Тренировочные варианты ким по литературе огэ. Справочные материалы для подготовки к сдачи огэ по литературе

Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся для проведения основного государственного экзамена по ЛИТЕРАТУРЕ.
Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся для проведения основного государственного экзамена по литературе (далее - кодификатор) является одним из документов, определяющих структуру и содержание КИМ ОГЭ. (далее -КИМ). Кодификатор представляет собой систематизированный перечень требований к уровню подготовки выпускников и проверяемых элементов содержания, в котором каждому объекту соответствует определенный код. Кодификатор составлен на основе стандарта основного общего образования по литературе (приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»).

Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов для проведения в 2019 году основного государственного экзамена по ЛИТЕРАТУРЕ.
При ознакомлении с демонстрационным вариантом 2019 г. следует иметь в виду, что задания, включённые в демонстрационный вариант, не отражают всех элементов содержания, которые будут проверяться с помощью вариантов КИМ в 2019 г. Полный перечень контролируемых элементов содержания приведён в кодификаторе элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся для проведения основного государственного экзамена, размещённом на сайте: www.fipi.ru.
Демонстрационный вариант предназначен для того, чтобы дать возможность любому участнику экзамена и широкой общественности составить представление о структуре будущей экзаменационной работы, количестве и форме заданий, а также об их уровне сложности. В демонстрационном варианте приведены также критерии проверки и оценивания выполнения заданий с развёрнутым ответом.
Эти сведения дают выпускникам возможность выработать стратегию подготовки к сдаче экзамена по литературе в 2019 году.


Скачать и читать ОГЭ 2019, Литература, 9 класс, Демонстрационный вариант

Спецификация контрольных измерительных материалов для проведения в 2019 году основного государственного экзамена по ЛИТЕРАТУРЕ.
Назначение экзаменационной работы - оценить уровень общеобразовательной подготовки по литературе выпускников IX классов общеобразовательных организаций в целях государственной итоговой аттестации выпускников. Результаты экзамена могут быть использованы при приёме обучающихся в профильные классы средней школы.
ОГЭ проводится в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Экзаменационная работа составляется в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования по литературе (приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089).


Скачать и читать ОГЭ 2019, Литература, 9 класс, Спецификация, Кодификатор, Проект

Кодификатор представляет собой систематизированный перечень требований к уровню подготовки выпускников и проверяемых элементов содержания, в котором каждому объекту соответствует определенный код. Кодификатор составлен на основе стандарта основного общего образования по литературе (приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»).

А также раздумывают, какие дисциплины лучше сдавать в качестве предмета по выбору. В числе вариантов для сдачи ОГЭ находится и литература.

Чаще всего ее сдают ребята, которые в будущем желают стать филологами или лингвистами. Данный предмет не вызывает сложностей у школьников, которые уделили достаточно времени изучению отечественной и зарубежной классики. А перед сдачей ОГЭ не лишним будет узнать, какие новшества ожидают вас в структуре и наполнении билетов, каким будет расписание экзаменов, и какие требования выдвигает комиссия к выпускникам девятых классов!

Демонстрационный вариант ОГЭ-2018

Даты ОГЭ по литературе

При подготовке к ОГЭ ученикам важно заранее знать, в каком порядке и в какие числа им придется сдавать тот или иной предмет. Для экзаменации по литературе Рособрнадзор выделил такие даты:

  • 27 апреля 2018 года (пятница) – дата досрочной сдачи литературного ОГЭ. Резервная дата для этого периода – 7 мая 2018 года (понедельник);
  • 7 июня 2018 года (четверг) – основной экзамен, предстоящий выпускникам средней школы. 22 июня 2018 года (пятница) – резерв;
  • 12 сентября 2018 года (среда) – день дополнительной экзаменации. Резервом стало 20 сентября 2018 года (четверг).

Изменения в ОГЭ-2018 по литературе

Профильная комиссия посчитала, что в данный КИМ нужно внести несколько уточнений.

  1. Инструкции к работе были усовершенствованы и сформулированы так, чтобы ученик ясно и четко понимал логику заданий и критериальные требования.
  2. Изменились критерии, по которым будут оцениваться задания с развернутым ответом.
  3. Балл, который можно получить за решение КИМа, в 2018 году будет увеличен на 6 и составит 29 баллов.

Структура и содержание КИМа

Основная цель экзаменации по литературе – оценить уровень подготовки учеников общеобразовательных учреждений по данному предмету. Полученные результаты будут использованы для зачисления школьников в профильные классы. Важный момент: экзаменация по литературе отличается от других предметов – в этом билете ученикам не стоит надеяться на задания с короткими ответами.

