Как выставить значение диафрагмы. Как правильно установить выдержку и диафрагму. Основы экспозиции для новичка.

Диафрагма — это просто. В двух словах, диафрагма - это устройство в объективе, которое дозирует количество света .

Устройство диафрагмы в объективе

Для большего понимания работы такого устройства приведу пример из жизни. Когда люди смотрят на солнце - они щурят глаза, то есть уменьшают щель, через которую проходит свет. Если бы люди не щурились, солнце бы сожгло своим сильным светом сетчатку глаза. Ночью нужно делать наоборот — открывать глаза пошире, чтобы захватить побольше света, при этом еще и расширяются зрачки. Глаза с большими зрачками имеют много животных, которым нужно хорошо видеть ночью.

Также с точки зрения использования у страстных есть и другие проблемы. Разнообразие аксессуаров и привлекательность возможностей, которые они предлагают, делают их такими, что часто обслуживание не оставляет им слишком много свободного времени и что, например, вместо того, чтобы покупать выделенную макро-цель, более полезно и более Дешевые могли бы купить несколько колец. В системе: «Хотите ли вы фотографировать и попкорн?». Часто такой страстный человек находится на грани больших проблем. Например, «Если вы получаете одну цель, разводитесь!».

Часто диафрагму называют еще ‘светосилой’ или ‘апертурой’ или ‘относительным отверстием’ или ‘числом F ‘. Эти понятия сильно связаны между собой и для многих фотографов являются синонимами. Но среди них есть небольшие отличия, описанные ниже.

Относительное отверстие объектива — это отношение действующего отверстия объектива к фокусному расстоянию объектива. Величина обратная относительному отверстию называется диафрагменным числом или числом диафрагмы .

Страстные люди - это категория с наибольшей свободой. Они могут перемещаться почти неограниченно в любую область камеры, в зависимости от бюджета. От профессионала мы ожидаем вдумчивого отношения. Он знает, что покупать, когда, где он дешевле, что лучше и т.д. и он не может избавиться от неприятностей. Иногда он не находит свое место на более насыщенном и конкурентном рынке. Может быть, у него есть приказы от одной стороны к другой.

Для повышения мобильности или для некоторых жанров фотографирования они иногда выбирают компактные или зеркальные камеры, которые обеспечивают хорошее качество изображения, а также полное ручное управление. Но каждый, будь то любитель, страстный или профессиональный, влияет на последний аспект использования фотооборудования, а именно: наличие более глубоких знаний об искусстве и фотографических методах. Эта доступность относится не только к внутреннему расположению, но и к внешним факторам, которые могут влиять на него.

Относительное отверстие объектива численно выражается отношением или дробью. Например, возьмем объектив, у которого установлено относительное отверстие в 16 раз меньше его фокусного расстояния, в итоге относительное отверстие численно можно будет записать такими способами: 1:16 или f1/16 или f=1:16 или F 1:16 и т.д. Никакой особой разницы в записи нет и каждый фотограф всегда поймет о чем идет речь.

Из этих факторов время, самый важный ресурс, все более ограничено. И тогда, любители не заинтересованы в прогрессе, потому что они уже «слишком много знают» или другой ответ: «Ну, что это, фотограф?» Страстный хотел бы, но он не может. Более того, во многих случаях страсти больше инвестируют в технику, чем в знания, надеясь, что это значительно улучшит их производительность. Профессионалы имеют главное преимущество этого опыта. Они учились в свое время и могут даже учиться. Они постоянно адаптировались к рынку и техническим достижениям как в фотооборудовании, так и в компьютерных программах пост-обработки.

Если же взять число, обратное относительному отверстию, то мы получим число диафрагмы. Обычно именно под этим числом фотографы непосредственно понимают общий термин ‘диафрагма’ . Если взять тот же объектив, у которого установлено относительное отверстие в 16 раз меньше его фокусного расстояния, то его число диафрагмы будет равно значению 16. А численно его можно будет записать такими способами: F16, F/16, 16 (такое ‘голое’ число диафрагмы указывается на корпусе объектива). Никакой особой разницы в записи нет.

