Особенности УМК "Школа России" (презентация). Презентация "Особенности УМК "Начальная школа XXI века"" опорой на социальный опыт ученика

Слайд 1

Презентация УМК по информатике
Сетракова И.М. Учитель начальных классов МБОУ Сетраковская СОШ

Слайд 2

Новый ФГОС НОО делает значительный акцент на освоение учащимися универсальных учебных действий. Именно через освоение универсальных действий предполагается осуществлять приобретение учащимися ключевых компетенций

Слайд 3

Требования к результатам
формирование и развитие УУД и специальных учебных умений, для успешной учебной деятельности в средней и старшей школе.
опыт работы с гипермедийными информационными объектами, которые могут передаваться как устно, так и с помощью современных технологий или размещаться в Интернете.

Слайд 4

ИКТ-компетентности
умение решать учебные задачи с использованием общедоступных в начальной школе инструментов ИКТ и источников информации в соответствии с возрастными потребностями и возможностями младшего школьника.

Слайд 5

При освоении личностных действий ведется формирование: критического отношения к информации и избирательности ее восприятия; уважения к информации о частной жизни и информационным результатам других людей.
Личностные универсальные учебные действия

Слайд 6

При освоении регулятивных универсальных учебных действий обеспечивается: оценка условий, хода и результатов действий, выполняемых в информационной среде; использование результатов действия, размещенных в цифровой информационной среде, для выполнения оценки выполненного действия самим обучающимся, его товарищами и учителями, а также для их коррекции; создание цифрового портфолио учебных достижений учащегося.

Слайд 7

При освоении познавательных универсальных учебных действий ИКТ играют ключевую роль в таких общеучебных универсальных действиях, как: поиск информации в индивидуальных информационных архивах учащегося, информационной среде образовательного учреждения, в федеральных хранилищах информационных образовательных ресурсов; фиксация (запись) информации об окружающем мире и образовательном процессе, в том числе – с помощью аудио- и видео- записи, цифрового измерения, оцифровки (работ учащихся и др.) с целью дальнейшего использования записанного (его анализа, цитирования);
Регулятивные универсальные учебные действия

Слайд 8

структурирование знаний, их организация и представление в виде концептуальных диаграмм, карт, линий времени и генеалогических деревьев; создание гипермедиа сообщений, включающих текст, набираемый на клавиатуре, цифровые данные, неподвижные и движущиеся, записанные и созданные изображения и звуки, ссылки между элементами сообщения; подготовка выступления с аудио-визуальной поддержкой; построение моделей объектов и процессов из конструктивных элементов реальных и виртуальных конструкторов;

Слайд 9

выступление с аудио-визуальной поддержкой; фиксация хода коллективной/личной коммуникации (аудио-видео и текстовая запись); общение в цифровой среде (электронная почта, чат, видео-конференция, форум, блог) создание гипермедиа-сообщений;
Коммуникативные универсальные учебные действия

Слайд 10

Горячев Александр Владимирович, кандидат педагогических наук, лауреат премии Правительства РФ в области образования за 2008 год, руководитель авторского коллектива курса «Информатика в играх и задачах» (учебники 1-4 классы, учебные пособия 5-6 классы), автор пособия для дошкольников «Всё по полочкам», автор учебников для 3-4 классов «Информатика и ИКТ. Мой инструмент компьютер», «Информатика. Логика и алгоритмы», автор справочников-практикумов для обучения работе с компьютерными программами. Выпускник факультета прикладной математики МИЭМ (1982), научный сотрудник института точной механики и вычислительной техники им. С.А.Лебедева (1982-1998). Координатор направления «Информатика» в Образовательной системе «Школа 2100».

Слайд 11

Доктор физико-математических наук, профессор. Член-корреспондент Российской Академии наук (РАН). Действительный член Российской Академии образования (РАО). Действительный член Российской Академии естественных наук (РАЕН). Ректор Московского института открытого образования (МИОО) (Московский институт повышения квалификации работников образования).

Слайд 12

Евгения Павловна Бененсон - Кандидат технических наук (1982 г.). В 1972 году окончила факультет счетно-решающей техники МЛТИ по специальности – системы автоматического управления. С 1995 года – преподавала на курсах повышения квалификации для учителей и методистов (обучение работе с учениками на уроках математики и информатики). 1991-1998 гг. – факультативные и кружковые занятия математикой и информатикой со школьниками (1-7 классы). Автор учебников и учебных пособий по математике (по системе Занкова) и информатике для детей, методических пособий для учителей.

