, но его нужно понять, представить пытку лишением сна, на которую обречена маленькая нянька. «Ребенок плачет. Он давно уже осип и изнемог от плача, но все еще кричит, и неизвестно, когда он уймется. А Варьке хочется спать. Глаза ее слипаются, голову тянет вниз, шея болит. Она не может шевельнуть ни веками, ни губами, и ей кажется, что лицо ее высохло и одеревенело, что голова стала маленькой, как булавочная головка». Ребенок, лишенный детства, - что может быть трагичнее! Чехову тема эта была близка. «В детстве у меня не было детства», - говорил он, имея в виду и груз непосильных обязанностей, лежавший на детях, и отсутствие близости с отцом, который умел только муштровать своих сыновей.

У Варьки нет даже светлых воспоминаний о деревенской жизни. Во сне лишь умирающий в страшных муках отец. Протест Варьки принял ужасающую форму уже в детстве, настолько сильна ее физическая мука при полном отсутствии сочувствия с чьей-либо стороны. К сочувствию и призывал Чехов, выступив адвокатом ребенка-убийцы. Некоторым литераторам того времени рассказ показался неправдоподобным, а сюжет его - «искусственным». Другие же возражали, что подобные истории встречаются и в жизни. Сам Чехов, будучи по профессии врачом, показал в рассказе «Спать хочется», как опасно обременять ребенка непосильным трудом. Детская психика - явление тонкое и сложное, требующее самого бережного отношения.

Л.Н.Толстой, высоко оценив рассказ, относил его к произведениям «первого сорта», назвал «истинным перлом». Толстой и сам много размышлял о деспотизме и безразличии взрослых, калечащих психику детей. Л.Н. Толстой, называя Чехова «Пушкиным в прозе», «несравненным художником», «художником жизни». Писателю удалось в столь сжатой художественной форме раскрыть психологическую драму малолетней служанки, доведенной вынужденной бессонницей до изнеможения и отчаяния.

Произведение "Гуттаперчевый мальчик" было написано известным русским писателем Дмитрием Григоровичем в 1883 году.

В «Гуттаперчевом мальчике» рассказана история маленького сироты Пети, взятого на обучение к циркачу. Акробат Беккер плохо говорит по-русски и не знает иного стимула в тренировках, кроме телесного наказания. Но страх перед учителем -- плохой помощник, «он внушает робость, а робость первый враг гимнаста». Петя просто обречен на гибель. Но смысл повести этим не исчерпывается. Сопереживание, умение понять нужду и горе другого человека - вот чему учит читателя повесть "Гуттаперчевый мальчик". Краткое содержание произведения даёт вполне достаточное представление о нелёгкой жизни бедного восьмилетнего ребёнка, оставшегося в раннем детстве без отца и матери. В противовес Пете Григорович выводит образы детей из богатой семьи (Веры, Зины и Павла). На фоне их роскошной жизни жалкое существование Пети выглядит ещё более несчастным. Особое внимание первым годам жизни Пети уделил в своей повести Григорович. Гуттаперчевый мальчик был сыном кухарки Анны и некоего солдата. При жизни матери ему не раз приходилось голодать и терпеть от неё побои. Петя остался круглым сиротой, когда ему шёл пятый год. Для того чтобы мальчик не умер с голоду, прачка Варвара (землячка Анны) отдала его на воспитание акробату Беккеру. Циркач относился к ребёнку очень жестоко. Он заставлял его выполнять сложнейшие акробатические трюки, которые не всегда были ему под силу. Даже если мальчик падал во время тренировок с шеста и сильно ударялся, наставник его не жалел, а временами даже бил. Единственным, кто хорошо относился к Пете, был Эдвардс. Однако он не мог защитить ребёнка от произвола Беккера.

Она будит в читателе множество переживаний и мыслей. Здесь и размышления о непостижимом Промысле Божием, так по-разному устраивающем человеческие судьбы, и раздумья о родительском грехе, влекущем за собой безмерные страдания детей, и тревожные помыслы о самовлюбленной гордости, умерщвляющей душу. Её чтение вызывает у читателей сострадание и жалость к несчастному ребёнку, которому за свою крошечную жизнь пришлось видеть только лишения и жестокость.

Читая повесть, мы удивляемся тому, как порой необдуманно и безответственно человек распоряжается бесценным даром жизни, или сокрушаемся от того, как сильны в человеке страсти и как мало он знает об Истинном Помощнике в преодолении их. Но вместе с тем, мы не можем не радоваться милосердию, которое по-прежнему близко сердцам многих людей. Конечно, повесть «Гуттаперчевый мальчик» -- болезненное чтение даже для взрослого человека. От некоторых сцен, вторгающихся в наше сознание и чувства, хочется скорее бежать в привычный душевный комфорт.

Повесть о маленьком акробате Пете знакома многим детям среднего школьного возраста. Очень интересно узнать о том, что думают читатели о произведении «Гуттаперчевый мальчик». Отзывы о повести у детей и взрослых очень печальные: все искренне жалеют Петю, переживают из-за того, что судьба оказалась к нему столь неблагосклонной. Изредка можно услышать мысли о том, что эту книгу не стоит читать в детском возрасте, так как она нагоняет на ребёнка тоску и депрессию. У каждого читателя складывается своё мнение о произведении, однако нельзя не согласиться с тем, что знакомство с подобными книгами позволяет воспитать в человеке такое важное качество, как сострадание к ближнему.