Литературный ОГЭ, в отличие от , не нацелен на проверку базовых лингвистических знаний. Ваша способность давать аргументированные ответы на поставленные вопросы продемонстрирует, насколько хорошо вы разбираетесь в терминологии. Основная цель ОГЭ – проверить аналитическое мышление школьников, их способности к интерпретации художественных текстов, умение сопоставлять факты и логично рассуждать. При этом билет построен так, чтобы ученик смог его решать согласно своим читательским предпочтениям.


На экзамене вам предстоит выполнить 4 литературных задания за 235 минут

КИМ по литературе создан по принципу абсолютной вариативности – школьники имеют право выбирать задания из нескольких предложенных вариантов. Чтобы получить за работу высший балл, ученику придется:

  • усвоить художественный текст и провести его анализ;
  • выделить в тексте главные смысловые части;
  • определить род и жанр художественного произведения;
  • понять и сформулировать главную мысль или проблему, заложенную в основу произведения;
  • охарактеризовать главных героев произведения, его сюжетные особенности, композицию и выразительные средства, использованные автором;
  • провести сопоставительный анализ художественных текстов;
  • выразить личную позицию по отношению к прочитанному произведению;
  • сделать пересказ и дать отзыв в письменной форме.

Составители КИМов уделили внимание основным теоретико-литературным терминам и понятийному аппарату, русскому фольклору, древнерусским литературным трудам, русской литературе XVIII, XIX, XX–ХХI столетий, а также классике зарубежной литературы. Теперь рассмотрим структуру работы несколько подробнее. В КИМе вас ожидают две составные части и 10 заданий, из которых нужно будет выбрать 4 (3 задания из первой части и 1 – из второй).

  • Первая часть работы – задания, в которых ученикам предстоит проанализировать фрагмент произведения художественного характера. Данная часть представлена двумя вариантами – ученик может выбрать тот отрывок, который больше отвечает его уровню подготовки. Вариант №1 – отрывок эпического, драматического или лирико-эпического произведения. В варианте №2 вас ждет анализ стихотворения или басни. В каждом варианте нужно будет справиться с тремя заданиями, которые покажут, умеете ли вы воспринимать тексты, высказывать оценочные суждения и понимать авторскую идею. Развернутый ответ на вопросы №1 и №2 должен состоять из 3-5 предложений. Каждое задание принесет вам до 5 баллов. В задании №3 ученик должен не только написать свои мысли по поводу прочитанного текста, но и сделать сопоставление с другим текстовым отрывком или произведением. Ответ нужно оформить в виде 5-8 предложений, за которые вы можете получить еще 6 баллов;
  • Вторая часть работы – сочинение по одной из четырех тем. Эта часть ОГЭ имеет взаимосвязь с вариантами из первой части. Тема №1 относится к художественному фрагменту, №2 – к басне или стихотворению. Впрочем, школьник может выбрать темы №3 или 4 – они касаются древнерусской литературы, литературного наследия XVIII столетия или классики XIX -ХХ веков. При решении данной части билета нужно обязательно соблюсти норму – в сочинении должно быть не менее 200 слов. Если ученик не смог написать больше 150 слов, то задание считается невыполненным и оценивается в 0 баллов. Максимум, положенный за сочинение – 13 баллов.

Максимум первичных баллов за литературный ОГЭ равен 29 баллам.

Критерии оценивания ОГЭ по литературе


Залог высокого балла – знакомство с классикой русской и мировой литературы

При оценивании работ члены комиссии будут ориентироваться на следующие критерии:

  • в первой части билета проводится оценка того, насколько ответ соответствует заданию. Кроме того, комиссия поставит баллы за аргументированность и связь ответа с авторским текстом, точность фактов и логичность утверждений;
  • при оценивании сочинения комиссия учитывает семь критериев. Ученик должен: написать сочинение, которое соответствует выбранной теме; аргументировать свою мысль путем привлечения цитат; опираться на литературные понятия; соблюдать композиционную целостность; не нарушать логику повествования; быть точным в фактах; соблюсти все литературные нормы. Первый критерий может принести вам 1 балл, остальные – по 2 балла. При этом первый критерий является наиболее важным – если экзаменатор поставит за него 0, то все сочинение будет оценено в 0 баллов.

Регламент и особенности литературного ОГЭ

Выпускники девятых классов получат на работу с билетом 235 минут. Профильная комиссия рекомендует грамотно распределять время, отведенное на КИМ:

  • до 120 минут – на задания из первой части билета;
  • до 115 минут – на сочинение.