Слайд 13

Матвеева Наталья Владимировна - К.п.н., старший научный сотрудник ГНУ ИСМО (ИОСО РАО), автор УМК по информатике для 2 - 4 классов и ЦОР по информатике для 2 класса в Единой национальной коллекции. Член Федерального экспертного совета Минобразования РФ. Награждена почетной грамотой Министерства образования Российской Федерации.

Слайд 14

Целью курса является формирование универсальных учебных действий, отражающих потребности ученика начальной школы в информационно-учебной деятельности, а также формирование начальных предметных компетентностей в части базовых теоретических понятий начального курса информатики и первичных мотивированных навыков работы на компьютере и в информационной среде, в том числе при изучении других дисциплин.
УМК Н. В. Матвеевой

Слайд 15

Задачами курса являются: 1)формирование системного, объектно-ориентированного теоретического мышления; 2)умения описывать объекты реальной и виртуальной действительности на основе различных способов представления информации; 3)овладение приемами и способами информационной деятельности; 4)формирование начальных навыков использования компьютерной техники и современных информационных технологий для решения практических задач. Авторский коллектив под данным термином понимает «готовность учащегося использовать усвоенные знания, умения и навыки в области информатики для: 1)доступа к информации (знание того, где и как искать и получать информацию) 2)обработки информации (использование заданных схем организации и классификации информации) 3)интеграции информации (интерпретирование и представление информации, включая резюмирование, сравнение, сопоставление) 4)оценки информации (суждение о качестве, релевантности, полезности, пригодности информации) 5)создания информации (адаптация, сочинение информации) и т.д.».

Слайд 16

Во 2 классе дети учатся видеть окружающую действительность с точки зрения информационного подхода. В процессе обучения в мышление и речь учеников постепенно вводятся термины информатики (источник/приемник информации, канал связи, данные и др.). Школьники изучают устройство компьютера, учатся работать с электронными документами.

Слайд 17

В 3 классе школьники изучают представление и кодирование информации, ее хранение на информационных носителях. Вводится понятие объекта, его свойств и действий с ним. Дается представление о компьютере как системе. Дети осваивают информационные технологии: технологию создания электронного документа, технологию его редактирования, приема/передачи, поиска информации в сети Интернет. Учащиеся знакомятся с современными инструментами работы с информацией (мобильный телефон, электронная книга, фотоаппарат, компьютер и др.), параллельно учатся использовать их в своей учебной деятельности. Понятия вводятся по мере необходимости, чтобы ребенок мог рассуждать о своей информационной деятельности, рассказывать о том, что он делает, различая и называя элементарные технологические операции своими именами.

Слайд 18

В 4 классе рассматриваются темы «Мир понятий» и «Мир моделей», формируются представления учащихся работе с различными научными понятиями, также вводится понятие информационной модели, в том числе компьютерной. Рассматриваются понятия исполнителя и алгоритма действий, формы записи алгоритмов. Дети осваивают понятие управления собой, другими людьми, техническими устройствами (инструментами работы с информацией), ассоциируя себя с управляющим объектом и осознавая, что есть объект управления, осознавая цель и средства управления. Школьники учатся понимать, что средства управления влияют на ожидаемый результат, и что иногда полученный результат не соответствует цели и ожиданиям.

Слайд 19

знать/понимать: основные источники информации; назначение основных устройств компьютера; правила безопасного поведения и гигиены при работе инструментами, бытовой техникой (в том числе с компьютером).
УРОВЕНЬ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ, ОКАНЧИВАЮЩИХ НАЧАЛЬНУЮ ШКОЛУ

Слайд 20

уметь: составлять небольшие письменные описания предмета, картинки с помощью текстового редактора; составлять алгоритм решения текстовых задач (не более 2–3 действий); распознавать изученные геометрические фигуры и изображать их на экране компьютера; сравнивать различные объекты реальной действительности по размерам, взаимному расположению в пространстве и выражать эти отношения с помощью схем; определять признаки различных объектов природы (цвет, форму) и строить простые графические модели в виде схемы, эскиза, рисунка; различать части предметов и отображать их в рисунке (схеме); выполнять инструкции (алгоритмы) при решении учебных задач;