Но через определенный период они не так креативны, как прежде. Также трудно быть оригинальным в области, где все, кажется, было сделано до сих пор. Обычная и самодостаточность - это ловушки для профессионалов. Ранее мы говорили о том, чтобы провести различие между расходами и инвестициями в зависимости от использования или пользователя. Из трех категорий пользователей, упомянутых здесь, теоретически, только профессионалы получают прибыль от предоставляемых ими фотографических услуг. Конечно, фотографы и даже любители могут получать доходы от фотографии, например, участвуя в соревнованиях или некоторых социальных мероприятиях, но они не являются постоянной прибылью.

Некоторые объективы имеют на своем корпусе кольцо, отвечающее за управление диафрагмой. На кольце обычно есть разметка, состоящая исключительно из чисел диафрагмы (показано на рисунке ниже). Практически все современные объективы такого кольца не имеют, а управления диафрагмой происходит за счет электроники и органов управления камерой.

Финансовые усилия, которые любители и фотолюбители делают для удовлетворения индивидуальных потребностей, относятся к категории расходов, в то время как денежное потребление профессионалов делается для получения прибыли и называется инвестициями. Таким образом, сумма денег, если они израсходованы, может казаться необоснованно высокой, в то время как вложенная сумма может представлять собой только аванс на покупку исполняющего оборудования.

Если ожидания высоки, также необходимо, чтобы производительность была на столе - и наоборот. Высокие ожидания для низкопроизводительного устройства приводят к неудовлетворенности, в то время как высокая производительность, плохо используемая или на посредственном уровне, является пустой тратой.

Кольцо управления диафрагмой на объективе . С помощью кольца можно установить значения F/2.8, F/4, F/5.6, F/8, F/11, F/16, F/22.

Обычно понятие ‘светосила’ и ‘диафрагма’ являются синонимами, но на самом деле между ними существует определенная ризница. Так, диафрагма отвечает только за геометрическую (отношение линейных геометрических показателей). А за общую ‘настоящую светосилу’ объектива отвечает не только диафрагма, но и множество других факторов: оптическая схема объектива, процент отражения и пропускания света объективом, падение диафрагмового числа при фокусировке на разные дистанции, процент поглощения света фотофильтром и т.д. Детально про разницу между понятиями ‘диафрагма’ и ‘светосила’ найдете в разделе про ‘ ‘.

В принципе, статья о выборе камеры, в соответствии с ее собственными потребностями и предпочтениями, может считаться полной. Читатели не прилагают усилий и столкнулись с терминами, которые они не понимают, чтобы продолжить чтение, потому что они могут найти интересные вещи.

Когда мы сосредоточимся на определенной точке, мы получим четкую область в плане, которая содержит эту точку, параллельную той, которая имеет датчик камеры. Прежде чем мы перейдем к техническим деталям, несколько слов об использовании понятия. Глубина резкости может быть большой, когда ясная область глубокая или маленькая, когда ясная область узкая.

Диафрагму иногда еще называют ‘Апертурой объектива’ (лат. ‘Apertura’ - ‘Отверстие’). Потому на многих камерах режим замера с называется ‘A ‘ или ‘AV ‘ — ‘A perture V alue’ — ‘Значение Апертуры’. Детально про этот режим описано в разделе ‘ ‘.

Обратите внимание, что величина передней линзы объектива и, собственно, величина переднего светофильтра никакого прямого отношения к светосиле объектива не имеет. Разные объективы с одинаковым фокусным расстоянием и одинаковой максимальной диафрагмой могут иметь абсолютно разные диаметры своей передней линзы. Например, возьмем два объектива класса 50 mm F/1.4: и . У первого диаметр светофильтра крохотный — 52 мм, у второго огромный — 77 мм. Но их (практически — максимальная диафрагма) будет одинаковой.