Вам стоит заранее избавить свои карманы от лишних вещей, которые могут являться инструментами для списывания. Не берите в класс смартфоны или умные часы, в которые можно загрузить ответы или тексты сочинений, иначе вас могут выгнать из аудитории и аннулировать результаты экзаменации.

Стоит сказать, что ученикам девятых классов будет проще, чем одиннадцатиклассникам, ведь им при работе с билетом разрешено пользоваться текстами литературных произведений и лирическими сборниками. Конечно, всем ученикам по комплекту книг не выдадут – они будут находиться на отдельном столе, к которому у каждого экзаменующегося школьника будет свободный доступ.

Как оценка за ОГЭ влияет на школьный аттестат?

Отметка, полученная за ОГЭ по литературе, может откорректировать вашу оценку за предмет. Шкала для перевода баллов выглядит следующим образом:

  • от 0 до 9 баллов – школьнику выставляется «двойка» за ОГЭ;
  • от 10 до 17 баллов – ученик получает «тройку»;
  • от 18 до 24 баллов – девятиклассник написал ОГЭ на «четверку»;
  • от 25 до 29 баллов – отметка за экзаменацию тождественна «пятерке».

Если школьник желает продолжать обучение в специализированном классе или колледже, ему нужно будет набрать за ОГЭ не менее 19 баллов.


Потренируйтесь излагать мысли на бумаге, чтобы не оплошать в

Как подготовиться к ОГЭ по литературе?

При подготовке и написании литературного ОГЭ ученики могут воспользоваться такими советами и рекомендациями:

  • ориентируйтесь на школьную программу и позаботьтесь о том, чтобы у вас был комплект хрестоматий по литературе за все годы обучения;
  • ознакомьтесь с демо-версией ОГЭ за 2018 год, чтобы понять, какие темы и задания являются для вас проблемными. Кроме того, демовариант поможет вам отработать заполнение бланка;
  • составьте график чтения литературных произведений, вынесенных на ОГЭ. Массив информации по данному предмету настолько велик, что за пару-тройку ночей вы с ним точно не справитесь;
  • читайте не только полный текст произведения, но и отзывы критиков – это поможет вам аргументировать свои мысли в сочинении. В билетах 2018 года могут быть затронуты произведения М.В. Ломоносова, Д.И. Фонвизина, Г.Р. Державина, Н.М. Карамзина, И.А. Крылова, В.А. Жуковского, А.С. Грибоедова, А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, А.Н. Островского, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, Н.А. Некрасова, М.Е. Салтыкова-Щедрина, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова, И.А. Бунина, А.А. Блока, В.В. Маяковского, С.А. Есенина, М.А. Шолохова, А.Т. Твардовского, В.М. Шукшина, А.И. Солженицына, Б.Н. Стругацких и других (список конкретных произведений есть в кодификаторе, который можно скачать в начале статьи);
  • не хватайтесь за первую предложенную тему – ознакомьтесь со всем билетом, чтобы понять, какие задания вам ближе;
  • не пишите полный текст сочинения на черновом бланке, теряя драгоценные минуты – черновик лучше использовать для тезисного изложения мыслей, записи цитат и основных аргументов.

По итогам 2018 года ОГЭ по литературе стал менее популярным среди выборочных экзаменационных испытаний для выпускников основной школы. В 2018 – 2019 учебном году девятиклассникам предстоит сдать уже пять экзаменов, среди которых два обязательных (математика и русский язык) и три по выбору. Стоит ли выбирать ОГЭ по литературе, сложно ли к нему готовиться? Эти и другие вопросы волнуют учеников и их родителей.

ГИА по литературе в 9 классе предпочтительно для ребят, желающих продолжить образование в классах филологического профиля. Успех на экзамене определяют:

  • знание биографий поэтов и писателей,
  • знание содержания произведений, входящих в школьную программу,
  • умение анализировать тексты и сопоставлять их,
  • умение составлять портреты героев и оценивать их действия,
  • владение лексической выразительностью и грамотностью языка,
  • умение рационально использовать время на экзамене (3 часа 55 минут).
С чего начать подготовку?
  1. Ознакомиться с демовариантом, спецификацией и кодификатором по предмету.
  2. Прочитать художественные произведения, из утвержденного ФИПИ списка.
  3. Во время чтения выписывать основные моменты, которые будут необходимы для ответов.
  4. Практиковаться в решении заданий.
Выполнить второй и третий пункт вам поможет , размещенный в Базе знаний CKnow. Обязательно ознакомьтесь с ним! А начать практиковаться в решении заданий, которые могут встретиться вам на реальном экзамене, вы можете уже на данной странице. Внизу вам предложен демовариант и тренировочные варианты.