Слайд 21

получать необходимую информацию об объекте деятельности, используя рисунки, схемы, эскизы, чертежи (на бумажных и электронных носителях); работать с разными источниками информации; обогащать жизненный опыт, удовлетворять свои познавательные интересы, осуществлять поиск дополнительной информации о родном крае, родной стране, нашей планете с помощью непосредственного наблюдения, измерения, сравнения и используя мультимедийные средства обучения; осуществлять сотрудничество в процессе совместной работы над компьютерными проектами и презентациями; решать учебные и практические задачи с применением возможностей компьютера; осуществлять поиск информации с использованием простейших запросов;

Слайд 22

практикумы; работа в группах,; организационно - деятельностные, деловые игры.
Формы организации учебного процесса

Слайд 23

чтение текста; выполнение заданий и упражнений (информационных задач); наблюдение за объектом изучения (компьютером); компьютерный практикум (работа с электронным пособием); работа со словарём; контрольный опрос, контрольная письменная работа; итоговое тестирование; эвристическая беседа; разбор домашнего задания; физкультурные минутки и «компьютерные» эстафеты.
Виды деятельности на уроке

Учебно-методический комплекс

Автор программы
Людми́ла Гео́ргиевна Пе́терсон) - российский педагог-методист, доктор педагогических наук, профессор кафедры начального и дошкольного образования, ведущий специалист кафедры стратегического проектирования, почётный работник высшего профессионального образования РФ. В 2002 году награждена Премией Президента Российской Федерации в области образования.

Цель: создание информационно-образовательной среды, обеспечивающей включение каждого ребенка в самостоятельную учебную деятельность, в процессе которой создаются условия для надежного достижения определенных ФГОС личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования посредством формирования универсальных учебных действий как основы ведущей образовательной компетенции - умения учиться.
Цель и задачи УМК

Задачи: Достижение личностных результатов учащихся: готовность и способность обучающихся к саморазвитию; сформированность мотивации к обучению и познанию; осмысление и принятие основных базовых ценностей. Достижение метапредметных результатов обучающихся: освоение универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных). Достижение предметных результатов: освоение опыта предметной деятельности по получению нового знания, его преобразования и применения на основе элементов научного знания, современной научной картины мира.

Программа Перспектива обеспечивает: доступность знаний и качественное усвоение материала всестороннее развитие личности младшего школьника с учетом его возрастных особенностей, интересов и потребностей.

Основополагающими принципами комплекса являются: Гуманистический принцип историзма коммуникативный принцип творческой активности. Такой принципиальный подход позволяет организовать процесс обучения с одной стороны под цель, направленную на получение знаний в соответствии с требованиями нового стандарта, с другой стороны как средство формирования универсальных учебных умений и личностных качеств, т.е. развитие и воспитание ребенка.

УМК сконструирован на основе единых идеологических, дидактических и методических принципов, адекватных требованиям ФГОС к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Все компоненты УМК «Перспектива» прошли широкую практическую апробацию в различных регионах России с положительными результатами, что придает решению поставленных перед образованием задач надежность, системность, прогнозируемость, результативность.

Образовательная среда УМК «Перспектива», с одной стороны, обеспечивает удовлетворение всех базовых потребностей детей - безопасности, причастности, самоутверждении, а с другой – актуализирует фундаментальную потребность в воспитании своих сил, реализации своего потенциала.

Система дидактических принципов обучения, воспитания и поддержки здоровья детей 1. Принцип деятельности – заключается в том, что ученик, не получая знания в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений

2. Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологий, содержания и методик с учетом возрастных, психологических особенностей развития детей

3. Принцип целостности – предполагает формирование у учащихся обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).

4. Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна дать ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума.

5. Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговой формы общения.

6. Принцип вариативности – предполагает формирование у учащихся способности к систематическому подбору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора

7. Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, создание условий для приобретения учащимся собственного опыта творческой деятельности.

Методическое обеспечение УМК Предметное содержание учебников и система методического обеспечения направлены на: Приоритет понимания текста над его воспроизведением; причинно-следственный, аналитический подход к работе с текстом; акцент на собственном аргументированном суждении; неформальный, занимательный характер вопросов; полноту средств, формирующих сложные умения к работе с текстом

«Школа России» наиболее известный и востребованный в России комплект для начальной школы. Комплект «Школа России» существует c 2001 года и включает завершенные линии учебников по всем предметам начального образования. Приведен в соответствие с новыми требованиями к начальному образованию. Гарантирует достижение высоких результатов обучения. Направлен на развитие личности ребенка. Организует различные виды деятельности школьника.