Классически глубина поля зависит от используемого фокусного расстояния, используемой диафрагмы и расстояния между камерой и объектом. Однако все еще существует менее известный фактор, а именно диффузионное пятно. На английском языке правильная терминология является «предельно допустимой границей ограничения диаметра путаницы», а на румынском языке «приемлемый предел точки распространения» является правильной, но для того, чтобы понять понятие, мы будем ссылаться только на него как на Диффузионное пятно.

Термин относится к наименьшему элементу изображения, который может восприниматься человеческим глазом как ясный. На фотографии каждый формат изображения связан с значением плотности диффузии, которое прямо пропорционально размеру датчика. Для компактных устройств, чтобы иметь небольшую глубину поля, следует использовать длинные фокусные расстояния и небольшие расстояния фокусировки.

Какая она, диафрагма?

Под механической частью устройства диафрагмы понимают изменяющееся круглое отверстие в объективе. Обычно отверстие открывается и закрывается с помощью лепестков. Лепестки в таком случае называют лепестками диафрагмы, а саму диафрагму — ‘ирисовой’ (от английского ‘iris’ — ‘радужная оболочка глаза’). От количества и скругленности лепестков диафрагмы зависит то, на сколько будет формируемое отверстие круглым. Чем скругление отверстия диафрагмы сильней - тем лучше. Профессионалы часто диафрагму называют просто ‘дыркой ‘, так как это действительного, своего рода дырка, которая изменяет свои размеры и дозирует количество света.

Следует отметить, что эта связь между размером датчика и значениями диффузионного пятна является скорее соглашением, поскольку на самом деле это зависит от остроты зрения, условий просмотра и масштаба увеличения. Это объясняет, почему на картинке он не внезапно переходит от чистого элемента к нечеткому, а постепенно. Когда мы «удаляемся» из фокальной области, размеры диффузионного пятна начинают превышать допустимый предел и, таким образом, появляется размытие.

Хотя это один из основных факторов глубины поля, диффузионное пятно не может контролироваться фотографом. Это почти как константа, связанная с каждым типом сенсора. Давайте перейдем к факторам, которым мы можем управлять. Фокусное расстояние и расстояние от устройства до объекта.

На что влияет диафрагма:

  1. На количество света, который может пропустить объектив за какое-то время.
  2. На управление глубиной резко изображаемого пространства ()
  3. На яркость изображения в оптическом видоискателе
  4. На качество изображения, в особенности на его резкость, аберрации, и разные .

Влияние на ГРИП

Как оказалось, диафрагма влияет не только на количество света, но и на глубину резкости. Чем меньше число F - тем меньше и глубина резкости. Чем больше число F - тем больше глубина резкости. Это один из основных приемов в фотографии для управления точкой внимания на фото. Очень важно иметь возможность управлять для портретов, где нужно акцентировать внимание именно на человеке. Макро фотографы прекрасно знают , им приходиться снимать на очень сильно закрытых диафрагмах, чтобы увеличить глубину резкости. Вообще, там где , пишут и про размытый фон. Как лучше всего фотографировать с размытым фоном можете прочитать в моей статье - .

Параметр, который влияет на глубину поля и не связан ни в каком оборудовании, - это расстояние от устройства до объекта. Это прямо пропорционально глубине резкости. Чем ближе мы добираемся до предмета, тем глубже поле уменьшается. И наоборот, если мы хотим получить более глубокую глубину поля, нам нужно дистанцироваться от предмета.

Расстояние в несколько метров между устройством и объектом значительно увеличивает глубину поля. В случае фокусного расстояния все так же просто, но обратно пропорционально. Чем ниже фокусное расстояние, тем выше глубина поля. По этой причине широкоугольные и сверхугольные цели, как говорят, имеют большую глубину поля и телеобъективы, которые имеют небольшую глубину поля.