КИМ ОГЭ по литературе состоит из двух частей и отличается от других предметов тем, что в них нет тестовых вопросов, когда из имеющихся вариантов можно выбрать правильный ответ. Экзаменационная работа по литературе состоит только из заданий, на которые необходимо дать развернутые ответы.
В первой части вам предложат выбор из двух вариантов. Важно! Выполнять следует только один вариант. Объем ответов на первые три задания первой части составляет 3 – 5 предложений. Не используйте слишком сложных речевых конструкций. Будьте лаконичны и в то же время следите за тем, чтобы ваш текст имел глубокий смысл.
Вторая часть – сочинение. Не стоит пугаться его. Вам будет разрешено пользоваться полным текстом художественного произведения. В данном задании предлагается четыре произведения, из которых вы должны выбрать одно и написать сочинение объемом не менее 150 слов. Оптимально сочинение из 200 слов.
«Решу ОГЭ по литературе» в онлайн режиме – возможность эффективно готовиться к экзамену, выполняя тесты по разным темам.

Экзаменационная работа по литературе состоит из двух частей .

В первой части работы предполагается анализ текста художественного произведения, размещенного в самой экзаменационной работе, во второй части предлагаются темы сочинений.

При оценке выполнения всех типов заданий учитывается речевое оформление ответов.

Первая часть состоит из двух альтернативных вариантов (нам необходимо выбрать один из них). Первый вариант предлагает анализ фрагмента эпического, драматического или лироэпического произведения, а второй – анализ лирического стихотворения или басни.

Каждое из первых двух заданий предполагает письменный ответ в примерном объеме 3–5 предложений и оценивается максимально 3 баллами.

Третье задание первой части предполагает не только размышление над предложенным текстом, но и сопоставление его с другим произведением или фрагментом, текст которого также приведен в экзаменационной работе. Примерный объем 5–8 предложений.

На выполнение заданий части 1 работы экзаменуемому рекомендуется отвести 120 минут.

Вторая часть экзаменационной работы содержит четыре темы сочинений, требующие развернутого письменного рассуждения.

Первая тема относится к произведению, из которого взят фрагмент для первого варианта первой части, а вторая - к творчеству поэта, чье лирическое стихотворение или басня включено во второй вариант первой части.

Задания 2.3 и 2.4 формулируются по творчеству других писателей, чьи произведения не были включены в варианты части 1 (древнерусская литература; литература XVIII, XIX и ХХ вв.). Задания 2.3, 2.4 не связаны с проблематикой произведений, приведенных в первой части экзаменационной работы. Экзаменуемый выбирает одну из четырех предложенных ему тем.

В сочинении по лирике экзаменуемый должен проанализировать не менее двух стихотворений.

На написание сочинения учащемуся предлагается отвести 115 минут.

Задания 1.1.3, 1.2.3 и критерии их проверки и

оценивания

Последнее задание части 1 (1.1.3 или 1.2.3) является заданием повышенного уровня сложности и требует написания на основе текстов, приведенных в работе, развернутого связного ответа объемом 5–8 предложений (указание на объём условно).

Задание предполагает сравнение двух текстов (фрагментов текстов) в указанном направлении, самостоятельное извлечение информации из предложенного для сопоставления материала, нахождение оснований для построения сопоставительного анализа в рамках определенного в задании ракурса.

Перед выполнением этого задания необходимо внимательно прочесть предложенный для сопоставления текст, уяснить его связь с основным текстом. Задание 1.1.3 (1.2.3) нацеливает экзаменуемого на преобразующее воспроизведение или некоторую интерпретацию содержащейся в текстах информации.

Выполнение задания 1.1.3 (1.2.3) оценивается по следующим универсальным обобщённым критериям, не зависящим от содержания конкретных текстов.

Критерии проверки и оценивания выполнения сопоставительных заданий 1.1.3 и 1.2.3, требующих написания связного ответа объемом5–8 предложений

Указание на объём условно; оценка ответа зависит от его содержательности (при наличии глубоких знаний экзаменуемый может ответить в большем объёме; при умении точно формулировать свои мысли экзаменуемый может достаточно полно ответить в меньшем объёме). Если при проверке задания указанной группы эксперт по первому критерию ставит 0 баллов, задание считается невыполненным и по другим критериям не оценивается (в протокол проверки ответов выставляется 0 баллов).