Главная идея комплекта - школа России должна стать школой духовно-нравственного развития. Именно такая школа будет достойна России. Для достижения целей развития личности необходимо строить обучение на основе постоянного пробуждения и поддержки творческого начала в ребенке. При организации работы предпочтение отдается проблемно-поисковому подходу.




Комплект «Школа России» учитывает изменения, предусмотренные стандартом Второго поколения: личностно- и ценностноориентирован; обеспечивает успешность ребенка в школе и за ее пределами; предусматривает формирование универсальных учебных действий; практикоориентирован; направлен на развитие умения детей общаться; поддерживает совместную деятельность школы и семьи.




Обучение грамоте и развитие речи Горецкий В.Г. Азбука. Учебник в 2 частях Методический аппарат учебников позволяет учителю на каждом уроке выстраивать систему работы как с не читающими, так и с уже читающими учениками. В содержание учебников включены задания для диагностики («Проверь себя»), а также материалы для проектной деятельности первоклассников. Электронное приложение Основной элемент организации материала электронного приложения электронная демонстрационная таблица с выделенными активными зонами. Каждая из выделенных активных зон содержит задания, анимации, интерактивные модели, схемы.




Горецкий В.Г., Федосова Н.А, Прописи к "Русской азбуке" 1,2,3,4 В прописях представлена система работы по обучению письму, которая учитывает возрастные особенности первоклассников. Прописи содержат занимательный развивающий материал.







Литературное чтение: Учебник в 2 чЛитературное чтение: Учебник в 2 частях Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г.,Голованова М. В. Классические и современные произведения разных жанров помогут привить ребенку интерес и любовь к художественной книге, расширить кругозор, развить самостоятельное творческое мышление.




Математика: Учебник в 2 частях Моро М.И., Волкова С.И., Степанова С.В. и др. В учебнике представлен материал, позволяющий сформировать у младших школьников систему математических знаний, представлена система учебных задач, направленных на формирование и последовательную отработку УУД, пространственного воображения и математической речи учащихся. Многие задания позволяют ученикам самостоятельно ставить учебные цели, контролировать и оценивать ход и результаты собственной деятельности. В электронном приложении все уроки сгруппированы по разделам.






Плешаков А.А. Окружающий мир: Рабочая тетрадь в 2 частях Рабочие тетради сориентированы главным образом на вычленение и тщательную отработку наиболее существенных элементов содержания учебников, обеспечивают фиксацию результатов наблюдений, опытов, практических работ, а также творческую деятельность детей. Специально для занятий в семье предназначены вкладыши в рабочих тетрадях 1 и 2 классов «Мой научный дневник». В нём содержатся задания, которые ребёнок с помощью взрослых должен выполнить в течение учебного года.



Методическое сопровождение курса «Окружающий мир» Тесты, позволяют ученику проверить свои знания; атлас-определитель, который позволит ученику разобраться в огромном разнообразии окружающих его природных объектов. Атлас станет постоянным спутником ребёнка во время школьных экскурсий, уроков, прогулок с родителями, летнего отдыха. Электронное приложение состоит из 60 уроков, соответствующих темам учебников. Все уроки сгруппированы по разделам «Что? Кто?», «Куда? Откуда? Как?», «Где? Когда?», «Почему? Зачем?».


Технология: Учебник, рабочая тетрадь: Роговцева Н. И., Богданова Н. В., Фрейтаг И. П. Основная задача предмета «Технология» - создание условий для приобретения учащимися опыта проектной деятельности от замысла до презентации изделия, овладения приёмами работы с бумагой, пластилином и природными материалами, конструктором. Такой подход позволяет сформировать у младших школьников регулятивные универсальные действия, личностные качества (аккуратность, внимательность, готовность прийти на помощь и т. д.), коммуникативные умения (работать в паре, группе), умения работать с информацией и осваивать элементарные приёмы работы на компьютере. В рабочих тетрадях содержатся шаблоны для изделий, разрезные карточки, чертежи, технологические карты и дополнительный материал.