Предварительный просмотр глубины резкости

Обычно современные камеры имеют возможность наводиться на резкость при полностью открытой диафрагме. Когда делается снимок, автоматика камеры закрывает диафрагму до установленного значения. Чтобы посмотреть как будет выглядеть изображения при закрытой диафрагме, иногда можно воспользоваться репетиром диафрагмы. Это позволяет без снимка посмотреть в видоискатель (оптический или электронный) как будет выглядеть картинка, когда камера закроет диафрагму. Можете почитать более детально про .

Что касается фокусного расстояния, и здесь необходимо сделать техническую правильность спецификации. Если мы сделаем портрет с телеобъективом на определенной диафрагме, а другой с грандиозным или сверхугольным объективом на той же диафрагме, так что как у субъекта, сфотографированного на тот же размер, глубина поля будет одинаковой.

Чтобы получить небольшую глубину резкости, например, желательно для портретов, где объект отделен от фона, диафрагма должна быть как можно более широкой. И наоборот, если нам нужна большая часть изображения, чтобы быть ясной, нам нужно как можно больше закрыть диафрагму. Насколько мы узнаем немного дальше.

Диафрагмирование для улучшения картинки

Под диафрагмированием понимают просто изменения значения диафрагмы. С помощью управления диафрагмой можно добиться от объектива более резкого изображения. В основном, самое резкое изображение достигается где-то на средних значениях диафрагмы того или иного объектива. На самом большом значении диафрагмы объективы страдают хроматическими аберрациями и . При закрытии диафрагмы и практически пропадают. На очень маленьких диафрагмах объективы страдают потерей резкости от дифракции. Также, при закрытии (уменьшении диафрагмы) повышается не только резкость, но и контраст снимка. Большая диафрагма позволяет проводить визирование через оптический видоискатель без особых проблем, так как объектив дает много света и через глазок хорошо видно весь кадр. Визировать с диафрагмой ниже F5.6 через оптический видоискатель можно только при хорошем освещении. Также, снимки с бОльшей диафрагмой могут казаться более яркими и насыщенными — такой эффект связан с более плавными переходами на снимках темных областей в светлые.

На двух приведенных выше изображениях вы можете увидеть эффект диафрагмы, а также расстояние фокусировки на глубине поля. В первом наборе расстояние фокусировки составляет 1 метр, а второе - 2 метра. Обе крайности диафрагмы вызывают трудности, которые необходимо принимать во внимание для достижения желаемых результатов. При использовании очень легких диафрагм фокус становится чрезвычайно чувствительным, поскольку прозрачная область очень мала. Любое неправильное поведение переводится в мягкие фотографии.

На противоположном конце использование слишком маленьких диафрагм приводит к феномену дифракции. К сожалению, когда свет из одной точки вынужден проходить через очень маленькую щель, такую ​​как диафрагма, закрытая при упомянутых выше значениях, ее лучи достигнут датчика в несколько разных местах, распределенных как диск, Известный в физике как Эйри.

Боке и диафрагма связаны навек

Диафрагма очень сильно влияет на рисунок . Обычно наилучшее для объектива достигается на максимально открытой диафрагме. При этом само физическое отверстие максимально круглое. При закрытии диафрагмы лепестки диафрагмы вместо круга образуют разные многогранники. Эти многогранники отчетливо видно в зоне нерезкости. Очень часто такие многогранники называют гайками, шайбами и циркулярными пилами .

На фотографии дифракционный предел представляет собой значение диафрагмы, выше которой ясность изображения начинает ухудшаться. Этот предел не универсален для всех камер, но тесно связан с размером фотографии, что, в свою очередь, зависит от размера датчика и его разрешения.

Бывают случаи, когда диафрагма играет меньшую роль на глубине поля. Хотя фокус находится в поле телефото, 100 мм, расстояние между устройством и объектом является «виновником» для глубины большого поля на изображении выше. И здесь высокая дальность фокусировки является решающим фактором в получении большой глубины поля.