Критерии

Баллы

1. Умение сопоставлять художественные произведения

а) экзаменуемый сравнивает тексты по указанному в задании направлению

анализа, умеет строить сравнительную характеристику

б) экзаменуемый сравнивает тексты по указанному в задании направлению

анализа, но допускает нарушения в построении сравнительной характеристики

в) экзаменуемый, сравнивая тексты, не следует указанному в задании

направлению анализа;

и (или) не демонстрирует умения строить сравнительную характеристику

2. Глубина приводимых суждений и убедительность аргументов

а) экзаменуемый даёт прямой связный ответ на вопрос, опираясь на авторскую

позицию (при анализе стихотворений учитывая авторский замысел),

при необходимости формулирует свою точку зрения,

аргументирует свои тезисы,

подтверждает свои мысли текстом, не подменяя анализ пересказом текста;

фактические ошибки и неточности отсутствуют

б) экзаменуемый понимает суть вопроса,

но

не даёт на него прямого ответа;

и (или) ограничивается изложением своей точки зрения;

и (или) не все тезисы аргументирует;

и (или) отчасти подменяет анализ пересказом текста;

и (или) допускает 1–2 фактические ошибки

в) экзаменуемый не справляется с заданием: не даёт ответа на вопрос;

и (или) подменяет анализ пересказом текста;и (или) допускает более 2-х фактических ошибок

3. Следование нормам речи

а) допущено не более 2-х речевых ошибок;

б) допущено более 2-х речевых ошибок

Максимальный балл

Таким образом, выпускник должен уметь:

1. Сравнивать тексты по указанному в задании направлению анализа.

2. Строить сравнительную характеристику.

3. Знать содержание и проблематику произведения в целом (или особенности творчества поэта).

4. Понимать проблематику предложенного для сопоставления текста.

5. Давать содержательное обоснование для сопоставления.

6. Приводить убедительные аргументы.

8. Формулировать собственную обоснованную позицию (если этоготребует специфика конкретного задания).

9. Не подменять рассуждение пересказом текста.

10. Владеть теоретико-литературными понятиями.

11. Оформлять ответ в соответствии с речевыми нормами.

Примеры формулировок задания 1.2.3.

  1. Сопоставьте стихотворение «Море» В.А. Жуковского с приведённым ниже стихотворением Ф.И. Тютчева «Море и утёс». Чем различается изображение моря в этих произведениях?
  2. Сопоставьте стихотворение А.С. Пушкина «К морю» со стихотворением А.Н. Апухтина «Прощание с деревней», приведённым ниже. В обоих произведениях звучит тема прощания. В чём различие этих прощаний?
  3. Сопоставьте стихотворение М.Ю. Лермонтова «Нет, не тебя так пылко я люблю…» с приведённым ниже стихотворением А.К. Толстого «С ружьём за плечами, один, при луне…». Какие мотивы и образы сближаю т эти стихотворения?
  4. Сопоставьте стихотворение А.С. Пушкина «К Чаадаеву» со стихотворением М.Ю. Лермонтова «Прощай, немытая Россия…». В чём Вам видятся различия в настроении лирических героев этих произведений?
  5. Сопоставьте басню И.А. Крылова «Осёл и Соловей» с приведённым ниже стихотворением А.С. Пушкина «Поэт и толпа». Какая проблематика объединяет оба произведения?
  6. Сопоставьте стихотворение В.А. Жуковского «Невыразимое» со стихотворением Ф.И. Тютчева «Silentium». Какие идеи сближают эти стихотворения?
  7. Сопоставьте стихотворения М.Ю. Лермонтова «Смерть Поэта» и Ф.И. Тютчева «29-е января 1837 года», посвящённые гибели А.С. Пушкина. Чем различается осмысление двумя поэтами сути случившейся трагедии?

Основные теоретико-литературные понятия:

тема, проблема, идея, осмысление, представление автора; мотив, образ; лирический герой, душевное состояние лирического героя, настроение лирического героя.

Алгоритм работы

  1. Внимательно прочитайте задание.
  2. Выделите в формулировке главные слова.
  3. Вспомните литературоведческие понятия, которые требуются для выполнения задания.
  4. Найдите в текстах основания для сравнения.
  5. Постройте сравнительную характеристику.

Пример.

Сопоставьте стихотворение М.Ю. Лермонтова «Поэт» с приведённым ниже стихотворением Ф.И. Тютчева «Поэзия». Чем различаются представления авторов о назначении поэта и поэзии?