В. И. Лях Физическая культура: Учебник: 1- 4 классы Все разделы учебника формируют личностный смысл учения, поскольку младшие школьники любят говорить о себе, и слова «Я», «Моё» являются для них основными факторами общения. Например, прочти и объясни основы правильного поведения, осанки, первой помощи при травмах, о спортивной одежде и обуви; о продуктах питания и необходимом питьевом режиме и др.


Цель УМК «Школа России»:

средствами учебно-методического комплекса обеспечить современное образование младшего школьника в соответствии с положениями ФГОС, новейшими достижениями педагогической науки и лучшими традициями отечественной школы.


Задачи УМК «Школа России»:

  • создание условий для организации учебной деятельности, развития познавательных процессов, творческих способностей, эмоциональной сферы младшего школьника;
  • развитие и укрепление интереса к познанию самого себя и окружающего мира;
  • воспитание любви к своему городу (селу), к своей семье, к своей Родине, к ее природе, истории, культуре;
  • формирование опыта этически и экологически обоснованного поведения в природной и социальной среде;
  • формирование ценностного отношения к человеку, к природе, к миру, к знаниям.

Основополагающие принципы УМК «Школа России»

  • Принцип воспитания гражданина России
  • Принцип ценностных ориентиров
  • Принцип обучения в деятельности
  • Принцип работы на результат
  • Принцип синтеза традиций и инноваций в образовании

Ведущая целевая установка УМК «Школа России» и ФГОС

Воспитание гуманного, творческого, социально активного человека – гражданина и патриота России, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к своей семье, к природному и культурному достоянию своей малой Родины, своей много-национальной страны и всего человечества.

Современный национальный воспитательный идеал. Высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.


Основные средства реализации ведущей целевой установки УМК «Школа России»:

  • Значительный воспитательный потенциал.
  • Системно выстроенный потенциал для включения

младших школьников в учебную деятельность.

  • Возможности для дифференцированного и личностно-

ориентированного образования школьников.

  • Преобладание проблемно-поискового методов обучения.
  • Практическая направленность содержания материала с

опорой на социальный опыт ученика.

  • Творческие, проектные задания, учебные диалоги.
  • Возможности для моделирования изучаемых объектов

и явлений окружающего мира.

  • Возможности для разнообразия организационных форм

обучения, в т.ч. с использованием электронных ресурсов.


Планируемые результаты начального общего образования

  • Личностные
  • Метапредметные
  • Предметные

Результаты освоения основной образовательной программы

Под личностными результатами в стандарте понимается становление самоопределения личности , включая:

  • формирование основ российской гражданской и этнической идентичности младшего школьника;
  • формирование внутренней позиции школьника;
  • развитие мотивов и смыслов учебно-образовательной деятельности;
  • развитие системы ценностных ориентаций, в т.ч. морально-этических, отражающих индивидуально-личностные позиции, социальные чувства и личностные качества.

Под метапредметными результатами в стандарте понимаются универсальные способы деятельности:

  • познавательные
  • коммуникативные
  • регулятивные

Основное содержание оценки метапредметных результатов в начальной школе строится вокруг умения учиться – совокупности способов действий, обеспечивающих способность обучающихся к самостоятельному усвоению новых знаний и умений.




Основные цели изучения блока «Литературное чтение. Обучение грамоте»:

  • Формирование навыка чтения;
  • Развитие речевых умений;
  • Обогащение и активизация словаря;
  • Совершенствование фонематического слуха;


Основные цели блока «Русский язык. Обучение письму»:

  • Формирование основ элементарного графического навыка;
  • Развитие речевых умений, обогащение и активизация словаря;
  • Осуществление грамматико-орфографической пропедевтики.


Основные цели блока «Русский язык»:

  • Ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
  • Формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.


Основные цели блока «Литературное чтение»:

  • Овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением;
  • Развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений;
  • Обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы.


Основные цели предмета «Математика»:

  • развитие образного и логического мышления, воображения, математической речи;
  • формирование предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач и продолжения образования;
  • освоение основ математических знаний, формирование первоначальных представлений о математике как части общечеловеческой культуры.

Плешаков А.А. Окружающий мир. 1 класс. в 2-х частях


Основные цели предмета «Окружающий мир»:

  • формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребенком личного опыта общения с людьми и природой;
  • духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.