Так как в дешевых объективах присутствует малое количество лепестков диафрагмы, обычно не больше 5-6, то в зоне нерезкости появляются фигуры точь-в-точь напоминающие «гайки». Ценятся те объективы, которые на закрытых диафрагмах дают правильные круглые светящиеся пятна в зоне нерезкости, например, к ним можно отнести или . В новых объективах очень редко можно встретить большое количество лепестков диафрагмы, но сейчас делают более скругленные лепестки, которые даже при малом их количестве, дают круглое отверстие.

Вы можете обнаружить дифракционный предел самостоятельно для определенной комбинации тела и объектива, как мы это сделали ниже. Процедура максимально проста. Для достижения желаемых результатов идеально знать пределы дифракции и не закрывать диафрагму в определенной точке, потому что, хотя глубина поля будет увеличиваться, вы потеряете ясность.

Это понятие полезно, когда вы хотите сделать фотографию, где все элементы ясны, от ближайшего к самому дальнему. Пейзажная фотография больше всего выигрывает от концепции гиперфокального расстояния, особенно рамок с элементами на переднем плане, таких как цветок или скала, которые должны быть ясны на картинке.

Ниже приведены мои фотографии, полученные с помощью разных фотоаппаратов и объективов и снятые на разных значениях числа F. Параметры съемки () для каждой фотографии указаны в нижней строчке.

Когда вы фокусируетесь на гиперфокальном расстоянии, все элементы в кадре от половины до бесконечности будут ясны. Факторами, определяющими гиперфокальное расстояние, являются фокус точки линзы, используемая диафрагма и диффузионное пятно. Калькулятор глубины поля.

Все идеи, о которых мы говорили выше, находятся, в которых вы можете получить доступ, если вы вошли в систему. Это значительно облегчает изучение всех параметров, связанных с глубиной поля. Все, что вам нужно сделать, это ввести тип камеры, фокусное расстояние в миллиметрах, используемую диафрагму и расстояние от камеры до объекта.







Диафрагма в камерах телефонов и других маленьких устройствах

Диафрагма, это механическая часть объектива, ее нельзя сделать программно. Почти во всех телефонах нет физического устройства диафрагмы. Во многих ‘мыльницах’ тоже нет диафрагмы. Как же быть? Обычно камера в таких устройствах дозирует количество света только и вариацией значения ISO, а само значение диафрагмы постоянно зафиксировано на максимальном значении. Для примера, на моей Nokia 7610 указано, что F2.8, потому камера всегда снимает на F2.8.

Как настроить диафрагму в фотоаппарате?

В камерах за диафрагму отвечает число F (число диафрагмы) . Оно показывает в сколько раз диаметр относительного отверстия меньше фокусного расстояния объектива, на объективе это записывается как f1/1.4 или f1/5.6, иногда можно встретить написание f=1:6.3 или 1:5.6, или f/16, f/3.2. Часто, на объективах или камерах указывается только одно диафрагменное число, например ‘1.4’ или ‘16.0’. Обычно число диафрагмы пишется с большой буквой ‘F’ без дробей, например, F 8.0, а относительное отверстие чаще записывают через маленькую букву ‘f’, например f 1:11 (написания могут быть какие-угодно). Проще всего настроить диафрагму, переведя камеру в режим приоритета диафрагмы. На главном колесе управления камерой, либо в меню фотоаппарата, такой режим обозначается ‘А’ или ‘AV’. Чтобы легко запомнить, можно просто произнести: диАфрагмА - значит нужно включать режим ‘А’. Детально про творческий режим приоритета диафрагмы написано .

‘Светлые’ и ‘темные’, ‘быстрые’ и ‘медленные’ объективы

От максимального значения диафрагмы зависит то, на сколько объектив можно будет использовать в плохих условиях освещенности. ‘Светосильными’ или ‘светлыми’ называют объективы с большой диафрагмой, обычно, значение F должно быть ниже 2.8. То есть объективы с максимальными диафрагмами F1.4, F1.8, F2.0, F2.2, F2.5, F2.8 называют светосильными или просто светлыми. Все что ниже F1.4 называют супер светосильными . К супер светосильным объективам можно отнести или . Объективы, которые имеют значение диафрагмы от F/2.8 до F/5.6 называют обычными среднесветосильными объективами, к таким объективам можно отнести или . Объективы, у которых максимальная диафрагма меньше F/5.6 называют слабосветосильными или ‘темными ‘. К таким объективам можно отнести . Кстати, сделать светосильный зум очень сложно, более детально .


Так как диафрагма влияет на скорость , то объективы еще делят на быстрые и медленные. Под быстрым объективом понимают то, что с его помощью можно снять изображение с короткой (с ‘быстрой’ ). А под медленным, то, что с его помощью можно снять фото с длинной (‘медленной’ ). Если зафиксировать значение ISO, то именно от диафрагмы зависит , и чем светлее объектив, тем он быстрее. И чем темнее объектив, тем он медленней.

Разница в светосиле

Разницу в значениях диафрагмы и других фотографических переменных обычно измеряют в стопах. При изменении диафрагмы на один стоп изменится в два раза . Также, при изменении диафрагмы на один стоп можно вместо выдержки изменить ISO в два раза. Очень важное замечание, что разница в значениях диафрагмы не линейная, а квадратичная. Возьмем две диафрагмы F/5.6 и F/2.8, казалось бы, разница в геометрической светосиле составляет 5.6/2.8=2 раза, но это не верно. На влияет площадь круга, сформированного диафрагмой, а не ее диаметр. Число F связано только с диаметром. Для подсчета разницы в площадях нужно брать квадраты диаметров. Потому получается, что разница в светосиле между F/5.6 и F/2.8 составляет (5,6*5,6)/(2,8*2,8)=4 раза. Вот такая вот хитрость. Как это запомнить? Есть два выхода, либо делить квадраты чисел F, либо сначала делить числа F, а потом возводить в квадрат результат. Зачем я утомляю расчетами - а потому, что часто фотолюбители не имеют представления про то, во сколько раз один объектив ‘светлее’ или ‘темнее’ другого объектива.

Также, опытные фотографы знают про так называемый диафрагменный ряд чисел, в котором каждых два соседних числа F отличаются на один стоп.

Ряд чисел F: 1, 1.4, 2, 2.8, 4, 5.6, 8, 11, 16, 22, 32, 46 и т.д.

Золотое правило:

Диафрагма и выдержка связаны золотым правилом. Чтобы сохранить правильную при одинаковых ИСО нужно либо закрыть диафрагму и увеличить выдержку, либо, наоборот, открыть диафрагму и уменьшить выдержку.

Закрыть, открыть, увеличить уменьшить - не нужно путаться

Все очень просто. Закрыть или уменьшить диафрагму — означает повысить число F. Была диафрагма F2.8, когда ее закрыли, она стала F5.6, закрыли еще сильней, она стала F16.0 и т.д. Например, встречается фраза ‘прикрыл дырку на два стопа’, расшифровывается это так: ‘сделал число F большим и уменьшил площадь отверстия в 4 раза’. Главное не запутаться, когда диафрагма открывается, число F уменьшается. А когда диафрагма закрывается - число F увеличивается. Например, была диафрагма F32.0, когда ее открыли, она стала F8.0, когда открыли еще сильней, она стала F5.6.

Что делать — ничего не понятно

Если у Вас зеркалка, переверните камеру задом наперед, чтобы вы смотрели в объектив, нажмите кнопку спуска (сделайте снимок) и Вы увидите как дырочка в объективе закроется и откроется — вот так и работает диафрагма. Если же вы всматривались в свой объектив и ничего не увидели, то ниже показан видеоролик с замедленным воспроизведением, где отчетливо видно, как работает диафрагма во время съемки. На видео лепестки закрываются до значения F/16 и формируют очень ‘маленькую дырочку’:

каталоги объективов, фотоаппаратов и другой фототехники : В последнее время мой блог требует огромных затрат на обслуживание и наполнение новыми материалами. Вы очень сильно помогаете мне когда пользуетесь любыми внешними ссылками, размещенными на Радоживе.

Выводы

Диафрагма — это дозатор светового потока, который влияет на , яркость оптического видоискателя и качество изображения. Вообще, если не поснимаете на разных значениях числа F, не узнаете толком что это такое:)

Материал подготовил Аркадий Шаповал.

Инструкция

Термин «диафрагма» происходит от греческого слова «перегородка», иное ее название – апертура. Диафрагма – это специальное устройство, встроенное в объектив для регуляции диаметра отверстия, пропускающего свет на матрицу. Отношение диаметра отверстия объектива к фокусному расстоянию называется светосилой.

Буквой F обозначается диафрагменное число, которое является величиной, обратной значению относительного отверстия объектива. Изменив F на одну ступень, получим изменение диаметра отверстия диафрагмы в 1,4 раза. А количество попадающего на матрицу света изменится в 2 раза.

Чем меньше отверстие диафрагмы, тем больше глубина резкости изображаемого пространства, т.е. область четкой фокусировки вокруг снимаемого объекта. Установить нужную диафрагму , в зависимости от модели фотоаппарата, можно вручную через меню камеры, вращая кольцо диафрагмы на объективе или управляющее колесо на корпусе камеры.

Чем меньше число F, тем больше диафрагма, а значит , диаметр отверстия объектива становится шире и на матрицу попадает больше света. Максимально открытая диафрагма имеет значение f1.4, f2.8 и т.п. Для объектива 50 мм глубина резкости будет максимальной при значении f22, а при f1.8 – резкость будет небольшой. Например, при съемке портрета , чтобы получить четкое лицо и размытый задний фон, диафрагму надо поставить небольшую f2.8. Если диафрагму наоборот зажать, т.е. выставить большее диафрагменное число, то преобладающая часть кадра будет в фокусе.

Отрезок времени, в течение которого световые лучи попадают на матрицу, называется выдержкой. Затвор фотокамеры обеспечивает ее. Диафрагма и выдержка вместе называются экспопарой. Увеличение светочувствительности обратно пропорционально экспозиции, т.е. если светочувствительность увеличивается в 2 раза, экспозицию также следует уменьшить вдвое. Для измерения выдержки применяются доли секунды: 1/30, 1/60, 1/125 или 1/250 с.

Для съемки движущихся объектов, чтобы избежать «шевеления», стоит применять короткую выдержку . Чтобы рассчитать нужную выдержку , необходимо знать на каком фокусном расстоянии будет производиться съемка. Например, объектив – 24-105 мм, он выдвинут на половину – примерно 80 мм. А поскольку максимальная выдержка не должна быть больше величины, обратно пропорциональной фокусному расстоянию, то выдержка должны быть выставлена не длиннее 1/80 с. Короткие выдержки применяются чтобы «заморозить » движение: полет птицы, падение капель, бег легкоатлета и пр.

Для съемки ночью или в сумерках лучше подойдет длинная выдержка. Она поможет верно проэкспонировать кадр. При съемке с длинной выдержкой высока вероятность появления смазывания кадра, в этом случае стоит использовать оптическую стабилизацию или штатив. Подобная выдержка позволит снять интересные сюжеты – «огненный шлейф» при вечерней и ночной съемке движущихся автомобилей.

При съемке воды величина выдержки имеет большое значение. При короткой выдержке вода будет напоминать стекло. При съемке медленных рек и ручьев лучше всего использовать выдержки от 1/30 до 1/125 с. Стремительные потоки или разбивающиеся о скалы волны стоит снимать на короткой выдержке в 1/1000 с, т.к. она позволит детально проработать мелкие брызги. Для съемки